Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марки противообледенительных жидкостей

Противообледенительные жидкости

Противообледенительные жидкости. Марки, составы, технология применения.

При эксплуатации летательных аппаратов в условиях низких температур на их поверхностях (крыльях, фюзеляже, оперении и др.) возможны конденсация воды из воздуха и замерзание ее. Обледенение летательного аппарата может происходить как в полете, так и на земле во время стоянки. При обледенении самолета нарушается плавность обтекания его частей, снижается тяга силовой установки, существенно ухудшаются летные характеристики, уменьшается вертикальная скорость набора высоты, снижаются потолок и максимальная скорость полета, увеличивается расход топлива и потребная мощность (тяга) для полета па заданной скорости.

Наряду с различными тепловыми и механическими методами борьбы с обледенением в настоящее время широко применяют специальные Противообледенительные жидкости.

Требования к противообледенительным жидкостям. Жидкости, используемые в качестве противообледенителей, должны удовлетворять определенным эксплуатационным требованиям:

- неограниченно растворять воду в любых агрегатных состояниях с образованием низкозамерзающих растворов;

- образовывать на поверхности металла адсорбированный слой, экранирующий металл от влаги;

- не вызывать коррозии металлов и не разрушать лакокрасочных покрытий;

- обладать высокой смачиваемостью по отношению к металлам, полимерам, стеклу;

- иметь низкую вязкость при отрицательных температурах;

- быть нелетучими и малоиспаряемыми, пожаробезопасными, негорючими и нетоксичными.

По принятой классификации все современные противообледенительные жидкости, предназначены для защиты ВС от наземного обледенения, делятся на два основных типа:

Тип-1 – для удаления и лишь кратковременного предотвращения обледенения самолета.

Тип-2 – для удаления, продолжительного предотвращения обледенения и для профилактической защиты самолета.

Для двух этих типов разработаны и введены международные нормативы на основные физико-химические характеристики, на эффективность действия в нормируемых условиях наземного обледенения и на «аэродинамическую пригодность» (отрицательное влияние жидкостей на аэродинамические характеристики самолета не должно превышать установленной нормы). Эффективность действия и аэродинамическая пригодность являются главными характеристиками при проведении контрольных испытаний на допуск жидкостей к применению. Сертификаты соответствия характеристик жидкостей техническим условиям без контрольной проверки эффективности и аэродинамической пригодности не являются достаточным основанием для допуска жидкостей к применению.

Указанные международные нормативы, каждые 2-3 года подвергаются уточнениям на основании результатов дальнейших исследований и опыта эксплуатации ВС в условиях обледенения. Это влечет за собой также соответствующие уточнения инструкций по применению ПОЖ и методов их испытаний.

Основным документом, регламентирующим общие принципы, требования и рекомендации по обеспечению безопасности эксплуатации ВС в условиях наземного обледенения, Является Руководство ИКАО № 9640-AN/940 по противобледенительной защите воздушных судов (1-ое издание – 1995г., 2-ое издание – в стадии подготовки).

В настоящее время имеются следующие противообледенительные жидкости отечественной разработки:

«Арктика» – прозрачная, бесцветная или светло-желтого цвета жидкость, не имеет запаха, обладает малой летучестью, неогнеопасна и не содержит механических примесей. Удельный вес ее при 20°С лежит в пределах 1,0710 – 1,0795 г/см3. Температура замерзания не выше – 37°С. При неоднократном нагревании до 95°С свойства жидкости не изменяются. Она не вызывает коррозии металлических частей самолета (содержит 0,5 – 0,6% противокорро-зионной присадки динатрийфосфат Na2HPO4), не разрушает лакокрасочных покрытий, не оказывает вредного влияния на уплотнительную резину, полотняную обшивку и остекление кабин самолетов. Жидкость может применяться до температуры наружного воздуха –35° С.

Противообледенительная жидкость «Арктика» предназначена для удаления льда с поверхности летательных аппаратов на земле, а также для профилактической обработки поверхностей с целью предупреждения их обледенения. Ее наносят на обшивку самолетов с помощью распыливающих форсунок, расходующих 12–18 л/мин при давлении 2–3 кгс/см2. Для удаления льда и смерзшегося снега применяют жидкость «Арктика», нагретую до 80–90°С. Профилактическая обработка поверхности самолета производится холодной жидкостью «Арктика» в тех случаях, когда ожидается обледенение – гололед, замерзание выпадающего снега или образование инея.

