КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование и распределение прибыли предприятия
ПРИБЫЛЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Прибыль – это особый воспроизводимый ресурс коммерческой организации, многогранный показатель, характеризующий разные стороны бизнеса: его конечный финансовый результат, эффект хозяйственной деятельности коммерческой организации. Прибыль является важнейшим показателем характеризующим экономический эффект производственно-хозяйственной деятельности предприятия, является источником финансирования производственных и социальных расходов, дополнительного вознаграждения работников. Прибыль – это чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, вознаграждение за риск предпринимательской деятельности, представляющий собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации (глава 25 «Налог на прибыль предприятия») определены основные условия формирования и распределения прибыли предприятия. Прибыль – особый воспроизводимый ресурс коммерческого предприятия, конечный результат бизнеса. Необходимый уровень прибыли – это: · Основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития предприятия; · Важнейшая предпосылка возрастания рыночной стоимости предприятия; · Индикатор кредитоспособности; · Показатель конкурентоспособности предприятия при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли; · Гарант выполнения предприятием своих обязанностей перед государством. Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования предприятия в условиях рыночной экономики. Систематический недостаток объема прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, служат основной предпосылкой предстоящего банкротства.
Классификация прибыли: По порядку формирования: Ø - валовая прибыль, Ø прибыль от продаж, Ø прибыль до налогообложения, Ø чистая прибыль. По характеру использования: Ø Используемая на выплату дивидендов; Ø Капитализированная (нераспределенная прибыль); По источникам формирования: Ø От реализации имущества; Ø От реализации продукции (работ, услуг); Ø Внереализационная прибыль. По видам деятельности: Ø От текущей (основной) деятельности; Ø От инвестиционной деятельности; Ø От финансовой деятельности. По характеру получения: Ø От обычной деятельности; Ø Результат чрезвычайных обстоятельств. Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде. Это означает обеспечение: Ø Максимальной прибыли, соответствующей ресурсам предприятия и рыночной конъюнктуре; Ø Оптимального соотношения между уровнем формируемой прибыли и допустимой степенью риска; Ø Высокого качества формируемой прибыли; Ø Достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса; Ø Роста рыночной стоимости предприятия при допустимом уровне риска. На рис. 1 представлена схема формирования прибыли:
Рис. 1 Прибыль, подлежащая налогообложению (налогооблагаемая прибыль), определяется полученным доходом предприятия уменьшенным на величину произведенных расходов. Прибыль от продаж можно определить по формуле: Ппр = ВР – ВЗ = (Ц – С)Д, руб Где ВР и ВЗ – соответственно валовая выручка и валовые затраты. Ц – оптовая (отпускная) цена единицы продукции, руб/ед.
С – себестоимость единицы продукции, руб/ед. Д – годовой объем реализованной продукции. Сумма налога на прибыль предприятия определяется произведением налогооблагаемой прибыли на ставку налога на прибыль. Налоговая ставка принимается для предприятий в размере 20 процентов (если иное не предусмотрено законодательством), в том числе в доход федерального бюджета по ставке 2%, в доход бюджетов субъектов Российской Федерации по ставке 18%. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Отчетными периодами являются – первый квартал, полугодие и девять месяцев отчетного года (или месяц). После уплаты налога на прибыль формируется чистая прибыль предприятия Пч. Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и используется для технического его совершенствования, расширения производства и социального развития. Пч = Пб – Нп – Б – Р Где Нп – налог на прибыль; Б – плата за пользование банковским кредитом и иные аналогичные платежи; Р – плата за сверхлимитное использование и загрязнение природных ресурсов, ресурсные платежи и т.п. Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: Ø на формирование резервных фондов; Ø на выплату доходов учредителям (участникам); Ø на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы). При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы кроме капитальных вложений (материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т, п.). Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия.
При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям. Государство посредством налоговых льгот стимулирует направление прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно регулируется образование резервного фонда предприятий различных организационно-правовых форм. При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли целесообразно направить на выплату доходов учредителям (участникам), в частности дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации организаций. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т. е. направление ее на производственное развитие, представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников предприятия. Если же предприятие длительное время не направляет средства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издержек производства, потере конкурентных позиций. И как результат — сокращение объема получаемой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного подхода к распределению прибыли.
