Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №15 Региональная структура управления

Некоторые проблемы функционирования органов региональной власти в современный период. Принципы организации региональных органов государственной власти. Вопросы регулирования экономического развития региона.

 

В сентябре 1999 г. Правительством РФ была одобрена разработанная Госкомимуществом концепция «Управление государственным имуществом и приватизацией в Российской Федерации на 2000-2001 годы». В концепции определены цели, задачи, критерии и методы управления государственным имуществом, способы контроля государства за постприватизационным развитием предприятий.

 

Органам исполнительной власти предстоит решить ряд неотложных укрупненных задач:

 

1. Построение эффективной системы управления.

 

Систему управления следует рассматривать в неразрывном единстве, куда входят следующие элементы: обязательный порядок определения способа достижения цели; регламентация процедуры принятия управленческих решений государственными органами, выбора управляющих; контроль за объектами управления и деятельностью управляющих; предоставление отчетности государственными органами и управляющими, анализ результатов контроля и отчетности; ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

 

Принципы и порядок взаимодействия государственных органов управления должны быть регламентированы соответствующими правовыми актами.

 

2. Обеспечение эффективности управления.

 

Эффективность управления заключается в достижении цели управления (качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Это обязательный критерий при оценке деятельности государственных органов и управляющих.

 

3. Повышение профессионализма управления.

 

Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении своим имуществом и поэтому остро нуждается в разработке системы подготовки и аттестации управляющих. В декабре 1999 г. вступило в силу постановление Правительства РФ «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения». В этой связи Мингосимуществом РФ подготавливаются перечни госпредприятий, которые предполагается реорганизовать, ликвидировать, продать как имущественные комплексы или использовать для создания федеральных казенных производств. Постановление содержит перечень отраслей, в которых допускается закрепление акций в госсобственности и выпуск «золотой акции». К этим отраслям относятся сфера добычи, переработки и сбыта нефти, а также предприятия трубопроводного транспорта, электроэнергетики, морского и речного транспорта, связи, производства вооружений, военной и космической техники, производства продуктов детского питания. Предполагается передать определенную часть унитарных предприятий в собственность субъектов РФ.

 

В условиях неравномерного социального и экономического положения регионов, потребности освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры, обеспечения занятости населения необходимо использование новых эффективных методов воздействия на экономику. Среди них - программно—целевое прогнозирование, позволяющее квалифицированно и надежно в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных регионов в рамках единой региональной политики государства.

 

Разработка региональных программ — это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней.

 

Региональные программы — это разновидность целевых комплексных программ, служащих инструментом регулирования и управления экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

 

Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные), собственно региональные и комплексные.

 

Узкоспециализированные программы — разработки в составе целевых федеральных программ (ЦФП), например, «здравоохранение России». В ее составе по всем регионам разработаны программы — «здравоохранение в регионе», где определены потребности в финансовых ресурсах, источники финансирования, материальные и человеческие ресурсы и т. д.

 

Комплексные программы включают все узкоспециализированные программы. Среди них главное место занимают программы социальной ориентации: здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и пр.

 

Региональные программы классифицируются по территориальной принадлежности, функциональной ориентации, содержанию решаемых проблем, масштабности, отраслевой локализации, хронологии возникновения проблем.

 

Конкретные региональные программы могут быть классифицированы:

 

- по территориальной принадлежности (областная),

 

- по функциональной ориентации (экологическая),

 

- по масштабности (узкоспециализированная),

 

- по продолжительности (среднесрочная).

 

Специфика региональных программ

 

Специфика региональных программ состоит в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекает из общегосударственных и территориальных интересов.

 

Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления РФ. Управление проектированием и реализацией региональных программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование региональных программ осуществляется, в основном, за счет субсидий государства. Другими источниками являются иностранные инвестиции, частные капиталовложения…

 

По сравнению с государственными, региональные программы отличаются небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают: целевой направленностью, точной адресностью, ограниченными временными интервалами, и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

 

Механизм реализации региональных программ вписывается в комплекс хозяйственно-рыночных отношений региона и систему общероссийского рынка.

 

Основные задачи региональных программ:

 

1) выравнивание межрайонных различий по показаниям экономического, социального и научно-технического развития;

 

2) формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

 

3) сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;

 

4) максимально эффективное использование материальных, природных и трудовых ресурсов региона;

 

5) развитие производственных сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;

 

6) охрана окружающей среды;

 

7) преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

 

8) формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;

 

9) духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

 

Состав и структура комплексной программы

 

Социально-экономическое развитие региона — перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.

