Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идентификация и воздействие

Культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, все части которого взаимосвязаны. Например, знания индивида выступают в виде культурного комплекса, который состоит из отдельных информационных элементов, каждый из которых несет смысловую нагрузку.

Література

3 (155).

2 (154).

1 (153).

4 (152).

3 (151).

2 (150).

1 (149).

3 (148).

2 (147).

1 (146).

4 (145).

3 (144).

2 (143).

1 (142).

5 (141).

4 (140).

3 (139).

2 (138).

1 (137).

3 (136).

2 (135).

1 (134).

3 (133).

2 (132).

1 (131).

5 (130).

4 (129).

3 (128).

2 (127).

1 (126).

4 (125).

3 (124).

2 (123).

1 (122).

3 (121).

2 (120).

1 (119).

5 (118).

4 (117).

3 (116).

2 (115).

1 (114).

5 (113).

4 (112).

3 (111).

2 (110).

1 (109).

4 (108).

3 (107).

2 (106).

1 (105).

4 (104).

3 (103).

2 (102).

1 (101).

4 (100).

3 (99).

2 (98).

1 (97).

4 (96).

3 (95).

2 (94).

1 (93).

3 (92).

2 (91).

1 (90).

3 (89).

2 (88).

1 (87).

4 (86).

3 (85).

2 (84).

1 (83).

5 (82).

4 (81).

3 (80).

2 (79).

1 (78).

5 (77).

4 (76).

3 (75).

2 (74).

1 (73).

5 (72).

4 (71).

3 (70).

2 (69).

1 (68).

3 (67).

2 (66).

1 (65).

3 (64).

2 (63).

1 (62).

2 (61).

1 (60).

3 (59).

2 (58).

1 (57).

2 (56).

1 (55).

2 (54).

1 (53).

2 (52).

1 (51).

2 (50).

1 (49).

2 (48).

1 (47).

2 (46).

1 (45).

3 (44).

2 (43).

1 (42).

3 (41).

2 (40).

1 (39).

5 (38).

4 (37).

3 (36).

2 (35).

1 (34).

4 (33).

3 (32).

2 (31).

1 (30).

3 (29).

2 (28).

1 (27).

4 (26).

3 (25).

2 (24).

1 (23).

5 (22).

4 (21).

3 (20).

2 (19).

1 (18).

3 (17).

2 (16).

1 (15).

4 (14).

3 (13).

2 (12).

1 (11).

4 (10).

3 (9).

2 (8).

1 (7).

5 (6).

4 (5).

3 (4).

2 (3).

1 (2).

1 (1).

Х

Ф

У

Т

Р

П

О

М

Л

К

И

З

Д

Г

В

А

СОДЕРЖАНИЕ

М 79

ББК

Моргайлик М.А. Социология:Рабочий словарь к курсу лекций. – Анапа, 2010 - с.

 

Рецензенты:

Жаде З.А. – к. полит.н., профессор, заведующий кафедрой политологии и теории государства и права Адыгейского государственного университета.

 

Предназначено для студентов всех специальностей

В рабочем словаре представлены статьи об основных социологических понятиях, направлениях, школах социологов, знание которых необходимо для подготовки и сдачи экзамена по социологии.

 

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Анапского филиала РГСУ. Протокол № от 23 января 2010 г.

 

 

© АФРГСУ, 2010

© Моргайлик М.А., 2010

Стр.
А Агрегат Аналитическое исследование Анкета Аномия Аккультурация Антиглобалистские движения Антипозитивизм Ассимиляция   Б «Банановые республики» Бедность Белые воротнички Брак Бюджет среднего достатка Бюрократия   В Вебер Макс Верификация Вертикальная мобильность Взаимодействие (интеракция) Внешняя арена Внутрипоколенная мобильность Военный путч Восстановительный потребительский бюджет Вторичная групп Вторичное рекрутирование Выборочная совокупность Выборка Высший класс   Г Гезельшафт Гемайншафт Гетеризм Глобализация "Глобальная деревня" Гомофелия Государство всеобщего благосостояния (welfare state) Госпитализм Горизонтальная мобильность Группа Гуманитаризм   Д Дарвинизм социальный Девиация Девиации теории Действие социальное Делинквентное поведение Деперсонализация Депривация Дискриминация Десоциализация Дистанция мобильности Дистанция социальная Дистанция взаимодействия Дифференцирующие признаки страты (слоя) Дюркгейм Эмиль   З Закон социальный Закон Зиммеля-Козера «Закон Паркинсона» «Закон трех стадий Закрытое общество Зиммель Георг   И Иерархия Иерархия наук О.Конта Ингруппы и аутгруппы Индивидуальное глубинное интервью Индустриализация Индустриальное общество Инновация Институт социальный Институционализация науки Институционализация социологии на Западе Институциализация социологии в России Интегрированные этносы Информационное общество Исторический материализм Иррациональные и рациональные конфликты Исторические типы социальной стратификации   К Каста Качество жизни Качественное и количественное исследование Квазигруппа Комплиментарность этническая Конкретное социологическое исследование Конт Огюст Контрсоциализация Конфликт социальный Конформизм Криминальное поведение Культура Культурные (социальные) нормы Культурные универсалии Культурный плюрализм   Л Личность Лонгитюдное исследование   М Макросоциология Малые народы Манеры Маргинальность Марксизм Матрилокальная семья Массовая культура Массовое общество Межпоколенная мобильность Механическая и органическая солидарность Микросоциология Минимальный размер оплаты труда Многолинейное (многовариантное) развитие Модернизация Модальный тип личности Мятеж (бунт)   Н Направленный процесс Натурализм Нация Неолокальная семья Неопозитивизм Неформальные санкции Неформальный контроль Низший класс Новые индустриальные страны Новые слои среднего класса Новые социальные движения Номинальные группы Нонконформизм Норма социальная Нормативный тип личности   О Общество Обратная социализация Объем мобильности Обычаи Однолинейное развитие Омнибус Описательное исследование Опрос Открытое общество «Опрос на входе» Органицизм Относительная бедность Организация   П Панельное исследование Паника Парадигмы социологии Патрилокальная семья Первичная группа Первичное рекрутирование Первичные социальные отношения Периодизация развития отечественной социологии Периферия «Плавильный котел» Повторные исследования Позитивизм Полупериферия Постиндустриальное общество «Пра́ймериз» Предвосхищающая социализация Предмет науки (социологии Престиж Привычка Прикладные исследования Программа конкретного социологического исследования Прогресс Прожиточный минимум Потребительская корзина Профессиональная деградация Публика   Р Рабочий класс Разведывательное исследование Рандомизация Радикальные движения Реальная группа Революция «Революция менеджеров Регресс Репрезентативность Ретриатизм Ресоциализация Референтная группа Реформаторские движения Ритуализм Ролевой конфликт С Санкции Сегрегация Семья Символический интеракционализм Синергия Скачкообразное развитие Сложное общество Случайная выборка Современное общество Солидарность Социализация Социализации теории Социальная категория Социальная мобильность Социальная общность Социальная роль Социальная стратификация Социального конфликта динамика Социальная сфера Социальное Социальное прогнозирование Социальное проектирование Социальный конфликт Социальные действия Социальные изменения Социальный статус Социальные движения Социальные отношения Социальные факты Социальный закон Социальный контроль Социального контроля методы Социальный класс Социобиология Социология Социологическое исследование Социометрический опрос Средний класс Старые социальные движения Статистическая категория (группа) Стереотип Стигматизация Стиль руководства производственной организации Страта Стратификация языка Структура социальная Структура социологии Субэтнические подразделения Суперэго Т Тённис Фердинанд Тард Габриэль Теория зависимости Теория империализма Теория индустриального общества Теория мировой системы Теория цикличности Техника обработки социологической информации Типология личностей Толпа Традиция Традиционное общество Традиционные этносы У Управление в организациях Уровень жизни Ф Фасилитация (фацилитация) Феральные люди Фокус-группа Фордизм и постфордизм Формальные санкции Функции социологии Х Холодная» цивилизация Хоторнский эффект Э Эволюционизм социологический Эйджеизм Экспертный опрос Экстерминация Экзогамия и эндогамия Экспектация Эмпатия Эмпирические исследования Элита социальная Этносоциология Этносоциология Этнос Этносы на Западе и в России Этнические единицы Я Явные функции Ядро мировой системы

 

                                                                 

 

–Абсолютная бедность – состояние, при котором доход индивида не способен удовлетворить даже основных потребностей в пище, одежде, жилище, тепле либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Количественным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум). Ряд российских ученых выделяют три степени абсолютной бедности: нищету (состояние, при котором люди не располагают физиологическим минимумом средств к жизни); нужду (положение людей, позволяющее удовлетворить лишь простейшие физиологические, но не социальные потребности, даже элементарные). В этих группах нет средств на отдых, лечение, подолгу не обновляется одежда и обувь. В состоянии нужды оказываются люди, чьи доходы составляют меньше официального прожиточного минимума, но больше его 1/2 или 2/3; умеренную бедность или необеспеченность, при которой человек обеспечен прожиточным минимумом, но достатка не испытывает, т.е. удовлетворяются физиологические и социальные потребности (люди более или менее сытно едят, обновляют одежду, лечатся, отдыхают, но делают это на достаточно невысоком уровне. См. также: Относительная бедность; Прожиточный минимум; Минимальный размер оплаты труд, Бедность.

–Агенты социализации – институты, отдельные люди, группы, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – близкие родственники, друзья, учителя, врачи, лидеры молодежных группировок. Все те, кто составляют непосредственное или ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, армии, работники суда, телевидения, радио, печати. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Функции агентов вторичной социализации узко специализированы: милиционер не может заменить ведущего телепередачи. Тогда как, агенты первичной социализации взаимозаменяемы: тренер выполняет воспитательную функцию, подчас заменяя родителей. Кроме того, агенты вторичной социализации получают вознаграждение за выполнение своей роли.

– Агрегат – скопление людей в общественном месте, не представляющее собой единую сплоченную группу, при котором каждый индивид может быть занят своими частными делами. Аудитория (телезрители), посетители (кинотеатра, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (прохожие) – все это примеры агрегатов. (См. также Толпа; Публика, Квазигруппа)

Аналитическое исследование – самый сложный вид социологического исследования, преследующий цель не только описать изучаемое явление, но и выяснить причины, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Оно представляет наибольшую ценность, требует значительного времени и тщательно обработанной программы.

Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта. Композиционно – это сценарий беседы с респондентом, включающий: 1) вступление с обозначением темы исследования, цели опроса, названия проводящей его организации и объяснением техники заполнения анкеты; 2) завязку - психологическую установку на сотрудничество, т.е. блок простых вопросов, преследующих цель заинтересовать собеседника; 3) основную содержательную часть - блок главных вопросов, отвечающих цели исследования; 4) паспортичку - социально-демографический блок вопросов.

Анкетные вопросы классифицируются по содержанию, форме и функции. По содержанию они подразделяются на вопросы о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, планов на будущее); вопросы о фактах поведения (выявление поступков, результатов деятельности); вопросы о личности респондента.

Классификация по форме - это деление: а) на открытые вопросы, рассчитанные на индивидуальные ответы в письменном виде без предложенных социологами вариаций, и закрытые (с набором вариантов ответов), в свою очередь, подразделяющиеся на альтернативные (с возможным выбором одного варианта) и неальтернативные (с допуском выбора нескольких вариантов ответа); б) на прямые вопросы, требующие от респондента критического отношения к себе, к окружающим или оценки негативных явлений, и косвенные, проверяющие информацию прямых вопросов, дополняющие ее.

По функции анкетные вопросы делятся на основные, нацеленные на содержание исследуемого явления; не основные, выявляющие адресат вопросов, проверку искренности ответов; контактные (вопросы завязки) и фильтрующие, отсекающие круг респондентов от ответов на ряд вопросов.

 

– Аномия – 1. Буквально «моральное разложение, падение нравов, без норм. В интерпретации Э.Дюркгейма обозначает состояние ценностно-нор­мативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые нормы и ценности пе­рестают действовать, а новые еще не установились. Эта проблема до конца жизни волновала Дюркгейма не только как ученого, но и как гражданина. «...Прежние боги стареют или умирают, а новые не родились», – с тревогой писал он в 1912 г.

В исследовании Дюркгейма «Самоубийство», характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах, решительно отвергаются попытки объяснения исследуемого явления внесоциальными факторами: психологическими, психопатологическими, климатическими, сезонными и т.п. Только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах и в разные периоды. Прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам, Дюркгейм устанавливает зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества (группы). Он выделяет три основных типа самоубийства, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и анемическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, в результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее смысл вне ее самой. Наконец, аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. аномия. Дюркгейм указывает и на четвертый тип самоубийства — фаталистский, который должен служить симметричным антиподом анемического самоубийства, но не рассматривает его специально вследствие его незначительной распространенности.

Несмотря на то, что впоследствии исследование Дюркгейма подвергалось критике с различных точек зрения, оно единодушно признается одним из выдающихся достижений не только в изучении самоубийства, но и в социологии в целом. 2. Аномия в понимании Роберта Мертона – это разрыв между одобряемыми в обществе ценностями, целями и доступностью институциализированных средств их достижения. При ограниченности возможностей достижения широко распространенных и постоянно подчеркиваемых целей (в США – богатства) с помощью доступных средств индивид использует иные средства достижения цели, даже если эти средства незаконны. В рамках определенных социальных групп такие средства могут считаться нормальными. Мертон выделил пять возможных вариантов индивидуальной адаптации в обществе, где имеется разрыв между определенными культурными нормами и одобряемыми средствами их достижения, доступными отдельным индивидам или целым социальным группам:

· конформизм – подчиняющееся поведение, признающее и цели, и средства их достижения;

· инновация – использование социально осуждаемого средства достижения социально одобренных целей;

· ритуализм – попытка продолжать использовать одобренные средства без ожидания успеха (обесценивание цели);

· ретритизм – отказ и от одобряемых целей, и от одобряемых средств их достижения;

· восстание (бунт) – стремление изменить систему (т.е. отказ как от принятых целей, так и от средств их достижения и выдвижение новых).

В концепции Мертона аномия рассматривается не только как источник социальных проблем, но и как источник социальных изменений.

См. также подробнее: Инновация, Конформизм, Мятеж, Ритуализм, Ретриатизм.

Аккультурация – 1. Особый вид социализации, при котором осуществляется восприятие и освоение культурных норм, отличных от тех, какими человек обладал прежде. 2.Такие социокультурные процессы, в результате которых представители того или иного народа, утратив свою традиционную культуру и родной язык, так и не приобщаются (или приобщаются частично) к другой национальной культуре, ее ценностям. Основными субъектами аккультурации становятся маргинальные слои, мигранты, этнические единицы. (См также Этнические единицы). Речь идет о том, что в процессе миграции образуется масса людей, которая, с одной стороны, теряет основополагающие черты своего этноса, а с другой, еще не приобретает устойчивых свойств другого народа. Мигранты не всегда получают возможности для реализации своих этнокультурных запросов, особенно в сфере образования, общения, использования средств массовой информации. В сфере культуры могут возникать противоречия между коренным народом и приезжим населением: реакция неприятия у местного жителей, если мигранты не обладают достаточной культурой межнационального общения, не уважают его обычаи и традиции, замыкаются в своих сообществах, не изучают языка коренной национальности, жалуются на дискриминацию.

Антиглобалистские движения – социальные движения, протестующие против власти крупного капитала, финансовых центров, потребительского образа жизни в лице самых богатых стран мира, против вызывающего, бросающегося в глаза социального неравенства.

– Антипозитивизм – в социологии – возникшее в конце 19 века направление, которое противостояло влиянию позитивистской методологии социологического анализа, считая ее неадекватной природе социальной реальности. Антипозитивизм отказывался от заимствования методов и теоретических моделей тех или иных естественных наук (прежде всего биологии, "организмической" модели), настаивая на необходимости вырабатывать собственные методы и теоретические модели объяснения культурно-исторической реальности. Так, Вебер, вслед за Виндельбандом, Риккертом и Дильтеем, обосновал новый подход в социологии, предполагающий "понимание" смысла социальных явлений, и положил начало "понимающей социологии". По мере того, как социология развивала собственные теоретико-методологические основания, проблема антипозитивизма в социологии постепенно утрачивала актуальность

– Ассимиляция – одна из моделей развития этнических отношений; процесс, в ходе которого меньшинство, принимая ценности, нормы поведения и культуру группы большинства поглощается этой группой и растворяется в ней. Необходимо различать насильственную и естественную ассимиляцию. Наличие первой целиком зависит от субъективного фактора. В разные эпохи в ряде стран (в том числе, на территории союзных республик в бывшем СССР) имела место ассимиляторская активность властей, направленная против поддержания национальных меньшинств с тем, чтобы снять с себя заботу о развитии их языка, культуры. Крайним проявлением насильственной ассимиляции может служить сегрегация (См. также Сегрегация), изгнание или ликвидация группы меньшинства. Показателем естественной ассимиляции могут выступать межнациональные браки, постепенное усвоение группами чуждой для них культуры, взаимообмен культурными ценностями. Так, в США наблюдается тенденция, которую можно определить как англоконформизм, т.е. поощрение ориентации групп иммигрантов на «английские» ценности и отказ от собственного языка, культуры, самобытности. Несмотря на это, для американской ассимиляции характерно взаимовлияние культур, при котором господствующая группа заимствовала музыкальные стили, традиционные блюда, характерные слова и другие особенности культуры групп меньшинства. См. также Культурный плюрализм; Плавильный котел.

Б

– «Банановые республики» – (в теории зависимости) страны Южной Америки, экономика которых, в силу отставания от индустриальных стран, базируется на производстве сельскохозяйственных культур: кофе, сахар, каучук, бананы. Например, Бразилия остается крупнейшим производителем и экспортером кофе. Ведение сельского хозяйства традиционными методами, а также выращивание товарных культур для экспорта помешало развитию в южноамериканских странах современного индустриального производства.

– Бедность – отсутствие достаточных материальных и культурных ресурсов для поддержания здорового существования. Выделяются различные виды бедности: а) абсолютная (первичная) и относительная (вторичная) бедность. В первом случае к бедным относят граждан, получающих доход ниже установленного прожиточного минимума. Похожая система используется в США, в которой прожиточный минимум установлен на уровне 22 тыс. долл. в год; во втором случае, в категорию бедных включают тех, чей доход менее среднего уровня доходов по стране. Такая система используется в Западной Европе. В соответствии с Европейской социальной хартией порогом бедности считается доход на душу населения ниже 60% медианной заработной платы; субъективный, когда бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.)

– «Белые воротнички» – дифференцированная группа внутри среднего класса, работники не ручного труда, работающие по найму. К ним относятся те, кто занимается относительно рутинной работой (конторские служащие, операторы роботизированных комплексов, программисты, инженеры). См. также Синие воротнички, Розовые воротнички

– Брак – получивший признание со стороны общества и иногда юридически заверенный сексуальный союз между мужчиной и женщиной.

Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.

При заключении брака составляется брачный договор, который регламентирует имущественные отношения супругов в рамках действующего законодательства (прежде всего конституционного, семейного и гражданского). Для вступления в брак требуется обоюдное согласие.

Ученые выделяют, следующие характерные особенности брачных отношений в нашей стране:

во–первых, единобрачие, каждый гражданин может состоять лишь в одном браке;

во–вторых, существующая свобода развода находится под контролем государства;

в–третьих, обязанность воспитания детей;

в–четвертых, материальная и моральная поддержка членов семьи;

и, наконец, в–пятых, охрана государством материнства и детства.

Формы брака многообразны.

1. По характеру супружества выделяют моногамное супружество – брак одного мужчины с одной женщиной. В мировом масштабе моногамия не является самым распространенной формой брака. Джордж Мердок, проведший сравнительное исследование 565 различных обществ, обнаружил, что полигамия допускается в 80% из них. Полигамия – обозначает форму брака, при которой мужчина и женщина могут иметь более одного супруга. Существуют два типа полигамии: п олигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами.

2. По предпочитаемому партнеру выделяются экзогамные браки, к которым относятся те, где супружество возможно лишь вне данной родственно–семейной группы. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной группы. Эндогамия была характерна для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками (ребенок и родители; родные брат и сестра). Во многих обществах оно относится также к двоюродным братьям и сестрам и другим близким родственникам. Запрет кровосмешения не является всеобщим. Так, браки между братьями и сестрами поощрялся в семье древних фараонов в Древнем Египте.

3. По характеру родства в этносоциологии и социологии семьи выделяют панутлинеальные и матрилинеальные семьи, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

4. По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец выступает главой семейного «государства» и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженного семейного главенства и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, говорят об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).

5. По критерию социального положения супругов (или родителей супругов) семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страны (группы), и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов.

6.По критерию пространственно–территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены. Сегодня, когда молодожены – горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилье, правильнее говорить об унилокальных семьях. Встречаются и неолокальные семьи, у которых имеется возможность жить отдельно от родителей в своем доме.См. также Семья.

Бюджет высокого достатка – стоимостная оценка набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение рациональных потребностей: поддержание здоровья, оплата качественного образования, отдыха, проведение активного досуга, высокая транспортная мобильность, имущественная обеспеченность, сбережения.

Бюджет среднего достатка – стоимостная оценка набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, сбережения, платежи и сборы, обеспечивающих удовлетворение стандартов жизни среднего класса.

– Бюрократия – 1. Тип организации, которой присуща четкая иерархия власти, управление в которой основано на безличных, письменных инструкциях, предписаниях, определяющих поведение, штат чиновников, работающих полный день за плату. 2. (Буквально) власть чиновников, управление должностными лицами, которые проводят в жизнь правила или фактически «правят». В таком значении впервые употребил слово бюрократия в 1745 году де Гурне. Он добавил к слову «бюро» (bureau), что означало как учреждение, так и письменный стол, часть, происходящую от греческого глагола «управлять» (cracy). 3. (Уничижительное) обозначение неэффективных организаций из-за громоздких правил, «бюрократизма» и процедур, съедающих время, «бумаготворчество», «канцелярщина».

Блестящий анализ бюрократии в этом значении дал Сирил Норткот Паркинсон. Именно ему принадлежит знаменитая формула ,в согласно которой х – нужное число новых служащих в год – будет неизменно расти независимо от объема работы или даже при полном ее отсутствии Согласно «Закону Паркинсона» работа разрастается так, чтобы заполнить все время, отведенное для ее выполнения. Все усилия бюрократии направлены не на решения реальных проблем, а на написание отчетов и докладных для своего начальства.«Для чиновника, – отмечает Паркинсон, – документ – это венец всего. Почему? Потому что ему нужна только отчетность. Что произошло на самом деле его не касается. Важен архив, а не реальные события». «Наивысшей степени бумаготворчество достигает на вершине учреждения, где бумажное море превращается в ревущий океан, способный захлестнуть вас с головой и утопить».Обладание непревзойденным чувством юмора позволило автору, вслед за Де Гурне, определившего нарастающую силу чиновников как болезнь под названием «бюромания», поставить собственный диагноз болезни самих чиновников – «непризавит» или «болезнь Паркинсона», «непригодность к своему делу и зависть к успехам других». При всей ироничности рассуждений автора о стадиях протекания болезни, следует обратить внимание собственно на лечение недуга. Автор полагает, что «больное учреждение излечить себя не может». Поэтому необходимо внешнее вмешательство. Лучшим способом лечения является операбельное, «когда пораженный участок удаляется и вводится свежая кровь». Но при этом не гарантируется, что оперируемый сможет выйти из шока. И, наконец, на третьей стадии больному непризавитом учреждению сделать ничего нельзя, так как последнее практически скончалось. Может помочь лишь полная смена всех сотрудников, названия, переезд на новое место. «Зараженных сотрудников, – предлагает сатирик, – надо снабдить хорошими рекомендациями и направить в наиболее ненавистные вам учреждения, вещи и дела немедленно уничтожить, а здание застраховать и поджечь. Лишь когда все выгорит дотла, можете считать, что зараза убита».

Другой позиции придерживается М.Вебер, По мнению которого бюрократия является высокоэффективным способом организации большого количества людей, крупномасштабных социальных систем, так как все задачи регулируются строгими правилами действия. Вебер полагал, что организации становятся все более рациональными, подчиняя свою деятельность формальной рациональностидостижению наибольших результатов с наименьшими затратами. Здесь на помощь приходит бюрократия с ее тщательностью, точностью, эффективным администрированием.

Вебер конструирует «идеальный тип» бюрократической организации, чистую модель, которая в предложенном виде нигде в мире не существует. И именно повсеместные отступления чиновников от идеальной модели приводят к волоките, канцелярщине, неэффективности, что является источником принятого осуждения бюрократии. Однако то, что мы обычно критикуем, это не столько сама бюрократия, сколько патология бюрократии.

Бюрократию в ее чистой, идеальной форме («идеальный тип») отличает ряд особенностей. Во-первых, «чины», «посты», «должности» имеют иерархическую структуру со множеством уровней., т.е. представлены бюрократической лестницей. Каждый высший чин имеет по отношению к более низшему существенные прерогативы и привилегии, возможность отдавать распоряжения для чиновников низших уровней. Во-вторых, специализация и разделение функций. Каждый чин имеет строго обозначенный круг компетенции по отношению к двум потенциальным адресатам принимаемых им решений: чиновникам низшего уровня и просителям. В-третьих, абсолютная деперсонализация отношений между чиновниками, а также между чиновниками и просителями, т.е. они должны быть свободны от личных, интимных, эмоциональных моментов, частных обстоятельств. Здесь не должно быть места ни знакомству, ни симпатиям. В-четвертых, подбор чиновников на должности должен осуществляться на основе открытых конкурсов, во внимание должны приниматься только талант, способности, умения, профессиональные знания,необходимые для достойного выполнения служебных функций. В-пятых, продвижение по служебной лестнице, как и дополнительное вознаграждение, премии, награды могут иметь место, если для этого имеются достаточные основания: вы луга лет, определенные успехи, выполнение дополнительных обязанностей. И.наконец, никто из членов организации не должен владеть материальными ресурсами, которыми распоряжается. В- шестых, обязательная документальная регистрация того, что происходит между чиновниками, а также между чиновниками и просителями. Регистрация необходима для контроля, а возможность контроля – это условие ответственности чиновников за все их действия.

