КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Худож-е школы бывают национальные – итальянская школа
Каждый исторический стильвозникает закономерно, развиваясь из предыдущих стилей. Четких границ между ними может и не быть, главное – чтобы осуществлялось непрерывное развитие художественного мышления в исторических категориях стиля. ПЕРВАЯ СИСТЕМАоснована на том, что художник воспринимает мир предметно, уделяя внимание преимущественно плоскостным или конструктивным качествам предметов. Пространство как воздушная среда не играет для него определяющей роли. Предметным видением обладали в большой степени русские иконописцы, художники Востока, а также мастера Возрождения. Однако между многими произведениями, относящимися к этой системе художественного творчества, есть большая разница. Поэтому предметная пластическая система условно разделяется на два типа: силуэтно-плоскостной и объемный. 1. Пластические изображения силуэтно-плоскостного типа доносят до зрителя общую силуэтную характеристику предмета, своеобразную проекцию на изобразительную поверхность. Форма этих силуэтных пятен, их окраска, фактура дают возможность создавать изображение с цветовым планом, выступающим или уходящим в глубину: образуется условное художественное пространство. Силуэтно-плоскостной была, например, роспись древнеегипетских храмов. Русскую иконопись X-XV вв. отличали четкость силуэтов, ясность цветовых отношений и условность пространства. Выразительность древнеиндийской миниатюры строилась преимущественно на ярких декоративных цветовых пятнах, динамических силуэтах и плоскостной трактовке фигур. 2. Пластические изображения объемного типа при помощи графических или живописных средств создают представления о реальной форме объектов. Объем формы воспринимается как художественная ценность. Главное здесь – передать светотень, предметное окружение предметов. Например, «малые» голландцы» – мастера различных видов натюрмортов «завтраков», «десертов», «лавок» – они реалистически передавали предметную красоту мира. Фламандские живописцы П. Рубенс, А. Ван Дейк, Я, Йордане, Ф. Снейдерс запечатлели на своих полотнах опоэтизированную материальную красоту природы и образ сильного, энергичного, пышущего здоровьем человека. ВТОРАЯ СИСТЕМА опирается на восприятие художником пространства как реальной среды, воздуха, ощущаемого, прежде всего оптически. Предметность здесь отступает на второй план. Вторая пластическая система основана на пространственно-живописной пластике как мощном художественно выразительном средстве, позволяющем передавать красоту и разнообразие меняющегося мира. Яркими примерами пространственной системы может быть живопись барокко, а также произведения таких художников, как А. Ватто, Д. Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Ф.С. Рокотов, В.И. Суриков, У. Тернер. Особенно прославились передачей пространства как среды импрессионисты. ТРЕТЬЯ СИСТЕМА отрицает и предметность, и пространство – это абстрактное изображение. Для произведений абстрактного искусства характерны отказ от изображения реальных объектов, беспредметность композиции, состоящей из линий, точек, пятен, плоскостей, предельное обобщение или полный отказ от формы, эксперименты с цветом – П. Пикассо, Ж. Брак, В. Кандинский, П. Клее, А. Матисс, Ж. Миро, П. Мондриан и другие. Представители некоторых течений в абстрактном искусстве создавали и логически упорядоченные конструкции, как на плоскости, так и в пространстве – К. Малевич, Э. Лисицкий, В. Татлин, А. Родченко, А. Экстер, Л. Попова. Справедливости ради необходимо отметить, что каждый из перечисленных художников по-своему прокладывал путь к беспредметности, и не все из них шли по нему до конца. К тому же абсолютная абстракция едва ли достижима, впрочем, как и абсолютная предметность. Вспомним картину Р. Магритта «Это не трубка». Конечно же, даже иллюзорно выписанный предмет остается всего лишь его изображением и никогда не станет самим предметом. Абстракционизм распространен также в графике и скульптуре. Абстрактное искусство не отражает действительность, а создает ее коды с помощью специальных знаков и символов. Стили. Направления и течения. Школы. История ИЗО – непрерывный процесс развития стилей, направлений и течений, но это не простое поступательное движение, не постепенное восхождение к вершинам мастерства. Развитие в искусстве означает определенное накопление художественного опыта и усложнение аналитических процессов художественного мышления. Это сложный путь взлетов, падений, остановок. Обретение новых ценнейших свойств одновременно может означать отказ от чего-то, не менее значимого. Периоды, богатые великими именами и произведениями, сменяются годами, не оставляющими шедевров. Содержание произведения неотделимо от его формального воплощения в картине, гравюре, скульптуре и других, которые создаются в определенном стиле. Именно по стилю легко отличить одно произведение от другого. А для этого важно знать: тенденции развития искусства; принципы и закономерности стиле образования. В искусствознании существует много определений этого понятия. Стиль – это художественное выражение восприятия мира, свойственного людям той или иной эпохи. В нем получают свое воплощение историческое и национальное своеобразие художественной культуры. Стиль проявляется и на уровне индивидуального творчества художника. Изучение стилей – главный вопрос искусствознания. При этом широко используется метод сравнительного анализа, позволяющий точнее установить, где, когда и кем было создано произведение. Важнейшие