Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 13. Вопрос. Планирование показателей деятельности учреждений культуры




Вопрос. Планирование показателей деятельности учреждений культуры.

Вопрос. Значение расходов бюджета на культуру и искусство

Вопрос. Планирование показателей деятельности учреждений культуры.

Вопрос. Значение расходов бюджета на культуру и искусство

Вопрос. Планирование показателей деятельности учреждений культуры.

Вопрос. Значение расходов бюджета на культуру и искусство

Вопрос. Планирование показателей деятельности учреждений культуры.

Вопрос. Значение расходов бюджета на культуру и искусство

Литература

Модель коммуникативного процесса Г. Лассуэла.

Школа Э. Сепира и Б.Уорфа

Взаимосвязь языка и культуры

1. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров: Статьи. Исследования. Заметки. – СПб., 2000.

2. Михайлов А.В. Языки культуры: учеб. пособие по культурологии. – М., 1997.

3. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005. – 280 с.

4. Кукушин В.С. Психология делового общения. Учеб. Пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов – н/Дону, 2010.

Язык - это то, что лежит на поверхности бытия человека в культуре, поэтому начиная с XIX в. (Я.Гримм, Р.Раек, В.Гумбольдт, А.АПотебня) и по сей день проблема взаимосвязи, взаимодействия языка и культуры является одной из центральных в языкознании. Первые попытки решения этой проблемы усматривают в трудах В.Гумбольдта (1985), основные положения концепции которого можно свести к следующему: 1) материальная и духовная культура воплощаются в языке; 2) всякая культура национальна, ее национальный характер выражен в языке посредством особого видения мира; языку присуща специфическая для каждого народа внутренняя форма (ВФ); 3) ВФ языка - это выражение «народного духа», его культуры; 4) язык есть опосредующее звено между человеком и окружающим его миром. Концепция В.Гумбольдта получила своеобразную интерпретацию в работе А. А. Потебни «Мысль и язык», в работах Ш. Балли, Ж. Вандриеза, И. А. Бодуэна де Куртэне, Р.О.Якобсона и других исследователей.

Мысль о том, что язык и действительность структурно сходны, высказывал еще Л.Ельмслев, отмечавший, что структура языка может быть приравнена к структуре действительности или взята как более или менее деформированное ее отражение. Как именно связаны язык, действительность, культура?

Е.Ф.Тарасов отмечает, что язык включен в культуру, так как «тело» знака (означающее) является культурным предметом, в форме которого опредмечена языковая и коммуникативная способность человека, значение знака - это также культурное образование, которое возникает только в человеческой деятельности. Также и культура включена в язык, поскольку вся она смоделирована в тексте.

Вместе с тем взаимодействие языка и культуры нужно исследовать крайне осторожно, помня, что это разные семиотические системы. Справедливости ради нужно сказать, что, будучи семиотическими системами, они имеют много общего: 1) культура, равно как и язык, - это формы сознания, отображающие мировоззрение человека; 2) культура и язык существуют в диалоге между собой; 3) субъект культуры и языка - это всегда индивид или социум, личность или общество; 4) нормативность - общая для языка и культуры черта; 5) историзм - одно из сущностных свойств культуры и языка; 6) языку и культуре присуща антиномия «динамика-статика».

Язык и культура взаимосвязаны: 1) в коммуникативных процессах; 2) в онтогенезе (формирование языковых способностей человека); 3) в филогенезе (формирование родового, общественного человека).

Различаются эти две сущности следующим: 1) в языке как феномене преобладает установка на массового адресата, в то время как в культуре ценится элитарность; 2) хотя культура - знаковая система (подобно языку), но она неспособна самоорганизовываться; 3) как уже отмечалось нами, язык и культура - это разные семиотические системы.

Эти рассуждения позволяют сделать вывод о том, что культура не изоморфна (абсолютно соответствует), а гомоморфна языку (структурно подобна).

Картина, которую являет собой соотношение языка и культуры, чрезвычайно сложна и многоаспектна. К сегодняшнему дню в решении этой проблемы наметилось несколько подходов.

Первый подход разрабатывался в основном отечественными философами - С.А.Атановским, Г.А.Брутяном, Е. И. Кукушкиным, Э. С. Маркаряном. Суть этого подхода в следующем: взаимосвязь языка и культуры оказывается движением в одну сторону; так как язык отражает действительность, а культура есть неотъемлемый компонент этой действительности, с которой сталкивается человек, то и язык - простое отражение культуры.

Изменяется действительность, меняются и культурно-национальные стереотипы, изменяется и сам язык. Одна из попыток ответить на вопрос о влиянии отдельных фрагментов (или сфер) культуры на функционирование языка оформилась в функциональную стилистику Пражской школы и современную социолингвистику.

Таким образом, если воздействие культуры на язык вполне очевидно (именно оно изучается в первом подходе), то вопрос об обратном воздействии языка на культуру остается пока открытым. Он составляет сущность второго подхода к проблеме соотношения языка и культуры.

Язык - такая окружающая нас среда, вне которой и без участия которой мы жить не можем. Как писал В. Гумбольдт, язык - это «мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека». Следовательно, будучи средой нашего обитания, язык не существует вне нас как объективная данность, он находится в нас самих, в нашем сознании, нашей памяти; он меняет свои очертания с каждым движением мысли, с каждой новой социально-культурной ролью.

В рамках второго подхода исследовали эту проблему школа Э. Сепира и Б.Уорфа, различные школы неогумбольдтианцев, разработавшие так называемую гипотезу лингвистической относительности.

В основе этой гипотезы лежит убеждение, что люди видят мир по-разному - сквозь призму своего родного языка. Для ее сторонников реальный мир существует постольку, поскольку он отражается в языке. Но если каждый язык отражает действительность присущим только ему способом, то, следовательно, языки различаются своими «языковыми картинами мира».

В гипотезе Сепира-Уорфа выделяются следующие основные положения: 1. Язык обусловливает способ мышления говорящего на нем народа. 2. Способ познания реального мира зависит от того, на каких языках мыслят познающие субъекты. «Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим языком. Мы выделяем в мире явлений те или иные категории и типы совсем не потому, что они самоочевидны, напротив, мир предстает перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит в основном - языковой системой, хранящейся в нашем сознании. Мы расчленяем мир, организуем его в понятия и распределяем значения так, а не иначе, в основном потому, что мы участники соглашения, предписывающего подобную систематизацию. Это соглашение имеет силу для определенного языкового коллектива и закреплено в системе моделей нашего языка»14.

Данная гипотеза получила поддержку и дальнейшую разработку в трудах Л. Вейсгербера, в его концепции языка как «промежуточного мира», стоящего между объективной действительностью и сознанием. «Язык действует во всех областях духовной жизни как созидающая сила».

Как известно, коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, культурами посредством различных знаковых систем (языков). Различают коммуникацию межличностную, массовую (средства массовой коммуникации, или СМК), научную, техническую и т. д., поэтому термин «коммуникация», кроме общего, универсального, имеет дополнительные и уточняющие значения, в зависимости от того, какой смысл вкладывается в него в рамках того или иного научного подхода.

В центре внимания семиосоциопсихологической парадигмы оказывается социальная коммуникация, которая рассматривается как «универсальный социокультурный механизм, ориентированный на взаимодействие социальных субъектов, на воспроизводство и динамику социокультурных норм и образцов такого взаимодействия» Для различных видов искусства, массовой коммуникации, а также для ряда иных форм и способов (жанров), связанных с социальным взаимодействием общающихся субъектов, правомочен универсальный термин – социальная коммуникация. Множественное число этого же термина – социальные коммуникации – используется при необходимости дифференцировать коммуникационные потоки.

Внимание науки и общества к процессам социальной коммуникации не случайно: от качества информационной среды, в которую «погружен» фактически каждый человек, зависит в значительной степени и качество нашей жизни.

Существуют различные концепции и модели коммуникации, Одна из наиболее известных в мире моделей коммуникации была сформулирована в 1948 г. американским социологом Г. Д. Лассуэллом. Основной функцией средств массовой коммуникации Лассуэлл считал поддержание равновесия в обществе, т. е. «равноценное просвещение эксперта, лидера и гражданина», которое в идеале помогает прийти к пониманию и соглашению по проблемам, касающимся мира в целомПоскольку в истории человечества «понимание и соглашение» достигались далеко не всегда, внимание исследователя было обращено к процессу движения идей внутри общественного сознания, а эффектом, к которому следовало стремиться, было заявлено донесение информации без искажений. Г. Д. Лассуэлл, в отличие от своих предшественников, выдвинул тезис о том, что процесс коммуникации состоит из нескольких звеньев, или циклов, одной общей структуры, на каждом из которых возможно искажение информации. Предложенная им модель коммуникации известна как линейная и выглядит так: «КТО – сообщает ЧТО – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ?»