Все эти требования на практике реализуются лишь приблизительно и формируют тот реальный тип бюрократии, который встречается повсеместно и который вызывает негативные ассоциации с самим этим термином.

– Вебер Макс (1864-1920) – основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Вебера иногда называют капиталистическим Марксом, поскольку он разрабатывал социологию экономического поведения людей. В работе “ Протестантская этика и дух капитализма” выработанная Вебером методология анализа социальных явлений получила наиболее отчетливое выражение. Здесь социолог показывает логику развития процесса рационализации общества – процесса, определяющего сущность перехода от аграрного общества к индустриальному. Рационализация начинается с духовной сферы жизни общества, и именно изменения в духовной сфере (возникновение протестантской этики как процесс рационализации христианства) оказываются исходными, определяющими, делают возможным возникновение новых (буржуазных) социально-политических и экономических структур. Вебер, таким образом, намечает альтернативный марксову способ анализа общества, при котором экономическая сфера жизнедеятельности утрачивает свою детерминирующую роль и оказывается в положении детерминируемой духовной сферой. Главным инструментом познания у В. выступают т.н. – идеальные типы – теоретические категории. Они конструируются для соотнесения с реальностью и таким образом служат инструментом исследования. Примерами идеальных типов являются бюрократия, религия, капитализм и т.д. Вместе с тем, социальные типы предшествуют социальному действию и определенным образом ориентируют его. В. выделил четыре типа социального действия: 1) целерациональный

2) ценностно-рациональный 3) традиционный 4) аффективный.

Однако в работах Вебера основные понятия (“идеальный тип”, “социальное действие”) разрабатываются как внутренне противоречивые, что нашло отражение в перипетиях последующей теоретической судьбы его социологической концепции. Социология Вебера оказала решающее воздействие на формирование основных альтернативных школ современной социологии, на рубеже 70-80-х годов вновь возросший интерес к Веберу получил название “веберовского ренессанса”, но и до сих пор его теория служит источником полемики и конфронтации по основным теоретико-методологическим проблемам социологического знания. На основе своего метода В. дал интерпретацию функционирования современного ему общества, которое он отождествлял с культурно-историческими рамками “западной цивилизации”. Участвуя в производстве индивид проявляет свои личностные способности и компетенцию и играет роль в зависимости от этих качеств. Многообразие ролей складывается в систему социальных институтов, которые на определенном этапе приобретают свою логику бытия, независимую от воли составляющих их индивидов, становясь «сверхличностными» субъектами социального действия и развивая системы норм и правил, навязывают их индивидам, контролируют и подчиняют последних. Сами институты эволюционизируют в суперорганизацию, цели которой уже не совпадают ни с целями индивидов, ни с целями общества в целом.

– Верификация – процедура, связанная с установлением истинности теоретических положений науки путем эмпирического подтверждения, сопоставления их с наблюдаемыми объектами, экспериментом.

– Вертикальная мобильность –перемещение вверх или вниз в иерархической системе социальной стратификации из одной страты в другую. Самым простым примером в.м. может служить продвижение по службе или, напротив, понижение в должности. Профессиональное продвижение может охватить целую социальную категорию. В данном случае речь идет о вертикальной групповой мобильности. Это было характерно для сельского населения в период индустриализации, которые мигрировали в города. Групповую вертикальную мобильность могут обусловить радикальные социальные изменения, революции, перевороты, войны, смена политического режима, приводящие к установлению нового строя, а также технологическим сдвигам, цивилизационным надломам. Перемещение по стратификационной лестнице может совершать отдельный индивид. В этом случае речь идет о вертикальной индивидуальной мобильности, причинами которой, по мнению ученых, являются социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства, удачный брак. Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются по социальной лестнице, называются каналами вертикальной мобильности. Наиболее полное описание их дал П.Сорокин, по мнению которого между стратами имеются различные «отверстия», «лифты», используя которые индивиды перемещаются вверх или вниз. Самыми известными каналами является армия, церковь, школа, собственность, семья.

– Взаимодействие (интеракция) – любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем; выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экономической, политической) имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия – это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие содержание и характер взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия – это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные или социально-психологические отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает: 1) индивидов, совершающих те или иные действия; 2) изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; 3) влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, 3) обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие. Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «Преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей. Способ взаимодействия включает шесть аспектов: 1) передачу информации; 2) получение информации; 3) реакцию на получение информации; 4) переработанную информацию; 5) получение переработанной информации; 6) реакцию на эту информацию.

