Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суть закона денежного обращения состоит в том, что количество денег должно соответствовать объему товаров и услуг в обращении




Рентабельность и ее показатели. Под рентабельностью продукции (Рп) будем понимать отношение величины прибыли отчетного периода (Пр) к текущим затратам на производство и реализацию продукции в форме бухгалтерских издержек (Сб): Рп = Пр100% / Сб.

Средний доход (АR) представляет собой доход, который образуется в среднем от продажи единицы продукции. Рассчитывается он следующим образом: АR = TR / Q.

Эластичность спроса - это реакция величи­ны спроса на изменение какого-либо фактора. В зависимо­сти от того, какой из факторов вызывает изменение спроса, выделяются следующие виды эластичности спроса: по цене и доходу и перекрестную эластичность. Нас в первую очередь будет интересовать эластичность спроса по цене.

Спрос и закон спроса. Факторы спроса. Эластичность спроса.

Спрос — это желание и воз­можность потребителя купить товар на рынке.

Виды спроса разнообразны. Это может быть, например, нерегулярный спрос, основанный на сезонной, поча­совой потребности (незагруженность транспорта днем, пе­регруженность в часы «пик»). Нерациональный спрос — спрос на вредные для здоровья или антисоциаль­ные товары (сигареты, наркотики, оружие). Есть и другие виды спроса, но нас главным образом будут интересовать спрос индивидуальный и рыночный.

Индивидуальный спрос — это спрос, предъяв­ляемый на товар отдельным покупателем. Рыночным же будем считать спрос всех покупателей на товар на рынке. Для того чтобы перейти к сути закона спроса, нам еще следует разобраться в таких понятиях, как величина спроса и цена спроса. Величина спроса — это такое количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели на каком-либо рынке по определенной цене. Цена спроса — это максимальная цена, которую по­купатель готов заплатить за определенное количество то­вара.

Закон спроса -выражает связь между величиной цены то­вара и количеством приобретаемого товара. Согласно закону спроса, меж­ду величинами цены и спроса на товар существует обратная зави­симость: «меньше будет цена — больше купишь». Во-вторых, при уменьшении цены товара, если, разумеется, при этом не уменьшается величина дохо­да покупателя, возникает «эффект богатства» — при мень­шей цене на одну и ту же сумму можно приобрести больше товара.

Кроме эластичности спроса по цене, как уже отмечалось, выделяют также эластичность спроса по доходу и перекрест­ную эластичность. Первая показывает изменение спроса на товар как реакцию на изменение дохода покупателей. Пе­рекрестная же эластичность ставит изменение спроса на один товар в зависимость от изменения цены на другой то­вар. При этом возможны три случая. Если это товары взаи­мосвязанные, то рост цены на товар № 2 вызовет и увеличе­ние спроса на товар № 1. Если товары дополняют друг дру­га, то рост цены на товар № 2 вызовет падение спроса на товар № 1. Если это независимые товары, то и спрос будет совершенно неэластичным.

  1. Предложение и закон предложения. Факторы предложения. Эластичность предложения.

Предложение – это величина предложения и цена предложения. Величина предложения — это количество товара, которое могут и хотят продать продавцы на рынке по определенной цене. Цена предложения — это минимальная цена, по кото­рой продавцы согласны продавать определенное количество какого-либо товара.

Между величиной цены и величиной предложения суще­ствует связь, получившая название закона предложения.

Закон и линии предложения. В основе закона предложения лежит простое правило: чем выше цена на товар, тем больше его предлагают на рын­ке, т.е. с ростом цены товара увеличивается и объем пред­ложения товара, и наоборот.

На положение линии предложения влияют различные неценовые факторы. Их изменение сдвигает линию предложения впра­во или влево. Во-первых, выделим такой фактор, как изменение цен на ресурсы, используемые в производстве. Их уменьшение сти­мулирует рост производства продукции, и линия предложе­ния сдвигается вправо, а в противоположном случае сдвиг происходит влево.

Во-вторых, на уровень предложения влияют и изменения в технологии производства. Они позволяют, например, про­изводить продукцию с меньшими затратами, что увеличи­вает предложение, сдвигает линию предложения вправо.

В-третьих, большую роль играют налоги и субсидии. Рост налогового бремени приводит к увеличению издержек произ­водства и уменьшает уровень предложения. Субсидии же — предоставляемые государством безвозмездные пособия — способствуют снижению издержек на производство продукции и увеличивают уровень предложения.

В-четвертых, уровень предложения определенных това­ров также зависит и от цен на другие товары. Их увеличе­ние, например, вызывает перелив ресурсов и выход фирм из отрасли, что уменьшает предложение. На уровень предложения влияют также ожидания и ко­личество продавцов, природные условия (стихийные бед­ствия) и т.д.

Предложение различных товаров отличается и по эластично­сти.

Эластичность предложения — это его реакция на изменение какого-либо фактора. Выделяют два вида эластичности предложения: по цене и перекрестную эластичность.

Коэффициент эластичности предложения по цене, в от­личие от коэффициента эластичности спроса по цене, имеет положительные значения, так как величины цены на товар и его предложение меняются в одном направлении.

Перекрестная эластичность предложения показы­вает, как изменяется предложение одного товара в ответ на изменение цены другого товара.

Анализ данных об эластичности необходим при приня­тии решений по изменению цен, как на уровне отдельной фирмы, так и государства. Понятие эластично­сти может быть использовано на практике и правительством при выработке мероприятий государственного регулирова­ния.

Основные направления использования показателя элас­тичности на практике следующие:

· анализ реакции потребителя на изменение цен;

· подготовка производства к изменению спроса;

· определение ценовой политики фирм;

· принятие решений о маркетинговой политике фирмы;

· разработка структуры налогообложения;

· проведение различных операций на внешнем рынке (экспортно-импортные операции), на валютном рынке;

· выработка мероприятий государственного регулиро­вания экономики.

 

  1. Закон взаимодействия спроса и предложения. Равновесие и неравновесие на рынке. Товарный дефицит и товарные излишки.

Спрос и предложение, считал А. Маршалл, можно уподобить двум лезвиям ножниц. Отсюда, проистекают об­раз и модель «ножниц Маршалла». Оба лезвия необходимы и образуют единое целое. Но подобно тому, как одно лез­вие более активно в зависимости от того, как держать нож­ницы, так либо спрос, либо предложение могут играть бо­лее активную роль. Это зависит от периода времени. В крат­косрочном периоде — именно изменения в спросе влекут за собой увеличение либо уменьшение цены. В долгосрочном же периоде определяющую роль играет предложение.

В самом деле, если на рынке есть спрос на какой-либо товар, реальная возмож­ность его произвести и продать по выгодной для произво­дителя цене, то будет и предложение. Однако и само пред­ложение, например, нового товара, ранее не известного по­требителю, тоже может вызвать спрос. Цена же любого товара в конечном счете определяется результатом полно­го или частичного совпадения спроса и предложения. Взя­тые сами по себе, по отдельности, ни спрос, ни предложе­ние ее породить не могут. Поэтому закон спроса и предло­жения часто называют законом цен.

Если рыночная цена выше цены равновесной, то на рынке возникает избыток продукции, а в противоположной ситуации — дефицит.

Важнейшей функцией рынка является соединение про­изводства и потребления и обеспечение непрерывности об­щественного производства. Он непосредственно объединяет обособленных производителей и потребителей. Через рын­ки от производителей к потребителям движутся огромные потоки различных товаров и услуг, а от потребителей к про­изводителям направляются денежные средства, необходи­мые для продолжения процесса производства.

Рынок непосредственно регулирует объемы производства продукции в соответствии с соотношением между спросом и предложением: если спрос выше предложения, то объем производства растет, при обратной ситуации он снижается.

Рынок обладает также ценообразующей функцией, так как именно на рынке покупатели договариваются с продавцами относительно цен на приобретаемую продукцию.

Выше, в связи с действием закона обмена эквивалентов, уже были рассмотрены такие функции рынка, как дифференци­ация товаропроизводителей по стоимости продукции, стимули­рование снижения стоимости единицы продукции и монополизация производства.

Достоинства рыночной экономики. К ним можно отнести:

1. Способность эффективно распределять ограниченные ресурсы.

2. Ориентация на минимум затрат ресурсов на производство и реализацию продукции.

3. Высокая адаптивность к изменяющимся условиям.

4. Оптимальное использование достижений НТП в эко­номической деятельности.

5. Нацеленность товаропроизводителей на удовлетворе­ние разнообразных платежеспособных потребностей насе­ления.

6. Успешное функционирование при наличии ограничен­ной информации.

7. Свобода выбора для покупателей и продавцов.

Недостатки рыночной экономики:

1) не способствует сохранению невоспроизводимых ре­сурсов.

2) не решает проблем окружающей среды.

3) не регулирует использование ресурсов, принадлежа­щих всему человечеству,

4) не ограничивает производство товаров, вредных для здоровья людей,

5) не создает стимулов для производства товаров и услуг совместного пользования,

6) не гарантирует права человека на такие социально важные блага, как на труд и справедливое вознаграждение, отдых и досуг, образование и медицинские услуги, защиту от безработицы.

7) не обеспечивает фундаментальных научных исследо­ваний.

  1. Домашнее хозяйство как экономический субъект. Модель рационального поведения потребителя. Равновесие потребителя и правило максимизации полезности. Бюджетный отрезок и кривые безразличия.

Домашнее хозяйство - хозяйство, которое ведет семья или отдельный индивид. Семья, по сути, является конечным потребителем продукции, производимой различными фирмами. И при этом неважно, о какой экономике идет речь: рыночной или нет. Человек поэтому и организует производство продукции, затем распределяет ее, обменивает, чтобы, в конце концов, ее потребить и тем самым удовлетворить свои потребности.

На рынках ресурсов домашние хозяйства продают ресурсы, которыми располагают, и получают за это соответствующие доходы: наемные работники — заработную плату; предприниматели — прибыль; владельцы земли, если они сдают ее в аренду, — арендную плату, собственники средств производства — процент.

Структура домашних хозяйств. Структура домашних хозяйств состоит, как минимум, из трех элементов:

· Потребления продукции, приобретенной на рынке, например, одежды.

· Производства предметов потребления из продукции, купленной на рынке, например, из муки, фарша и т.п. можно изготовить пельмени.

· Производства предметов потребления из продукции домашних хозяйств.

Модель рационального поведения потребителя. В условиях рынка все люди подразделяются на две группы: продавцов и покупателей. Схема принятия решения о покупке какого-либо товара покупателем предполагает выделение четырех этапов:

1) осознание проблемы;

2) поиск информации о необходимой продукции;

3) оценка альтернатив;

4) принятие решения о покупке. При этом главное внимание им уделяется оценке альтернатив покупки продукции. Вследствие этого он стремится потратить свой доход на потребительском рынке наилучшим образом, учитывая, что каждый товар обладает тремя свойствами: полезностью, стоимостью и меновой стоимостью или ценой.

Под полезностью подразумевается способность блага удовлетворять потребности индивида в процессе потребления.

Стоимость товара — это затраты всех видов ресурсов на производство и реализацию продукции.

М еновая стоимость - это цены товара как результат взаимодействия между спросом и предложением.

Полезность товара для потребителя также зависит от степени остроты ощущения по-

требности и уровня ее удовлетворения в данный момент времени. Причем полезность товара уменьшается по мере того, как увеличивается объем потребления (количество потребляемых товаров).