этапы истории изобразительного искусства неповторимы, и лучшее из достигнутого в каждую эпоху входит в совокупный опыт национального и мирового искусства. Хорошо известно, что в одну историческую эпоху могут сосуществовать художественные стили, идейные установки которых прямо противоположны: классицизм и барокко в XVII века; романтизм и реализм – в XIX веке и другие. наименования региональных художественных стилей складывались: по именам правителей – стиль Людовика XVI; по национальным признакам – итальянский маньеризм, русский ампир, немецкое барокко, по географическим названиям - помпейский стиль росписи, московский стиль живописи, петербургский стиль графики, по месту и материалу производства художественных изделий: майссенский фарфор; лиможские эмали и др. Кроме этого, имя каждого крупного мастера можно трактовать как название индивидуального стиля – караваджизм и другие. Следует отличать понятие стиля как исторически возникшей художественной категории (готика, барокко, рококо, классицизм и др.) от употребления этого слова для обозначения манеры, почерка художника. Искусствоведы используют понятия «ренуаровские женщины» и «левитановские пейзажи», имея в виду стиль художника. Замысел художника, выраженный в стиле его работы, зависит от личности творца и от времени и места создания произведения. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художника надо обращать внимание на то, какие средства художественной выразительности он выбирает, какими композиционными приемами пользуется, как передает характер движения, что предпочитает, моделируя форму, - линию, пятно, силуэт, свет или цвет. Симпатии художника скажутся в выборе сюжета, в трактовке изображаемых явлений и лиц. Часто все это упрощенно называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивидуальным стилем его творчества. Правда, этот стиль подвержен изменениям во времени в той же мере, в какой изменяются сама жизнь и характер человека. Для художника стиль эпохи не только достоверное изображение архитектуры, предметов быта, одежды, вооружения, присущих данному времени, но и само понимание основных изобразительных закономерностей, свойственных этому времени. Стиль – единство содержательных и изобразительных элементов, с помощью которых непосредственно создается художественное произведение. Следовательно, в ИЗО под стилем может пониматься способ, который определяет: выбор и сочетание сюжетов; образные характеристики персонажей; структуру композиции; приемы передачи пространства; использование светотени и колорита в каждом конкретном произведении. В пределах стиля могут существовать художественные явления, в чем-то родственные, объединенные духом своего времени, но в каких-то позициях значительно отличающиеся одно от другого. Их называют течениями и направлениями. Как было давно остроумно замечено, направления «направляют», а течения «текут». Направления в истории искусства возникают сознательно, течения – стихийно.* Художественное направление – это идейно, программно, теоретически оформленное течение. Художественное направление связывает близких по духу, одинаково понимающих цели и методы своего искусства художников. Художественное течение – более узкое понятие. В отличие от направления оно так и не оформляется программно. Внутри художественных направлений часто существуют различные течения. От стиля направление отличается именно тем, что не становится общей нормой для художественной культуры своего времени и страны, а развивается рядом с другими, порой враждебными ему направлениями. Многие великие мастера, например, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, олицетворяют собой целые художественные направления. П. Пикассо создавал направления и сам от них уходил. В истории развития искусства художественные направления стали формироваться на рубеже XVIII–XIX веков, когда шел процесс переосмысления эстетических категорий просвещения (предромантизм). В 30–40-е годы XIX в. в немецком искусстве сложился бидермайер (от немецкого слова Biedermeier, Bieder-meier; название произошло от вымышленного имени автора народных песен, отличающихся наивностью и добросердечием) – течение, обращающееся во всех видах искусства к изображению бюргерского быта и традиционного городского уклада с характерными национальными чертами. Многие художественные направления и течения в искусстве появились в конце XIX-начале XX веков с усилением роли аналитических и дифференционных процессов: форвизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и другие. В период 1960-1970-х годов все большее распространение получают акционизм, поп-арт, концептуальное искусство и др. Искусствоведы используют термин «авангардизм» или «модернизм» для обозначения всех новейших направлений, течений, школ и деятельности отдельных выдающихся мастеров искусства конца XIX-первой половины XX веков, порывающих с реалистической традицией и считающих эксперимент основой творческого метода. В искусстве авангарда течения и направления тесно переплетены. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ представляют собой организационное или условное объединение мастеров на основе общей теоретической, творческой или учебной программы. Школы формируются в рамках определенных художественных направлений. Часто они складываются на основе каких-либо учреждений. Например, «русская академическая школа» – под этим названием обычно имеют в виду круг художников,,* связанных с Академией художеств, основанной в 1757 г. в Петербурге.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |