Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятие как основной субъект

Тема 1

Вопрос 5. Взаимодействие подразделений по делам несовершеннолетних с иными субьектами государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Вопрос №3. Задачи и содержание деятельности ОВД по предотвращению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Вопрос 2. Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Вопрос 1. Характеристика преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

ЛЕКЦИЯ

Вопрос 3. Особенности предупредительной деятельности служб и подразделений органов внутренних дел.

Вопрос 2. Виды, формы и методы предупредительной деятельности органов внутренних дел. Классификация мер предупреждения преступлений и административных правонарушений, реализуемых органами внутренних дел.

Вопрос 1 Понятие, правовое и организационное регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений.

Введение

ЛЕКЦИЯ

ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Правовые акты Правительства Республики Беларусь

Организация деятельности Правительства Республики Беларусь

Компетенция Правительства Республики Беларусь

Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь

Правительство Республики Беларусь в системе органов государственной власти

Вторая классификация связана с выделением внутри культуры так называемых «кинетических» элементов. Это индивидуальные или коллективные правила и модели поведения. Начнем с самых простых. Раньше других в истории появляется «образец поведения». Это отрезок деятельности, которому следует подражать. Это самая примитивная форма культуры, формирующаяся еще в первобытном обществе. Далее появляется «норма». Это требование более детальное и предполагающее разрешение, запрещение, обязательность, допустимость или желательность тех или иных действий.Социальная норма есть общезначимое правило поведения. Нормы начинаются с этических норм, регулирующих взаимоотношения между членами социальной группы. Так, моральные запреты «не убий, не укради, не возжелай жены ближнего твоего» есть первичный вариант социальных норм. Вслед за появлением норм возникают «санкции». Это ответ общества на выполнение или же нарушение норм.Санкции существуют в виде поощрений или же наказаний. Любые санкции могут носить формальный и неформальный характер. Например, наложение штрафа есть формальная норма, а объявление психологического бойкота – неформальная. Любая норма таит в себе возможность отклонения, или «девиации». Скажем, если нормой является запрет убийства, то совершение такового становится девиацией. Усвоенная внешняя норма, превращенная во внутреннее требование становится «ценностью». Ценности обычно формулируются нами в виде существительных, например, здоровье, семья, дружба, любовь и т.п. Нормы же предполагают описание желательных или нежелательных действий – вести здоровый образ жизни, быть семьянином, уважать родителей, иметь друзей, любить и т.п. Последний индивидуальный кинетический элемент, сходный и с нормой, и с ценностью – это «привычка».Ее тоже можно рассматривать как усвоенную норму. Но это чаще всего неосознаваемое правило поведения, которое регулирует повседневные, рутинные, привычные действия, над целью выполнения которых мы не задумываемся, а поступаем так, потому что так принято в нашей культуре.

Несколько культурных комплексов вместе образуют культурную конфигурацию. Так, культурные комплексы автомобиля, компьютера, мобильного телефона, бытовой техники образуют современную технологическую культурную конфигурацию.

Вторая классификация связана с выделением внутри культуры так называемых «кинетических» элементов. Это индивидуальные или коллективные правила и модели поведения. Начнем с самых простых. Раньше других в истории появляется «образец поведения». Это отрезок деятельности, которому следует подражать. Это самая примитивная форма культуры, формирующаяся еще в первобытном обществе. Далее появляется «норма». Это требование более детальное и предполагающее разрешение, запрещение, обязательность, допустимость или желательность тех или иных действий.Социальная норма есть общезначимое правило поведения. Нормы начинаются с этических норм, регулирующих взаимоотношения между членами социальной группы. Так, моральные запреты «не убий, не укради, не возжелай жены ближнего твоего» есть первичный вариант социальных норм. Вслед за появлением норм возникают «санкции». Это ответ общества на выполнение или же нарушение норм.Санкции существуют в виде поощрений или же наказаний. Любые санкции могут носить формальный и неформальный характер. Например, наложение штрафа есть формальная норма, а объявление психологического бойкота – неформальная. Любая норма таит в себе возможность отклонения, или «девиации». Скажем, если нормой является запрет убийства, то совершение такового становится девиацией. Усвоенная внешняя норма, превращенная во внутреннее требование становится «ценностью». Ценности обычно формулируются нами в виде существительных, например, здоровье, семья, дружба, любовь и т.п. Нормы же предполагают описание желательных или нежелательных действий – вести здоровый образ жизни, быть семьянином, уважать родителей, иметь друзей, любить и т.п. Последний индивидуальный кинетический элемент, сходный и с нормой, и с ценностью – это «привычка».Ее тоже можно рассматривать как усвоенную норму. Но это чаще всего неосознаваемое правило поведения, которое регулирует повседневные, рутинные, привычные действия, над целью выполнения которых мы не задумываемся, а поступаем так, потому что так принято в нашей культуре.

Несколько культурных комплексов вместе образуют культурную конфигурацию. Так, культурные комплексы автомобиля, компьютера, мобильного телефона, бытовой техники образуют современную технологическую культурную конфигурацию.

Вторая классификация связана с выделением внутри культуры так называемых «кинетических» элементов. Это индивидуальные или коллективные правила и модели поведения. Начнем с самых простых. Раньше других в истории появляется «образец поведения». Это отрезок деятельности, которому следует подражать. Это самая примитивная форма культуры, формирующаяся еще в первобытном обществе. Далее появляется «норма». Это требование более детальное и предполагающее разрешение, запрещение, обязательность, допустимость или желательность тех или иных действий.Социальная норма есть общезначимое правило поведения. Нормы начинаются с этических норм, регулирующих взаимоотношения между членами социальной группы. Так, моральные запреты «не убий, не укради, не возжелай жены ближнего твоего» есть первичный вариант социальных норм. Вслед за появлением норм возникают «санкции». Это ответ общества на выполнение или же нарушение норм.Санкции существуют в виде поощрений или же наказаний. Любые санкции могут носить формальный и неформальный характер. Например, наложение штрафа есть формальная норма, а объявление психологического бойкота – неформальная. Любая норма таит в себе возможность отклонения, или «девиации». Скажем, если нормой является запрет убийства, то совершение такового становится девиацией. Усвоенная внешняя норма, превращенная во внутреннее требование становится «ценностью». Ценности обычно формулируются нами в виде существительных, например, здоровье, семья, дружба, любовь и т.п. Нормы же предполагают описание желательных или нежелательных действий – вести здоровый образ жизни, быть семьянином, уважать родителей, иметь друзей, любить и т.п. Последний индивидуальный кинетический элемент, сходный и с нормой, и с ценностью – это «привычка».Ее тоже можно рассматривать как усвоенную норму. Но это чаще всего неосознаваемое правило поведения, которое регулирует повседневные, рутинные, привычные действия, над целью выполнения которых мы не задумываемся, а поступаем так, потому что так принято в нашей культуре.

Несколько культурных комплексов вместе образуют культурную конфигурацию. Так, культурные комплексы автомобиля, компьютера, мобильного телефона, бытовой техники образуют современную технологическую культурную конфигурацию.

Н.Е.Введенский показал, что эти фазы являются выражением следового последствия. Одиночного раздражения и играют важную роль в характере последующей реакции живой ткани на действие нового раздражителя.