Существуют понятия предельной и общей полезности. Полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы товара, называется предельной полезностью. Общая полезность определенного количества товара определяется как сумма предельной полезности каждого из них. Таким образом, предельная полезность отдельных товаров снижается по мере увеличения их количества. Уменьшение предельной полезности товара с увеличением его потребляемого количества называется законом убывающей предельной полезности.

Общая полезность увеличивается до тех пор, пока предельная полезность имеет положительное значение.

Кривые безразличия и бюджетная линия. Приобретая на рынке товары для удовлетворения потребностей, покупатель руководствуется своими предпочтениями, желаниями купить ту или иную вещь.

На потребительский выбор, наряду с предпочтениями покупателя, влияют его доход и цены на товары. Когда выбор осуществляется из двух товаров А и В, потребитель может приобрести любой набор товаров, который удовлетворяет следующему условию:

PA×A + PB×B J, где:

РА и Р В – цены товаров А и В;

А и В – количество товаров А и В;

J - доход потребителя.

Бюджетные ограничения – это денежный доход потребителя, в пределах которого им может быть предъявлен спрос на необходимые для него товары и услуги.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при данном уровне дохода покупателя и данном уровне цен на эти товары. Таким образом, бюджетная линия дает ответ на вопрос: «Сколько товаров может приобрести потребитель?»

Если каждая точка на бюджетной линии показывает определенный набор двух товаров, который потребитель в состоянии приобрести при существующем уровне дохода и цен, то находящиеся под ней означают возможный для покупателя набор товаров, но при этом часть дохода покупателя остается неиспользованной. И наоборот, потребление в любой другой точке за пределами бюджетной линии, невозможно при данной величине дохода покупателя. Чем дальше от начала координат находится бюджетная линия, тем больший доход покупателя она означает и, следовательно, при тех же ценах на товары у покупателя имеются большие возможности для приобретения этих товаров.

На поведение потребителя и количество покупаемых товаров в значительной мере влияет изменение цены этих товаров. Это влияние проявляется двумя эффектами:

1. Эффект дохода, суть которого в том, что снижение цены позволяет, не изменяя сумму расходов на данный товар, приобретать его в большем количестве.

2. Эффект замещения, состоящий в том, что, если упала цена на определенный товар, то по сравнению с ним остальные выглядят более дорогими, хотя их собственные цены могут и не изменяться. Следовательно, покупатель чисто психологически стремится «заменить» другие товары подешевевшими, увеличивая их потребление, так как это обеспечивает ему дополнительный эффект дохода, расширяет его покупательские возможности.

Какой же именно набор товаров принесет покупателю максимально возможное удовлетворение его потребностей в двух товарах? Этому условию удовлетворяет точка С. Именно в ней потребитель достигает наибольшей полезности от потребления товаров, возможной при его уровне дохода, а если это так, то он не стремится к дальнейшему поиску другого соотношения двух товаров. В этом случае говорят, что он находится в состоянии равновесия.

Таким образом, потребитель ведет себя на рынке рационально, а это значит, что:

· потребитель стремится максимально удовлетворить свои потребности (чем больше полезность товаров, тем лучше);

· потребитель приходит на рынок с уже сложившимися предпочтениями;

· потребительские предпочтения транзитивны (спрос может перемещаться: если набор товаров А лучше набора товаров В, а набор товаров В лучше набора товаров С, то набор товаров А предпочтительнее набора товаров С);

· потребитель старается так распределить свои денежные средства при данных ценах и доходе, чтобы получить максимум полезности.

 

  1. Предпринимательство, его признаки и формы.

 

Модель, признаки и схема поведения предпринимателя. Модель предпринимателя включает цель экономического поведения и средства ее достижения. При этом будем исходить из предположения о том, что предприниматель не только организует производство какой-либо продукции, но и продает ее.

Цель предпринимателя состоит в получении максимально возможной экономической выгоды, как правило, прибыли. Для достижения цели предприниматель должен удачно ответить на следующие вопросы: что производить? Как производить? В каком количестве? Для кого? По какой цене продавать?

Под предпринимательской деятельностью подразумевают инициативную, самостоятельную деятельность граждан по организации производства и доставки потребителю товара с целью получения прибыли.

Второй признак — высокая степень самостоятельности. П редприниматель сам ищет вид хозяйственной деятельности. Более того, во многих случаях он создает рабочие места, предоставляет возможность другим людям получать заработную плату.

Предприниматель должен проявлять также инициативу, стараясь опередить соперника. Он постоянно ведет активный поиск новых форм хозяйствования, широко применяет инновации (нововведения).

Самое, пожалуй, сложное занятие для предпринимателя — деятельность в сфере производства. Главная функция такого предпринимателя — организация производства. Факторами предпринимательской деятельности в этом случае являются работники, производительный капитал и природные ресурсы. Прибыль же рассчитывается как разница между рыночной ценой единицы продукции и стоимостью затраченных на производство и реализацию продукции факторов производства.

Проще «сколотить» капитал, занимаясь коммерцией, или торговлей. Основная функция предпринимателя-коммерсанта — реализация готовой продукции.

Весьма популярно и финансовое предпринимательство. Функция такого предпринимательства — оказание финансовых услуг. В качестве факторов предпринимательской деятельности здесь выступают деньги и ценные бумаги. Прибыль же определяется как разница между ценами продажи и покупки денег или ценных бумаг.

Важную роль в рыночной экономике играет посредническая деятельность. Основная функция предпринимателя-посредника — соединение покупателя с продавцом продукции. Главным фактором посредника является экономическая информация. Недаром говорят: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». За информацию, понятное дело, надо платить. Величина дохода посредника определяется как процент от стоимости сделки.

Отметим также страховое предпринимательство. Его функция — возмещение ущерба.

В наши дни бурно развиваются и другие виды предпринимательства: инновационное, инжиниринг (оказание инженерных услуг), консалтинг и т.п.

 

  1. Организация (фирма) как хозяйствующий субъект.

Фирма — это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который с целью получения прибыли производит и реализует продукцию. Фирма обладает следующими признаками:

самостоятельно ведет хозяйство; является юридическим лицом, то есть выступает как единая организация, имеет устав, органы управления и контроля, обладает имуществом, несет имущественную ответственность, на суде выступает от своего имени; имеет трудовой коллектив; использует имущество для производства и реализации продукции.

Фирмы классифицируются: п о форме собственности выделяют частные, коллективные, государственные и совместные фирмы. По сфере деятельности -промышленные, аграрные, строительные, транспортные, торговые и т.д. По формам организации хозяйственной деятельности -государственные хозрасчетные и бюджетные, арендные, коллективные, единоличные собственные фирмы, акционерные общества открытого и закрытого типа, партнерства с полной, ограниченной и смешанной ответственностью. В зависимости от размеров различают крупные, средние и малые фирмы. По целям деятельности образуются коммерческие и некоммерческие (бесприбыльные) фирмы.

Частные фирмы -если она принадлежит отдельному гражданину (физическому лицу) или членам семьи. Семейные фирмы, в свою очередь, могут быть с выделением доли каждого (долевой собственности) и без определения доли каждого участника (совместная собственность). Частные фирмы в Республике Беларусь формируются, во-первых, путем приватизации государственных предприятий, а во-вторых, за счет создания новых. Имущество частных фирм пополняется, главным образом, из такого источника, как доход собственника.

Хозяйственное товарищество (партнерство ) — это такая форма предпринимательской деятельности, при которой имущество фирмы формируется за счет вкладов нескольких граждан, которые объединяются для хозяйственной деятельности на основе договора..

