Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одной из основ систем качества является теория систем




Весь контроль можно разделить на производственный и эксплуатационный.

Проверяемые объекты технического контроля

1. Материалы и ЭРИ (злектрорадиоизделия) при входном контроле

2. Изготавливаемая продукция

3. Качество выполнения технологического процесса

4. Контроль за средствами метрологического обеспечения

5. Поверка оборудования в цехах

6. Проверка технической документации в конструкторском и технологических отделах

 

Дефекты и градация продукции по качеству

Дефект каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

Дефектные изделия изделия, имеющие хотя бы один дефект.

Дефекты товаров весьма разнообразны по происхождению, видам, размерам, расположению в изделии, степени влияния на потребительские свойства. Они могут возникать на каждой из стадий жизненного цикла товаров.

Общепринятой является группировка дефектов на конст­руктивные, дефекты сырья, производства (по операциям тех­нологических процессов), маркирования, транспортирования, хранения.

Примеры дефектов непродовольственных товаров: отклоне­ние размеров изделия или детали за пределы допуска, царапина на защитном покрытии изделия, неровнота нитей в ткани, неоп­лавленные края стеклянных изделий.

Возможные дефекты продовольственных товаров: сыров — горький, затхлый вкус; грубая, твердая, крошливая консистенция; слепой, сетчатый, грубый и рваный рисунок; колбас — слизь, плесень, загрязнения на поверхности, лопнувшие или поломанные батоны с необра­ботанными краями; крупные пустоты, серые пятна на разрезе; недоваренные, бледно-серые батоны с рыхлым разлезающимся фаршем и т. д.

Термин «дефект» применяют при контроле качества про­дукции на стадии её изготовления, ремонта, при приёмке товаров по качеству.

Дефекты некоторых товаров называют пороками — на­пример, пороки кож для верха и низа обуви или пороки древе­сины.

В зависимости от степени выраженности и влияния на свой­ства дефекты подразделяются на критические, значительные и малозначительные.

Критический дефект, при наличии которого использо­вание изделия по назначению невозможно или недопустимо.

Вероятность появления в изделии критического дефекта может привести к нарушению многих требований к нему, что делает невозможным или недопустимым использование изделия по назначению. Такие изделия нужно подвергать сплошному контролю, используя методы контроля, обеспечивающие уве­ренное обнаружение дефектов.

Значительный дефект, существенно влияющий на ис­пользование изделия по назначению и долговечность.

Малозначительный — дефект, существенно не влияющий на использование изделия по назначению и долговечность.

По возможности выявления дефекты подразделяют на яв­ные и скрытые.

Явные дефекты, для выявления которых в национальных стандартах предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Эти дефекты выявляются при визуальном контроле или при испытаниях товаров методами, содержащимися в на­циональных стандартах.

Скрытые дефекты, для выявления которых в националь­ных стандартах не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Эти дефекты проявляются только в процессе испытаний или эксплуатации товаров. Они могут быть отнесе­ны к группе явных дефектов только в том случае, если будут разработаны и внесены в нормативную документацию методы их выявления.

По возможности устранения дефекты бывают устрани­мыми и неустранимыми. Различаются тем, что устранение выявленных устранимых дефектов технически возможно и экономически целесообразно. При наличии неустранимых кри­тических дефектов изделия переводят в брак.

В действующем законодательстве РФ, касающемся защи­ты прав потребителей, используется важный для работников торговли термин «недостаток товара», под которым понимают несоответствие товара техническому регламенту, национально­му стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара.

К существенным недостаткам товара относятся недостатки, которые:

• делают невозможным или недопустимым его использование в соответствии с целевым назначением,

• не могут быть устранены;

• проявляются вновь после устранения;

• требуют больших затрат для устранения;

• в значительной степени лишают потребителя того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

Понятие «недостаток товара» значительно шире понятия «дефект», и изготовитель может нести ответственность не толь­ко за обнаруженные в товаре дефекты, но и за недостатки, не позволяющие использовать товар по назначению.

Вся производимая изготовителем продукция в результате приёмочного контроля подразделяется на годную и брак.

Годная продукция, удовлетворяющая всем установлен­ным требованиям. Она может быть бездефектной или содержать допускаемые нормативным документом отклонения. Выявление скрытых дефектов на последующих этапах контроля или стадиях эксплуатации продукции означает, что данная продукция, ошибочно считавшаяся до этого годной, фак­тически является дефектной.

Брак продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов. Брак может быть испра­вимым, если все дефекты, обусловившие перевод продукции в брак, являются устранимыми, и неисправимым, если хотя бы один из дефектов, обусловивших этот перевод, является неуст­ранимым.

Оценка качества продукции

Оценка качества продукции, как следует из определения термина «качество», должна представлять собой сопоставление совокупности её характеристик с потребностями, для удовле­творения которых она предназначена.

Достаточно точные методы оценки качества необходимы для решения множества проблем, в том числе управления качеством, обеспечения конкурентоспособности выпускаемых изделий на внутреннем и внешнем рынке, эффективного развития торговли и т. д.

Оценка качества должна объективно отражать общест­венную полезность продукции на всех стадиях её жизненного цикла — от проекта до завершения эксплуатации и утилизации. Только на основе объективных оценок возможно успешное управ­ление качеством и ассортиментом продукции, вырабатываемой каждым предприятием, заключение контрактов на поставки в торговлю конкурентоспособных товаров, предотвращение по­ступления в продажу морально устаревших и неэффективных в эксплуатации товаров.

Увеличившееся в последние годы количество изделий зару­бежного производства на отечественном рынке делает затруд­нительным для покупателей выбор качественных товаров из-за отсутствия профессиональных навыков в оценке их потенциаль­ной потребительной ценности. Здесь чрезвычайно велика роль объективной информации о качестве предлагаемых к реализа­ции товаров, которая может быть предоставлена покупателям по результатам объективных оценок качества.

Однако как в нашей стране, так и в других странах, до на­стоящего времени отсутствуют общепринятые методы оценки качества; в каждой стране эта проблема решается по-своему.

В странах с развитой рыночной экономикой успешно дей­ствуют многочисленные ассоциации, общества, союзы потре­бителей, независимые испытательные лаборатории, которые занимаются оценкой качества различных товаров по своим методикам и публикуют результаты оценок в специальных журналах. Большое распространение получило тестирование потребителей и специалистов в области качества товаров, экс­пертные оценки.

При использовании любых методов оценки качества необходимо чётко представлять следующее:

• что требуется оценивать;

• какие применять методы для определения и оценки вы­бранных характеристик;

• единицы измерения;

• способ обработки результатов измерений,

• какая схема оценки должна использоваться;

• какие действия следует предпринимать по результатам оценки.

Для того чтобы система оценки была репрезентативной и точной, она должна соответствовать следующим требованиям:

• соответствие целям оценки;

• измеримость оцениваемых характеристик, их непротиво­речивость и пригодность к практическому использованию;

• точность и правильность;

• современность и дешевизна;

• возможность мониторинга достигнутого прогресса и про­гнозирования будущих результатов.

Главная цель любой оценки товаров продукции — возмож­ность её использования для управления качеством. Специалисты в области качества в течение продолжительного времени осуще­ствляют поиск наиболее адекватных методов оценок качества.

В нашей стране на разных этапах общественного произ­водства использовались следующие виды оценок качества продукции, которые различались критериями и содержанием процедур:

оценка соответствия качества продукции действующей нормативной и другой документации (стандартам, техническим условиям, договорам);

• оценка на предпроизводственной стадии при принятии решения о постановке продукции на производство или ещё на стадии проектирования, когда параметры разрабатываемой продукции заносятся в карту технического уровня и качества и сравниваются с одноименными параметрами производимого или реализуемого аналога;

• аттестация продукции по категориям качества;

• градация продукции по сортам;

• сертификация продукции;

• оценка качества опытных образцов;

• оценка интегральных показателей качества;

• оценки качества продукции органами торговли — для экспорта и внутренних нужд

Поиск объективных количественных оценок качества продукции приводился в начале 70-х гг. XX в, что привело к появлению нового научного направления — квалиметрии (количественная оцен­ка качества). Квалиметрия оперирует не с определением некоего абсолютного качества, а с относительными оценками и позволяет определить уровень качества.

Метод количественной оценки уровня качества получил название комплексного метода. Он включает такие понятия, как оценка уровня качества продукции, базовое значение показателя качества продукции

Оценка уровня качества продукции совокупность опе­раций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показате­лей и сопоставление их с базовыми показателями.

Базовое значение показателя качества продукции зна­чение показателей качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества.

Для выбора базовых показателей используются не только реально существующие изделия, но и гипотетические, отражаю­щие самые различные уровни качества:

• средний достигнутый мировой;

• перспективный мировой;

• средний достигнутый национальный;

• высший достигнутый национальный;

• перспективный национальный,

• экономически оптимальный,

Методы квалиметрии широко использовались в промыш­ленности и в научных разработках для оценки уровня качества продукции производственного назначения и потребительских товаров.

Большим преимуществом квалиметрии перед другими методами явилась возможность оценки качества по всей сово­купности свойств, проявляющихся в процессе потребления и определяющих полезность предмета потребления.

В последние годы интерес к квалиметрии ослаб из-за сле­дующих ее недостатков:

• выбор номенклатуры свойств, определяющих качество продукции, трудоемок, требует времени и затрат на разработку анкет, опрос экспертов и обработку результатов опроса;

• желаемый результат оценки можно получить путем под­бора коэффициентов весомости;

• сложно учесть вариабельность (изменчивость) потребно­стей;

• сложно выбрать базовые значения оцениваемых харак­теристик конкретных видов продукции, адекватные реальным потребностям множества групп потребителей, поэтому при высоких значениях количественных оценок продукция может оказаться невостребованной;

• результаты оценок зависят от выбранных для расчета формул — средней арифметической, средней геометрической или средней гармонической.

Однако, на наш взгляд, от методов квалиметрии нельзя отказываться и предавать их полному забвению. Как и любая другая область человеческих знаний, они требуют постоянного развития и совершенствования.

Оценка уровня качества может быть использована, напри­мер, для одновременного сравнения товаров одного и того же вида, производимых различными предприятиями или пред­ставленными на рынке различными поставщиками, а также при расчетах конкурентоспособности товаров.

Методы оценки уровня качества в зависимости от количе­ства оцениваемых свойств и процедур оценки включают диф­ференциальный, комплексный и смешанный.

Дифференциальный — метод оценки уровня качества, ос­нованный на сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими значе­ниями единичных показателей базовых образцов.

При сопоставлении значений единичных показателей ка­чества оцениваемой продукции с базовыми показателями могут возникнуть следующие ситуации:

• все относительные значения показателей больше или равны единице, т. е. уровень качества оцениваемой продукции равен или превышает значения базового образца;

• часть относительных показателей больше или равна еди­нице, а часть меньше единицы; в этом случае для выявления степени соответствия оцениваемой продукции базовому об­разцу нужно использовать комплексный метод оценки уровня качества.

Комплексный метод метод оценки уровня качества про­дукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества.

Расчету комплексных показателей качества продукции предшествуют следующие действия:

• выявление групп потребителей, для которых предназна­чена оцениваемая продукция;

• выявление требований, предъявляемых к продукции, и условий ее эксплуатации;

• выбор номенклатуры показателей свойств продукции;

• определение значений показателей единичных свойств;

• расчёт коэффициентов весомости показателей свойства;

• выбор базовых значений и расчет безразмерных относи­тельных показателей качества;

• выбор формул для расчета комплексного показателя.

Выявление групп потребителей, для которых предназначе­на оцениваемая продукция, требований и условий эксплуатации необходимо для правильного выбора номенклатуры показателей качества и их базовых значений. Осуществляется в результате социологического исследования и опроса специалистов и дос­таточно глубоко изложен в учебной и специальной литературе по маркетингу.

Выбор номенклатуры показателей качества представляет собой построение сложной иерархической структуры свойств, составляющих качество оцениваемой продукции (многоуровне­вое «дерево свойств»).

На первом уровне выделяют свойства социального на­значения функциональные, эргономические, эстетические, экологические свойства, надежность и безопасность; на самом нижнем — единичные свойства.

Выбор номенклатуры показателей, как правило, проводится из общепринятых (традиционных) показателей свойств. Иногда для упрощения процедуры расчета, например при использова­нии методов квалиметрии в учебных целях, для оценок исполь­зуют только наиболее важные единичные свойства.

Определение значений показателей единичных свойств. Осуществляют измерительным, сенсорным, расчетным, реги­страционным, социологическим, экспертным методами.

Расчёт коэффициентов весомости (значимости) пока­зателей свойств. Свойства, составляющие качество товаров, в разной степени влияют на него. Степень важности показателей каждого из свойств оценивается коэффициентом весомости. Для определения весомости показателей свойств чаще всего используют экспертные методы: рангов, предпочтений, последо­вательных и попарных сопоставлений и др. Эти методы описаны во многих источниках литературы по оценке уровня качества.

Важнейшее требование — сумма коэффициентов весомости показателей всех свойств должна быть величиной постоянной и составлять 1, 10 или 100.

При определении коэффициентов весомости методом рангов каждый из экспертов определяет ранг каждого свойства, т. е. место этого свойства среди других свойств на каждом уровне иерархии.

Например, если всех показателей свойств десять, то наи­более значимому присваивается ранг десять, следующему по значению — девять и т. д., а наименее значимому — один. Ранги могут быть как целыми числами, так и дробными или одинаковы­ми для нескольких единичных показателей. Это решает эксперт. Но общим требованием для всех экспертов является постоянная сумма рангов оцениваемых свойств. При десяти единичных по­казателях она должна составлять пятьдесят пять (10+9+8+7+6+5+4+3+2+1), при девяти — сорок шесть и т. д.

Коэффициенты весомости каждого показателя (m), рас­считывают как отношение суммы рангов, присвоенных ему всеми экспертами, к общей сумме рангов всех содержащихся в выбранной номенклатуре показателей качества.

Согласованность мнений экспертов может быть оценена с помощью коэффициентов конкордации, вариации или другими методами математической статистики.

Выбор базовых значений и расчет безразмерных отно­сительных показателей качества. Для объективности оценок большое значение имеет правильный выбор базовых показате­лей. Базовые показатели могут представлять собой значение показателей товаров, реально существующих, наиболее пред­почитаемых той или иной группой потребителей, или гипотети­ческих. Их выбор зависит от целей оценки.

Расчёт комплексных показателей качества осуществляют по формулам средней арифметической, средней геометрической или средней гармонической.

Таким образом, показатель уровня качества, рассчиты­ваемый в виде среднего взвешенного показателя, позволяет с помощью одной формулы учесть все выбранные для оценки показатели свойств товара.

Смешанный метод оценки качества продукции — метод, основанный на одновременном использовании комплексного и дифференциального методов.

Этот метод используют, например, в тех случаях, когда после проведения комплексной оценки уровня качества нужно уточнить, за счет каких единичных показателей получены вы­сокие или низкие значения комплексного показателя.

Следует иметь в виду, что с введением стандартов ИСО серии 9000 версии 2000г. и изменением содержания термина «качество» возникли новые проблемы, связанные с оценкой каче­ства. Качество должно обеспечивать удовлетворение требований (потребностей) различных заинтересованных сторон.

В стандарте ИСО 9000:2008 (п. 3.3.7) содержится понятие «заинтересованная сторона». Это лицо или группа физических или юридических лиц, заинтересованных в деятельности или успехе организации — потребители, владельцы, работники организации, поставщики, банкиры, ассоциации, партнеры или общество. При этом группа может состоять из организации, ее части или из нескольких организаций.

В результате качество одного и того же объекта, который оценивали разные заинтересованные стороны, может получать разные, подчас противоречивые, оценки.

В соответствии с определениями терминов, содержащихся в стандарте ИСО 9000:2000, качество — это совсем не то же самое, что качество продукции, как его часто понимают работники пред­приятий и потребители. Если, например, потребителей вполне удовлетворяет качество выпускаемой предприятием продукции, но владелец предприятия не получает прибыли или окружающая предприятие среда такова, что его работники и их дети сильно болеют, то о высоком качестве, с точки зрения стандартов ИСО серии 9000, говорить нельзя. В подобной ситуации предприятие просто не может существовать. Люди стремятся делать то, что, в конечном итоге, приносит лично им пользу и удовлетворение. Общество поддерживает не производство вещей и услуг, а удовлетворение потребностей людей. Поэтому здесь большое значение имеет оценка степени удовлетворения потребностей каждой из заинтересованных сторон и интегральная оценка удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон.

 

 

Организация технического контроля

Контроль качества на промышленных предприятиях осу­ществляют работники отдела технического контроля (ОТК); ра­бочие, имеющие право самоконтроля; представители заказчика, если это предусмотрено контрактами на поставку.

Основной задачей ОТК является предотвращение выпуска (поставки) предприятием продукции, не соответствующей тре­бованиям нормативных документов, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской и технологической доку­ментации, условиям контрактов на поставку. Система контроля на предприятии является неотъемлемой частью производствен­ного процесса и разрабатывается одновременно с разработкой технологии при участии ОТК или по согласованию с ним.

ОТК – отдел технического контроля осуществляет проведение контроля поступающих материалов и выпускаемых изделий в процессе производства.

Признаки классификации видов контроля показаны в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Признаки классификации видов контроля

Признаки классификации Виды контроля
По стадии осуществления Производственный Эксплуатационный  
По этапу процесса производства   Входной Операционный Приёмочный  
По полноте охвата контролируемой продукции   Сплошной Выборочный Непрерывный Периодический Летучий  
По уровню технической оснащенности   Органолептический Измерительный Автоматизированные системы Автоматические системы Активный контроль  
По влиянию на объект контроля   Разрушающий Неразрушающий  

 

Производственный контроль, осуществляемый на стадии производства.

Эксплуатационный контроль, осуществляемый на ста­дии эксплуатации или потребления.

На рис. 3.1 приведена классификация основных видов технического контроля

Входной контроль
Операционный контроль
Завершающий контроль
Сплошной контроль
Выборочный контроль
Периодический контроль
Непрерывный контроль
Летучий контроль
Технический контроль

 

Рисунок 3.1 Классификация видов технического контроля

 

Ниже приводится характеристика основных видов производственного контроля.

Входной контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику для использования при изготов­лении, ремонте или эксплуатации продукции. Следует отме­тить большое значение входного контроля, так как он является важнейшей мерой, позволяющей обеспечить использование в производственных процессах качественного сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий как путём устране­ния дефектов и несоответствий, так и эффективным воздей­ствием на поставщиков при заключении контрактов.

Операционный контроль продукции во время выполнения или после завершения технологической операции. Операционный контроль проводиться в цехах в соответствии с технологическими процессами, при изготовлении изделия.

Приёмочный контроль продукции, по результатам кото­рого принимается решение о её пригодности к поставкам и/или использованию.

Сплошной контроль каждой единицы продукции в пар­тии. Сплошной контроль, как правило, является довольно трудо­емким и дорогостоящим, поэтому в крупносерийном и массовом производстве обычно применяют так называемый выборочный контроль, подвергая проверке лишь часть партии продукции (выборку). Сплошной контроль - контроль, при котором проверяется вся продукция.

Выборочный контроль, при котором решение о качестве контролируемой продукции принимается по результатам про­верки одной или нескольких выборок. Проверяется не вся партия изделий, а лишь отдельная её часть, с помощью статистических методов. Если качество продукции в выборке отвечает установленным требованиям, то вся партия считается качественной, если нет — вся партия бракуется. Однако при использовании этого метода контроля возможна ошибочная браковка (риск поставщика) или, наоборот, признание партии год­ной при наличии в ней больше допустимого количества бракован­ных изделий (риск заказчика), не соответствующих требованиям. Эти ошибки, выражаемые в процентах, должны быть оговорены в контрактах между поставщиком и потребителем (заказчиком).

При выборочном контроле продукцию контролируют по количественному и альтернативному признакам

Контроль по количественному признаку заключается в определении соответствия контролируемого параметра или единицы продукции установленным требованиям. При этом любое несоответствие установленным требованиям считается дефектом, а при наличии у единицы продукции хотя бы одного дефекта она признается дефектной. Этот способ контроля, как более информативный, требует меньшего объёма выборки. Одна­ко он предполагает использование сложных технических средств контроля качества, поэтому в сравнении с другими способами контроля является более дорогостоящим.

Контроль по альтернативному признаку базируется на установлении факта соответствии (несоответствии) параметра установленным требованиям. При этом используют такие сред­ства контроля, как калибры, шаблоны, образцы и т. п. Этот способ достаточно прост в применении и относительно дешёв, однако в силу меньшей информативности он требует при прочих равных условиях большего объема выборки.

Непрерывный контроль, при котором поступление инфор­мации о контролируемых параметрах происходит непрерывно. Непрерывный контроль – контроль, осуществляемый непрерывно за технологическим процессом.

Периодический контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит через установленные интервалы времени. Периодический контроль – проводится с периодичностью, установленной в ТУ на продукцию.

Летучий контроль, при котором первичная информация воспринимается органами чувств. Разновидностью этого контро­ля является визуальный, осуществляемый органами зрения. Летучий контроль – проводит ОТК, не предупреждая проверяемую службу.

Измерительный контроль, осуществляемый с приме­нением средств измерений. Методы контроля конкретной и однородной продукции содержатся в национальных стандартах на продукцию и стандартах на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Разрушающий контроль, в результате которого ис­ключается возможность дальнейшего использования изделия по назначению в связи с его повреждением под воздействием средств контроля. Одним из недостатков разрушающего контроля является отсутствие возможности проведения сплошного контроля, а это необходимо, например, для контроля надежности и безопасности многих товаров.

Неразрушающий контроль, в результате которого воз­можно дальнейшее использование объектов контроля.

Разновидностью контроля является технический осмотр, осуществляемый с помощью органов чувств и, в случае необ­ходимости, средств контроля объектов, номенклатура которых установлена соответствующей документацией.

Контроль качества товаров в РФ осуществляется на уровне предприятий и государственном уровнях.

На промышленном предприятии в состав ОТК входят:

БТК – бюро технического контроля в отделе технического контроля и цехах;

БТК цехов – бюро технического контроля в цехе:

ЛВК – лаборатория входного контроля;

Инспекционная группа;

Испытательный цех.

Также в цехах проводится проверка чистоты в помещениях, разрабатывается график соблюдения технологической дисциплины, проверка и соблюдение стандартов.

ОТК организует работу в соответствии со следующими принципами организации технического контроля на предприятии.

Принципы организации технического контроля

на предприятии

При организации технического контроля на предприятии используются следующие принципы

 

· Профилактичность;

· Приближение рабочих к производственному процессу и контролю за ним;

· Снижение затрат на контроль;

· Повышение объективности контроля;

· Максимальная автоматизация операций технического контроля.

ОТК осуществляет все виды контроля качества на пред­приятии: входной контроль поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и инструмента; опе­рационный и приёмочный контроль.

На крупных предприятиях, производящих технически сложные изделия, в службу ОТК входят подразделения испыта­ний на надёжность, контроля материалов, стендовых испытаний и отработки макетов, опытных образцов изделий.

Осуществление контроля тесно связано с метрологическим оснащением производства, позволяющим обеспечить правиль­ную эксплуатацию и метрологический надзор средств изме­рений. Предприятие может реализовывать лишь продукцию, принятую ОТК или изготовленную рабочими, наделёнными правом самоконтроля.

Большими полномочиями для предупреждения и пресече­ния выпуска некачественной продукции наделен начальник ОТК. Он имеет право прекращать приёмочный контроль продукции, имеющей повторяющиеся дефекты, до устранения причин, вызывающих эти дефекты; запрещать реализацию продукции, не принятой ОТК; запрещать использование в производстве сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и инструмента, не обеспечивающих выпуск доброкачественной продукции и т. д.

Задачи, функции, права и обязанности ОТК регламентиру­ются «Типовым положением об отделе (управлении) техниче­ского контроля промышленного предприятия».

На современном предприятии исполнителями контроля качества выпускаемой продукции и технологических процессов являются различные подразделения предприятия помимо ОТК. В табл. 3.2 приведено распределение объектов контроля по основным подразделениям.

Таблица 3.2 Распределение объектов контроля по основным подразделениям

 

Объекты контроля Исполнители контроля
Основные материалы и комплек­тующие изделия     Режущий инструмент собствен­ного изготовления     Приспособления и другая тех­нологическая оснастка, в том чис­ле средства контроля при изго­товлении   Технологическое оборудование и оснастка (при эксплуатации)   Детали и полуфабрикаты навсех стадиях изготовления   Агрегатная сборка   Окончательная сборка, испыта­ния     Комплектация     Техническая и товаросопроводительная документация   Упаковка и консервация     Контроль выполнения меропри­ятий по качеству   Контроль технологической дис­циплины и средств технологическо­го оснащения     Хранение материалов, комплектующих изделий и готовой про­дукции на складах цехов и предприятий   Отдел технического контроля (ОТК), От­дел материально-технического снабжения (ОМТС), Отдел кооперации и комплекта­ции (ОКК)   Центральная измерительная лаборатория (ЦИЛ), ОМТС, инструментальный отдел (ИО), Бюро инструментального хозяйства (БИХ)   Рабочий, бригадир, мастер, контролёр це­ха; Отдел главного технолога (ОГТ) — ав­торский надзор и испытания, ОТК, отдел главного метролога (ОГМет);   Отдел главного механика(ОГМ), ОГМет, Контролёры и мастер цеха, бюро технического контроля (БТК) — контроль графика проверки   Рабочий, бригадир, наладчик, мастер, кон­тролёр цеха; ЦИЛ — особо ответственные измерения, Центральная заводская лабора­тория (ЦЗЛ)   Рабочий, бригадир, наладчик, мастер, кон­тролёр цеха: ЦИЛ—особо ответственные измерения, ЦЗЛ   Рабочий, бригадир, мастер, работник БТК (контролёр, контрольный мастер)   Рабочий, бригадир, мастер; БТК   Техник по документам цеха и БТК     Рабочий, бригадир, мастер, работник БТК   Все заинтересованные подразделения предприятия, ОТК — общий контроль вы­полнения мероприятий подразделениями и исполнителями   ОГТ — организация и проведение, ОГМ — организация и проведение, производствен­ные мастера цехов, ОТК — участие и кон­троль   ОМТС, ОТК, производственно-диспетчер­ская служба цехов, служба складского хо­зяйства цехов и отделов, ОТК — инспекци­онный контроль

 

В современных условиях функции ОТК должны быть суще­ственно иными, особенно на стадиях входного контроля качества сырья и комплектующих, контроля качества на стадиях техно­логического процесса и выходного контроля качества готовой продукции. Нецелесообразность проверок сырья и комплек­тующих обусловлена заключением большинством предприятий долгосрочных, взаимовыгодных контрактов с поставщиками, так как такие проверки представляют собой ни что иное, как «плату за недоверие» и лежат тяжелым грузом на себестоимости готовой продукции.

То же касается и использования традиционного сплошного выходного контроля на промышленных предприятиях, требую­щего больших материальных затрат при недостаточно высокой степени надёжности результатов. Более надёжным является выборочный контроль с использованием статистических мето­дов, позволяющих значительно снизить затраты на контроль качества.

Имеет место общая тенденция максимального сокращения контроля ОТК. При этом сама функция контроля не исчезает, как правило, она передается непосредственным исполнителям (операционный контроль и самоконтроль). Возрастает роль бы­стрых, дешёвых и простых методов определения характеристик, например сенсорных методов.

От ОТК требуется своевременная помощь сотрудникам в разрешении возникающих в технологическом процессе несоот­ветствий. Кроме того, ОТК должен осуществлять операционный контроль в тех случаях, когда этот контроль требует высокой квалификации и использования сложного оборудования. Ко­нечно, главное, чтобы качество формировалось и обеспечива­лось при реализации основных процессов, а не выявлялось на заключительном этапе.

Наиболее стабильное качество производимой продукции имеют предприятия, которые разработали и внедрили современные системы менеджмента в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000, других международных стандартов, освоили принципы ТОМ.

Проблема контроля качества товаров в промышленности РФ осложнена и тем, что изменение форм собственности, осу­ществление приватизации и акционирования привело к разру­шению крупных предприятий и увеличению количества малых и средних. Эти предприятия разных форм собственности стали в настоящее время производителями значительной части потре­бительских товаров. На многих из них не только отсутствуют отделы технического контроля, но и не всегда имеются необхо­димые нормативные документы.

 

Испытания продукции

Испытаниевыполнение технического измерения или анализа, на основании которого компетентное лицо может сде­лать заключение о соответствии изделий требованиям, установ­ленным соответствующими документами или потребителями. Испытания могут включать определение размеров, химического состава, микробиологической чистоты, различных физических характеристик материалов или конструкций, а также выявление дефектов, которые могут вызвать нарушения работоспособности изделий.

Испытания играют большую роль в проведении контроля и экспертизы товаров. На основании испытаний определяется соответствие продукции или процесса регламенту или другим установленным требованиям, они являются неотъемлемой ча­стью подтверждения соответствия.

Это очень сложные и дорогостоящие процедуры, невозмож­ные без специального оборудования, сооружений, нормативной документации, работы подготовленного персонала, расходов ресурсов.

Большое значение в испытаниях, как и контроле качества товаров, имеет обеспечение единства измерений, направленное на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

В табл. 3.3. приведена классификация видов испытаний, осуществляемых в РФ.

Приёмочные контрольные испытания опытных образцов, опытных партий продукции или изделий единичного производ­ства, проводимые с целью решения вопроса о целесообразности постановки этой продукции на производство и использования по назначению.

Приёмо-сдаточные — испытания, проводимые изготовите­лем при приёмочном контроле, по результатам которого прини­мается решение о её пригодности к поставкам и использованию. Эти испытания проводят в соответствии с программой, содержа­щейся в стандартах на испытуемый вид продукции.

Таблица 3.3 Классификация видов испытаний

Признаки классификации Виды испытаний
   
По целям проведения Приёмочные Приёмо-сдаточные Контрольные Периодические Сравнительные Квалификационные Определительные Типовые Предварительные Исследовательские Сертификационные Инспекционные  
По уровню управления Государственные Межведомственные Ведомственные  
По месту и особенностям проведения Лабораторные Межлабораторные Эксплуатационные Стендовые Полигонные Натурные  
По свойства, показатели которых определяются Функциональные Безопасность Надежность Прочность Устойчивость Ремонтопригодность Транспортабельность  
По продолжительности Нормальные Ускоренные Сокращенные  
По воздействующим на объект испытаний фак­торам Механические Климатические Термические Радиационные Электромагнитные Электрические Магнитные Химические Биологические
По влиянию на объект испытаний Разрушающие Неразрушающие  
По обязательности проведения Обязательные Добровольные  

 

Контрольные испытания, проводимые для контроля качества продукции.

Сравнительные испытания аналогичных по характери­стикам или одинаковых объектов, проводимые в идентичных условиях для сравнения характеристик их свойств.

Типовые контрольные испытания выпускаемой продук­ции, проводимые с целью оценки эффективности и целесообразности вносимых изменений в конструкцию, рецептуру или технологический процесс.

Периодические — контрольные испытания выпускаемой продукции, проводимые в объёмах и в сроки, установленные нормативной документацией, с целью контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения её выпуска.

Квалификационные — контрольные испытания устано­вочной серии или промышленной партии, проводимые с целью оценки готовности предприятия к выпуску продукции данного типа в заданном объеме.

Предъявительские — контрольные испытания продукции, проводимые службой ОТК предприятия-изго­товителя перед предъявлением её для приемки представителем заказчика, потребителя или других органов приемки.

Инспекционные контрольные испытания установлен­ных видов выпускаемой продукции, проводимые в выборочном порядке с целью контроля стабильности качества продукции специально уполномоченными организациями.

Сертификационные контрольные испытания продукции, проводимые с целью установления соответствия характеристик ее свойств национальным и/или международным нормативным документам.

Исследовательские — испытания, проводимые с целью изучения определенных свойств продукции.

Эти испытания могут быть лабораторными, стендовыми, полигонными, натурными.

Наиболее распространенными являются лабораторныеиспытания, проводимые в условиях лабораторий.

Эти испытания бывают разрушающими и неразрушающи­ми. Например, для определения пределов прочности, устойчиво­сти к истиранию, проницаемости одежно-обувных материалов используют разрушающие методы, а для определения электро­акустических характеристик радиотоваров, массы и размерных характеристик обуви — неразрушающие.

Натурные (опытная эксплуатация) — испытания изделий в условиях, соответствующих условиям их использования по прямому назначению.

Они позволяют получить предварительную информацию о свойствах испытываемых изделий. Этому виду испытаний подвергают, как правило, изделия, не относящиеся к технически сложным (одежда, обувь, посуда, предметы интерьера и т. д.) в связи с тем, что ресурс технически сложных изделий бывает столь велик, что их опытная эксплуатация может продолжаться не одно десятилетие.

Для выявления динамики изменения показателей свойств изделий в процессе натурных испытаний осуществляют не только визуальные наблюдения, но и определяют показатели наиболее важных свойств.

Стендовые лабораторные испытания на специальных установках, предназначенных для исследования изделий в раз­личных условиях в зависимости от целей испытаний. Стендовые испытания позволяют получить наиболее точные характеристи­ки одного или нескольких свойств испытываемого изделия.

Полигонные испытания, проводимые на испытательном полигоне. Таким испытаниям чаще всего подвергают средства передвижений.

Испытания проводят в соответствии с программой. Программа испытаний это обязательный к исполнению рабочий документ, устанавливающий объект, цели, задачи ис­пытания, виды и последовательность определения проверяе­мых характеристик, методы испытаний, требования техники безопасности.

Перечень и программы испытаний конкретных изделий могут содержаться в национальных стандартах.

Испытания играют большую роль в международной торгов­ле. Непризнание результатов испытаний торговыми партнерами является одним из наиболее серьезных препятствий свободному товарообмену. В большинстве стран регулирующие власти и ком­мерческие покупатели иностранной продукции часто требуют испытаний в пункте ввоза или поставки своими назначенными лабораториями — даже в случае, когда адекватное испытание уже выполнено в стране производства. Такая политика отно­сится к техническим барьерам, поскольку увеличивает затраты на повторение испытаний и вызывает задержки в поставках продукции. Если же в месте производства испытание проведе­но компетентно и в соответствии с требованиями потребителя или зарубежного рынка, тогда нет технических причин для по­вторного испытания этой продукции (при условии, что во время перевозки ей не нанесли урон).

Большую роль в испытаниях играют лаборатории. В соответствии с ИСО/МЭК 17025 «Общие требования к компетентности лабораторий по испытаниям и калибровке», все лаборатории независимо от их принадлежности, должны для обеспечения доверия со стороны клиентов соответствовать следующим основным требованиям:

— иметь компетентный персонал, лабораторные помещения или другие условия для проведения испытаний требуемыми методами;

— иметь испытательное и вспомогательное оборудование, необходимое для испытаний; обеспечить его правильную экс­плуатацию.

Лаборатория должна создать систему управления ка­чеством, соответствующую всем аспектам управления лабо­раторией и включающую следующие элементы: управление и подготовка штатов, контроль документации, обеспечение надлежащего сохранения и легкого поиска данных, программу технического обслуживания и калибровки всего оборудования, политику субподряда и процедуры контроля закупок и ответов на жалобы.

Каждое требование является обязательным, но должно рассматриваться и удовлетворяться на том уровне сложности, который необходим для компетентного и надежного выполнения определенных испытаний. Нет необходимости и неэкономно создавать более мощные средства, чем нужно. Аналогично, нецелесообразно создавать лаборатории, неспособные из-за не­достаточного технического оснащения или укомплектованности компетентными специалистами обеспечить выполнение всех необходимых испытаний.

Лаборатория, которой необходимо внешнее признание, должна быть аккредитована соответствующим органом по ак­кредитации испытательных лабораторий.

 

Общее понятие системы

Система – целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности.

В соответствии с п. 3.2.2 ГОСТ Р ИСО 9000 – 2008 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» Система это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Основные признаки системы:

1) включает в себя множество элементов;

2) единство цели;

3) наличие связи между элементами;

4) свойственна иерархия и структура;

5) целостность;

6) наличие управления.

Система может быть большой и её целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (например, техническая, экономическая, организационная и т. п.)

Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трёх подсистемах: технической, биологической и социальной. Социальная система может включать биологическую и техни­ческую подсистемы, а биологическая — техническую. Классификация систем приведена на рис. 4.1

Техническая подсистема включает станки, оборудование, компью­теры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен, и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомоби­лем, методика расчёта мачтовых

 

Системы
Технические (станки, оборудование и т.д.)
Биологические (биоценозы и т.д.)
Социальные (человек)
Обладают меньшим уровнем детерминированности
Увеличение детерминированности
Включают биологические и технические системы

 

Рисунок 4.1 Классификация систем

 

опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, опре­деляет качество принятого и выполненного решения. Например, хо­роший программист может эффективно использовать ресурсы ком­пьютера и создавать качественный программный продукт, а неква­лифицированный — может испортить информационную и техниче­скую базу компьютера.

Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм и др. Эта подсис­тема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ог­раничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее, последствия решений в био­логических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов; решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсис­темах предполагают разработку нескольких альтернативных вари­антов решений и выбор лучшего из них по каким-либо призна­кам. Профессионализм специалиста определяется его способно­стью находить лучшее из альтернативных решений, т. е. он дол­жен правильно ответить на вопрос: что будет, если...?

Социальная (общественная) подсистема характеризуется нали­чием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже од­ного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы су­щественно опережают биологические по разнообразию функ­ционирования. Набор решений в социальной подсистеме харак­теризуется большим динамизмом, как в количестве, так и в сред­ствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

Перечисленные виды подсистем обладают различным уров­нем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реали­зации решений. Не случайно в мировой практике легче получить статус про­фессионала в технической подсистеме, значительно труднее — в биологической и чрезвычайно трудно — в социальной. Можно привести очень большой список общепризнанных выдающихся конструкторов, изобретателей, рабочих, физиков и других специалистов-техников; значительно меньше — выдаю­щихся врачей, ветеринаров, биологов и т.д.; на пальцах можно перечислить выдающихся руководителей государств, организа­ций, глав семей и т.д. Среди персоналий работавших в социальной подсистеме, нет общепризнанных лидеров. Хотя по ряду признаков к ним относят царя Петра 1, американского бизнесмена Г. Форда и других.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.201 сек.