Н.Е.Введенский показал, что эти фазы являются выражением следового последствия. Одиночного раздражения и играют важную роль в характере последующей реакции живой ткани на действие нового раздражителя.

ПЛАН

1. Основні етапи розвитку соціологічного знання про економічну сферу.

2. Соціологія праці і управління, її поняття та категорії.

3. Структура соціально-економічної поведінки населення сучасної України

У більшості з нас праця забирає більшу частину життя, яка інша діяльність. Часто ми асоціюємо поняття праці з обов'язками — переліком завдань, котрі ми хотіли б звести до мінімуму або взагалі знехтувати. Доречно навести такі характеристики праці.

  1. Гроші. Зарплатня є головним ресурсом, від якого залежать люди, задовольняючи свої потреби. Без такого доходу стурбованість про завтрашній день, як правило, зростає.
  2. Рівень активності. Робота часто уможливлює набуття і вдосконалення навичок та вмінь. Навіть рутинна праця створює структуроване середовище, в якому поглинається енергія особи. Без цього можливості вдосконалювати такі вміння та навички може й не бути.
  3. Різноманітність. Праця уможливлює доступ до середовища, що контрастує з домашнім оточенням. У робочій атмосфері індивіди, виконуючи навіть доволі марудні обов'язки, можуть бути раді діяльності, відмінній від домашньої поденної роботи.
  4. Часова структура. Для людей, зайнятих на регулярній роботі день переважно організований згідно з ритмом праці. Хоча іноді це може пригнічувати, але все-таки дає відчуття спрямованості в повсякденній діяльності. Непрацюючі особи часто називають своєю головною проблемою нудьгу і поступово втрачають відчуття часу. Як зауважив один безробітний: «Час втратив своє колишнє значення... Його так багато»
  5. Соціальні контакти. Трудове середовище часто породжує дружбу й можливості участі у спільній діяльності з іншими особами. Коло друзів та знайомих, при відриві від робочого оточення найімовірніше, зменшуватиметься.
  6. Персональна ідентичність. Праця переважно цінується за надання відчуття стабільної соціальної ідентичності. Зокрема, особливо для чоловіків.

Першою комплексною теорією, яка пояснювала суть і структуру економіки та взаємодію її з іншими сферами суспільного життя, була теорія англ.. ученого А.Сміта.В якій він дав всебічний аналіз капіталізму як економічної підсистеми суспільства. На його думку, основним джерелом суспільного багатства є індивідуальне прагнення до добробуту, а також властиве кожному індивіду бажання досягти якомога вищого становища у суспільстві.

Головною умовою процвітання держави він вважав: панування приватної власності; не втручання держави в економіку; відсутність перешкод для розвитку особистої ініціативи.

Він поділяв суспільство на три класи – найманих робітників, капіталістів і великих землевласників – і зазначав, що інтереси робітників протилежні інтересам імущих класів, однак вважав такий стан речей цілком природнім. Економіка стає автономною за суттю свого існування у державі, тобто відокремленою від політики, а робітник — незалежним в економічній діяльності від соціального порядку. Він змушений покладатися лише на свій власний вибір — на відміну від соціальної залежності селян від поміщиків та феодалів.

Для Сміта економіка є самодостатньою. Вона не потребує зовнішнього впливу і втручань з боку політики й держави, водночас економіка не існує поза суспільством.

Праці Д.Рікардо, відомого англійського еко­номіста, іде більш спеціалізовані щодо економічної діяль­ності. Він був автором теорії трудової вартості. Але й Рікардо аналізував взаємозв'язок економіки із соціальною сферою. Відомою є виявлена ним закономірність про пряму залежність величини заробітної платні від ступеня нагрома­дження капіталу. Саме в цьому положенні міститься умова гармонії інтересів праці і капіталу, зростання соціальних результатів капіталістичного виробництва.

Англійський учений Т.Мальтус звернув увагу на взаємозв’язок між виробництвом і динамікою народона­селення. Суть сформульованого ним закону така; зростан­ня народонаселення відбувається у геометричній, а життє­вих засобів і благ — в арифметичній прогресіях. Це призво­дить, до перевищення чисельністю населення вироблених життєвих благ, тому завжди є багаті і бідні. Бідні — це той надлишок населення., якому не вистачає вироблений благ. Регуляторами такого стану в Мальтуса виступають епідемії, голод, війни, які ліквідовують, «зайву» частину народонасе­лення. Звідси походять також заклики до робітничого класу і селянства (як малозабезпечених верств населення) утри­матися від народження дітей і створення багатодітних сімей.

Другий етап розвитку наукових уявлень про економічну сферу та її зв'язок зі сферою соціальною пов'язаний з ви­никненням якісно нової ситуації у взаємодії між капіталіс­тичною економікою та суспільством. Як тільки капіталістич­на економіка запрацювало на повну силу, з'явилися основ­ні соціальні протиріччя цієї економічної системи: кризи по­чатку XIX ст., антагонізм праці й капіталу, безробіття тощо. Ці процеси описані у працях Маркса, який першим здійснив спробу соціологічної інтерпретації економіки. Для нього найбільш негативними соціальними наслід­ками капіталістичної економічної системи були експлуатація праці і деградація особистості робітника, абсолютне й від­носне зубожіння більшості суспільства. Він розглядав еле­менти економічної системи — виробництво, розподіл, нагро­мадження капіталу — як соціальні процеси. В тому Маркс вбачав дію всезагального закону суспільного життя; еконо­мічна, трудова діяльність є основоположною для людини, формує її суть і соціальну природу. Однак форми організа­ції економічної діяльності за капіталізму прямо впливають на відчуження людини від її власної суті, від результатів праці і самої праці. Тому основне завдання, згідно з Марк­сом, — подолання всезагального відчуження і перехід до справді людського життя у. новій, комуністичній суспільно-економічній формації.

Маркс уперше застосував системний аналіз до суспільства: будь-яке суспільство належить до певної суспільно-економічної формації, де всі підсистеми (економіка, політика, куль­турне життя і т. ін.) взаємодіють одна з одною і розвивають­ся на основі економічного базису. Але й позаекономічні види діяльності також відіграють активну роль: коли еконо­мічний базис не відповідає соціальній надбудові, він рево­люційним чином перетворюється. Отже, на час першого, початкового періоду розвитку капіталістичної економічної системи теорія Маркса була найбільш адекватним її опи­сом і аналізом, здійсненим у соціологічному плані. Але з подальшим розвитком капіталізму виникають нові ри­си, які цей лад суттєво модифікують: він стає гнучкішим у со­ціальному плані. Змінилися відносини між працею і капіталом, зростав добробут робітників та їх соціальний захист. Виникло державне регулювання, що стримувало безжалісну конкурентну боротьбу та утворення монополій тощо. Ці нові економічні і соціальні реалії відкрито і про­аналізовано у працях М.Вебера та Е.Дюркгейма в них економічна сфера й економічні відносини розглянуті з позицій загальної соціологічної теорії. Це зумовило виникнен­ня третього етапу в розвитку наукових уявлень про еконо­міку з погляду соціології.

Вебер здійснив дослідження раціональних та ірраціональ­них мотивів поведінки людини в економічній діяльності і роз­крив взаємозв'язок етики протестантизму з типами трудової поведінки. Якщо, наприклад, католицька релігія того часу закликала до відмови від мирського, «світського» життя за­для звернення до життя духовного, засуджуючи такі види економічної діяльності, як лихварство, нагро­мадження капіталу, то протестантизм заохочував новий вид аскетичної поведінки у трудовій діяльності. Віра у провидін­ня означає, згідно з постулатами протестантизму, що люди­на обрана богом, уся її діяльність заздалегідь визначена, а це змушує її постійно й наполегливо працювати для досяг­нення успіху, який і є знаком Божим. Так праця із засобу, для життя перетворюється у мету життя, стає її сенсом. Отже згідно з Вебером, ідеальні форми знання, втілені у цін­нісні орієнтації, відіграють значну роль у трудовій поведінці і є важливою складовою усієї економічної системи, а проте­стантська етика набуває великого значення у становленні економічної системи вільного підприємництва і найманої праці.

Е.Дюркгейм у творі «Про розподіл суспільної праці» дослідив вплив економічного процесу розподілу праці на соціальний стан суспільства. На відміну від економічного трактування розподілу праці він запропонував його опис як соціального процесу, що відіграв провідну роль в інтеграції суспільства. На думку Дюркгейма, розвинуте суспільство за­сноване на «органічній солідарності», яка викликана саме розподілом праці. Цим Дюркгейм підкреслює, що економічна система не лише породжує соціальні конфлікти, а й здатна творити інтеграцію. Соціальні протиріччя, викликані аномічністю відповідних відносин, пояснюються відсутністю на перших етапах розвитку капіталізму належних організацій­них форм їх взаємовідносин, які виникають згодом і їх за­кріплює відповідне законодавство. Економічний процес роз­поділу праці не лише призводить до соціальних наслідків, а й сам зумовлений соціальним станом суспільства. Його при­чина — у збільшенні моральної і фізичної щільності суспіль­ства, у зміні його сегментарної структури.

Після Другої світової війни західна соціологічна думка ак­тивно розробляє ще одну концепцію, а саме індустріаль­ного і постіндустріального суспільства. Серед її авторів Р.Арон, У.Ростоу, Дж.Гелбрейт, Д.Белл. Основна ідея цієї концепції полягає у тому, що сучасний стан еко­номічної системи докорінно відрізняється від традиційного капіталістичного стану:

· змінюється основна форма власності (з приватної на акціонерну, коли капіталісти вже не є окремими влас­никами; через придбання акцій підприємств навіть прос­тий робітник може стати співвласником; отже, відбува­ється свого роду «розпорошення власності»);

· функцій власності відокремлюється від функції влади (управління економічними процесами переходить до рук адміністративної та науково-технічної еліт);

· економіка змінює свою структуру (від товарного вироб­ництва до виробництва послуг; нині в розвинутих про­мислових країнах у безпосередньому виробництві зай­нято лише близько 15% працездатного населення, реш­та працює у сфері послуг, комунікації тощо).

Все це спричиняє і якісні зміни у стані суспільство: відповід­но перетворюється соціальна структура в напрямку більшої мобільності і можливості переходу з однієї страти (прошар­ку чи групи) до іншої, соціальні відмінності між людьми есе більше трансформуються у професійні, класові конфлікти — у договірні соціальні відносини, що піддаються полагоджен­ню та регулюванню, і т.ін.

Отже, у розвитку економічної соціології у західній науковій думці можна1 вирізнити чотири етапи:

· I етап (1776-1820) представлений іменами А.Сміта, Д.Рікардо, Р.Мальтуса;

· II етап (1820-1893) ~ переважно теорією К.Маркса;

· III етап (1893-1956) — ученнями М.Вебера і Е.Дюркгейма;

· IV етап (з 1956 р. до сьогодення) — вченнями Т.Лорсонса, Н.Смелзера, Р.Арона, У.Ростоу, Дж.Гелбрейто, Д.Белла.

Водночас слід акцентувати на одній принциповій для соціо­логії особливості. В західній соціологічній думці сфера еко­номіки є предметом дослідження насамперед у загально­теоретичному плані і втілюється в економічній соціології, коротку історію розвитку якої викладено раніше. Економіч­на соціологія розглядає економіку як одну з підсистем сус­пільства, а також суспільні впливи на неї. Вона має на меті вкласти економічну науку в ширший контекст соціальних відносин, визначити соціальні передумови, закономірності та результати економічної діяльності, без чого годі знайти причини трансформацій і змін економічних систем. Росій­ський соціолог Власов у зв'язку з цим слушно зазна­чає, що економічна наука як така не могла пояснити, звід­ки взялися такі загальні соціальні типи, як «підприємець», «пролетар», що змусило їх обрати такі нестандартні для свого часу моделі поведінки й ціннісні орієнтації. Якраз М.Вебер-соціолог зміг відповісти на це питання, виявивши причини виникнення нових форм економічної поведінки. Але задля того він мусив звернутися до досліджень поза­економічних об'єктів, о саме до релігійно зумовленої етики трудової поведінки. та соціальні потреби. Саме в цьому останньому випадку чіт­ко простежувався взаємозв'язок соціальної та економічної сторін виробництва

- Хотторнські експерименти Е.Мейо

ІІ. У радянській соціологічній науці не було розроблено такого напрямку, як економічна соціологія, оскільки офіційно визнавалося лише одна теоретична економіка: марксистсько-ленінська; усі інші альтернативні спроби розвитку теорій такого роду узагальнення були загалом неможливі й за­боронені. Тому економічна соціологія розповсюджено в за­хідному світі і лише починає свої перші кроки в Україні. На­томість в колишньому СРСР достатньо активно розробляли соціологію праці й управління як емпіричну соціологічну дисципліну з яскраво вираженим прикладним застосуван­ням. Навіть у визначеннях соціології праці й управління у словниках радянського періоду відверто акцентувалось на її значенні насамперед для зростання продуктивності праці в соціалістичній економіці. В радянські часи соціологія праці й управління була зосе­реджена передусім на вивченні таких проблем:

· підготовка молоді до праці, її професійне самовизначення як основного резерву робочої сили і трудових ресурсів;

· професійний добір, підготовка і розстановка кадрів;

· матеріальне і моральне стимулювання;

· формування трудового колективу, посилення його вихов­ного впливу;

· зміцнення трудової дисципліни і т.ін.

Уже самий перелік цих напрямів дає уявлення про утилітарне, суто практичне призначення соціології праці й управ­ління у радянському суспільстві. Звичайно, у кожному сус­пільстві підвищення продуктивності праці та ефективності виробництва є одним з основних напрямів економічної по­літики держави. Але зо соціалізму досягнення цієї мети ви­ступало самоціллю і супроводжувалось величезними люд­ськими втратами та визискуванням робочої сили. Так, зо часів Сталіна найдешевшою робочою силою були засудже­ні й репресовані, на багатьох велетенських новобудовах працювали в'язні [згадаймо хоч би будівництво Біломорсь­кого каналу або будови в Сибіру). Нині відбувається про­цес очищення вітчизняної соціології від ідеологічних наша­рувань, формування її понятійно-категоріального апарату і концептуальної схеми, зміна її загальної орієнтації із забез­печення за всяку ціну високих виробничих результатів на досягнення ефекту за рахунок перебудови і вдосконалення усієї економічної системи, у центрі якої стоятиме людина.

Отже, соціологія праці, на думку українських соціологів — це спеціальна галузь соціології, яка вивчає. закономірності формування, розвитку і функціонування різних соціальних утворень (систем, спільнот та інститутів) і пов'язаних з ними явищ і процесів у сфері праці. До соціології праці доцільно додати і розглядати разом ще й соціологію управління., оскільки це два тісно пов'язані аспекти економічного життя соціуму. Отже, соціологія праці й управління — це галузь соціології, яка вивчає працю, трудову діяльність та поведінку, трудовий колектив як специ­фічну соціальну підсистему суспільства, його інститути, а та­кож соціальні спільноти у сфері праці, соціально-трудові від­носини і процеси та закономірності, форми і методи ціле­спрямованого впливу на них.

У соціології праці й управління предметом першої є соціально-трудові процеси і відносини, а другої — управління ними. Якщо притримуватись ос­таннього визначення, то у предметі цієї соціологічної науки можна вирізнити п'ять складових: суб'єкти праці; соціальні інститути у сфері праці; соціально-трудові відносини; соціально-трудові процеси; соціальне управління ними.

Суб'єкти праці — це ті соціальні верстви, групи, спільноти [підприємці, менеджери, службовці, робітники), що різняться своїм соціальним станом, місцем і роллю, в трудових колективах. Усі вони мають різні кваліфікацію, трудовий досвід, соціальне становище, рівень і канали одержання прибутків, нарешті інтереси, які не завжди збігаються. Останнє може виступати (а на думку марксистів, є обов'язковою причиною) виникнення конфліктів.

Смелзер підкреслює, що вплив різних типів технології і ор­ганізації праці на робітника являє собою величезний інте­рес для соціологів. Наслідок цього впливу — процес відчу­ження — передбачає три елементи:

• почуття безпорадності (робітникам не належать інстру­менти, якими вони користуються; вони не придбають не­обхідні ресурси і не продають вироблені ними товар;

· почуття безсенсовності своєї праці (у виготовлення кін­цевого продукту робітник вносить лише одну операцію, наприклад, встановлює електропроводку для освітлення
автомобіля; вій часто-густо не має контактів з іншими
робітниками)

· почуття відстороненості (у багатьох професіях втрачаєть­ся можливість «просунутись» на службі, проводити свій час із колегами у праці; робітник не відчуває гордості і
задоволення від процесу творення).

В.Блаунер унаслідок аналогічних досліджень доходить висновку, що причина відчуження — не самі умови праці, а радше соціальні структури, які складаються у різноманітних трудових обставинах. Він вивчав ситуації у чотирьох різних галузях американської промисловості: автомобільній, тек­стильній, хімічній та поліграфічній, маючи на меті з'ясувати, де є найбільше відчуження робітників. Найвищий рівень від­чуження спостерігався серед робітників автомобільної про­мисловості, найнижчий — серед друкарів. Перші з них, пра­цюючи на конвейєрах, лише незначною мірою контролю­ють умови своєї праці; вони практично дуже мало відпові­дають за кінцевий результат праці, позбавлені можливості спілкуватись один з одним у робочий час. їхні профспілки дбають лише про підвищення заробітної платні і поліпшен­ня умов праці. Натомість друкарі належать до профспілки, яка має давню історію; вони сомі визначають режим праці Й наочно бачать, наслідки своєї роботи, відчувають задово­лення, перетворюючи рукопис у видрукований продукт: книж­ку, брошуру, альбом репродукцій, придатний для широкого розповсюдження.

Соціальні інститути у сфері праці — це господарські об'­єднання, заводи, банки, ринки, трудові колективи, профспіл­ка тощо. Вони забезпечують усю сукупність виробничих зв'язків у суспільстві, одночасно з'єднуючи економічне життя з іншими підсистемами. Кожен соціальний інститут в еконо­мічній підсистемі має свої, чітко окреслені функції. Коли ж нормальне функціонування певного соціального інституту порушується, а зв'язки з соціальним середовищем набира­ють викривленого або неповного характеру, з'являється так звана дисфункція соціального інституту. Так, дисфункція де­яких економічних інститутів стає причиною існування тіньової економіки, виливається у спекуляцію, хабарництво, тягне за собою корумпованість як господарського, так і управлінського апарату. Ці явища особливо болю­че даються взнаки під час «перехідного періоду» — періоду трансформації командно-адміністративної системи є ринко­во орієнтовану систему вільного підприємництва, що яскра­во видно на прикладі майже всіх посттоталітарних країн разом з Україною.

Соціально-трудові відносини складаються на виробництві між суб'єктами — представниками різних соціальних спільнот і груп. Цей тип відносин на відміну від відносин функціональних, опи­саних раніше, у соціології кваліфікують як відносини рівнос­ті і нерівності між працівниками та соціальними групами (на­приклад, між підприємцями та робітниками).

Н.Смелзер розглядає такі відносини у трьох типах еконо­мічних систем: капіталістичній, демократично-соціалістичній та комуністичній радянського типу. В першій з них, капіта­лістичній, підприємець є головною дійовою особою і вста­новлює свої правила взаємовідносин із працівниками. На перших етапах існування капіталістичної системи уряд не втручався у справи підприємців. Але з часом, коли розвиток вільного підприємництва породив жорстоку експлуатацію найманої праці, уряд посилив контроль за діяльністю ка­піталістів, запровадивши заходи для соціального захисту громадян, перерозподілу прибутків через оподаткування, обмеження монополізації ринку.

Під соціальними процесами у сфері праці соціологи розумі­ють функціонування і зміни станів соціальних груп, колекти­вів і окремих робітників — суб'єктів економічної діяльності. В їх структурі виділяються:

• сама праця (у сфері якої виникають усі соціальні явища і процеси, що становлять предмет соціології праці; отже, праця є базовим соціальним процесом);

• трудова адаптація (тобто пристосування до виробничого середовища);

• трудова мобільність (тобто пересування усередині соці­альних груп, трудових колективів та між ними; вона вра­ховує також плинність кадрів на виробництві);

• відносини співробітництва або конкуренції, суперництва і конфліктів між суб'єктами економічної сфери).

Соціальне управління соціально-трудовими процесами і від­носинами передбачає їх планування і регулювання. В його структурі можна виділити такі складові:

• вироблення, прийняття і реалізація управлінських рішень;

• використання різноманітної інформації у процесі управління;

· "вироблення певних методів та стилів керівництва;

· забезпечення, самоврядування і виробничої демократії;

· планування процесів соціального розвитку трудового колективу (виховної, культурно-масової, спортивної роботи, удосконалення соціально-психологічного кліма­ту, зміцнення дисципліни праці, заходів, спрямованих на зміцнення здоров'я трудівників тощо).

В умовах перехідного періоду до ринково орієнтованої економіки широкого розповсюдження набуває менеджмент (від англ.— управління, керівництво). Менеджмент — це міждисциплінарна наука яка поєднує економічний, соціальний, політичний, організаційний, правовий, психологічний та інші підходи до керування виробництвом. Крім загальних політико-економічних чи соціально-філософських теорій Ме­неджменту, існують прикладні теорії організації і управлін­ня, спрямовані на вироблення конкретних підходів щодо раціоналізації та вдосконалення управління.

Предмет соціології праці й управління і предмет менеджменту, як бачимо, взаємна перехрещуються, але не є повністю тотожними. Менеджмент виробляє і застосовує на практиці найефективніші моделі, технології, засоби, методи управління виробництвом. До сфери його дії належать:

· визначення цілей і завдань управління, розробка заходів для їх досягнення;

· розподіл завдань на окремі види операцій;

· розподіл робіт і координація взаємодії різних підрозділів усередині організації;

· удосконалення формальної ієрархічної структури на виробництві;

· оптимізація процесів прийняття рішень;

· пошук адекватної (тобто відповідної) мотивації діяльності;

· виявлення найефективніших стилів керівництва


 

Значение следовых реакций в процессах суммирования возбуждения в ЦНС ярко выступает в исследованиях А.А.Ухтомского, который установил, что образовавшийся в ЦНС очаг повышенной возбудимости обладает способностью «притягивать» к себе возбуждение их других участков ЦНС и подкрепляться за счет поступления этих возбуждений.

Оценка следовых реакций в деятельности ЦНС, и следовательно в реакциях целостности организма, получила глубокое освещение в учении И.П.Павлова об условных рефлексах, в выработке которых важная роль принадлежит процессу накапливания, суммирования возбуждений в центрах наиболее возбудимых в данный момент.

Следует отметить, что сохранение следов прошлого, следовые реакции накладывают свой отпечаток на всю многогранную жизнедеятельность организма в условиях физиологии.

На основе следовых реакций происходят процессы обучения, воспитания, приобретение профессиональных навыков, выработка стереотипа, передача опыта и знаний из поколения в поколение и т.д. В этом огромное положительное значение этих реакций. В тоже время, следует отметить, что следовые реакции могут иметь и биологически отрицательное, патологическое значение.

Это происходит потому, что после каждого патологического процесса в нервной системе остаются структурно-функциональные изменения. Эти изменения функционально не проявляются, не только вследствие их ослабления, но и благодаря механизмам компенсации и тонического тормозного контроля со стороны различных структур ЦНС, в том числе и со стороны антисистем. При повторном же действии нового, даже неспецифического, раздражителя, в силу его стимулирующего влияния на скрытый очаг повышенной возбудимости (бывший генератор) и при условии устранения тормозного контроля над ним, происходит активация ранее заторможенных структур и возобновление прежней картины уже исчезнувшего патологического процесса или отдельных его симптомов. Действие нового раздражителя, способное воспроизвести картину ранее исчезнувшего патологического процесса, его рецидив А.Д.Сперанский обозначил термином «второй удар». Экспериментальным обоснованием значения «второй удар» в рецидиве патологических процессов явились опыты проведенные в лаборатории А.Д.Сперанского. Например, животным, в частности крысам, вводили небольшие дозы столбнячного токсина, вызывающие клиническую картину местного столбняка, которая проявлялась в ригидности мышц задних конечностей. После выздоровления и полного исчезновения признаков болезни, этим же животным повторно наносилось второе, неспецифическое раздражение, в виде подкожного введения фенола. В результате у животных снова возобновлялась прежняя картина местного столбняка. Клиника также знает немало случаев рецидива болезни или же отдельных ее симптомов, возникающих в результате повторного действия неспецифических раздражителей. Имеются клинические факторы рецидива симптомов желчно-каменной болезни после удаления желчного пузыря вместе с камнями, возникновение фантомных болей у людей с ампутированной конечностью, в основе которых лежит следовая реакция. Следует отметить, что повторное неспецифическое воздействие способно вызвать к жизни картину исчезнувшего патологического процесса только в течение какого-то времени после клинического выздоровления, когда следовые раздражения в нервной системе еще не ликвидировались.

Это значит, что необходимо считаться не только со степенью скрытых структурно-функциональных изменений в нервной системе и эффективностью тормозного контроля над ними, но и с интервалом времени между исчезнувшим патологическим процессом и нанесением «второго удара».

На ранних стадиях клинического выздоровления, следовые эффекты воспроизводятся чаще и при действии многих неспецифических раздражителей. На более поздних стадиях они воспроизводятся слабее и то лишь некоторыми более близкими этиологическими воздействиями.

В то же время необходимо отметить, что организм человека, его центральная нервная система обладают способностью очень долго хранить слезы прошлого, в том числе и следы далекого фило- и онтогенетического прошлого. В условиях физиологии эти слезы находятся под постоянным тоническим контролем со стороны тормозных механизмов. При действии патогенных факторов и при снятии тормозного контроля происходит их растормаживание с появлением признаков «возврата» даже к своему далекому фило- или онтогенетическому прошлому. Например, при повреждении различных тканей, воспалении, ишемии, гипоксии отмечается переход на более древний в филогенетическом отношении путь получения многим – гликолиз. При денервации поперечно-полосатой мышцы имеет место своеобразный «возврат» мышечной ткани к эмбриональной стадии развития. При патологии ЦНС взрослого человека появляются так называемые патологические рефлексы: Бабинского, сосательный, хватательный, которые на определенных стадиях онтогенеза являются физиологическими. Переход с нормобластического типа кроветворения на мегалобластический у взрослого человека расценивается также как «возврат» к онтогенетическому прошлому. Таким образом, следовые реакции сопровождаются жизнедеятельностью не только здорового, но и больного организма. Поэтому учет этих реакций при оценке анамнеза имеет важное значение в правильной постановке диагноза и лечении больного. Естественно, что те морфофункциональные изменения, которые происходят в ЦНС, не могут не отразиться на регуляции деятельности различных физиологических систем, а также на ВНД организма и его поведении. Существенным центральным механизмом нарушений нервной регуляции являются образование и деятельность патологической системы. Причем, нарушение функций внутренних органов происходит в тех случаях, когда патологическая система формируется в вегетативной нервной системе или если ее структуры составляют звено, входящее в патологическую систему, и если последняя имеет выход на периферию, то патологических эффект представляет собой нарушение нервной регуляции «органа-мишени». В число вегетативных нарушений центрального нейрогенного происхождения входят различные диэнцефальные синдромы, общие и регионарные расстройства сосудистого тонуса, некоторые формы артериальных гипертоний, ишемии миокарда, сердечные аритмии, дискинезии ЖКТ, женской половой сферы, некоторые формы диабета, бронхиальной астмы, язвы желудка и т.д.

При нарушении нервного контроля за иммунной системой может возникнуть нейрогенный иммунодефицит, который в эксперименте воспроизводится путем хронического воздействия на различные структуры мозга, в частности гипоталамус, лимбические образования, структуры среднего мозга.

Однако, нарушение функций внутренних органов, в связи с деятельностью генератора в ЦНС возникают не всегда, потому что реализация этих нарушений зависит с одной стороны от степени активности генератора и продолжительности его действия, а с другой стороны от резистентности механизмов ауторегуляции органа и его резистентности, что определяет общую устойчивость органа к патогенному влиянию со стороны патологической системы. Поэтому, для реализации нарушений нервной регуляции внутренних органов требуется или высокая степень активности генератора либо его продолжительное действие при условии преодоления механизмов резистентности и ауторегуляции данного органа. Таким образом, недостаточность органных механизмов резистентности и ауторегуляции является предрасполагающим фактором для реализации центральных нарушений нервной регуляции.

О значении механизмов ауторегуляции в органной резистентности к центральным патологическим влияниям свидетельствует тот факт, что аритмии сердца могут исчезать раньше, чем прекратится активность генератора. Таким образом, в возможности реализации измененных центральных влияний на деятельность внутренних органов важную роль играют 2 фактора:

1. Особенности влияний со стороны центральных образований патологической системы;

2. Степень устойчивость «органа-мишени» к этим влияниям, связанной с эффективностью механизмов его ауторегуляции.

Одновременно, следует отметить, что нарушение нервной регуляции не только к вторичному изменению деятельности различных физиологических систем и входящих в них органов. В случаях первичного повреждения органа также отмечаются нарушение его нервной регуляции. Причем в ряде случаев изменения функции органа, связанные с расстройством регуляции превосходят те, которые обусловлены самим повреждением. Что касается нарушений ВНД и связанных с ними поведенческих реакций организма при патологии ЦНС, то по своему происхождению они могут носить наследственный или приобретенный характер. Генетически детерминированные формы патологии ВНД включают довольно обширный круг болезней, к числу которых относят олигофрению, болезнь Дауна, шизофрению и многие другие. Приобретенные формы патологии ВНД могут иметь травматическое, токсическое или функциональное происхождение. Травматическая патология возникает при механической травме мозга, вызванный атеросклерозом или тромбозом сосудов, при опухолях мозга, действии психических, постоянно травмирующих мозг факторов. Токсические нарушения связаны с воздействием на ЦНС различных нейротропных веществ таких как: алкоголь, наркотические вещества, различные токсины животного и растительного происхождения многие фармакологические вещества.

Расстройства психики и поведения могут возникать вторично при различных соматических болезнях, при тяжелой патологической боли, различных вегетативных дисфункциях. Даже слабее, но постоянно действующие стрессорные воздействия среды, а также длительные отрицательные эмоции, особенно те, которые не имеют «выхода» на двигательную сферу могут стать причиной устойчивых нарушений ВНД.

Патология ВНД не редко обусловлена информационными перегрузками, имеющими биологически важное значение для человека. Один из видов такой патологии возникает при действии трех факторов в их неблагоприятном сочетании:

1. Очень большой или, напротив, меньше необходимого объема поступающей информации, подлежащей переработки и принятия решения.

2. Ограниченное время, отводимое для переработки этой информации.

3. Высокий уровень мотивации, ответственный за важность и необходимость принятия решения.

Если указанная триада действует в течение длительного времени, может возникнуть невроз или другие формы информационной патологии ВНД. Причем любая из (вышеперечисленных) форм патологии ВНД, включая функциональную, имеет определенную структурную основу морфологического или биохимического характера. Основными и наиболее общими патогенетическими механизмами возникновения патологии ВНД и связанных с нею поведенческих реакций, является дисбаланс между процессами возбуждения и торможения, напряжение этих процессов, ослабление тормозных и преобладание возбуждающих механизмов в высших отделах мозга. С точки зрения формирования генераторных механизмов расстройства эмоционально-поведенческих реакций можно оценить как клиническое выражение деятельности патологических систем, возникших в соответствующих отделах мозга. Формы этих реакций отличаются своим многообразием, которое зависит от повреждения и нарушения функций определенных мозговых структур. Причем, каждый синдром, представляющий клиническое проявление нарушения ВНД и поведения имеет патологическую систему. Так при повреждении вентромедиального и латерального гипоталамуса отмечаются нарушения пищевого поведения противоположного характера. При растормаживании латерального гипоталамуса происходит усиленный поиск пищи и гиперфагия в форме ненасытности, в то время как растормаживание вентромедиального гипоталамуса приводит, наоборот, к отказу от пищи и афагии.

При повреждении лобной и орбитальной коры теряется способность к поиску пищи, оценки ее качества. В ряде случаев это приводит к тому, что больные начинают поедать несъедобные предметы.

Спутником многих нервно-психических нарушений являются эмоциональные расстройства, особенно тревога. Эти нарушения чаще всего возникают при повреждении лимбических структур и неокортекса, т.е. тех структур, которые участвуют в регуляции эмоциональных реакций.

Определенную группу нарушений ВНД и связанных с ними поведенческих реакций составляют насильственные формы поведения. В основе различных форм насильственной навязчивости лежит деятельность патологических систем, связанных с патологической мотивацией. Такую природу имеют навязчивые формы мышления, навязчивые идеи, страхи, различные виды фобии, фобии болезней различных органов, например кардиофобия, пристрастие к алкоголю, приему наркотических веществ и т.д. Причем, больной с насильственной формой поведения может осознавать бессмысленность своего поведения и даже страдать от этого. Однако он не может преодолеть возникшую в его мозге ненормальную «команду», создаваемую патологической детерминантой. Следует отметить, что в ряде случаев патологические системы лежат в основе не только биологически отрицательных, но и социально опасных форм поведения таких как: серийное убийство, садизм, извращенные формы полового поведения, клептомания, выполнение ритуальных обрядов и т.д.

Таким образом, насильственные формы поведения – это такие акты, которые больной не может не совершить, даже если он осознает их бессмысленность или наносимый вред ему или обществу. В основе механизма такого поведения лежит деятельность соответствующей патологической системы. Клинически это выражается в появлении различного рода патологических влечений. Причем, после удовлетворения патологического влечения патологическая система насильственного поведения полностью не исчезает. Она только ослабляется и в течение какого-то времени не проявляется. Однако в последующем, нарастающие по своей интенсивности эндогенные и экзогенные влияния усиливают патологическое влечение, вследствие чего снова активируется патологическая система. Возникает рецидив патологического влечения и соответствующего патологического поведения.

Литература:

1. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. – М. Медицина, 1997. – 350 с.

2. Патофизиология. Под ред. П.Ф.Литвицкого. – М. Медицина, 1995. – с. 670-710.

Одним из компонентов нарушения деятельности нервной системы является болевой синдром центрального или же периферического происхождения. В основе механизма его формирования лежит создание генератора патологически усиленного возбуждения в ЦНС. Источником центральной боли могут быть морфофункциональные изменения в структурных образованиях мозга, которые входят в систему болевой чувствительности. Так, например, создание ГПУВ в задних рогах спинного мозга или в ядре тройничного нерва, служит источником интенсивной импульсации, вызывающей боль. Подобного рода боли, центрального происхождения, возникают при повреждении в ретикулярной формации продолговатого мозга в ядрах патологической области. Периферическим источником боли могут стать тканевые рецепторы в случаях их повышенной возбудимости и активации при разрушительных процессах в различных тканях организма.

Источником усиленной и длительной стимуляции могут стать поврежденные нервы, хроническое их раздражение при сдавлении рубцом, костной тканью, опухолью. Причем, поврежденные нервы становятся очень чувствительными к различным воздействиям. Особую роль подобного источника боли играет неврома – образование из хаотически разросшихся чувствительных нервных волокон, которое возникает при нарушении процесса регенерации нерва. Неврома очень чувствительна к различным механическим, температурам, химическим и биологически активным веществам (например, катехоламинам). Поэтому приступы боли при невромах могут быть спровоцированы разными факторами, в том числе состоянием самого организма. Клиническим проявлением боли является полиморфный синдром, который включает в себя изменения эмоциональных, вегетативных и поведенческих реакций организма. В частности повышается при этом активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, происходит расширение зрачков, изменяется уровень артериального давления, частота сердечного ритма и дыхания, просвет сосудов, повышается активность желез внутренней секреции, тормозится диурез (вазопрессин).

Появляется двигательное беспокойство, больной мечется, принимает вынужденное положение частей тела и т.д. Все это сопровождается эмоциональной окраской тоски, страха, тревоги, ярости, отчаянья, душевной слабости. Больные стонут, плачат или кричат. В отдельных случаях это приводит к самоубийству.

Тягостное эмоциональное состояние и соматовегетативные изменения, возникшие при боли формируют мотивацию избавления от нее, вызывают соответствующие поведенческие реакции, направленные на лечение ран или болезни, устранению повреждающего фактора, восстановлению целостности поврежденной ткани, нервных структур, нормализацию в них окислительных процессов. В конечном итоге это приводит к прекращению чрезмерной афферентной импульсации, прекращению активизации соответствующих нервных структур и исчезновению болевых ощущений.

Следует отличить, что степень проявления болевого эффекта в значительной мере зависит от состояния и активности антиноцицептивной системы. В настоящее время хорошо изучены три компонента, входящие в антиноцицептивную систему: опиоидный, серотонинергический и ауренергический. Опиоидный компонент представлен такими олигопептидами как эндорфины и энкефалины. Считают, что эндорфины вырабатывают в гипоталамусе и гипофизе. Возбуждение этих образований, как правило, ведет к повышению содержания эндорфинов в плазме крови и спинномозговой жидкости, что позволяет им контактировать с опиоидными рецепторами на всех уровнях болевой системы, включая периферические рецепторы. В отличие от эндорфинов, энкефалины имеют более широкую локализацию в ЦНС. Они имеются практически во всех станциях переключения болевой импульсации: нейронах заднего рога спинного мозга, РФ, ядрах таламуса и гипоталамуса, фронтальной коре.

Примечательно, что энкефалины блокируют проведения не только болевой, но и другой сенсорной импульсации. Это говорит о том, что опиоидная система выполняет роль «ограничителя» возбуждения любой афферентной системы, и не допускает нарастания ее возбуждения выше критического уровня.

Существенная роль в проявлении болевого синдрома принадлежит серотонинергическому компоненту. Причем, между оппиоидным и серотонинергическим компонентами имеется определенный синергизм действия в регуляции болевого порога. У человека нейроны, содержащие серотонин, находятся в ядрах шва мозга и центральном сером околоводопроводном веществе. В условиях физиологии они обеспечивают определенный уровень содержания серотонина в организме. Отклонение его содержания в ту либо иную сторону изменяет порог болевой чувствительности. В частности, снижение содержания серотонина отмечается при хроническом депрессивном состоянии, которое сопровождается значительным понижением порога болевой чувствительности.

Помимо опиоидного и серотонинэргического механизмов противоболевой системы имеется также адренергический компонент регуляции болевой чувствительности, связанный с активацией ствола мозга, гипоталамуса и коры больших полушарий. Хорошо известно, что эмоциональные переживания как положительного, так и отрицательного характера, изменяют болевую чувствительность у людей. Замечено, что эмоциональное состояние типа страха, тревоги снижают порог чувствительности и резко усиливают реакцию на боль, а состояние типа агрессии, ярости, эмоционального потрясения, напротив, повышают порог болевой чувствительности и уменьшают реактивность организма на болевые воздействия. Считают, что анализирующие эффекты при стрессорных состояниях опосредуются через активацию адренергического механизма ствола мозга, гипоталамуса – со стороны коры больших полушарий с одновременной активацией опиоидного и серотонинергического компонентов. Это дает основание считать, что влияние противоболевой системы на болевой порог определяется интегративным действием адренергического, опиоидного и серотониненергического механизмов. Причем, антиноцицептивная система своим комплексным действием постоянно оказывает тоническое, тормозное влияние на ноцицептивную систему, поддерживая тем самым генетически заданный порог возбуждения периферических рецепторов и релейных станций переключения афферентации на различных уровнях. В случаях повреждающих воздействий на некоторые структуры мозга, либо на периферические рецепторы, одновременно с возбуждение болевой системы, нарастает активность противоболевой системы, которая своим действием ограничивает степень проявления болевых ощущений.

Значение следовых реакций в процессах суммирования возбуждения в ЦНС ярко выступает в исследованиях А.А.Ухтомского, который установил, что образовавшийся в ЦНС очаг повышенной возбудимости обладает способностью «притягивать» к себе возбуждение их других участков ЦНС и подкрепляться за счет поступления этих возбуждений.

Оценка следовых реакций в деятельности ЦНС, и следовательно в реакциях целостности организма, получила глубокое освещение в учении И.П.Павлова об условных рефлексах, в выработке которых важная роль принадлежит процессу накапливания, суммирования возбуждений в центрах наиболее возбудимых в данный момент.

Следует отметить, что сохранение следов прошлого, следовые реакции накладывают свой отпечаток на всю многогранную жизнедеятельность организма в условиях физиологии.

На основе следовых реакций происходят процессы обучения, воспитания, приобретение профессиональных навыков, выработка стереотипа, передача опыта и знаний из поколения в поколение и т.д. В этом огромное положительное значение этих реакций. В тоже время, следует отметить, что следовые реакции могут иметь и биологически отрицательное, патологическое значение.

Это происходит потому, что после каждого патологического процесса в нервной системе остаются структурно-функциональные изменения. Эти изменения функционально не проявляются, не только вследствие их ослабления, но и благодаря механизмам компенсации и тонического тормозного контроля со стороны различных структур ЦНС, в том числе и со стороны антисистем. При повторном же действии нового, даже неспецифического, раздражителя, в силу его стимулирующего влияния на скрытый очаг повышенной возбудимости (бывший генератор) и при условии устранения тормозного контроля над ним, происходит активация ранее заторможенных структур и возобновление прежней картины уже исчезнувшего патологического процесса или отдельных его симптомов. Действие нового раздражителя, способное воспроизвести картину ранее исчезнувшего патологического процесса, его рецидив А.Д.Сперанский обозначил термином «второй удар». Экспериментальным обоснованием значения «второй удар» в рецидиве патологических процессов явились опыты проведенные в лаборатории А.Д.Сперанского. Например, животным, в частности крысам, вводили небольшие дозы столбнячного токсина, вызывающие клиническую картину местного столбняка, которая проявлялась в регидности мышц задних конечностей. После выздоровления и полного исчезновения признаков болезни, этим же животным повторно наносилось второе, неспецифическое раздражение, в виде подкожного введения фенола. В результате у животных снова возобновлялась прежняя картина местного столбняка. Клиника также знает немало случаев рецидива болезни или же отдельных ее симптомов, возникающих в результате повторного действия неспецифических раздражителей. Имеются клинические факторы рецидива симптомов желчно-каменной болезни после удаления желчного пузыря вместе с камнями, возникновение фантомных болей у людей с ампутированной конечностью, в основе которых лежит следовая реакция. Следует отметить, что повторное неспецифическое воздействие способно вызвать к жизни картину исчезнувшего патологического процесса только в течение какого-то времени после клинического выздоровления, когда следовые раздражения в нервной системе еще не ликвидировались.