 

Пример такой комплексной программы:

 

Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона. Содержит описание социально-экономической ситуации и ее последствий для региона. Выделяются примерные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

 

Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды. Описывается наличие в регионе различных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, технико-энергетических, минеральных, сырьевых), их количество, состояние, возможности использования для внутри региональных целей и вывоза за пределы региона.

 

Рассматривается экономическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

 

Раздел 3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе. Характеризуется сложившаяся ситуация. Анализируется состояние рынка труда в регионе. Характеризуется сложившаяся ситуация, выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

 

Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона.

 

Анализ (разделы 1-3) дает представление о масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, диспропорциях в экономике, численности трудовых ресурсов, возможностей использования природно-ресурсного потенциала, что позволяет выработать и сформулировать прогнозную концепцию социально-экономического развития региона.

 

Главное ее содержание: определение направлений наиболее рационального использования крупных эффективных ресурсов, сравнительная оценка экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.

 

Раздел 5. Основные для региона целевые подпрограммы, которые формируются по отраслевому, функциональному и проблемному признаку.

 

Основные подпрограммы (Калининградской области):

 

5.1. Транспортный комплекс

 

5.2. Рыбопромышленный комплекс

 

5.3. Лесопромышленный комплекс

 

.4. Агропромышленный комплекс

 

5.5. Машиностроение

 

5.6. Курортно-рекреационный комплекс

 

5.7. Топливно-энергетический комплекс

 

5.8. Социальный комплекс

 

5.9. Строительный комплекс

 

5.10. Основные направления решения экономических проблем

 

В каждой из подпрограмм определяются цели и задачи, описываются конечные результаты, которые должны быть достигнуты на каждом этапе выполнения этих подпрограмм.

 

Раздел 6. Механизм осуществления Программы. Взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Здесь разрабатывается прогнозная модель программы.

 

Раздел 7. Ресурсное обеспечение Программы. Это расчеты предстоящих затрат (финансовых, материальных), природных условий и ресурсов: по климатическим, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим (ТЭК), минерально-сырьевым, трудовым; информационных, временных — по срокам.

 

Раздел 8. Координация программных мероприятий. При этом обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы, даются обоснования по организации сотрудничества регионов с другими территориями России.

 

Раздел 9. Оценка эффективности осуществления программы. Соотношение расчета эффективности Программы.

 

Раздел 10. Организация, формы и методы управления Программой. Разрабатывается организационно-функциональная структура управления.

 

Разделы формируются на весь период реализации Программы и по годам. При этом используется следующая система количественных и качественных показателей:

 

1. Эффективность конечных результатов.

 

2. Показатели выполнения работ (этапы и промежуточные результаты).

 

3. Параметры и оценки клиентских групп, хозяйственных пользователей программы.

 

4. Показатели ресурсных затрат, необходимых для выполнения заданий программы.

 

5. Показатели ресурсных затрат, необходимых для эффективного управления программой.

 

Технология разработки региональных ЦКП включает этапы:

 

1. Формирование перечня одновременно реализуемых программ и принятие решения об их разработке.

 

Программа составляется на основе отобранного и согласованного с экспертизой списка территориальных проблем, подлежащих решению на программной основе.

 

Формируется банк целевых программ территории.

 

Не рекомендуется принимать к единовременной реализации избыточное число программ, превышающих ресурсные возможности.

 

При формировании программ необходимо затратить много усилий и средств для обоснования целесообразности разработки, установления оптимальных параметров, увязки с другими потребностями региона, с образом жизни и обычаями людей.

2. Определение органа программно-целевого управления, ответственного за формирование и реализацию программы.

 

Определяется функциональный «заказчик» Программы и «исполнитель» Программы, взаимоотношения между ними регламентируются контрактами на разработку Программы.

 

3. Определение головного разработчика проекта (ГРП) Программы и соисполнителей.

 

Выбор ГРП (как проектировщик — это научно-исследовательская проектная организация, специально созданная комиссия, рабочая группа) - целесообразно проверить на конкурсной основе по согласию с «заказчиками» и «исполнителями».

 

В качестве ГРП могут быть местные организации всех форм собственности, специализированные организации других регионов, составленные из представителей всех ведомств.

 

4. Разработка ТЗ на проектирование Программы.

 

На основании утвержденного перечня Программ организация-заказчик подготавливает и выдает (ГРП) головному разработчику исходное задание на формирование региональной программы (РП), которое содержит:

 

- развернутую формулировку главной цели, основных подцелей и задач программы с количественно определенными конечными показателями;

 

- примерный состав Программы в рамках региона;

 

- ориентировочный состав предприятий, участвующих в реализации;

 

- ориентировочная потребность в материальных, технических, топливно-энергетических, земельных, трудовых ресурсах и прочие;

 

- объем предполагаемых затрат на разработку Программы с указанием источников и порядка финансирования;

 

- указания по организации разработки. Головной разработчик, руководствуясь ТЗ, подготавливает и согласовывает с «Заказчиком»;

 

- общую схему Программы и организационный план ее составления;

 

- координационный план, в котором всем соисполнителям определяются содержание, порядок и сроки завершения работ по проектированию, объемы и источники их финансирования;

 

- необходимые методические материалы, формы для исполнителей.

 

5. Проектирование Программы.

 

Осуществляется на стадии планово-бюджетных расчетов.

 

Начинается с детального анализа исходного состояния проблемы и прогнозов. Уточняются и детализируются конечные цели программы. Экспертно идет формирование конечных подцелей.

 

Параллельно-последовательный способ разработки Программы.

 

Финансовые ресурсы региона

 

 

1. Региональный бюджет. В РФ к региональному бюджету относятся бюджеты субъектов Федерации (республик в составе РФ, округов, автономных областей, городов федерального значения, краев и областей) и местные (муниципальные) бюджеты (районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов власти).

 

2. В первую очередь, это предприятия ЖКХ, а также финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций для финансирования социально-культурных и коммунальных объектов.

 

3. Региональные внебюджетные фонды. Источниками их формирования служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, поступления из центральных внебюджетных фондов.

 

Как правило, они имеют целевое назначение.

 

Региональная бюджетная система (РБС).

 

В Российской Федерации это бюджетная система субъектов РФ. РБС является основной и обособленной в рамках закона частью общегосударственной бюджетной системы, а также результатом административно-территориальной организации Российской Федерации.

 

В основе РБС лежат: региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации, расходные обязанности, региональные финансовые отношения с госбюджетом и с местными бюджетами.

 

Основные функции РБС:

 

1. закрепление способов движения налоговых потоков по уровням территориальной организации государства;

 

2. аккумулирование и использование в общих региональных целях:

 

а) средств, собранных на самой территории (большинство местных налогов, штрафов и финансовых санкций);

 

б) из средств, поступающих в РБС частично:

 

регулируемые налоги — налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, государственная пошлина.

 

3. Финансирование выполнения региональными органами власти своих представительских и исполнительских полномочий.

 

4. Самообеспечение внутри региональных социальных программ.

 

5. Регулирование состояния и использования природного потенциала.

 

6. Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения.

 

Экономическая сущность регионов:

 

- формирование денежных фондов является финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти;

 

- распределение и использование этих денежных фондов между отраслями народного хозяйства;

 

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

 

Кроме того, региональный бюджет осуществляет распределение госсредств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

 

Через региональные бюджеты формируется значительная часть общественных фондов потребления:

 

- на народное образование и профессиональную подготовку кадров более 65% бюджетных средств

 

- на здравоохранение более 80%;

 

- на социальное обеспечение — 90%;

 

- на ЖКХ — 100%.

 

Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) и регулируемых источников. Это означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, то есть полностью, в твердо фиксированной доле на постоянной (долговременной) основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.

 

Собственно бюджетные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

 

а) налог на имущество предприятий;

 

б) налог на недвижимость;

 

в) транспортный налог;

 

г) налог с продаж;

 

д) налог на игорный бизнес;

 

е) региональные лицензионные сборы.

 

Региональные доходы охватывают всю совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их доходов.

 

Региональные доходы включают отчисления из федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ, дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов, получаемых за счет федерального бюджета.

 

В доходах региональных бюджетов поступления от регулируемых источников более 75%, а собственных доходов менее 30%.

 

Региональные бюджеты расходуются на:

 

1) функционирование органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

 

2) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

 

3) проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

 

4) обеспечение реализации региональных целевых программ;

 

5) формирование государственной собственности субъектов РФ;

 

6) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

 

7) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

 

8) обеспечение деятельности СМИ субъектов РФ;

 

9) оказание финансовой помощи местным бюджетам;

 

10) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.

 

11) компенсации дополнительных расходов.

 

Данные о составе и структуре расходов региональных бюджетов РФ говорят, что основное место в расходах (около 40%) занимают ассигнования на народное хозяйство — промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство и жилищно-коммунальное хозяйство.

 

Около 25% расходов - на социально-культурные мероприятия, образование, культуру, искусство и здравоохранение

 

Расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют около 8 % бюджета.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №14 Региональная бюджетно-налоговая система | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.