Многие социологи рассматривают взаимодействие (интеракцию) как важнейший элемент социальной жизни. В восьми из 12 изданных в Америке учебников по социологии предмет данной науки определяют как науку о социальных взаимодействиях. Существует ряд теорий, объясняющих сущность социального взаимодействия. Интерес представляет направление символического интеракционизма, основоположниками которого были американские социологи Чарльз Х.Кули и Джордж Г. Мид, которые акцентируют внимание на том, что в ходе интеракции обмен и взаимность касаются прежде всего символов, идей, значений. Важнейшей частью взаимодействия в таком его понимании является весь сложный мыслительный процесс, который развивается с обеих сторон с момента встречи, первого контакта партнеров друг с другом. В этом процессе выделяется несколько этапов. Первый связан с «узнаванием» партнера, выбором именно его среди других субъектов как потенциального участника «интеракции». Второй шаг – идентификация партнера как важного или неважного для меня с точки зрения того, чего хочу достичь, а также определение его идентичности (кто он?) Третьим этапом становится определение ситуации, в которой мы находимся вместе с партнером. Одно и тоже действие в разных ситуациях вызывает различную оценку со стороны партнера «интеракции»: то, что адекватно в одном случае, недопустимо в другом. Четвертым этапом «символической интеракции» является распознавание жестов, слов, «языка тела» и расшифровка их символических значений. Пятый и ключевой этап - это «принятие роли другого» (taking the role of the other), оценка ситуации, а также самого себя с точки зрения партнера, попытка вообразить, представить себе, как он меня видит, как считает, кем я являюсь, как расценивает ситуацию, в которой мы находимся. Все это – как бы генеральная репетиция взаимодействия, которая происходит в моем воображении прежде, чем я приму решение об участии в этом взаимодействии, о начале или продолжении «интеракции». Сложные мыслительные процессы, происходящие с обеих сторон, ведут к взаимной интерференции, накладываются друг на другу. До взаимодействия дело доходит, когда они оказываются согласованными, совпадают друг с другом, т.е., когда партнеры понимают друг друга и могут договориться.

Социальное взаимодействие приводит к установлению социальных отношений.

– Внешняя арена – (в теории мировой системы Э.Валлерштайна) государства, находящиеся вне мировой капиталистической экономики. Их не затрагивают торговые связи, которые формировались в ведущих индустриальных странах, занимающих центральные позиции в мировой экономике, т.н. странах ядра мировой системы (прежде всего США. Западная Европа, Япония). Внешняя арена стран, остающихся вне влияния капитализма, постоянно сокращается и сжимается. Даже самые бедные страны, а также могущественные социалистические державы оказываются вовлеченными в мировую экономику, хотя и остаются за пределами этого мира. окончательное разрушение мировой системы социализма приводит, по мнению Валлерштайна, к установлению полной монополии капиталистической системы во всем мире.

– Внутрипоколенная мобильность – продвижение или падение человека или группы в течение жизни одного поколения. Примером может служить карьерный рост человека в течение всей жизни или, напротив, его профессиональная деградация. Люди могут терять прежние, более высокие позиции и переходить в состав групп, занимающих более низкие уровни в системе стратификации, а затем опять повышать свои профессиональные позиции. Ученик–студент–специалист; референт–начальник отдела–директор; работник– безработный. Все это примеры внутрипоколенной мобильности.

– Военный путч – захват власти генералами или офицерами (военной хунтой), что, как правило, не связано с изменением строя, но может привести к ограничению или нарушению гражданских прав и свобод. Например, военный переворот в Чили в 1973 году, приведший к свержению и убийству законного президента страны, лидера блока Народное единство, социалиста Сальвадора Альенде и установлению военной диктатуры. К власти пришла военная хунта во главе с генералом Аугусто Пиночетом, которые развернули в стране массовые репрессии и террор: из десятимиллионного населения страны 3000 человек были убиты, 1200 пропали без вести, более 30 тысяч человек прошли через тюрьмы и пытки, более 1 млн. чилийцев эмигрировали; была запрещена деятельность оппозиционных партий, профсоюзов. К 1976 году чилийская экономика в результате «шоковой терапии» расцвела, но через пять лет снова рухнула. Для выхода из кризиса миллиарды долларов были заняты за рубежом. Из-за этого каждый чилиец должен МВФ $ 2000. В 70-е годы прошлого века военный режим был установлен в Кампучии, где к власти пришел диктатор Пол Пот – Иенг Сари. За неполные четыре года в результате террора, голода и эпидемий погибло 3 миллиона человек (почти половина всего населения страны). Были физически ликвидированы квалифицированные кадры, почти вся интеллигенция. Полпотовский режим привел страну на грань экономической катастрофы: кризис охватил всю страну. Были упразднены денежная система, внутренняя торговля, отменена зарплата, запрещено свободное перемещение населения, ликвидирована система здравоохранения и просвещения.

Восстановительный потребительский бюджет – стоимостная оценка набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей, поддержание здоровья, сбережения, обязательные выплаты и сборы.

– Вторичная группа – совокупность людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные, близкие отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. Они более многочисленны, менее спонтанны по своему происхождению, сильнее формализованы, чем первичные группы, допускают глубокие различия во взглядах и понимании ценностей, присущих членам группы. типичными примерами вторичных групп являются производственными коллективы, профессиональные группы, товарищества, созданные по интересам, увлечениям, а также социальные организации разного типа. (См. также Первичные группы).