Это значит, что необходимо считаться не только со степенью скрытых структурно-функциональных изменений в нервной системе и эффективностью тормозного контроля над ними, но и с интервалом времени между исчезнувшим патологическим процессом и нанесением «второго удара».

На ранних стадиях клинического выздоровления, следовые эффекты воспроизводятся чаще и при действии многих неспецифических раздражителей. На более поздних стадиях они воспроизводятся слабее и то лишь некоторыми более близкими этиологическими воздействиями.

В то же время необходимо отметить, что организм человека, его центральная нервная система обладают способностью очень долго хранить слезы прошлого, в том числе и следы далекого фило- и онтогенетического прошлого. В условиях физиологии эти слезы находятся под постоянным тоническим контролем со стороны тормозных механизмов. При действии патогенных факторов и при снятии тормозного контроля происходит их растормаживание с появлением признаков «возврата» даже к своему далекому фило- или онтогенетическому прошлому. Например, при повреждении различных тканей, воспалении, ишемии, гипоксии отмечается переход на более древний в филогенетическом отношении путь получения многим – гликолиз. При денервации поперечно-полосатой мышцы имеет место своеобразный «возврат» мышечной ткани к эмбриональной стадии развития. При патологии ЦНС взрослого человека появляются так называемые патологические рефлексы: Бабинского, сосательный, хватательный, которые на определенных стадиях онтогенеза являются физиологическими. Переход с нормобластического типа кроветворения на мегалобластический у взрослого человека расценивается также как «возврат» к онтогенетическому прошлому. Таким образом следовые реакции сопровождаются жизнедеятельностью не только здорового, но и больного организма. Поэтому учет этих реакций при оценке анамнеза имеет важное значение в правильной постановке диагноза и лечении больного. Естественно, что те морфофункциональные изменения, которые происходят в ЦНС, не могут не отразиться на регуляции деятельности различных физиологических систем, а также на ВНД организма и его поведении. Существенным центральным механизмом нарушений нервной регуляции являются образование и деятельность патологической системы. Причем, нарушение функций внутренних органов происходит в тех случаях, когда патологическая система формируется в вегетативной нервной системе или если ее структуры составляют звено, входящее в патологическую систему, и если последняя имеет выход на периферию, то патологических эффект представляет собой нарушение нервной регуляции «органа-мишени». В число вегетативных нарушений центрального нейрогенного происхождения входят различные диенцифальные синдромы, общие и регионарные расстройства сосудистого тонуса, некоторые формы артериальных гипертоний, ишемии миокарда, сердечные аритмии, дискинезии ЖКТ, женской половой сферы, некоторые формы диабета, бронхиальной астмы, язвы желудка и т.д.

При нарушении нервного контроля за иммунной системой может возникнуть нейрогенный иммунодефицит, который в эксперименте воспроизводится путем хронического воздействия на различные структуры мозга, в частности гипоталамус, лимбические образования, структуры среднего мозга.

Однако, нарушение функций внутренних органов, в связи с деятельностью генератора в ЦНС возникают не всегда, потому что реализация этих нарушений зависит с одной стороны от степени активности генератора и продолжительности его действия, а с другой стороны от резистентности механизмов ауторегуляции органа и его резистентности, что определяет общую устойчивость органа к патогенному влиянию со стороны патологической системы. Поэтому, для реализации нарушений нервной регуляции внутренних органов требуется или высокая степень активности генератора либо его продолжительное действие при условии преодоления механизмов резистентности и ауторегуляции данного органа. Таким образом, недостаточность органных механизмов резистентности и ауторегуляции является предрасполагающим фактором для реализации центральных нарушений нервной регуляции.

О значении механизмов ауторегуляции в органной резистентности к центральным патологическим влияниям свидетельствует тот факт, что аритмии сердца могут исчезать раньше, чем прекратится активность генератора. Таким образом в возможности реализации измененных центральных влияний на деятельность внутренних органов важную роль играют 2 фактора:

1. Особенности влияний со стороны центральных образований патологической системы;

2. Степень устойчивость «органа-мишени» к этим влияниям, связанной с эффективностью механизмов его ауторегуляции.

Одновременно, следует отметить, что нарушение нервной регуляции не только к вторичному изменению деятельности различных физиологических систем и входящих в них органов. В случаях первичного повреждения органа также отмечаются нарушение его нервной регуляции. Причем в ряде случаев изменения функции органа, связанные с расстройством регуляции превосходят те, которые обусловлены самим повреждением. Что касается нарушений ВНД и связанных с ними поведенческих реакций организма при патологии ЦНС, то по своему происхождению они могут носить наследственный или приобретенный характер. Генетически детерминированные формы патологии ВНД включают довольно обширный круг болезней, к числу которых относят олигофрению, болезнь Дауна, шизофрению и многие другие. Приобретенные формы патологии ВНД могут иметь травматическое, токсическое или функциональное происхождение. Травматическая патология возникает при механической травме мозга, вызванный атеросклерозом или тромбозом сосудов, при опухолях мозга, действии психических, постоянно травмирующих мозг факторов. Токсические нарушения связаны с воздействием на ЦНС различных нейротропных веществ таких как: алкоголь, наркотические вещества, различные токсины животного и растительного происхождения многие фармакологические вещества.

Расстройства психики и поведения могут возникать вторично при различных соматических болезнях, при тяжелой патологической боли, различных вегетативных дисфункциях. Даже слабее, но постоянно действующие стрессорные воздействия среды, а также длительные отрицательные эмоции, особенно те, которые не имеют «выхода» на двигательную сферу могут стать причиной устойчивых нарушений ВНД.

Патология ВНД не редко обусловлена информационными перегрузками, имеющими биологически важное значение для человека. Один из видов такой патологии возникает при действии трех факторов в их неблагоприятном сочетании:

1. Очень большой или, напротив, меньше необходимого объема поступающей информации, подлежащей переработки и принятия решения.

2. Ограниченное время, отводимое для переработки этой информации.

3. Высокий уровень мотивации, ответственный за важность и необходимость принятия решения.

Если указанная триада действует в течение длительного времени, может возникнуть невроз или другие формы информационной патологии ВНД. Причем любая из (вышеперечисленных) форм патологии ВНД, включая функциональную, имеет определенную структурную основу морфологического или биохимического характера. Основными и наиболее общими патогенетическими механизмами возникновения патологии ВНД и связанных с нею поведенческих реакций, является дисбаланс между процессами возбуждения и торможения, напряжение этих процессов, ослабление тормозных и преобладание возбуждающих механизмов в высших отделах мозга. С точки зрения формирования генераторных механизмов расстройства эмоционально-поведенческих реакций можно оценить как клиническое выражение деятельности патологических систем, возникших в соответствующих отделах мозга. Формы этих реакций отличаются своим многообразием, которое зависит от повреждения и нарушения функций определенных мозговых структур. Причем, каждый синдром, представляющий клиническое проявление нарушения ВНД и поведения имеет патологическую систему. Так при повреждении вентромедиального и латерального гипоталамуса отмечаются нарушения пищевого поведения противоположного характера. При растормаживании латерального гипоталамуса происходит усиленный поиск пищи и гиперфагия в форме ненасытности, в то время как расто

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекція: Соціологія праці і управління | Глобализация. Рисунок 1.8 - Организационно-правовые формы предприятий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.