Экономический эффект деятельности хозяйствующего субъекта выражается абсолютным показателем прибыли. Экономическая эффективность работы организации характеризуются относительными показателями – системой показателей рентабельности, или прибыльности (доходности) организации. Рентабельность измеряется в процентах и характеризует размер прибыли, приходящейся на рубль потребленных ресурсов (активы предприятия, собственный капитал, перманентный капитал (СК+ДП), текущие активы, ВР, себестоимость проданной продукции). Показатели рентабельности можно группировать следующим образом: 1. Рентабельность продаж (маржа) – оценивает выгодность производимой продукции – определяется отношением прибыли к выручке от реализации продукции; 2. Рентабельность активов – позволяет оценить эффективность использования активов организации и ее кредитоспособность; 3. Рентабельность собственного капитала – характеризует инвестиционную привлекательность предприятия- 4. рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли к сумме затрат по реализованной продукции: R = , % где R - рентабельность реализуемой продукции, %; Сп — полная себестоимость реализуемой продукции, тыс. руб.; П — прибыль (валовая, налогооблагаемая, чистая), тыс. руб.; Показатель определяется на весь объем продукции и по отдельным видам продукции. При расчете рентабельности по отдельным видам продукции прибыль от реализации данного вида продукции сопоставляется с полной себестоимостью этого продукта. 5. Рентабельность производства определяется отношением прибыли и производственных фондов предприятия (основных и оборотных): - общая рентабельность R = 100, % - расчетная рентабельность R = 100, % Связь выручки, затрат и прибыли предприятия Денежное выражение объема реализованной продукции (выручка), издержки (затраты) и чистый доход (прибыль) прямо и непосредственно связаны друг с другом. Основой определения их взаимовлияния и взаимосвязи является группировка затрат на переменные и условно-постоянные, что имеет огромную теоретическую и практическую значимость. В западной экономике этот метод получил название директ костинг {direct costing) и в широком смысле трактуется как метод управления затратами с целью максимизации прибыли. Связь между объемом продаж и структурой издержек можно представить графически (рис. 2). Из этой графической зависимости следуют важные выводы, ставшие экономическими постулатами: • предприятие может зарабатывать прибыль, если объем реализации его продукции будет превышать некоторый критический объем выручки; • точку пересечения кривой общих издержек с кривой выручки от реализации принято называть точкой безубыточности, или точкой перегиба, или точкой перелома (break even point). Лишь при переходе этой точки наступает окупаемость всех издержек, и предприятие становится прибыльным. В сущности, это главное условие успешного функционирования любого предприятия.
Рис. 2. Точка безубыточности В реальной жизни экономисты редко пользуются приемами поиска координат точки безубыточности на основе графических методов. Для этих целей широко применяются формальные подходы, позволяющие не только определить координаты точки безубыточности, но и исследовать количественные взаимосвязи между различными элементами выручки. Приведем эти соотношения: ВР = К · Ц С = К · Зпер + Зпост П = ВР - С где ВР — выручка от реализации продукции; К — количество продукции в натуральном выражении; Ц — цена за единицу продукции; 3 -переменные затраты на единицу продукции; Зпост — постоянные затраты; С— себестоимость продукции; П— прибыль. Используя приведенные соотношения, получаем: П=К · Ц-(К·3пер + 3пост) = К·(Ц- Зпер) - Зпост. В соответствии с экономическим смыслом точки безубыточности прибыль в этой точке равна нулю (П = 0). Это наступает при определенном критическом объеме производства (Ккр): Ккр = Зпост/(Ц-Зпер) Критический объем производства в денежном выражении определяется по формуле Ккр = Зпост / (1 – Зпер/Ц) где Зпер/Ц — удельный вес переменных затрат в цене товара. Положение точки безубыточности задано исходными параметрами. Учет изменений этих параметров позволяет определить: 1) объем продукции для обеспечения установленной суммы прибыли: К = (П + Зпост) / (Ц – Зпер) 2) предельный уровень цен: Ц = Зпер + (П + Зпост) / К Таким образом, некоторые допущения и соответственно погрешности в вычислениях от представления зависимости выручки, затрат и прибыли друг от друга, от цен и количества реализованной продукции в виде линейной функции позволяют решить одни из основных вопросов финансово-хозяйственной деятельности: Ø сколько продукции выпускать; Ø каков минимально достаточный объем производства; Ø какова минимальная цена продукции?
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |