КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Романтизм в английской литературе
Лекция 13
Историческое развитие Англии в ХIХ веке характеризуется дальнейшим ростом ее экономики после промышленного переворота ХVШ века, который по своему значению может быть приравнен к Французской буржуазной революции, крайне тяжелым положением крестьян (продолжение «Огораживания» и лишение крестьян аренды) и рабочих, обострение противоречий в социальной и культурной жизни Англии, которые в середине века вызовут рабочее движение («Чартизм»)и другие социальные движения. Под влиянием этих моментов в границах романтизма возникнут различные течения – прогрессивное крыло (Т.Мур, П.Б.Шелли, Д.Г.Байрон) и консервативное («озерная школа» -Вордсворт, Кольридж, Саути) Отношение к Французской революции было неоднозначным – сначала в прогрессивных кругах ее приветствовали, но с началом террора началась ее переоценка, а консервативные круги и английское правительство во главе с Уильямом Питом Младшим перешли к политике подавления любого свободомыслия и к борьбе против «корреспондентских обществ». Английская буржуазия вступает в блок с консервативными кругами земледельческой и финансовой аристократии. Репрессии против инакомыслящих. Восстание в английском военном флоте, восстание в Ирландии. Но несмотря на политику правительственного террора, проводимую Питом, передовые идеи продолжают распространяться. Антинаполеоновские войны, Венский конгресс. Рост промышленности и рабочее движение «ломателей машин» - луддитов. «Питерлоо» - подавление выступления рабочих. Все эти моменты находят отражение в английском романтизме. «Озерная школа» «Озерная школа» возникла в 90-х годах ХVШ века. Она получила свое название потому, что трое ее крупнейших представителей – поэты Вордсворт, Кольридж и Саути – жили в графстве Кемберленд, где было множество озер. Другое их название «лейкисты» - от слова «лейк» - озеро. Эстетические принципы «озерной школы»: изображать не крупные исторические события, а повседневность, быт простых людей, внутренний мир человека. Интерес к Возрождению, драматургии Шекспира, к самобытности и оригинальности, к национальному фольклору. Поэтический язык обогащался посредством включения в него разговорных выражений, приближения поэтического языка к обыденной речи. Как лейкисты, так и представители прогрессивного крыла отрицали и критиковали капиталистический прогресс, но двигались при этом в своих творческих исканиях в разных направлениях. Так, лейкисты видели свой идеал в старинной патриархальной сельской жизни, в картинах природы, еще не затронутой буржуазной цивилизацией. Предисловие к сборнику «Лирические баллады»(1800) Вордсворта и Кольриджа как манифест английского романтизма. У.Вордсворт. «Последняя из стада», «Нас семеро», «Юродивый мальчик», «Разоренная хижина» - тема трагедии английской деревни. С.Кольридж. «Баллада о старом мореходе» (1797-1798), «Кристабель» (1797-1800), «Кубла-хан»)
Вальтер Скотт (1771 -1832) Создатель исторического романа и европейского романа ХIХ века. Основные группы романов, которые в целом охватывают семь веков. 1.Романы о Средневековье и о возникновении национальных монархий («Айвенго», «Квентин Дорвард») 2.Романы о религиозной и политической борьбе в Англии ХVП-ХVШ веков («Пуритане») 3.Романы о борьбе шотландских кланов против английского владычества («Уэверли», «Роб Рой», «Легенда о Монтрозе»)
Вальтер Скотт использует опыт «антикварного» и приключенческого романа ХVШ века, театр Шекспира, фольклор – в первую очередь жанр баллады.
Если в ХVШ веке человеческая природа рассматривалась как единая во все времена, а изменения во внешней жизни – только как не имеющая большого значения «одежда» для этой природы, то в романтизме возникает новая концепция истории и романтический метод исследования и художественного воплощения исторического процесса. В ХVШ веке передавали историческую атмосферу какой-либо эпохи (романы Филдинга), но эта эпоха еще не осознавалась как звено в живом историческом движении общества. В английской литературе основу романа составляет биография героя, его приключения, - то, что с ним случается. У Вальтера Скотта в его романах обрисовывается только тот период жизни героя, когда он становится участником исторических событий, когда выявляется связь каждого человека с движением истории. И причина всего того, что происходит с героем, заключается не в «случайности» или «судьбе», а в большом социальном конфликте, в котором участвуют те главные силы, которые вступают в борьбу в данную историческую эпоху, составляют движущую, «действующую» силу истории. В этом проявляется сходство с шекспировскими драмами – герои яркие, сильные, их характеры резко очерчены, это свободные натуры – и большинство таких героев появляется по концепции Вальтера Скотта именно в эпоху Средневековья. Все процессы этой эпохи уже завершились и явственно видны из исторической перспективы. На это время приходится становление первых европейских национальных государств. Вальтер Скотт создает в своих исторических романах обобщенный образ Средневековья как исторического пролога, без которого было бы невозможно возникновение современного автору периода истории и современного государства. Вальтер Скотт исходит из консервативных представлений об эволюции общества. Современная буржуазная Англия кажется ему идеалом законности и гуманизма. Но художественная правда его романов вступает в противоречие с его взглядами – главные герои, носители идеи современного гуманизма, - самые бесцветные и неинтересные в романах. Скотт заимствует из драматургии приемы описания бытового фона и создает таким образом национальный колорит – описывает подробности костюмов, поведения, обычаи и нравы. Все повествование строится как развертывание все более широкой перспективы, а частная судьба вплетается в общее историческое полотно. Скотт изображает различные социальные типы. Как и у Шекспира, большое значение имеют массовые сцены – народные праздненства, сражения, народные восстания. Главные герои – как правило вымышленные персонажи, это молодая влюбленная пара, втянутая в водоворот исторических событий. Исторические деятели появляются как участники событий – но по мере того, как судьба главных героев оказывается связана с их ходом.. Второстепенные персонажи – наиболее яркие и запоминающиеся в романах Скотта. Это слуги, ремесленники, шуты, воины, крестьяне. У каждого из них свой характер, особенности речи, костюм, привычки, они участвуют в развитии интриги и самой истории. Народ как движущая сила истории впервые с такой полнотой и наглядностью отражается именно в романах Вальтера Скотта. Наиболее четко в эволюции европейского общества выделяются три этапа: племя или клан, средневековое государство и современное автору государство. Современность все время присутствует в романах, поскольку Скотт дает каждое событие в двух ракурсах – историческом (как его видят его участники) и современном (с позиции ХIХ века). Центральное понятие романа – это единство страны, которое должно создаваться в процессе истории, и положительные герои – те, которые способствуют возникновению этого единства. А отрицательные это, как правило, представители средневековых феодальных сил, сопротивляющихся такому единству. И в почти каждом романе Скотта есть представители трех временных этапов – прошлого, будушего и настоящего, они вступают друг с другом в конфликт и борьбу, в процессе которых и осуществляется движение истории вперед, какие бы жертвы и утраты не требовало бы это движение. В начале многих романов описывается дорога и путешествующий по ней молодой герой. Его путь – это опосредованное отражение пути самой истории, участником которой – вольным или невольным- он становится во время своих странствий. В русской литературе ХIХ века наиболее живо и органично многие элементы поэтики Скотта были восприняты и переосмыслены А.С.Пушкиным («Капитанская дочка»).
Роман Вальтера Скотта «Айвенго». Анализ. В романе «Айвенго» описывается конец ХП века, царствование Ричарда Львиное сердце. Т.е. период, когда начинает формироваться английская нация, складывающаяся из местного населения – англосаксов, французских рыцарей, потомков завоевателей-норманов и широких народных масс, еще сохраняющих общинный или племенной уклад жизни. После норманнского завоевания 1066 года в действительности происходила длительная и кровавая общественная и национальная борьба. Но в официальной исторической науке Англии этот процесс рассматривался как сравнительно недолгий и почти безболезненный. Вальтер Скотт в своем романе раскрывает действительную историческую ситуацию, которая сложилась в Англии спустя сто с лишним лет после Вильгельма-завоевателя. Король Ричард Львиное Сердце томится в австрийском плену, норманнские дворяне во главе с братом короля принцем Джоном притесняют местную родовую знать – Франклинов и угнетают народ, который ждет возвращения короля, ведь он один может положить конец бесчинствам норманнов и сплотить вокруг себя английскую нацию. Молодой рыцарь Айвенго, приближенный и друг Ричарда возвращается в одежде пилигрима из крестового похода, вызывает на бой гордого храмовника (тамплиера) Бриана де Буагильбера, сражается на турнире, попадает раненным в плен к Реджинальду Фрон-де-Бефу, замок которого берут штурмом Ричард, вернувшийся из плена, Робин Гуд и крестьяне. Айвенго, несмотря на рану, спасает жизнь еврейки Ревекки, выступив ее бойцом на «божьем суде». Но фактически Айвенго очень мало участвует в действии, его роль как главного героя романа заключается не в участии в битвах и интригах, а в том, что он – сын Франклина Седрика и рыцарь Ричарда – является носителем идеи единства страны. Три группы героев представляют три временных этапа. Седрик Сакс, Ательстан – прошлое Феодалы-норманы и Ричард – настоящее Айвенго – будущее
Реджинальд Фрон де Беф, Бриан де Буагильбер представляют рыцарей-разбойников, а орден тамплиеров, к которому принадлежит Бриан, долгие века считался препятствием на пути возникновения европейских национальных государств. Поражение и изгнание ордена из Англии воспринимается как предвестие его разгрома французским королем Филиппом 1У Красивым. Леди Ровена и Ревекка – дочь еврея Исаака представляют два различных женских типа – в традициях еще рыцарского романа главная героиня должна быть белокурой и синеглазой, а черноволосой – либо служанка, либо злодейка. Это противопоставление двух типов будет повторяться во многих романах Скотта. Исторический роман Вальтера Скотта оказал большое влияние на развитие романа в ХIХ веке (Бальзак, Гюго и др.)
Джордж Гордон Байрон (1788 – 1824)
«Часы досуга» -1807 «Английские барды и шотландские обозреватели» 1809 «Паломничество Чайлд Гарольда» 1812 Восточные поэмы: «Гяур» 1813, «Корсар» 1814, «Лара» 1816 байронический герой «Еврейские мелодии» 1815 «Шильонский узник» 1816 «Беппо» 1817 развенчание байронического героя «Драма «Мариино Фальери» 1821 «Каин» 1821 «Дон Жуан» - 1819-24 -
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |