Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие судебной системы, и ее характерные черты. Звенья и инстанции судебной системы




Понятие, основные черты и полномочия судебной власти в Российской Федерации. Суд как орган судебной власти.

Специальная литература

12. Правоохранительные органы России: учебник /под ред. В.П. Божьева. – М.: Высшее образование, 2007. – 335 с.

13. Правоохранительные органы: Учебник/Под ред. Н.А.Петухова и Г.И.Загорского- 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательско- торговая компания «Дашков и К0», 2006. – 576 с.

14. Правоохранительные органы: Учебник для вузов / под ред. О.А. Галустьян, А.П. Кизлык. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006. – 384 с.

15. Правоохранительные и судебные органы: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 464 с.

16. Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах и с комментариями: Учебное пособие. – Изд. 2-е испр. и доп. -М.: Эксмо, 2006.

17. Орлов Ю.К. Правоохранительные органы: учебник. – М. Проспект, 2011.

18. Черников В.В. Правоохранительные органы: учебник. – М. Проспект, 2011.

19. Божьев В.П. Правоохранительные органы России: учебник. – М.: Юрайт, 2011.

20. Галустьян О.А., Кизлык А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов / под ред. О.А. Галустьяна. - 3-е изд., перераб. и доп. (Серия «Высшее профессиональное образование») Юриспруденция – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

21. Дмитриеа Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник. – М.: Омега-Л, 2010.

22. Кизлык А.П., Галустьян О.А., Ендольцева А.В. Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» - 6-е изд., перераб. и доп. - («Высшее профессиональное образование-Юриспруденция») (ГРИФ) / Кизлык А.П., Галустьян О.А., Ендольцева А.В. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

23. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: хрестоматия - 3-е изд. – М.: Зерцало, 2010.

24. Ковалёв М.А., Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – 9-е изд. – М.: Зерцало, 2010.

25. Правоохранительные органы. Учебник. // Под общей редакцией Н.А. Петухова, Г. И. Загорского. Изд. 4-е, переработанное и дополненное. – М.: Торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 575 с.

26. Судебная власть / под ред. И.Л. Петрухина. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.

 

 

Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Идея разделения властей не нова. Как теория она была сформулирована еще в XVIII в. французским философом Ш. Л. Монтескье. «В каждом государстве, – указывал он, – имеется власть законодательная, исполнительная и судебная. Все эти власти должны быть разделены, так как если судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола. Если судебная власть будет соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

Правовые основы образования судебной власти в РФ определяются: Конституцией РФ (ст.ст. 10, 11, 118-128); федеральными конституционными законами («О конституционном Суда РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ», «О военных судах РФ»), федеральными законами (о судоустройстве, статусе судей, организации их деятельности, финансировании и др.).

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя функции осуществления правосудия.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся:

- осуществление правосудия;

- конституционный контроль;

- контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке;

- санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан;

- контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования;

- разъяснение вопросов судебной практики;

- участие в формировании корпуса судей;

- иные функции в соответствии с законодательством.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судопроизводство – специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Она представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.

Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосознания и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.

Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.

Судебная власть законодательно наделена специальными символами судебной власти. На здании суда устанавливается Государственный флаг РФ, а в зале судебных заседаний помещаются изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ.

Судебная власть – это вид (ветвь) государственной власти, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (судами), содержания которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению конституционных, гражданских, административных уголовных и других дел, посредством конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства, а также осуществление иных, определенных законов полномочий, в том числе контрольных.

Судебная власть характеризуется определенными признаками (чертами), отличающих ее от других видов государственной власти:

1. судебная власть является самостоятельным видом единой системы государственной власти;

2. осуществляется специальными государственными органами – судами.

3. действует на основании закона.

4. принимает решения самостоятельно и независимо от влияния других видов (ветвей) государственной власти.

5. осуществляет правосудие в различных формах, определенных законом.

Судебная власть осуществляется в следующих формах:

1. правосудие;

2. конституционного контроля;

3. толкование Конституции РФ;

4. контроля за законностью, принятых решений и действий государственных органов и должностных лиц;

5. осуществления высшими судебными органами судебного надзора (контроля) за деятельностью нижестоящих судов;

6. разъяснения (вид толкования) действующего законодательства по вопросам судебной практики;

7. обеспечения исполнения судебных решений и решений иных органов по вопроса материальных взысканий;

8. рассмотрения и разрешения конфликтных административных дел;

9. участия организационного обеспечения судов.

Судебная власть осуществляет и иные функции, например: конституционный контроль; судебную защиту чести и достоинства личности, свободы и личной неприкосновенности граждан, частной жизни и др.

Судебная власть осуществляется на основе единых для всех судов государства демократических принципов, определенных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ».

Принципы осуществления судебной власти в РФ6

- единство судебной системы;

- равенство всех перед законом и судом;

- самостоятельность и независимость судов;

- участие граждан в осуществлении правосудия;

- обязательность судебных постановлений;

- гласность в деятельности судов;

- язык судопроизводства и делопроизводства в судах.

 

Конституция РФ содержит главу 7 «Судебная власть», которая определяет круг органов, правомочных осуществлять правосудие в государстве, способы осуществления судебной власти, требования к лицам, которые могут быть судьями, основы правового статуса судей, ряд принципов осуществления судопроизводства, порядок образования и компетенцию высших судебных органов – Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, а также принципиальные начала устройства и комплектования органов прокуратуры.

Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их.

1. Суд – это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

2. Особый порядок формирования судов. Этот порядок значительно отличается от формирования органов других ветвей власти. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать не только объективным характеристикам, таким, например, как возраст, гражданство, но и множеству субъективных (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Причем сам диплом о высшем юридическом образовании еще не дает право работать судьей. Для этого необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от соответствующей квалификационной коллегии судей.

3. Особый порядок обеспечения независимости суда. Этот порядок предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

4. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Как уже отмечалось, существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, Кодекс об АП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде.

5. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

6. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело – единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона – серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

 

Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Верховный суд РФ
Конституционный суд РФ
Высший Арбитражный суд РФ
Военные суды
Специализированные суды
Верховные суды республик, суды краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов
Районные суды
Мировые судьи
Конституционные суды республик РФ, уставные суды республик Федерации
Арбитражные суды субъектов Федерации
Арбитражные апелляционные суды
Федеральные арбитражные суды

 


Федеральные суды

 

Суды субъектов РФ

 

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов РФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1) мировые судьи;

2) районные суды (основное звено);

3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов;

2) военные суды округов (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные окружные суды;

4) Высший Арбитражный Суд РФ.

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям.

Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.