Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С сторон

С заинтересованных

Ресурсов Е персонала,

Поставка Ц потребителей,

Процветание

Всеобщее

 

 

Повышение Повышение

удовлетворённости удовлетворённости

потребителя изготовителя

Получение более Снижение затрат,

качественной продукции повышение

по более низким ценам производительности труда,

завоевание новых рынков

 

Постоянное совершенствование и/или реинжиниринг

 

А Р

Внедряй Планируй

 

С D

Проверяй Действуй

 

 

П

Р

О Удовлетворённость

8 принципов менеджмента качества

Рисунок 1.5. Модель СМК на основе процессного подхода

История развития менеджмента качества и системного подхода

 

Динамика изменения понятия качества приведена в табл. 2.1.

 

Таблица 2.1. Изменения понятия качества

 

Автор Формулировка определения качества
Кодекс Хаммурапи Первое упоминание в 1792г. до нашей эры письменных источниках о проблемах качества
Аристотель (III век до н.э.) - Различие между предметами; - Дифференциация по признаку «хороший – плохой»
Китайская версия Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов – «равновесие» и «деньги» (качество = равновесие – деньги). Следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой»
Гегель (XIX век н.э.) Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество
Шухарт У. (1931 г.) - Качество имеет два аспекта: - объективные физические характеристики; - субъективная сторона: насколько вещь «хороша».
Исикава К. (1950 г.) - Качество, свойство, реально удовлетворяющее потребителей
Джуран Дж.М. (1979 г.) - Пригодность для использования (соответствие назначению); - Субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям
ГОСТ 15467-79 Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением
Международный стандарт ИСО 8402-86 Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности
Международный стандарт ИСО 8402-94 Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности
Международный стандарт ИСО 9000-2009 Качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям. Требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным

 

Первое упоминание в письменных источниках о проблемах качества зафиксировано в кодексе Хаммурапи в 1792 году до нашей эры.

В Древнем Китае при создании иероглифа для обозначения понятия «качество» были объединены два иероглифа – равенство и деньги. Полученный иероглиф получил название – «Качество» и означает, что качественный товар не может быть дешёвым.

Понятие «качество» было впервые проанализировано древнегреческим философом Аристотелем (3 век до нашей эры). Он объяснял качество как «различие между предметами» с дифференциацией по признаку «хороший – плохой».

Немецкий философ Гегель рассматривал качество как логическую категорию, видя в ней начальную ступень познания вещей и становление мира. Он писал, что «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое количество. Количество есть, напротив, внешнее бытие, безразличная для него определенность. Третья ступень бытия – мера – есть единство первых двух, качественное и количественное»

В 1930г. У. Шухарт выделил в качестве две составляющие: качество объективное, характеризующееся физическими характеристиками продукта и качество субъективное, присущее индивидууму.

В 1950г. К. Исикава определил, что продукция существует для того, чтобы удовлетворять потребности потребителя. В тоже время Э. Деминг отметил, «Цена – ничто, если неизвестно качество».

В Россииразвитие менеджмента качества происходило в русле общемировых тенденций.

Несмотря на большие достижения в области организации системного управления каче­ством и обеспечение высокого уровня качества отдельных видов продукции, прежде всего в оборонной промышленности в стране существует проблема качества продукции и услуг. Многие методы и формы работы по качеству были впервые найдены и апробированы именно на отечественных предприятиях. В целом же в стране разработки и достижения в области управления ка­чеством не были должным образом востребованы, несмотря на высокие объёмы производства выпускаемых товаров, большинство этих товаров пользовалось ограниченным спросом населения внутри страны и не являлось конкурентоспособным на мировом рынке. Главная причина такого отношения к качеству отмечена в статье русского философа И. А. Ильина «Спасение в качест­ве», впервые опубликованной в журнале «Русский колокол» в 1928г. Она состоит в том, что огромная территория и неисчис­лимые богатства России не способствуют концентрации усилий её народа на решении проблемы качества. В настоящее время в нашей стране сложились условия, при которых становится очевидным то, о чем писал И. А. Ильин:

«Всмотритесь же в пути и судьбы России, вдумайтесь в её крушение и унижение! И вы увидите, что русскому народу есть только один исход и одно спасение - возвращение к качеству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца… На протяжении веков вся беда наша, вся опасность наша состояла в том, что судьба навязывала нам неисчерпаемое обилие – обилие пространств, племён и людей – и не давала нам времени для того, чтобы проработать это обилие, овладеть им, извлечь из него скрытые силы и довести их до качественного расцвета…»

В 1928 в том же 4-ом номере «Русского колокола» И. Ильин писал:

«Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный качественный продукт; высокий уровень жизни»

Уместно вспомнить и высказывание о качестве ещё в 20-х гг. прошлого века великого русского художника и гуманиста Н. К. Ре­риха: «Думать о качестве всех производств есть несомненная обязанность каждого мыслящего существа. Не устремленные к качеству пусть лучше и не говорят о культуре».

Но жизнь заставляла принимать иногда и жёсткие меры, свидетельство тому Указ Президиума Верховного совета:

 

Тенденции развития качества в 20 веке

В начале нашего столетия в связи с возрастанием сложности продукции проблема обеспечения качества значительно обостри­лась. Уже нельзя было ограничиться проведением только техни­ческого контроля, требовались какие-то дополнительные меры.