Применяется только в неразбавленном состоянии. По принятой современной классификации близка к жидкостям типа-1. Основное назначение – удаление снежно-ледяных образований. Может применяться, когда процесс наземного обледенения закончился или в условиях слабого обледенения. Обладает малой предохраняющей способностью. В нормируемых условиях выпадения замерзающих осадков время защитного действия – 2-3 минуты. Применяется до температуры наружного воздуха минус 30°С.

«Арктика-200». в отличие от жидкости «Арктика» имеет более высокую вязкость. По внешнему виду она представляет собой прозрачную или мутноватую жидкость от бесцветного до слабо-желтого цвета. Это водный раствор этиленгликоля, к которому добавлены противокоррозионная присадка (динатрийфосфат), поверхностно-активные вещества и загуститель.

Назначение – удаление снежно-ледяных образований, предотвращение повторного обледенения, профилактическая обработка. Обладает значительной предохраняющей способностью, но недостаточной для соответствия современным международным нормативам. Может применяться до температуры наружного воздуха минус 30°С.

При удалении льда, инея или примерзшего снега с обшивки самолета жидкость «Арктика-200» подогревают до температуры 80 – 95°С. Причем предварительно она разбавляется водой: 70 частей воды (по объему) на 100 частей жидкости при температуре наружного воздуха до – 25–30°С и 30 частей воды на 100 частей жидкости при температуре до – 50°С.

Допускается удаление ледяных отложений горячей водой с последующим немедленным опрыскиванием холодной неразбавленной жидкостью «Арктика-200». Для профилактической обработки поверхности применяется холодная жидкость «Арктика-200», но при этом необходимо, чтобы пленкой жидкости была покрыта вся обрабатываемая поверхность без пропусков.

«Арктика ОС-2». Является жидкостью типа-2, соответствует основным международным требованиям, включая требования по аэродинамической пригодности и эффективности в нормируемых условиях наземного обледенения. Прошла контрольные испытания в АСЦ ГосНИИ ГА. Жидкость может применяться в различной концентрации в зависимости от метеоусловий (в соответствии с инструкцией). Назначение – удаление снежно-ледяных образований, предотвращение повторного обледенения, а также профилактическая обработка. Может применяться до температуры наружного воздуха минус 40°С.

«Арктика ДГ». Является жидкостью типа-1, соответствует основным международным требованиям, включая требования по аэродинамической пригодности и эффективности в нормируемых условиях наземного обледенения. Жидкость может применяться в различной концентрации в зависимости от метеоусловий в соответствии с инструкцией. Основное назначение – удаление снежно-ледяных образований. По предохраняющей способности превосходит жидкость «Арктика» в 1,5-2 раза, а также нормативы по времени защиты для жидкостей типа-1. Может применяться до температуры наружного воздуха минус 40°С.

Из перечисленных противообледенительных жидкостей отечественной разработки только жидкости «Арктика ОС-2» и «Арктика ДГ» соответствуют современным требованиям, включая требование аэродинамической пригодности, которое непосредственно связано с обеспечением безопасности взлета при каждой противообледенительной обработке самолетов независимо от наличия и степени суровости условий обледенения.

Для жидкости «Арктика ОС-2» (как и для всех жидкостей типа-2) при ее применении возможно ухудшение противообледенительных свойств вследствие использования оборудования (насосов, форсунок, клапанов), которое соответствует требованиям 1S011077 (международная организация стандартизации). Рекомендуется применять мембранные или эксцентриковые насосы для сохранения высокой предохраняющей способности жидкости. В большинстве аэропортов ГА применяется оборудование, не соответствующее этим требованиям. Однако и при использовании такого устаревшего оборудования эффективность «Арктики ОС-2» будет превышать эффективность жидкости «Арктика» по предохраняющей способности не менее, чем в 3 раза, что позволяет применять жидкость «Арктику ОС-2» в существующих условиях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Противокристализационные (ПВК) жидкости. Марки, составы, технология применения | Влияние загрязненности рабочих жидкостей на работоспособность систем самолета и двигателя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 8586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.