Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение стоимости работ по поверке средств измерений

Приложение А

Вопрос. Характеристика методов планирования налоговых доходов бюджета и Методика расчетов контингентов налоговых поступлений.

Постановление Правительства Оренбургской области от 21 сентября 2009 г. N 497-п "О методике формирования областного бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Вопрос. Характеристика методов планирования налоговых доходов бюджета и Методика расчетов контингентов налоговых поступлений.

Вопрос. Экономическая сущность планирования бюджетных доходов

Литература:

1 Морозова, Т.Г., Пикулькина, А.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / под ред. Т.Г. Морозовубежной, А.В. Пикулькиной. – ЮНИТИ - ДАНА, 2003. – 216 с.

2 Балтина, А.М., Прусакова, Т.В. Прогнозирование и планирование в налогообложении: Учебное пособие / под ред. А.М. Балтиной, Т.В. Прусаковой. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. – 183 с.

3 Меских, К.Л. Основы планирования бюджетных назначений в налоговых органах // Финансы и кредит. – 2010. - № 3. – С. 64 – 68.

4 Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: учеб. для студ. вузов, обучающихся по экон. специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 703 с.

 

Темы докладов:

1 Роль консолидированного бюджета субъекта РФ в бюджетном планировании и прогнозировании доходов.

2 Зарубежный опыт планирования и прогнозирования доходов бюджета.

 

Задания:

1. Самостоятельная работа по методическим указаниям к семинарским занятия.

2. Составить задачи по планированию отдельных видов налогов, опираясь на Постановление Правительства Оренбургской области от 21 сентября 2009 г. N 497-п "О методике формирования областного бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Процесс планирования доходов бюджета строится на основе норм бюджетного и налогового законодательства РФ.

Планирование доходов служит основой для выработки прогноза социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований на среднесрочные и долгосрочные периоды для своевременного и обоснованного составления проектов федерального, регионального и местного бюджетов на предстоящий год, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.

 

Планирование доходов осуществляется в соответствии с прогнозом важнейших макроэкономических и социально-экономических показателей, таких, как:

- валовой внутренний продукт;

- валовой национальный продукт;

- чистый национальный продукт;

- национальный доход;

- платежный баланс;

- численность населения;

- личный доход населения и т.д.

Каждый из этих показателей служит основой для расчета, как общей суммы поступлений бюджетных доходов, так и отдельных групп, видов налогов и прочих неналоговых поступлений в бюджеты.

 

На макроуровне планирование доходов бюджета осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. Принимают в этом участие также другие экономические ведомства, то есть администраторы доходов.

 

Работа по формированию бюджета по доходам включает три важнейших направления:

- расчет прогнозируемых сумм мобилизации всех видов доходов;

- распределение доходов по уровням бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;

- определение взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих бюджетов в части предоставления финансовой помощи и выравнивания бюджетной обеспеченности.

 

Составление проекта бюджета начинается с момента выступления Президента Российской Федерации с Бюджетным Посланием Федеральному собранию. Послание направляется Федеральному собранию не позднее марта месяца года предшествующего очередному финансовому году. Составление проекта федерального бюджета основывается на бюджетном послании, на прогнозе социального развития Российской федерации, на основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

В начале бюджетного планирования составляется прогноз социально-экономического развития территории. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

Ежегодно Правительство РФ издает Постановление, в котором определяются задачи каждого органа исполнительной власти, причастного к бюджетному планированию (Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов, Федеральной службы государственной статистики, внебюджетных фондов и других органов), по разработке прогноза социально-экономического развития на очередной год.

 

Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации поручается организовать разработку параметров прогноза социально-экономического развития РФ, разработать с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также по согласованию с Банком России и предоставить в Правительство Российской Федерации не позднее марта текущего года сценарные условия функционирования экономики страны в следующем (планируемом) году и на среднесрочную перспективу. Эти документы содержат основные макроэкономические показатели, параметры и приоритеты социально-экономической политики.

К основным макроэкономическим показателям относят объем ВВП; показатели, определяющие объем денежной массы; объем прибыли, создаваемой в отраслях хозяйства; размер фонда оплаты труда; индекс инфляции и дефляторы; объем товарооборота и др.

Величина налоговых доходов бюджета в значительной степени определяется уровнем инфляции и ценами на экспортируемые сырьевые ресурсы на мировом рынке, а также обширным спектром внешних и внутренних факторов, в т.ч. демографической ситуацией, состоянием основных производственных фондов, ростом тарифов на продукцию естественных монополий.

 

Постановлением Правительства РФ Министерству финансов Российской Федерации поручается разработка проекта федерального закона «О федеральном бюджете на очередной год и плановый период».

 

Федеральной службе государственной статистики рекомендуется представить в федеральные органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ статистическую информацию, необходимую для разработки соответствующих прогнозов и проектов бюджетов.

 

Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе РФ рекомендуется составлять и направлять в Минфин Российской Федерации прогноз размеров администрируемых ими доходов, поступающих в доходы федерального бюджета в планируемом году и на среднесрочную перспективу с соответствующими обоснованиями и расчетами. Кроме того, Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе необходимо разработать и предоставить в Министерство финансов Российской Федерации материалы с оценкой ожидаемых в планируемом году потерь федерального бюджета в связи с предоставленными налоговыми льготами.

 

Федеральной службе по финансовым рынкам необходимо направить в Министерство финансов Российской Федерации анализ состояния рынка корпоративных ценных бумаг и прогноз его развития.

Аналогичная процедура взаимодействия участников процесса планирования осуществляется и на уровне субъектов РФ: ежегодно издается распоряжение главы администрации субъекта РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития региона на очередной год и на среднесрочную перспективу», в котором также определяются задачи всех участников процесса бюджетного планирования.

 

Экономическим службам субъекта РФ совместно с другими структурными подразделениями администрации субъекта РФ поручается разработка предварительных и уточненных прогнозов социально-экономического развития области. Финансовым органам субъекта РФ поручается организация работы по составлению прогноза консолидированного бюджета региона и проекта бюджета субъекта РФ на очередной год и плановый период.

Кроме того, рекомендуется крупным предприятиям региона представить в финансовый орган и экономические службы прогноз объемных показателей, налогооблагаемой прибыли, фонда оплаты труда, объема продукции, поставляемой на экспорт, стоимость единицы продукции.

Управлению Банка России по региону рекомендуется представить Министерству финансов субъекта РФ анализ и прогноз объемов продажи иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, анализ состояния банковской системы и прогноз финансовых результатов деятельности кредитных организаций региона, осуществляющих свою деятельность на территории региона.

Федеральной службе государственной статистики по субъекту РФ рекомендуется обеспечить соответствующие подразделения администрации субъекта РФ статистической информации, необходимой для разработки прогнозов и проектов бюджетов территорий.

Финансовый орган субъекта РФ получает от Управления Федеральной налоговой службы по субъекту РФ сведения о фактической величине налогов, зачисленных в бюджеты всех уров­ней бюджетной системы, о размере недоимки по налогам. Эта информация содержится в отчетах, составляемых налоговыми органами.

Собрав всю необходимую информацию, финансовые и экономические органы субъекта РФ приступают к разработке макроэкономических показателей социально-экономического развития, определяющих объем доходов и, прежде всего, налоговых платежей.

Определив предварительные значения макроэкономических показателей, экономические службы субъекта РФ направляют их в администрации муниципальных образований, которые приступают к разработке макроэкономических показателей на уровне своей территории. На основании предварительных показателей социально-экономического развития муниципальных образований составляется свод прогноза показателей и предоставление их в финансовый орган региона для составления проекта бюджета.

Взаимодействие между всеми участниками налогового планирования на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ схематично представлено в приложении. Чем лучше налажена работа всех участников процедуры формирования бюджета, тем эффективнее процесс планирования его доходов.

 

К субъектам бюджетного планирования отнесены федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительства РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Счетная Палата РФ.

Основным источником доходов бюджетов всех уровней в РФ являются налоговые поступления от юридических и физических лиц, в силу этого одним из важнейших элементов системы планирования доходов бюджета выступает налоговое планирование.

 

Планирование налоговых поступлений в бюджет РФ объединяет три этапа.

Первым этапом государственного налогового планирования являются анализ исходных условий для разработки плана налоговых доходов бюджета, а также формирование прогнозов развития территории на перспективу и составление иных материалов, служащих основой для расчетов налоговых поступлений в бюджет.

На втором этапе осуществляются корректировка налоговой политики и разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления разных уровней.

Третьим этапом является расчет сумм налогов, зачисляемых в бюджеты всех уровней. При определении объема налогов используется понятие «контингент налогов», которое характеризует общую сумму взимаемого на данной территории конкретного вида налога или иного платежа. Расчет контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых принципиальных подходов, но конкретная методика процесса планирования имеет свои особенности в зависимости от уровня бюджета.

 

Оценка налоговых поступлений производится исходя из перспективных программ социально-экономического развития территории, принятой налоговой политики и методики формирования межбюджетных отношений. Основной задачей этого этапа налогового планирования является определение объемов налоговых платежей в бюджет на краткосрочную и среднесрочную перспективы, а также распределение общей суммы налоговых доходов по видам платежей. Расчет контингентов налогов с разбивкой по каждому их виду является заключительной стадией государственного налогового планирования, реализуется входе прогнозирования объема доходов бюджетов по группам, подгруппам, статьям классификации доходов бюджетов РФ.

 

 

Расчет контингентов доходов осуществляется в следующей последовательности:

ФНС доводит до Минфина обобщенные сведения о текущих поступлениях налогов и других доходов за отчетный период, т.е. за предшествующий год и первое полугодие текущего года.

Минфин получает от Минэкономразвития прогнозируемые на очередной год и среднесрочную перспективу макроэкономические показатели, определяющие расходы: объем валового внутреннего продукта, объем денежной массы, объем прибыли, размер фонда оплаты труда, индекс инфляции и дефляторы по отраслям народного хозяйства, объем розничного товарооборота, уровень цен на нефть. Центральный банк России представляет курсовое соотношение рубля к доллару США и к Евро.

На основании прогноза развития экономики Минфином совместно с ФНС составляются прогнозы поступления по отдельным налогам. При этом учитываются объем налоговых льгот и изменения налоговых ставок, а также снижение от реструктуризации задолженности предприятий и списания недоимки при реструктуризации и недоимки, признанной безнадежной.

 

ФНС сообщает Минфину сведения о текущих поступлениях налоговых доходов. ГТК сообщает Минифину сведения о текущих поступлениях таможенных пошлин. Министерство экономического развития и торговли сообщает МФ прогнозируемые макроэкономические показатели, определяющие объем доходов (ВВП, индекс инфляции и др.).

МФ прогнозирует объемы налоговых и других доходов. МФ подготавливает проекты распределения регулирующих доходов по уровням БС. МФ разрабатывает методику расчета трансфертов из ФФФП СРФ.

Установочные показатели направляются МФ в финансовые органы СРФ. Финансовые органы СРФ ведут работу по прогнозированию доходов в СРФ совместно с налоговыми органами. База для расчетов – параметры прогноза социально-экономического развития СРФ.

 

Рассмотрим организацию работы по планированию контингента ряда налогов на региональном уровне.

 

Министерство финансов Оренбургской области является центральным звеном в процессе планирования налоговых поступлений территориального бюджета. Для составления плана налоговых доходов бюджета региона в финансовом комитете аккумулируются необходимые статистические и аналитические материалы, поступающие из разных ведомств.

Так, информацию о фактических суммах налогов, поступивших в бюджеты всех уровней, представляет УФК по субъекту РФ. В региональном Управлении ФНС составляют отчеты о фактической величине налогов, зачисленных в бюджеты всех уровней, размере задолженности по налоговым платежам, уплате налоговых санкций и пени, а также ряд других отчетных и аналитических материалов, необходимых для расчета прогнозной величины налоговых поступлений. Кроме того, в Управлении ФНС по субъектам РФ производится расчет величины предполагаемых сумм налоговых доходов бюджета на следующий отчетный период, исходя из объема фактически внесенных налогоплательщиками сумм, выявленных тенденцией в поступлении налогов, индекса инфляции, возможных изменений налогового законодательства.

Одновременно с этим Комитет государственной статистики субъекта РФ направляет в комитет финансов информацию о социально-экономическом положении региона, содержащую данные о затратах промышленных предприятий ан производство, динамике капитального строительства, сведения о наличии и использовании основных фондов, дифференциации заработной платы в отраслях экономики данного субъекта РФ и другие необходимые показатели.

 

Департамент администрации Оренбургской области по вопросам экономики сообщает комитету финансов необходимые для прогнозирования доходов бюджета варианты прогнозных показателей социально-экономического развития региона на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.

После того как всеми ведомствами, принимающими участие в процессе составления плана налоговых доходов бюджета, информация, служащая основой для осуществления налоговых поступлений, сведена воедино и изучена, специалисты Финуапрвления субъекта РФ приступают к непосредственному расчету контингента налогов на очередной год.

В настоящее время не существует единой, обязательной к применению во всех регионах методики расчета величины налоговых поступлений. В каждом субъекте РФ самостоятельно разрабатывают методические подходы к налоговому планированию

Прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа.

 

Прогнозирование тесно связано с планированием. В совокупности прогнозирование и планирование представляют собой взаимно дополняющие друг друга стадии. Между прогнозом и планом существуют различия:

1) план имеет нормативный, а прогноз — альтернативный характер;

2) план — это однозначное решение, даже в том случае, когда он разрабатывается на вариантной основе (проекты плана). Прогноз же по самому своему существу имеет альтернативное, вариантное содержание. В этом смысле прогнозирование представляет собой исследовательскую базу планирования, можно сказать, что прогнозирование это стадия налогового планирование.

Планирование налоговых доходов – это последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых платежей.

Основная задача налогового планирования на макроуровне – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующие звено бюджетной системы.

 

Различают текущее (оперативное, краткосрочное) и перспективное (среднесрочное, долгосрочное) налоговое планирование.

Оперативное планирование, осуществляется на месяц или квартал, призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время. Краткосрочное налоговое планирование служит основой для составления бюджетов соответствующих уровней власти на очередной финансовый год. В процессе осуществления текущего планирования решаются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для разработки стратегии налогового планирования. Это стратегия определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного налогового планирования.

 

Налоговое планирование в Российской Федерации, осуществляется с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики, нацеленных на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.

За последние годы в налоговой системе произошел отказ от планирования поступлений налогов и сборов “от достигнутого” к выработке определенных методов (алгоритмов) расчетов поступления налоговых платежей, основанных на анализе и оценке соответствующих налоговых баз и всего налогового потенциала региона.

Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.

На сегодняшний день нет четкого разграничение на методы планирование и прогнозирования. Все рассмотренные ниже методы являются большей степени методами прогнозирования доходов, но как уже отмечалось, прогноз является основой для планирования.

 

1. При планировании налоговых доходов федерального бюджета РФ применяются специальные методы:

- метод планирования на основе фактически собранных налоговых доходах в базовом году, которые корректируются на изменения в законодательстве, имевшие место после базового периода.

- метод планирования на основе показателя базы налогообложения в прогнозируемом периоде с корректировками на льготы;

- метод планирования на основе валового внутреннего продукта.

2. Также используются статистические и эконометрические методы (данные методы лежат в основе специальных методов):

- метод экстраполяции (тренда), продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. Разновидностью этого метода является метод аналитического выравнивания. С помощью этого метода находиться плавная линия развития данного явления, характеризующая основную тенденцию динамики.

- метод экспертных оценок. Для разработки прогноза формируется группа экспертов, проводится экспертиза и обрабатывается результаты.

- макроэкономическое моделирование. Макроэкономические модели представляют собой регрессионные уравнения зависимости объема налоговых поступлений от одного или нескольких макроэкономических показателей, предположительно имеющих связь с фактической базой обложения или определяющих ее величину, а так же характеризующих уровень собираемости налогов. Но так как данная модель отличается сложностью и требует огромного объема информации и средств для построения, она применятся крайне редко.

 

Основными методами планирования и прогнозирования налоговых поступлений в Российской Федерации на сегодняшней день являются следующие методы.

Наиболее простым методом является метод тренда, т.е. экстраполяции, продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. В качестве базы для применения этого метода служит информация о поступлении конкретных налогов и сборов за определенные периоды предыдущих лет, об объемах выпадающих доходов, состоянии задолженности по налоговым платежам, анализ тенденций в развитии налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т.д.

При этом методе планирования соответствующие показатели должны приводиться в сопоставимые условия. Особенно важно правильно оценить размеры дополнительных поступлений налогов и сборов и выпадающих доходов в результате определенных изменений в налоговом законодательстве.

 

Следующим, более сложным методом является экспертный метод разработки прогнозных оценок, при котором проводятся экспертные расчеты возможного поступления конкретных налогов и сборов.

Экспертный метод включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.

Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога. Расчет налоговой базы проводится как на федеральном уровне, так и в региональном разрезе с учетом отраслевой структуры. При этом региональное налоговое планирование также основывается на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.

 

Метод репрезентативной налоговой системы представляет собой наиболее точный метод планирование объема налоговых поступлений на основе прогнозирования налогового потенциала с последующим прогнозированием средних по стране налоговых условий. Метод репрезентативной налоговой системы состоит в прогнозировании потенциальных налоговых поступлений с помощью применения стандартных налоговых ставок к соответствующим налоговым базам.

Результатом применения метода репрезентативной налоговой системы является объем возможных налоговых поступлений в случае применения на всей анализируемой территории репрезентативной налоговой системы, т.е. сумма налоговых платежей, начисленных на декларированную налогоплательщиком и выявленную налоговыми органами налоговую базу. Окончательный прогноз налоговых поступлений получается путем корректировки полученного прогноза налогового потенциала с учетом прогнозируемого уровня мобилизации задолженности предшествующих периодов. Недостаток данного метода заключается, в том, что для получения достоверного результата необходимо получить большой объем информации на территории субъекта и обеспечить сопоставимость информации.

Так же прогнозирование налоговых поступлений в бюджет РФ строится на основе макроэкономических моделей. Макроэкономические модели представляют собой регрессионные уравнения зависимости объема налоговых поступлений от одного или нескольких макроэкономических показателей, предположительно имеющих связь с фактической базой обложения или определяющих ее величину, а так же характеризующих уровень собираемости налогов. Чаще всего в исследованиях используются оценки линейных уравнений, например модели, описывающие функциональную зависимость налоговых поступлений от различных макроэкономических показателей, определяющих величину налоговой базы и отражающих изменения поведенческой стратегии налогоплательщиков. Отличие этого метода от расширенного подхода метода репрезентативной налоговой системы состоит в том, что последний предполагает точную оценку величины налоговой базы, а макроэкономическое моделирование – применение макроэкономического показателя как характеристики базы налогообложения.

Следующий метод, применяемый в Российской Федерации это метод структурного моделирования. Он связан с тем, что для большинства налогов объект налогообложения включает разнородные по способам формирования и зависящих от различных экономических процессов элементы налоговой базы. Методика прогнозирования налогов в бюджетную сферу России с использованием структурного подхода основывается на фактических данных о значениях показателей налоговой отчетности, т.е. налоговых поступлениях прошлых лет, о базе налога и ее компонентах, а так же на прогнозных значениях макроэкономических показателей.

 

Российский опыт планирование налоговых поступлений невелик, что объясняется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет, а следовательно, и метод их оценки. Многие промышленно развитые страны, обладают стабильно функционирующей налоговой системой. Основной метод налогового планирование за рубежом является эконометрическое моделирование, системно-вариантный подход, экономическое программирование, используются так же ряд аналитических и оценочных приемов. Рассмотрим наиболее общие подходы к составлению плана-прогноза налоговых поступлений, используемые в развитых странах.

Одним из методов прогнозирования базового уровня бюджетных поступлений является метод экспертных оценок, который известен как метод «Дельфи». Он представляет собой метод коллективных экспертных оценок, основанный на выявлении согласованной оценки группы специалистов путем их спроса, проходящего в несколько туров. В настоящее время метод «Дельфи» получил достаточно широкое признание и считается одним из наиболее квалифицированных методов экспертного прогнозирования. Применительно к бюджетному планированию группа экспертов высказывает свое обоснование мнение о предполагаемых налоговых поступлений. На ряду с Россией данный метод применяется в таких странах как США, Канада, Великобритания, Нидерланды, Южная Корея.

Достоинства данного метода являются: метод способствует выработке независимости мышления членов группы; обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем, которые требуют оценки.

Существуют так же и недостатки метода «Дельфи» связаны с нехваткой времени, которое отведено эксперту на обдумывание проблемы. В этом случае эксперт может согласиться с мнением большинства, чтобы уйти от необходимости объяснения, в чем заключается отличие его решения от остальных вариантов. А так же чрезмерная субъективность оценок. Эти недочеты устраняются совершенствованием организации экспертиз путем создания автоматизированных систем обработки результатов опроса.

Такие страны как Франция, США, Великобритания, Нидерланды применяют в практики планирование налоговых поступлений такой метод как, метод экстраполяции. Как упоминалось выше, это метод присущ и Российской Федерации. Он основывается на изучении сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей функционирования и развития социально-экономической системы и распространении этих закономерностей на будущей период исходя из того, что в экономической деятельности закономерности достаточно устойчивы в течение некоторого периода времени.

Метод экстраполяции имеет ряд преимуществ: он использует большую степень укрупнение данных, поэтому особенно продуктивны, когда информации не достаточно или ее трудно получить. В тоже время с такой информацией легко ознакомиться, можно быстрее проанализировать, проще отслеживать изменение данных, к тому же создание таких моделей обходиться не дорого.

Основным недостатком данного метода является возникновение трудностей связанные с укрупнением данных, в результате которого пользователь теряет большое количество информации, необходимой для корректировки модели в связи с изменением законодательства либо для анализа причин расхождений между проектировками и фактическими поступлениями.

Решая недостаток предыдущего метода во многих странах, например, таких как США, Франция, Германия, Канада, Великобритания, Нидерланды стали пользоваться каузальными методы прогнозирования, в частности метод регрессии и моделирования. Модели микромоделирования воспроизводят последствия изменений в существующем налоговом законодательстве, на основе данных репрезентативных выборок деклараций о доходах как физических, так и юридических лиц. При этом подходе рассчитываются налоговые обязательства каждого плательщика или компании, занесенных в базу данных, и в точности воспроизводятся действия налогоплательщика в части определение размера платежей в бюджет. После расчета дохода на основании информации, содержащейся в каждой декларации, модель обобщает результаты, чтобы получить итоговые оценки налоговых поступлений.

Данная модель отличается сложностью и требует огромного объема информации и средств для построения и эксплуатации. Поскольку российская статистическая база недостаточна для применения микромоделирования, прогнозирование налоговых доходов в бюджет Российской Федерации строится на основе макроэкономических моделей.

В качестве одного из методов расчета объема годовых налоговых поступлений в бюджет используется метод определения контрольных значений, который может осуществляться несколькими способами. Широкое распространение получило использование итоговых значений прошедшего года, увеличенный на ожидаемый уровень инфляции. Другой способ состоит в определение будущих расходов, оценки внешних источников финансирования и только потом в расчете потребности во внутренних ресурсах. Метод применяется в Нидерландах, США, Великобритании.

Следующий метод агрегирования, он позволяет прогнозировать суммарные налоговые поступления при наличии базы индивидуальных налоговых отчетов за несколько лет, значение темпов экономического роста и дефлятора. Налогоплательщики разбиваются на несколько групп, каждой из которых присваивается определенный вес. Для каждого отдельного налогоплательщика исчисляются налоговые обязательства, что позволяет построить прогноз на следующий период. Такой метод используется для прогнозирования налоговых поступлений казначейства США.

Непосредственно преимуществом метода является наиболее точное прогнозирование налоговых поступлений. Главным недостатком же, метода является сложность в добычи большого объема и информации и дороговизна метода.

Метод экспоненциального сглаживания относится к наиболее простым методам адаптивного прогнозирования, в соответствии с которым для оценки значений временного ряда используется только его предыдущие значения. При выборе конкретного метода для оценки значения временного ряда в будущем обычно руководствуются его динамическими свойствами.

Еще одним методом оценки налоговых доходов бюджета является метод построение модели расчета общего равновесия. Данный расчет производиться на основе подобранной информации, полученной из разных источников, которая сводиться в обширную и последовательную базу данных, отражающую движение товаров, работ и услуг в экономическом пространстве. Поскольку данные, вводимые в модель расчета общего равновесия, получены из разных источников, необходимо производить корректировку модели, чтобы обеспечить воспроизведение поступление всех видов налогов. Недостатком данного метода является необходимость использования большого объема информации и средств.

Рассмотрев основные современные методы прогнозирования и планирования налоговых поступлений можно сделать вывод, что наиболее простыми и применяемые в большинстве стран, в том числе в России, являются методы экспертных оценок и экстраполяции. Это объясняется тем, что данные методы не требуют большого объема информации и вложенных средств, относительно других методов

При планировании налоговых доходов федерального бюджета РФ используются различные методы. Так, в основе расчета налога на прибыль организаций лежат следующие показатели:

1) прогноз на планируемый год по объему прибыли, предъявляемой налогоплательщиками в целях налогообложения, сформированный исходя из отчетных данных ФНС о:

- налогооблагаемой базе за 9 месяцев года, предшествующего планируемому,

- ожидаемой оценки налогооблагаемой прибыли в году, предшествующего планируемому,

- основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития РФ;

2) влияние изменения налогового законодательства по налогу на прибыль;

3) расчетный уровень собираемости налога на прибыль организаций в планируемом году;

4) в расчете поступлений налога на прибыль организаций могут быть предусмотрены дополнительные поступления по итогам работы за прошлый период за счет снижения недоимки, повышения эффективности работы налоговых органов в части контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

5) норматив зачисления в доход ФБ.

При планировании налога на добавленную стоимость по товарам, реализуемым на территории РФ используются следующие показатели:

1) прогнозируемые макроэкономические показатели;

2) оценка налоговой базы на год, предшествующий планируемому;

3) расчетный уровень собираемости НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ;

4) дополнительные поступления в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины, что соответствует данным налоговой отчетности за прошлый период;

5) изменения законодательства.

Наименование показателя Сумма
Акцизы, тыс. р. 98,25
Амортизационные отчисления, тыс. р. 43,58
Фонд оплаты труда работников сферы материального производства, тыс. р. 9554,24
Единый социальный налог (35,6%), тыс. р.  
Страхование работников от несчастных случаев (0,2% ФОТ), тыс. р.  
Итого добавленная стоимость, тыс. р.  
Необлагаемая стоимость в связи со льготами, тыс. р. 52,64
Итого облагаемая сумма добавленной стоимости, тыс. р.  
Ставка налога на добавленную стоимость, в процентах  
Итого расчетная сумма НДС, тыс. р.  
Коэффициент сбора налога, в процентах  
Процент зачисления в федеральный бюджет, в процентах  
Сумма налога, планируемая к зачислению в федеральный бюджет, тыс. р.  

 

При планировании поступления акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, рассчитываются:

1) прогнозируемые показатели объемов реализации подакцизных товаров (по спирту этиловому из пищевого сырья, спирту этиловому из всех видов сырья, кроме пищевого),

2) ставки акцизов, с учетом изменений законодательства,

3) дополнительные поступления в федеральный бюджет с учетом отмены льгот по акцизам,

4) собираемость акцизов,

5) прогноз поступления акцизов на легковые автомобили рассчитывается исходя из налогооблагаемого объема реализации автомобилей, производимых в РФ и установленных ставок акцизов,

6) прогноз поступления акцизов на табачную продукцию рассчитывается исходя из установленных ставок акцизов и прогнозируемого объема реализации табачной продукции, производимой в РФ.

Кроме того, в расчетах учитывается объем необлагаемого экспорта сигарет с фильтром. Цены по указанным группам табачных изделий определены на основе фактически сложившихся цен за отчетный период (по данным Федеральной службы государственной статистики) с учетом индексации в меру роста инфляции.

При планировании налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию РФ учитывается:

1) прогнозируемый налогооблагаемый объем импорта из стран дальнего зарубежья, стран-участников СНГ и Республики Белоруссия,

2) прогнозируемый объем импорта, скорректированный на сумму ввозимых товаров, не подлежащих налогообложению (товары, ввозимые на территорию Калининградской области; лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинская техника). Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.

3) учитывается сложившаяся в базовом году товарная структура импорта, средневзвешенные ставки таможенных пошлин по группам товаров, ставки акцизов по подакцизной продукции, курс рубля по отношению к доллару США.

4) уровень собираемости с учетом сложившейся собираемости в базовом году по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации из Республики Белоруссия.

 

При планировании акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ, учитываются:

1) ставки акцизов,

2) объемы импорта отдельных подакцизных товаров, прогнозируемых по оценке в прошлом году и проиндексированных на темп роста импорта в планируемом году,

3) среднегодовой курс рубля по отношению к доллару США.

4) собираемость.

При планировании налога на добычу полезных ископаемых учитываются:

1) планируемый объем добычи полезных ископаемых,

2) прогнозируемый уровень цен полезных ископаемых,

3) среднегодовой курс рубля по отношению к доллару США,

4) налоговые ставки,

5) в соответствии с законодательно установленным порядком в налогооблагаемых объемах не учитываются объемы добычи нефти по месторождениям, по которым ведется разработка на условиях соглашений о разделе продукции (СРП),

6) уровень собираемости,

7) нормативы распределения поступлений налога на добычу полезных ископаемых по уровням бюджетной системы.

 

При планировании поступлений по водному налогу учитываются:

1) объемы водопользования, фактически сложившиеся за предыдущие годы, уменьшенным на объемы водопользования по договорам, заключенным водопользователями взамен лицензий, прекративших свое действие в планируемом году,

2) ставки налога по видам водопользования.

3) уровень собираемости.

Характер используемых при расчете доходов федерального бюджета показателей дает основание сделать вывод о том, какие методы налогового планирования используются на федеральном уровне.

Методика расчета объема доходов бюджетов территорий на планируемый финансовый год утверждается постановлением Правительства Оренбургской области.

Планирование доходов, мобилизуемых на территории Оренбургской области, производится по каждому виду налога и сбора отдельно, и основывается на Постановлении Правительства Оренбургской области от 21 сентября 2009 г. N 497-п "О методике формирования областного бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

 


Взаимодействие участников процесса планирования

 

 
 


Сценарные условия развития экономики страны

           
   
 
Министерство экономического развития и торговли РФ
     
Федеральная служба государственной статистики
 

 


 

разработка

параметров

Федеральная служба по финансовым рынкам
ПСЭР Разработка проекта

ФЗ «О Федеральном

бюджете на очередной

Федеральная налоговая служба
год и плановый период»

Анализ состояния рынка

Министерство финансов РФ
корпоративных ценных

бумаг

           
   
 
 
   
 

 


Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
Прогноз размеров Методические рекомендации

администрируемых по определению прогнозных

доходов показателей

       
   
Администрации субъекта РФ
 
 

 


Рисунок А.1 - Взаимодействие участников процесса планирования на федеральном уровне

 

 

 


Прогноз объемных показателей,

налогооблагаемой прибыли, Данные по площади земель,

фонд оплаты труда, объема облагаемых земельным налогом,

продукции ставки земельного налога

               
 
     
     
 
 
 

 


Предварительные Статистическая информация

значения Прогноз

макроэкономических консолидированного

Управление Банка России по субъекту РФ
показателей бюджета

       
   
 
 

 


Администрация муниципального образования
Сведения о фактической

Анализ состояния банковской величине налогов,

системы и прогноз финансовых зачисленных в бюджеты, Статистическая

результатов деятельности о размере недоимки информация

УФНС
кредитных организаций

 


Рисунок А.2 - Взаимодействие участников налогового планирования на уровне субъекта РФ

 

(Правила по метрологии ПР 50.2.015-02 « Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок определения стоимости (цены) метрологических работ»)

1. Общий объем метрологических работ метрологической службы - Вмр Вмр = n - количество видов работ, Nтрi - количество работ -го вида, Нтрi - норма трудоемкости.
2. Цена на поверку - Ц Ц = Тп С + М (1 + Р) Тп – трудоемкость выполнения работ по поверке (чел.-ч.); С – стоимость одного часа поверителя (руб./ч.); М – стоимость материалов, непосредственно используемых при проведении поверки; Р – плановая рентабельность работ (в долях единицы).
3. Трудоемкость работ по поверке - Тп Тп = кНвр n к – коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени (1,1 – 1,3) Нвр – норма времени на поверку средств измерений, ч. n – количество исполнителей, чел.
4. Стоимость одного нормативного часа работы поверителя - С С = 0,006 ЗПn (1+ К1 + К2) (1 + Р) ЗПn – среднемесячная заработная плата поверителя, руб.: К1 – коэффициент начислений на заработную плату в соответствии с действующим законодательством (в долях единицы); К2 - коэффициент, учитывающий косвенные (накладные) расходы (в долях единицы).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 8 Планирование и мобилизация доходов бюджетов | Д.з. - Подготовка презентаций: Политические идеи русских мыслителей. Мыслители прошлого о политике и её роли в жизни людей. Вопросы к зачету после производственной практики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.185 сек.