– Вторичное рекрутирование – (вторичный набор сторонников) присоединение участников к социальному движению, которое успешно развивается и достигает поставленных целей, в поисках удовлетворения стремлений быть в коллективе, а также во имя достижения собственных, эгоистических, карьерных целей. Когда социальное движение уже существует, и более того, добивается значительных успехов, сама принадлежность к нему становится привлекательной. Это движение обеспечивает человеку установление социальных контактов, интересную совместную деятельность, ощущение полноты и смысла жизни. Такое удовлетворение всегда приносит участие в «команде» победителей, возможность пользоваться частью ее успеха, престижа, славы. Ясно, что такое членство продолжается до тех пор, пока все идет гладко. Зато первая неудача, а тем более поражение движения приводит к массовому оттоку, бегству из этого движения тех, кто искал в нем только удовлетворения своих желаний, связанных с участием в «команде» или своих престижных расчетов.

– Выборочная совокупность – отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, которой может выступать все население или его часть, предназначенные социологом для изучения. Выборочная совокупность должна максимально повторять структуру генеральной совокупности, т.е. быть ее микрокопией по основным признакам: полу, возрасту, социальному положению, месту жительства и др. Выборочное исследование по сравнению со сплошным обладает рядом преимуществ: позволяет сократить затраты на сбор и обработку социологической информации, добиться большей оперативности.Выборка, которая верно предсказывает структуру всей совокупности, называют репрезентативной. Расхождение между генеральной и выборочной совокупностями, отклонение одной от другой называется ошибкой репрезентативности.

– Выборка – 1) совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащую непосредственному изучению; 2) совокупность способов, приемов, процедур отбора элементов объекта, единиц наблюдения и изучения при массовых социологических исследованиях Статистика выработала ряд правил для определения размера выборки. Наиболее распространенным ее типом является случайная выборка, при которой каждый индивид имеет возможность быть включенным в нее. Наиболее легкий путь получения такой выборки – присвоить каждому члену свой номер, а затем с помощью компьютера рассчитать случайные числа, из которых и берется выборка. Помимо этого существует: 1. Метод механической выборки, когда из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов (например, каждый десятый) 2. Метод серийной выборки, при которой генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой пропорционально отбираются единицы анализа (например по 20% родителей из каждой группы детского сада, если все родители представляют генеральную совокупность. 3. Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы (подразделения с последующим сплошным отбором в них). Данная выборка будет представительна, если состав групп схож. 4. Метод основного массива - опрос 60-70% генеральной совокупности.5. Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, требующий определения не менее четырех признаков, по которым проводится отбор респондентов. Применяется обычно при большой генеральной совокупности.

– Высший класс – социальный класс, состоящий из наиболее богатых членов общества, имеющих наследуемое состояние, собственный бизнес или владеющих акциями на большую сумму. Внутри высшего класса наблюдается четкое разделение на «старых богатых» и «новых богатых». Первые накапливали состояние десятилетиями или даже столетиями, передавая его из поколение в поколение; вторые – создали свое состояние в считанные годы (например, профессиональные спортсмены). Люди низкого происхождения часто не допускаются в круги наследственной знати. В США 1 миллион человек владеют активами на сумму более 1 млн. долларов. Среди 60 тыс. самых богатых семей 400 семей сверхбогатых составляют своего рода имущественную элиту. Весь класс богатых в США не превосходит 5-6 % от численности населения, а это более 15 млн. В Великобритании 5% «верхушки» получают около 16% общего дохода. Ядро высшего класса составляет примерно 25 тыс. человек, осуществляющих стратегический контроль над экономикой. Собственность, по мнению Маркса и Вебера, наделяет властью, и представительство высшего класса в верхних эшелонах власти непропорционально велико. Их влияние отчасти является следствием прямого контроля над промышленным и финансовым капиталом, отчасти объясняется их доступом к руководящим постам в сфере политики, образования, культуры. Образование в привилегированных учебных заведениях, проведение досуга играет важную роль в поддержании особого образа жизни и высокого социального статуса высшего класса.

- Гезельшафт – (от нем. Gesellschaft – общество) – термин Ф.Тенниса, характеризующий отношения в индустриально-урбанистическом обществе, основанные на стремлении к личной выгоде, индивиды расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги; при этом порядок поддерживается на базе формальных законов; формируется специализация профессиональных ролей и происходит отделение последних от семейных ролей; преобладают светские ценности; главными институтами выступают крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политическиепартии, добровольные ассоциации). См. также Гемайншафт.

- Гемайншафт – (от нем. «Gemeinschaft – община) – термин Ф.Тенниса, характеризующий отношения в сельских общинах. 1. В области индивидуальной мотивации «Гемайншафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами, например, крестьянские семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу и ориентируются на взаимовыручку и взаимопомощь. 2. В сфере социального контроля данный тип общества придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам. 3. В области разделения труда общество типа «Гемайншафт» отличается ограниченной специализацией, складывающейся на основе родственных связей – обычно мужья, жены, дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. 4. Культура формируется на основе религиозных ценностей. 5. Главными социальными институтами в «Гемайншафт» являются семья, соседи, община.

- Гетеризм – беспорядочное общение полов, предшествующее единобрачию. Швейцарский ученый Иоганн Бахофен, автор работы «Материнское право», выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от гетеризма к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина - с несколькими мужчинами.

- Глобализация – рост взаимозависимости между различными людьми, регионами и странами в мире.В результате усиления отношений взаимозависимости мир превратился в единую социальную систему. Процесс глобализации начался около двух-трех веков назад, когда вл

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дневной и заочной формы обучения | Производственной среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.