Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №20 Научный потенциал и его современное состояние




 

Наука — специфическая область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в сфере получения новых знаний об объектах материального мира, познания объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Связанная со сферой материального производства и другими сферами деятельности наука занимает особое место в человеческой деятельности.

 

В сфере материального производства создаются материальные ценности на основе использования технических знаний, которые были получены ранее. В процессе научной деятельности на стадии доведения теоретических знаний до уровня практических рекомендаций предполагается проведение экспериментальных разработок, создание образцов новой техники и технологий, которые принимают материальную и вещественную форму.

 

Эти экспериментальные разработки, прошедшие все стадии испытаний и экспертизы, передаются в сферу материального производства для их широкого тиражирования. Они преобразуют эти разработки в производство, позволяют наращивать его объем, обновляют и расширяют ассортимент и улучшают качество продукции, делая ее конкурентоспособной и реализуемой на мировом рынке. Тем самым, обеспечивая науку необходимыми ей материальными и финансовыми ресурсами, без которых процесс ее развития был бы практически невозможен.

 

Это дает все основания для отнесения науки к компоненту производственных сил общества, ускоряющим процесс общественного производства.

 

Наука является одним из видов духовной деятельности, включающим формы общественного сознания: литература, искусство, мораль и т.д. Их часто различают следующим образом:

 

наука есть мышление в понятиях, а искусство — мышление в образах.

 

Все виды интеллектуальной деятельности тесно связаны, и в процессе их координации обеспечивается гармоническое развитие человеческой личности, способствует успешно решать многие задачи во всех сферах человеческой деятельности.

 

Развитие науки своими корнями уходит в глубокую древность: начальные знания о развитии мира были получены в Греции, Риме, Египте.

 

Как правило, эти знания были получены в процессе практической деятельности людей, носили прикладное значение.

 

Современная наука формируется под влиянием потребностей развивающегося производства, причем важнейшую роль в ее развитии играет эксперимент, который является одним из важнейших методов научных исследований.

 

Первостепенная роль науки в развитии человеческого общества определила ее место в системе общественных приоритетов:

 

в современных условиях все страны мира считают развитие науки важнейшей стратегической задачей (СЗ) общегосударственного значения, поэтому СЗ государственной политики должна быть нацелена на:

 

- укрепление и развитие научно-технического потенциала государства и в первую очередь приоритетных его направлений,

 

- создание условий для возникновения эффективного функционирования рыночной среды,

 

- интеграцию отечественной науки в мировое сообщество, увеличение объема и улучшение обмена информацией и технологиями,

 

- согласованное развитие науки и образования, создание целостной системы подготовки высококвалифицированных научных кадров всех уровней и по всем направлениям научной деятельности,

 

- разработку и внедрение в сферу науки эффективно действующего мотивационного механизма, используя для этого финансовые средства государственного, общественного и частного секторов экономики,

 

Реализация указанных задач в долгосрочной перспективе будет способствовать эффективному развитию научной деятельности в академическом, вузовском и отраслевом секторах науки.

 

Отметим ряд классификационных секторов науки:

 

1. в зависимости от предмета научного познания и методов исследования наука подразделяется на три подсистемы: естественная, общественная, техническая,

2. по отношению к непосредственной человеческой деятельности — наука фундаментальная и прикладная.

 

Фундаментальная наука исследует общественные законы развития природы, общества, человеческого мышления. Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Фундаментальная наука развивается с опережением по отношению к прикладной науке, создавая для последней некоторые теоретические заделы.

 

На базе научных исследований создаются наукоемкие производства, которые приносят самые высокие доходы регионам в процессе их продажи на внешнем рынке. Т.к. в настоящее время соотношение цен на сырье, материалы и энергоносители, с одной стороны, и на продукцию высокой степени переработки, с другой, изменяются в сторону последней.

 

Наукоемкая продукция- новая и сложная технологическая, техническая система определенного класса изделий, созданная высококвалифицированным персоналом на базе научных разработок часто с использованием патентов на изобретения.

 

Наукоемкая продукция по своим технико-экономическим параметрам соответствует уровню мировых стандартов или его превышает, особенно по таким показателям как производительность труда, экономичность в расходовании ресурсов, экологическая чистота окружающей среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.