В 30—40-е годы новые требования к качеству продукции, особенно военного назначения, привели к дальнейшему развитию отдельных элементов управле­ния качеством, внедрению более сложных методов его обеспече­ния. В послевоенный период технический прогресс обусловил не­обходимость освоения и выпуска в короткие сроки высококаче­ственной продукции. Это привело к созданию техники управления качеством, разработке новых способов его повышения. В первую очередь управление качеством получило широкое внедрение в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс, — радио­техника, электроника, автоматика, химия, авиация, ракетная тех­ника и др. Осуществляется входной контроль материалов, вводятся пооперационный и заключительный виды контроля. У. Шухарт начинает применять статистические методы контроля качества

1950 – 1960 гг. – начинают проводить анализ качества и создают системы качества.

1970г. – разрабатываются интегрированные системы качества, т.е. системы, которые охватывают все этапы жизненного цикла продукции (ЖЦП).

1980г. – внедряются системы МС ИСО 9000

Развитие общего менеджмента и менеджмента качества представлено на рис. 2.1

 

Принятые сокращения:

MBQ - Management by Quality - Менеджмент на основе качества;

MBO - Management by Objectives - Управление по целям;

TQM - Total Quality Management - Всеобщий менеджмент качества;

UQM - Universal Quality Management - Универсальный менеджмент качества;

QM - Quality Management - Менеджмент качества;

TQC - Total Quality Control - Всеобщий контроль качества;

CWQC - Company Wide Quality Control - Контроль качества в масштабе всей

компании;

QC - Quality Circles - Кружки контроля качества;

ZD - Zero Defect - Система «Ноль дефектов»;

QFD - Quality Function Deployment - Развёртывание функции качества;

SQC - Statistical Quality Control - Статистический контроль качества.

 

Рисунок 2.1 Взаимоотношения общего менеджмента и

менеджмента качества

 

Основой и общего менеджмента, и менеджмента качества является система Ф. У. Тейлора (1856-1915) В самом деле, именно он создал концепцию научного менеджмента, обратил пристальное внимание на необходимость учёта вариабельности производственного процесса и оценил важность её контроля.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ТЕЙЛОРА

1. Разделение процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующий анализ этих частей.

2. Создание научной системы организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов труда.

3. Введение первых профессионалов в области качества – инспекторов (в СССР и Российской федерации – технические контролёры).

4. Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение.

5. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием.

6. Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле.

В дальнейшем на длительный период времени с 1920-х до начала 1980-х годов пути развития общего менеджмента и менеджмента качества, как показано на рис. 2.1, разошлись. Главная проблема качества воспринималась и разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно-техническая проблема контроля и управления вариабельностью продукции и процессов производства, а проблема менеджмента - как проблема в основном организационного и даже социально-психологического характера.

В самом деле, на втором этапе (1920-1950-е годы) развитие получили статистические методы контроля качества (У. Шухарт, Г. Ф. Додж, Г. Г. Роминг и др.). Появились контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции и регулирования техпроцессов.

У. Шухарта на Западе называют отцом современной философии качества. Он оказал существенное влияние на таких гуру в области качества, как А.В. Фейгенбаум, Э. У. Деминг и Д. М. Джуран.

Э. Деминг, и Д. Джуран активно пропагандировали статистические подходы к производству, однако именно они первыми обратили внимание на организационные вопросы обеспечения качества, сделали акцент на роль высшего руководства в решении проблем качества. Идею комплексного подхода к управлению достаточно полно изложил А. Фейгенбаум.

В знаменитых 14 принципах Э. Деминга уже трудно отделить инженерные методы обеспечения качества от организационных проблем менеджмента. В 1950 - 1980-е годы начинается активное сближение методов обеспечения качества с представлениями общего менеджмента. Одна за другой системы качества начинают широко использовать инструментарий «науки менеджмента».

 

Системы управления качеством продукции в Советском Союзе

 

В СССР эти тенденции проявлялась наиболее отчетливо в создании систем качества:

Саратовской системе БИП;

Горьковской КАНАРСПИ (качество, надёжность, ресурс с первых изделий);

Ярославской НОРМ;

Львовской СБТ и, наконец, в общесоюзном феномене — Комплексной системе управления качеством продукции (КС УКП).

Опыт передовых предприятий по разработке и внедрению систем управления качеством труда и продукции

БИП. Началом системного подхода к управлению качеством продук­ции в нашей стране считают разработку и внедрение системы бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачи её ОТК и заказчикам с первого предъявления. Эта система возникла в 1955г. на Саратовском авиационном заводе.

Внедрению БИП предшествовала сложившаяся система конт­роля, когда рабочие, мастера, руководители предприятия отвечали за выполнение производственной программы и, фактически, не от­вечали за качество продукции. Ответственность за качество про­дукции была возложена на отдел технического контроля (ОТК). В результате работники произ­водственного аппарата передавали детали, узлы, изделия в другой цехс недоделками, дефектами. При таком положении работники ОТК предприятий затрачивали время на выявление и устранение дефектов.

Подучилось так, что одни производят некачественную продук­цию, а другие ликвидируют допущенный ими брак, поэтому про­дукция предъявлялась в ОТК по нескольку раз. В связи с этим аппарат ОТК необоснованно расширялся, причем нередко за счёт малоквалифицированных работников.

Кроме того, нередко брак и дефекты возникали из-за конструк­торов, состояния НТД и организации производства. Стимулирова­ние проводилось в основном по количественным показателям из­готовления продукции.

Система БИП представляет комплекс взаимосвязанных техни­ческих, организационных, экономических, воспитательных меро­приятий, которые создают благоприятные условия для изготовле­ния продукции без дефектов в соответствии с требованиями НТД. В основу её положены следующие принципы:

полная ответственность непосредственного исполнителя за ка­чество выпускаемой продукции;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации | Строгое соблюдение технологической дисциплины;
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.