Обратим внимание на то, что, поскольку в данной модели конечной целью был заявлен эффект, а его достижение связывалось с донесением информации (помогающей прийти к пониманию и согласию) без искажений, допущение влияния и воздействия в благих, с точки зрения коммуникатора, целях не снималось с повестки дня.

Вслед за Г. Д. Лассуэллом ученые многих стран обратились к изучению механизмов распространения в обществе идей, объяснению причин успехов или провалов пропаганды при попытках влиять на сознание людей. Научные исследования отслеживали те промежуточные этапы коммуникативного акта, на которых возможны помехи для достижения желаемого эффекта (при использовании радио, например, изучались такие составляющие, как тембр звука, темп речи, пол дикторов, композиция сообщения и т. д.).

Декларация успешной, просвещающей коммуникации, в сочетании с предложенными механизмами противодействия искажениям информации, была шагом вперед в теории коммуникации; тем не менее, как показала жизнь, предложенная модель не повлияла на практику использования информационного пространства для воздействия и манипуляций сознанием людей. Не принесла она и ожидаемого социального согласия.

В отечественной науке советского периода формула Г. Д. Лассуэлла была широко известна, но принималась с оговорками, хотя, по сути, партийная журналистика также была не чем иным, как пропагандой, имеющей целью воздействие на сознание и поведение людей. Значительным продвижением вперед в социальной науке советского периода оказалось обращение внимания исследователей к воспринимающей стороне – аудитории, однако основной акцент изучения все же был односторонним и сводился к изучению методов и способов влияния на нее.

Желание воздействовать на аудиторию, причем чаще в благих, с точки зрения коммуникатора, целях, не редкость и в современном информационном пространстве. Как показывают проведенные социально-диагностические исследования, такая форма коммуникации вызывает раздражение тех групп аудитории, которые не приемлют подобного способа общения, а также тех, кто придерживается мнения, противоположного тому, которое декларируется. Результатом оказывается и неумение больших групп людей адекватно понимать коммуникатора, а значит, и друг друга, иными словами, – неумение приходить к подлинному взаимопониманию и конструктивному взаимодействию.

 

Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. К учреждениям культуры относятся библиотеки, театры, дома культуры, клубы, музеи, концертные залы, художественные галереи, музеи-заповедники. Эти учреждения и организации решают специфические задачи сохранения исторических национальных памятников культуры, пополнении культурных достижений в области литературы, музыки, искусства живописи, приобщения людей к творениям культуры.

К сфере культуры относятся:

1) учреждения культурно-досуговой и концертно-цирковой деятельности,

2) театры,

3) кино- и видеопроизводство,

4) радио- и телевещание,

5) книгоиздание,

6) реставрация памятников истории и культуры,

7) историко-архивная деятельность,

8) краеведение.

Отрасли культуры выполняют специфические виды деятельности. Существенное место среди них принадлежит культурно-досуговой деятельности, в состав которой входят клубные учреждения, выставки и музеи, школы искусств, музыкальные и художественные школы, парки культуры и отдыха, библиотеки, зоопарки и др. учреждения.

Эти организации занимаются обслуживанием посетителей. Музеи и выставки – концентрацией, накоплением и демонстрацией памятников истории и культуры. Парки культуры – решают задачи организации досуга населения. Библиотеки – удовлетворяют потребность в знаниях.

Сама культура обладает тремя уникальными ресурсами:

1) творческим потенциалом ее создателей, накопленным веками и развиваемым из поколения в поколение;

2) культурным наследием, являющимся результатом многовекового труда творцов; культурными традициями, материализованными в интересе населения к ценностям культуры.

Это и есть важнейшие ресурсы общества, которые, однако, могут быть утрачены за время жизни двух-трех поколений, если не обеспечивать необходимые условия для существования и развития культуры.

Можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного общества:

Прямой вклад сферы культуры в экономику:

- сфера культуры и искусства создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона;

- культура и искусство служат основным источником развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.

Прямое социальное влияние:

- культура и искусство обеспечивают социально-значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияют на сознание людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала;

- в элитарной, массовой культурах, андеграунде предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения.

Косвенное экономическое влияние:

- культура и искусство социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности;

- такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры;

- культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.

Косвенное социальное влияние:

- культура и искусство обогащают социальную среду, прописывая ее различными привлекательными событиями;

- они выступают источником цивилизационного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению стереотипов сознания и поведения;

- культура и искусства – это коллективная память общества, источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущего поколения;

- они повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и сокращению асоциального поведения;

- велика роль учреждений культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на эмоциональное и интеллектуальное развитие детей.

 

Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1«Об основах законодательства РФ о культуре».

Деятельность библиотек, музеев, театров, кинотеатров регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

Об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства: Положение: утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 609, с изменениями от 23 декабря 2002 г.;

О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. N 329 с изменениями от 23 декабря 2002 г;

О библиотечном деле: Федеральный закон: принят Государственной Думой 23 ноября 1994 года с изменениями от 22 августа 2004 года;

О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон: принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года с изменениями от 10 января 2003 года.

 

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей. С этой целью государство намеревается:

- осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

- стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физ. Лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

- устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

- способствовать развитию благотворительности в области культуры;

- осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

Бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в РФ.

В настоящее время известны несколько способов определения суммы средств, необходимых на финансирование культуры:

- исходя из норм бюджетного финансирования на человека и численности населения;

- на основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;

- на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

До 2005 года государство гарантировало ежегодное выделение бюджетных средств на финансовое обеспечение нужд культуры РФ в размере не менее 2 % средств федерального бюджета и не менее 6 % средств региональных и местных бюджетов. С 1 января 2005 года данные положения о государственном финансировании культуры и культурной деятельности в фиксированной к расходной части бюджетов доли признаются утратившими силу как неисполняемые и несоответствующие бюджетному законодательству Российской Федерации.

 

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года культуре отводится «ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний».

Причина исключительной роли культуры при переходе от сырьевой к инновационной экономике заключена в повышении профессиональных требований к кадрам, «включая роль интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества».

В России в настоящее время работают 2500 музеев и 600 государственных и муниципальных театров. По сравнению с началом 1990-х годов, число музеев выросло в 1,9 раза, театров - почти на 40%.

В ближайшие годы объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере культуры и кинематографии составит в 2012 году 86,2 млрд. рублей, в 2013 году - 84,6 млрд. рублей, в 2014 году – 82,7 млрд. рублей.

Приоритетными направлениями бюджетной политики на среднесрочную перспективу в сфере культуры и кинематографии будут являться:

- обеспечение сохранности и доступа к культурным ценностям Российской Федерации;

- государственная поддержка творческой деятельности, традиционной народной культуры, современной культуры, творческих проектов для детской и юношеской аудитории;

- государственная поддержка создания кинопроизведений, направленных на формирование ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам общества.

Реализация государственной программы «Культура России» к 2020 году позволит создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрыть творческий потенциал каждого россиянина, активизировать интеграцию России в мировой культурный процесс, укрепить позитивный образ страны за рубежом.

 

 

Расходы на культуру складываются из расходов на содержание учреждений культуры, расходов на реализацию целевых программ в области культуры и расходов на мероприятия, проводимые органом управления культурой.

Размеры бюджетного финансирования организации культуры рассчитываются исходя из нормативов, определенных в установленном порядке, а при отсутствии таких нормативов - на основе общих принципов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели:

- оплату труда работников как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых организацией культуры;

- содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;

- содержание природных комплексов и объектов, относящихся к данной организации культуры;

- содержание животных в зоопарках и цирках;

- комплектование библиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для реставрации фондов, научно-методическую деятельность;

- материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ и других видов массовых зрелищ, организацию фестивалей, выставок, проведение работ по созданию и обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;

- оснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;

- проведение капитального ремонта;

- реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, переданных в пользование организации культуры;

- другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.

 

Культура также как и образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В тоже время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.

 

В культуре, как и в других отраслях социальной сферы действует постатейный принцип выделения бюджетных средств. По каждой статье применяется своя специфическая методика. Наибольшую трудность при оценке предстоящих расходов и определении необходимого объема бюджетного финансирования представляют музеи из-за чрезвычайно большого разнообразия условий их деятельности и непредсказуемости доходов. Несмотря на то, что состав расходов вполне конкретен, они не поддаются формализации и нормированию. При определении расходов на зарплату штатную численность музейных специалистов нельзя привести к общему знаменателю. Например, число хранителей музейного фонда зависит от его структуры, состава предметов, их ценности, состояния. Число смотрителей зависит от площади экспозиционных залов, наличия охранной сигнализации. Подобная ситуация складывается и с планированием средств на приобретение музейных экспонатов, комплектованием библиотечных фондов в библиотеках и т.п. Какая бы сумма не была исчислена учреждением, при утверждении сметы учитываются ее фактическое исполнение за ряд лет и объем бюджета.

 

Как правило, финансирование за счет бюджетных источников осуществляется в тех случаях, когда учреждения не могут гарантировать рост собственных доходов за счет предоставления платных услуг населению.

 

При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям также определяются объемы предполагаемого поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета.

Чтобы рассчитать количество зрителей, необходимо вместимость зрительного зала умножить на количество планируемых спектаклей и их среднюю посещаемость.

 

Количество зрителей = Вместимость зрительного зала *количество планируемых спектаклей * средняя посещаемость  


Бюджетные средства выделяются как правило в виде субсидий. Бюджетное финансирование выделяется на оплату разницы между расходами и доходами, получаемыми от оказания платных услуг.

Смета расходов учреждения составляется по статьям классификации расходов, с учетом специфики деятельности.

Например, для библиотек приобретение литературы и подписка на периодические издания относятся к приоритетным расходам.

Для музейных учреждений такими расходами будут затраты, связанные с организацией выставочной деятельности, для театров – постановочные расходы, связанные с подготовкой реквизита и костюмов, для музеев-заповедников – организация содержания, организация экскурсионной деятельности и т.д.

 

Право организации культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается.

Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом организации культуры.

Государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 47 Закона).

Организации культуры (за исключением бюджетных учреждений) могут пользоваться кредитом отечественных и зарубежных банков, продавать и приобретать валюту в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Культурные ценности, хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, картинных галереях, библиотеках, архивах и других государственных организациях культуры, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или сданы под залог.

Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (ст. 52 Закона).

 

Архивы, библиотеки, организации, занимающиеся охраной памятников, обычно являются государственными учреждениями, и их работа почти полностью обеспечивается за счет финансирования государства или благотворительных организаций.

Музеи и клубные организации являются в основном государственными некоммерческими организациями, но есть и частные. В музейной и клубной деятельности более заметную роль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг и сувенирной продукции. Но главным остается финансирование со стороны учредителей.

Деятельность театров, филармонических и фольклорных коллективов обеспечивается сочетанием общественного финансирования, частных пожертвований, доходов от продажи билетов и др. Обычно эти организации являются некоммерческими, но существуют и коммерческие театры, получающие доход лишь от реализации своей основной продукции (продажи билетов и прав на воспроизведение созданных спектаклей, музыки в аудиовизуальной продукции) и сопутствующих товаров и услуг (доходы от буфетов, продажи сувениров).

Цирковое дело, народные промыслы, кинематограф, пресса, книгоиздание, радио и телевидение представлены по большей части коммерческими организациями, получающими основные доходы от реализации соответствующих товаров и услуг потребителям или рекламодателям. Но обычно государство и частные благотворители поддерживают в различных формах создание и прокат отдельных фильмов, публикацию отдельных книг, строительство и эксплуатацию цирковых зданий, вещание отдельных радиостанций и телевизионных каналов и т.д.

Реставрацией памятников занимаются организации разных форм, с которыми на контрактной основе взаимодействуют государственные органы и частные владельцы или арендаторы соответствующих памятников.

 

Из федерального бюджета финансируются учреждения и органи­зации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например:

- Го­сударственный Эрмитаж,

- Всероссийская государственная библиотека,

- Государственный академический Большой театр и др.

В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

 

Из Оренбургского областного бюджета финансируются следующие учреждения культуры:

- ГУК «Оренбургская областная филармония»;

- ГУК «Оренбургский государственный областной драматический театр им. Горького»;

- ГУК «Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии»;

- ГУК «Оренбургский государственный татарский театр им М. Файзи»;

- ГУК «Оренбургский государственный областной театр кукол»;

- ГУК «Областная университетская научная библиотека им. Н.К. Крупской»;

- ГУК «Центральная областная юношеская библиотека»;

- ГУК «Областная детская библиотека»;

- ГУК «Областная библиотека для слепых»;

- ГУК «Оренбургский областной историко-краеведческий музей»;

- ГУК «Оренбургский областной музей изобразительных искусств»;

 

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов.

 

Муниципальные организации культуры традиционно представлены:

- библиотеками, объединенными в централизованные библиотечные системы;

- клубами различных типов (Дома и Дворцы культуры, сельские клубы, Центры культуры и досуга, национально-культурные Центры, Дома народного творчества, Дома ремесел, Дома фольклора, молодежные культурные Центры, передвижные Центры культуры и досуга);

- краеведческими и мемориальными музеями;

- детскими школами искусств, музыкальными, художественными и хореографическими школами;

- парками культуры и отдыха;

- кинотеатрами и киноконцертными залами;

- выставочными залами и галереями;

- муниципальными творческими коллективами.

Разграничение полномочий в сфере культуры на местном уровне осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 


 

Таблица - Структура расходов на культуру и искусство РФ на 2007 – 2011 гг.

Наименование статьи 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
план факт план факт план план план
% % % % % % %
РАСХОДЫ федеральный бюджет 6531,40 100,00 5986,56   5781,20   6729,44   6549,00   7068,00   7 943,70  
Культура, кинематография и СМИ 70,80 1,08 70,80 1,18 83,70 1,45 88,77 1,32 73,20 1,12 67,90 0,96 114,10 1,44
РАСХОДЫ Оренбургская область 37436,5   36721,3   42332,6   51722,2   59852,5   64781,1   51732,9  
Культура, кинематография и средства массовой информации 618,9 1,65 614,4 1,67 1019,4 2,41 1076,4 2,08 1521,3 2,54 1041,4 1,61 648,5 1,25
РАСХОДЫ г.Оренгбург 4522775,8               7333177,1          
Культура, кинематография и средства массовой информации   1,42   1,37   1,58   1,20 116624,6 1,59   1,71   1,69

 

Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. К учреждениям культуры относятся библиотеки, театры, дома культуры, клубы, музеи, концертные залы, художественные галереи, музеи-заповедники. Эти учреждения и организации решают специфические задачи сохранения исторических национальных памятников культуры, пополнении культурных достижений в области литературы, музыки, искусства живописи, приобщения людей к творениям культуры.

К сфере культуры относятся:

1) учреждения культурно-досуговой и концертно-цирковой деятельности,

2) театры,

3) кино- и видеопроизводство,

4) радио- и телевещание,

5) книгоиздание,

6) реставрация памятников истории и культуры,

7) историко-архивная деятельность,

8) краеведение.

Отрасли культуры выполняют специфические виды деятельности. Существенное место среди них принадлежит культурно-досуговой деятельности, в состав которой входят клубные учреждения, выставки и музеи, школы искусств, музыкальные и художественные школы, парки культуры и отдыха, библиотеки, зоопарки и др. учреждения.

Эти организации занимаются обслуживанием посетителей. Музеи и выставки – концентрацией, накоплением и демонстрацией памятников истории и культуры. Парки культуры – решают задачи организации досуга населения. Библиотеки – удовлетворяют потребность в знаниях.

Сама культура обладает тремя уникальными ресурсами:

1) творческим потенциалом ее создателей, накопленным веками и развиваемым из поколения в поколение;

2) культурным наследием, являющимся результатом многовекового труда творцов; культурными традициями, материализованными в интересе населения к ценностям культуры.

Это и есть важнейшие ресурсы общества, которые, однако, могут быть утрачены за время жизни двух-трех поколений, если не обеспечивать необходимые условия для существования и развития культуры.

Можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного общества:

Прямой вклад сферы культуры в экономику:

- сфера культуры и искусства создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона;

- культура и искусство служат основным источником развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.

Прямое социальное влияние:

- культура и искусство обеспечивают социально-значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияют на сознание людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала;

- в элитарной, массовой культурах, андеграунде предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения.

Косвенное экономическое влияние:

- культура и искусство социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности;

- такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры;

- культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.

Косвенное социальное влияние:

- культура и искусство обогащают социальную среду, прописывая ее различными привлекательными событиями;

- они выступают источником цивилизационного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению стереотипов сознания и поведения;

- культура и искусства – это коллективная память общества, источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущего поколения;

- они повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и сокращению асоциального поведения;

- велика роль учреждений культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на эмоциональное и интеллектуальное развитие детей.

 

Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1«Об основах законодательства РФ о культуре».

Деятельность библиотек, музеев, театров, кинотеатров регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

Об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства: Положение: утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 609, с изменениями от 23 декабря 2002 г.;

О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. N 329 с изменениями от 23 декабря 2002 г;

О библиотечном деле: Федеральный закон: принят Государственной Думой 23 ноября 1994 года с изменениями от 22 августа 2004 года;

О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон: принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года с изменениями от 10 января 2003 года.

 

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей. С этой целью государство намеревается:

- осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

- стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физ. Лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

- устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

- способствовать развитию благотворительности в области культуры;

- осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

Бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в РФ.

В настоящее время известны несколько способов определения суммы средств, необходимых на финансирование культуры:

- исходя из норм бюджетного финансирования на человека и численности населения;

- на основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;

- на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

До 2005 года государство гарантировало ежегодное выделение бюджетных средств на финансовое обеспечение нужд культуры РФ в размере не менее 2 % средств федерального бюджета и не менее 6 % средств региональных и местных бюджетов. С 1 января 2005 года данные положения о государственном финансировании культуры и культурной деятельности в фиксированной к расходной части бюджетов доли признаются утратившими силу как неисполняемые и несоответствующие бюджетному законодательству Российской Федерации.

 

Надо признать, что сегодня в России культура, к сожалению, не входит в число приоритетов бюджетной политики в социальной сфере. Доля расходов на нее в консолидированном бюджете за последние пять лет составляет около 2–2,5%. И хотя в абсолютном выражении расходы на культуру динамично росли, опережающего роста расходов не было, т. к. в 2003–2005 годах их доля сокращалась (с 2,3% до 2,1%). Расходы на другие сектора социальной сферы растут более высокими темпами. И опять на ближайшие несколько лет культура в России не попала в число официально обозначенных приоритетов социальной политики и национальных проектов, поэтому вряд ли можно рассчитывать на опережающее по сравнению с образованием и здравоохранением бюджетное финансирование.

 

Расходы на культуру складываются из расходов на содержание учреждений культуры, расходов на реализацию целевых программ в области культуры и расходов на мероприятия, проводимые органом управления культурой.

Размеры бюджетного финансирования организации культуры рассчитываются исходя из нормативов, определенных в установленном порядке, а при отсутствии таких нормативов - на основе общих принципов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели:

- оплату труда работников как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых организацией культуры;

- содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;

- содержание природных комплексов и объектов, относящихся к данной организации культуры;

- содержание животных в зоопарках и цирках;

- комплектование библиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для реставрации фондов, научно-методическую деятельность;

- материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ и других видов массовых зрелищ, организацию фестивалей, выставок, проведение работ по созданию и обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;

- оснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;

- проведение капитального ремонта;

- реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, переданных в пользование организации культуры;

- другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.

 

Культура также как и образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В тоже время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.

 

В культуре, как и в других отраслях социальной сферы действует постатейный принцип выделения бюджетных средств. По каждой статье применяется своя специфическая методика. Наибольшую трудность при оценке предстоящих расходов и определении необходимого объема бюджетного финансирования представляют музеи из-за чрезвычайно большого разнообразия условий их деятельности и непредсказуемости доходов. Несмотря на то, что состав расходов вполне конкретен, они не поддаются формализации и нормированию. При определении расходов на зарплату штатную численность музейных специалистов нельзя привести к общему знаменателю. Например, число хранителей музейного фонда зависит от его структуры, состава предметов, их ценности, состояния. Число смотрителей зависит от площади экспозиционных залов, наличия охранной сигнализации. Подобная ситуация складывается и с планированием средств на приобретение музейных экспонатов, комплектованием библиотечных фондов в библиотеках и т.п. Какая бы сумма не была исчислена учреждением, при утверждении сметы учитываются ее фактическое исполнение за ряд лет и объем бюджета.

 

Как правило, финансирование за счет бюджетных источников осуществляется в тех случаях, когда учреждения не могут гарантировать рост собственных доходов за счет предоставления платных услуг населению.

 

При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям также определяются объемы предполагаемого поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета.

Чтобы рассчитать количество зрителей, необходимо вместимость зрительного зала умножить на количество планируемых спектаклей и их среднюю посещаемость.

 

Количество зрителей = Вместимость зрительного зала *количество планируемых спектаклей * средняя посещаемость  


Бюджетные средства выделяются как правило в виде субсидий. Бюджетное финансирование выделяется на оплату разницы между расходами и доходами, получаемыми от оказания платных услуг.

Смета расходов учреждения составляется по статьям классификации расходов, с учетом специфики деятельности.

Например, для библиотек приобретение литературы и подписка на периодические издания относятся к приоритетным расходам.

Для музейных учреждений такими расходами будут затраты, связанные с организацией выставочной деятельности, для театров – постановочные расходы, связанные с подготовкой реквизита и костюмов, для музеев-заповедников – организация содержания, организация экскурсионной деятельности и т.д.

 

Право организации культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается.

Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом организации культуры.

Государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 47 Закона).

Организации культуры (за исключением бюджетных учреждений) могут пользоваться кредитом отечественных и зарубежных банков, продавать и приобретать валюту в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Культурные ценности, хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, картинных галереях, библиотеках, архивах и других государственных организациях культуры, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или сданы под залог.

Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (ст. 52 Закона).

 

Архивы, библиотеки, организации, занимающиеся охраной памятников, обычно являются государственными учреждениями, и их работа почти полностью обеспечивается за счет финансирования государства или благотворительных организаций.

Музеи и клубные организации являются в основном государственными некоммерческими организациями, но есть и частные. В музейной и клубной деятельности более заметную роль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг и сувенирной продукции. Но главным остается финансирование со стороны учредителей.

Деятельность театров, филармонических и фольклорных коллективов обеспечивается сочетанием общественного финансирования, частных пожертвований, доходов от продажи билетов и др. Обычно эти организации являются некоммерческими, но существуют и коммерческие театры, получающие доход лишь от реализации своей основной продукции (продажи билетов и прав на воспроизведение созданных спектаклей, музыки в аудиовизуальной продукции) и сопутствующих товаров и услуг (доходы от буфетов, продажи сувениров).

Цирковое дело, народные промыслы, кинематограф, пресса, книгоиздание, радио и телевидение представлены по большей части коммерческими организациями, получающими основные доходы от реализации соответствующих товаров и услуг потребителям или рекламодателям. Но обычно государство и частные благотворители поддерживают в различных формах создание и прокат отдельных фильмов, публикацию отдельных книг, строительство и эксплуатацию цирковых зданий, вещание отдельных радиостанций и телевизионных каналов и т.д.

Реставрацией памятников занимаются организации разных форм, с которыми на контрактной основе взаимодействуют государственные органы и частные владельцы или арендаторы соответствующих памятников.

 

Из федерального бюджета финансируются учреждения и органи­зации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например:

- Го­сударственный Эрмитаж,

- Всероссийская государственная библиотека,

- Государственный академический Большой театр и др.

В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

 

Из Оренбургского областного бюджета финансируются следующие учреждения культуры:

- ГУК «Оренбургская областная филармония»;

- ГУК «Оренбургский государственный областной драматический театр им. Горького»;

- ГУК «Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии»;

- ГУК «Оренбургский государственный татарский театр им М. Файзи»;

- ГУК «Оренбургский государственный областной театр кукол»;

- ГУК «Областная университетская научная библиотека им. Н.К. Крупской»;

- ГУК «Центральная областная юношеская библиотека»;

- ГУК «Областная детская библиотека»;

- ГУК «Областная библиотека для слепых»;

- ГУК «Оренбургский областной историко-краеведческий музей»;

- ГУК «Оренбургский областной музей изобразительных искусств»;

- ГУК «Орский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина»;

- ГУК «Областной дом литераторов»;

- ГОУВПО «Оренбургский государственный институт искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей»;

- ГОУСПО «Оренбургское областное художественное училище»;

- ГОУСПО «Оренбургское областное училище культуры»;

- ГОУСПО «Орский колледж искусств»;

- ГОУСПО «Бузулукское музыкальное училище».

 

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов.

 

Муниципальные организации культуры традиционно представлены:

- библиотеками, объединенными в централизованные библиотечные системы;

- клубами различных типов (Дома и Дворцы культуры, сельские клубы, Центры культуры и досуга, национально-культурные Центры, Дома народного творчества, Дома ремесел, Дома фольклора, молодежные культурные Центры, передвижные Центры культуры и досуга);

- краеведческими и мемориальными музеями;

- детскими школами искусств, музыкальными, художественными и хореографическими школами;

- парками культуры и отдыха;

- кинотеатрами и киноконцертными залами;

- выставочными залами и галереями;

- муниципальными творческими коллективами.

Разграничение полномочий в сфере культуры на местном уровне осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 


 

Таблица - Структура расходов на культуру и искусство РФ на 2007 – 2011 гг.

Наименование статьи 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
план факт план факт план план план
% % % % % % %
РАСХОДЫ федеральный бюджет 6531,40 100,00 5986,56   5781,20   6729,44   6549,00   7068,00   7 943,70  
Культура, кинематография и СМИ 70,80 1,08 70,80 1,18 83,70 1,45 88,77 1,32 73,20 1,12 67,90 0,96 114,10 1,44
РАСХОДЫ Оренбургская область 37436,5   36721,3   42332,6   51722,2   59852,5   64781,1   51732,9  
Культура, кинематография и средства массовой информации 618,9 1,65 614,4 1,67 1019,4 2,41 1076,4 2,08 1521,3 2,54 1041,4 1,61 648,5 1,25
РАСХОДЫ г.Оренгбург 4522775,8               7333177,1          
Культура, кинематография и средства массовой информации   1,42   1,37   1,58   1,20 116624,6 1,59   1,71   1,69

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.