Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование и распределение прибыли предприятия




ПРИБЫЛЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прибыль – это особый воспроизводимый ресурс коммерческой организации, многогранный показатель, характеризующий разные стороны бизнеса: его конечный финансовый результат, эффект хозяйственной деятельности коммерческой организации.

Прибыль является важнейшим показателем характеризующим экономический эффект производственно-хозяйственной деятельности предприятия, является источником финансирования производственных и социальных расходов, дополнительного вознаграждения работников.

Прибыль – это чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, вознаграждение за риск предпринимательской деятельности, представляющий собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федера­ции (глава 25 «Налог на прибыль предприятия») определены основные условия формирования и распределения прибыли предприятия.

Прибыль – особый воспроизводимый ресурс коммерческого предприятия, конечный результат бизнеса. Необходимый уровень прибыли – это:

· Основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития предприятия;

· Важнейшая предпосылка возрастания рыночной стоимости предприятия;

· Индикатор кредитоспособности;

· Показатель конкурентоспособности предприятия при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;

· Гарант выполнения предприятием своих обязанностей перед государством.

Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования предприятия в условиях рыночной экономики. Систематический недостаток объема прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, служат основной предпосылкой предстоящего банкротства.

Классификация прибыли:

По порядку формирования:

Ø - валовая прибыль,

Ø прибыль от продаж,

Ø прибыль до налогообложения,

Ø чистая прибыль.

По характеру использования:

Ø Используемая на выплату дивидендов;

Ø Капитализированная (нераспределенная прибыль);

По источникам формирования:

Ø От реализации имущества;

Ø От реализации продукции (работ, услуг);

Ø Внереализационная прибыль.

По видам деятельности:

Ø От текущей (основной) деятельности;

Ø От инвестиционной деятельности;

Ø От финансовой деятельности.

По характеру получения:

Ø От обычной деятельности;

Ø Результат чрезвычайных обстоятельств.

Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде. Это означает обеспечение:

Ø Максимальной прибыли, соответствующей ресурсам предприятия и рыночной конъюнктуре;

Ø Оптимального соотношения между уровнем формируемой прибыли и допустимой степенью риска;

Ø Высокого качества формируемой прибыли;

Ø Достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;

Ø Роста рыночной стоимости предприятия при допустимом уровне риска.

На рис. 1 представлена схема формирования прибыли:

 
 

 

 


Рис. 1

Прибыль, подлежащая налогообложению (налогооблагаемая прибыль), определяется полученным доходом предприятия уменьшенным на величи­ну произведенных расходов.

Прибыль от продаж можно определить по формуле:

Ппр = ВР – ВЗ = (Ц – С)Д, руб

Где ВР и ВЗ – соответственно валовая выручка и валовые затраты.

Ц – оптовая (отпускная) цена единицы продукции, руб/ед.

С – себестоимость единицы продукции, руб/ед.

Д – годовой объем реализованной продукции.

Сумма налога на прибыль предприятия определяется про­изведением налогооблагаемой прибыли на ставку налога на прибыль. Налоговая ставка принимается для предприятий в размере 20 процентов (если иное не предусмотрено законода­тельством), в том числе в доход федерального бюджета по ставке 2%, в доход бюджетов субъектов Российской Федерации по ставке 18%.

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год.

Отчетными периодами являются – первый квартал, полугодие и девять месяцев отчетного года (или месяц).

После уплаты налога на прибыль формируется чистая при­быль предприятия Пч. Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и используется для технического его совершен­ствования, расширения производства и социального развития.

Пч = Пб – Нп – Б – Р

Где Нп – налог на прибыль;

Б – плата за пользование банковским кредитом и иные аналогичные платежи;

Р – плата за сверхлимитное использование и загрязнение природных ресурсов, ресурсные платежи и т.п.

Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расхода­ми. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней и других платежей, которые ра­нее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль распределя­ется по следующим направлениям:

Ø на формирование резервных фондов;

Ø на выплату доходов учредителям (участникам);

Ø на создание фондов целевого назначения (накопления, по­требления, социальной сферы).

При этом существуют два подхода к распределению чистой при­были. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фон­дов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет сред­ства, зарезервированные для производственного развития пред­приятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает сред­ства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует сред­ства на развитие социальной сферы кроме капитальных вложений (материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т, п.). Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ре­сурсов предприятия.

При втором подходе остающаяся в распоряжении пред­приятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая на­правляется на накопление, так и свободные средства, которые мо­гут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют про­порции распределения прибыли по основным направлениям.

Государство посредством налоговых льгот стимулирует направ­ление прибыли на финансирование капитальных вложений про­изводственного и непроизводственного назначения, благотвори­тельные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сфе­ры и др. Законодательно регулируется образование резервного фон­да предприятий различных организационно-правовых форм.

При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли це­лесообразно направить на выплату доходов учредителям (участни­кам), в частности дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации организаций. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т. е. направление ее на производственное развитие, пред­ставляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на вы­пуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников пред­приятия. Если же предприятие длительное время не направляет сред­ства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издержек производства, потере кон­курентных позиций. И как результат — сокращение объема получа­емой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного под­хода к распределению прибыли.

Экономический эффект деятельности хозяйствующего субъекта выражается абсолютным показателем прибыли. Экономическая эффективность работы организации характеризуются относительными показателями – системой показателей рентабельности, или прибыльности (доходности) организации.

Рентабельность измеряется в процентах и характеризует размер прибыли, приходящейся на рубль потребленных ресурсов (активы предприятия, собственный капитал, перманентный капитал (СК+ДП), текущие активы, ВР, себестоимость проданной продукции).

Показатели рентабельности можно группировать следующим образом:

1. Рентабельность продаж (маржа) – оценивает выгодность производимой продукции – определяется отношением прибыли к выручке от реализации продукции;

2. Рентабельность активов – позволяет оценить эффективность использования активов организации и ее кредитоспособность;

3. Рентабельность собственного капитала – характеризует инвестиционную привлекательность предприятия-

4. рентабельность производственной деятельности (окупае­мость издержек) исчисляется путем отношения прибыли к сумме затрат по реализованной продукции:

R = , %

где R - рентабельность реализуемой продукции, %; Сп — полная себестоимость реализуемой продукции, тыс. руб.; П — прибыль (валовая, налогооблагаемая, чистая), тыс. руб.;

Показатель определяется на весь объем продукции и по отдельным видам продукции. При расчете рентабельности по отдельным видам продукции прибыль от реализации данного вида продукции сопоставляется с полной себестоимостью это­го продукта.

5. Рентабельность производства определяется отношением прибыли и производственных фондов предприятия (основных и оборотных):

- общая рентабельность

R = 100, %

- расчетная рентабельность

R = 100, %

Связь выручки, затрат и прибыли предприятия

Денежное выражение объема реализованной продукции (выруч­ка), издержки (затраты) и чистый доход (прибыль) прямо и не­посредственно связаны друг с другом. Основой определения их вза­имовлияния и взаимосвязи является группировка затрат на пере­менные и условно-постоянные, что имеет огромную теоретическую и практическую значимость. В западной экономике этот метод получил название директ костинг {direct costing) и в широком смысле трактуется как метод управления затратами с целью максимизации прибыли.

Связь между объемом продаж и структурой издержек можно представить графически (рис. 2). Из этой графической зависимости следуют важные выводы, ставшие экономическими постула­тами:

• предприятие может зарабатывать прибыль, если объем реа­лизации его продукции будет превышать некоторый критический объем выручки;

точку пересечения кривой общих издержек с кривой выручки от реализации принято называть точкой безубыточности, или точ­кой перегиба, или точкой перелома (break even point). Лишь при пе­реходе этой точки наступает окупаемость всех издержек, и пред­приятие становится прибыльным. В сущности, это главное условие успешного функционирования любого предприятия.

 

 

 
 

 


Рис. 2. Точка безубыточности

В реальной жизни экономисты редко пользуются приемами по­иска координат точки безубыточности на основе графических ме­тодов. Для этих целей широко применяются формальные подходы, позволяющие не только определить координаты точки безубыточ­ности, но и исследовать количественные взаимосвязи между раз­личными элементами выручки. Приведем эти соотношения:

ВР = К · Ц

С = К · Зпер + Зпост

П = ВР - С

где ВР — выручка от реализации продукции; К — количество про­дукции в натуральном выражении; Ц — цена за единицу продукции; 3 -переменные затраты на единицу продукции; Зпост — постоянные затраты; С— себестоимость продукции; П— прибыль. Используя приведенные соотношения, получаем:

П=К · Ц-(К·3пер + 3пост) = К·(Ц- Зпер) - Зпост.

В соответствии с экономическим смыслом точки безубыточно­сти прибыль в этой точке равна нулю (П = 0). Это наступает при определенном критическом объеме производства (Ккр):

Ккр = Зпост/(Ц-Зпер)

Критический объем производства в денежном выражении опре­деляется по формуле

Ккр = Зпост / (1 – Зпер/Ц)

где Зпер — удельный вес переменных затрат в цене товара.

Положение точки безубыточности задано исходными парамет­рами. Учет изменений этих параметров позволяет определить:

1) объем продукции для обеспечения установленной суммы при­были:

К = (П + Зпост) / (Ц – Зпер)

2) предельный уровень цен:

Ц = Зпер + (П + Зпост) / К

Таким образом, некоторые допущения и соответственно погреш­ности в вычислениях от представления зависимости выручки, за­трат и прибыли друг от друга, от цен и количества реализованной продукции в виде линейной функции позволяют решить одни из основных вопросов финансово-хозяйственной деятельности:

Ø сколько продукции выпускать;

Ø каков минимально достаточный объем производства;

Ø какова минимальная цена продукции?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.