Товарищество полное, если все его участники несут по его обязательствам полную (неограниченную) ответственность, то есть отвечаютпо долгам не только величиной своего вклада, но и личным имуществом. Товарищество коммандитное, если в нем, по меньшей мере, один участник несет неограниченную ответственность, и, хотя бы, один ограниченную ответственность перед кредиторами. Лица с полной ответственностью называются действительными членам, а с ограниченной — коммандитами (членами-вкладчиками). Коммандит отвечает перед кредиторами только вкладом в общее имущество, но не личным состоянием. Кроме того, у него нет обязательств по управлению товариществом.

Акционерно-коммандитное товарищество отличается от простого коммандитного тем, что коммандиты вносят свою долю, приобретая акции товарищества. Это форма фирмы является, можно сказать, переходной к акционерным обществам. Кооператив это добровольное объединение граждан на основе членства для совместного ведения предпринимательской деятельности путем привлечения его участниками имущества и личного трудового участия. Все имущество кооператива в соответствии с его уставом делится на вклады членов кооператива. Члены кооператива несут дополнительную ответственность личным имуществом.

Хозяйственное общество - создается юридическим и физическими лицами путем объединения их имущества с целью осуществления хозяйственной деятельности. Особенность этой формы фирмы состоит в том, что у всех ее участников только ограниченная ответственность по обязательствам общества. Хозяйственное общество — собственник общего имущества, продукции, доходов от хозяйственной деятельности. Общество отвечает по обязательствам всем имуществом, а его участники рискуют своими паями. Различают общества с ограниченной ответственностью (ООО), с дополнительной ответственностью (ОДО) — и акционерные (АО).

ООО — это общество, в котором каждый его участник несет ограниченную ответственность по обязательствам общества только в пределах своего вклада.

ОДО это такое общество, участники которого несут дополнительную ответственность по обязательствам в размерах, превышающих долю в имуществе общества. Размер дополнительной ответственности оговорен в учредительских документах общества и, как правило, в одинаковых размерах.Это единственное отличие обществ с дополнительной и с ограниченной ответственностью.

Акционерные общества -если его уставной фонд разделен на определенное количество акций равной номинальной стоимостью и формируется за счет их продажи.

Все акционеры имеют право продать свои акции на рынке ценных бумаг, не получая при этом согласия акционерного общества или других акционеров.

Совокупный доход акционера складывается из дивидендов и дохода от продажи акций. Дивиденды выплачиваются, как правило, ежегодно из прибыли, оставшейся в распоряжении общества после направления ее части на развитие производства, в резервный фонд и т.д.

Доход от продажи акций составляет разность между ценой продажи и ценой приобретения акций. Цена, по которой продается и покупается акция, называется курсом акции ( Ка ).

 

  1. Издержки и их классификация. Эффекты масштаба.

Любой субъект хозяйствования, организуя производство и реализацию продукции, несет при этом соответствующие издержки - представляют собой затраты фирм по использованию ресурсов на производство и реализацию продукции.

Бухгалтерские и экономические издержки можно классифицировать по источнику используемых ресурсов. Для производства и реализации продукции можно использовать как ресурсы, приобретаемые на рынке, так и свои собственные. К числу первых, например, относятся издержки, связанные с прямыми денежными платежами поставщикам факторов производства и комплектующих, то есть фактических затрат фирмы. Это заработная плата, расходы на сырье, оплату транспортных услуг, за использование воды, газа, электроэнергии и т.д. Они еще называются внешними (явными).

Постоянные издержки — представляют собой сумму затрат, не зависящих от изменений объема производства. Они связаны с самим существованием фирмы и должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. Постоянные издержки включают в себя амортизационные отчисления на здания и оборудование; налог на имущество; страховые платежи; ремонт; эксплуатационные расходы; платежи по облигациям; жалование высшему управленческому персоналу и др.

Переменные издержки — это стоимость ресурсов, используемых непосредственно для производства определенного количества продукции. К ним относятся, например, затраты на сырье, топливо, энергию; оплата транспортных услуг; заработная плата работников-сдельщиков и т.д. В отличие от постоянных издержек переменные издержки зависят от объема производства продукции.

Сумма постоянных и переменных издержек образует общие издержки.

Эффект масштаба. Долгосрочный период времени — это период времен, достаточный для изменения производственных мощностей фирмы, то есть масштаба производства. Так, например, фермер может построить еще одну ферму и увеличить производство молока вдвое. Для этого, разумеется, требуются и время, и деньги.

Эффект масштаба - состоит в том, что по мере укрупнения фирмы, ее средние издержки сначала убывают до минимума, а затем возрастают. Этот эффект определяется действием закона переменой производительности факторов производства. Эффект масштаба, следовательно, складывается из двух эффектов: положительного и отрицательного.

Положительный эффект масштаба. Во-первых, он связан со специализацией труда. Крупная фирма, например, может нанять специалистов по менеджменту, маркетингу, организовать отдел рекламы и т.д. Во-вторых, источником экономии на крупных предприятиях являются новые технологии. Малые фирмы не всегда могут использовать дорогостоящие, но более производительные машины или станки. По мере роста размеров фирмы появляется возможность более эффективно использовать производительный капитал, что снижает общие издержки.

Отрицательный эффект масштаба является следствием таких факторов, как рост управленческих расходов, увеличение издержек на содержание информационных служб. Кроме того, могут не совпадать интересы собственников фирмы и менеджеров. Возможно противоречие между администрацией и рабочими и т.д.

Эффект масштаба играет важную роль в различных отраслях производства. Он определяет конкурентоспособность, как отдельной фирмы, так и отрасли в целом. Если действует положительный эффект масштаба, тогда выгодно организовать крупную фирму.

В отдельных сферах экономики преимущество имеют, напротив, мелкие предприятия. В первую очередь это относится к сфере услуг. Однако в автомобилестроении, сталелитейной промышленности, энергетике и в ряде других отраслей малые фирмы просто не смогут обеспечить эффективного объема производства и окажутся нежизнеспособными.

  1. Доход и прибыль фирмы. Рентабельность и ее виды.

Доходы фирмы. В западной экономической литературе различают общий (совокупный), средний и предельный доходы.

Под совокупным доходом подразумевается сумма, поступающая фирме от продажи продукции, или выручка. Она рассчитывается по формуле TR = P×Q, где ТR — общий доход, Р — цена единицы продукции, Q — количество проданной продукции.

В том случае, если цены стабильны, то средний доход равен цене единицы продукции.

Предельный доход, под которым подразумевают дополнительный доход, который приносит реализация дополнительной единицы продукции. На самом деле речь идет не о предельном доходе, а о единичном доходе: Re = DTR / DQ, где Re — единичный доход, или доход от реализации единицы продукции; DTR — прирост общего дохода; DQ — прирост выпуска продукции на единицу.

В свою очередь, объем продаж продукции и величина себестоимости определяются следующими факторами: качеством менеджмента; конкурентоспособностью продукции и уровнем цен на приобретаемые ресурсы; нормой амортизационных отчислений; налоговыми ставками и т.д.

В современных условиях прибыль выполнят стимулирующую, распределительную и учетную функции. Суть стимулирующей функции прибыли состоит в том, что она является фактором роста эффективности деятельности фирмы. Распределительная функция проявляется в том, что прибыль — источник накопления, развития производства, финансирования строительства непроизводственного назначения, источник материального поощрения работников предприятия. Учетная же функция заключается в том, что прибыль является критерием эффективности предприятия.

Рентабельность производительного капитала (Рк) измеряется отношением величины прибыли к стоимости основного (Кос) и оборотного (Коб) капиталов фирмы:

Рк = Пр100% / (Кос + Коб ).

По величине рентабельности, очевидно, все предприятия можно подразделить на убыточные, с нулевой рентабельностью, малорентабельные, среднерентабельные и высокорентабельные.

Имеет также смысл сопоставлять величину прибыли фирмы с ее основным капиталом и суммой оборотных средств (Ос), совокупностью оборотных фондов и фондов обращения предприятия, выраженных в денежной форме. В этом случае мы получим формулу для расчета рентабельности производства: Рпр = Пр100% / (Кос + Ос).

Рентабельность производства показывает отдачу авансированных в производстве средств.

Уровень рентабельности точно характеризует эффективность фирмы в том случае, если цены на ее продукцию соответствуют рыночному механизму ценообразования. Если же фирма является монополией, то она может получить дополнительную прибыль и за счет увеличения цены, а, следовательно, повысить рентабельность продукции.

 

 

  1. Рынки факторов производства и особенности их функционирования. Спрос на факторы производства.

 

Производство продукции предполагает использование соответствующих ресурсов. Среди них выделяются следующие виды ресурсов:

· трудовые ресурсы, или рабочая сила;

· инвестиционные, или производительный капитал — машины, оборудование, здания т.п.;

· природные ресурсы — земля, вода, полезные ископаемые и т.д.

На рынках ресурсов покупателями выступают фирмы и государство, а продавцам — домашние хозяйства и государство (собственники ресурсов).

Цены на ресурсы обладают важной особенностью. С одной стороны, от их уровня зависят расходы предприятий на приобретение ресурсов. А с другой стороны, они выступают как доходы собственников ресурсов в форме заработной платы, процента, ренты, прибыли.

Цены на ресурсы в рыночной экономик, как и любой другой товар, формируются в соответствии с соотношением между спросом и предложение.

Спрос на ресурсы обладает рядом особенностей. Главная из них состоит в том, что спрос на них является производным от спроса на соответствующий товар. Так, например, если растет спрос на кукурузу, то растет спрос на земельные участки под этот продукт.

Вторая особенность заключается в том, что средства, затрачиваемые на покупку ресурсов, входят в издержки производства. Поэтому фирмы стремятся использовать ресурсы в таком количестве и сочетании, которые позволяют минимизировать издержки и, следовательно, максимизировать прибыль.

Третья особенность спроса на ресурсы состоит в том, что спрос на ресурсы зависит от их отдачи, или от их производительности. Производительность же фактора производства меняется в соответствии с законом переменной производительности. Поэтому фирма будет расширять применение ресурсов до тех пор, пока от каждой дополнительной единицы ресурса доход увеличивается в большей степени, нежели издержки.

Теперь рассмотрим спрос на ресурсы, которые фирма приобретает на рынке совершенной конкуренции. Конкурентный рынок ресурсов, напомним, — это рынок, где множество покупателей и продавцов, и никто из них не доминирует, то есть не влияет на цены на ресурсы. И покупатели, и продавцы также свободно принимают решение о входе на рынок и выходе из него.

 

 

  1. Рынок труда, его сущность и особенности. Спрос и предложение труда. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата.

Рынок трудовых ресурсов это рынок, на котором посредством спроса и предложения устанавливается определенный уровень занятости населения и величина оплаты труда.

Основными элементами структуры рынка трудовых ресурсов, как системы, являются: субъекты рынка; конъюнктура; конкуренция; инфраструктура; система социальных выплат и гарантий работникам и безработным.

Спрос на рабочую силу отражает объем и структуру потребностей общества в рабочей силе, представленных на рынке и обеспеченным соответствующим фондом заработной платы.

Предложение труда характеризуется численностью и составом людей, способных к труду и желающих трудиться на условиях найма. Структуру предложения определяют лица: ищущие работу; намеревающиеся сменить работу; желающие трудиться в свободное от работы или учебы время.

Конкуренция - с одной стороны, о на проявляется в форме соперничества между работодателями — за привлечение работников. С другой стороны,— между работниками за размещение вакантных мест. Кроме того, за условия трудового соглашения и оплаты труда конкурируют работники и работодатели.

Инфраструктура -государственные и негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации и фонды, соответствующую нормативно-правовую базу. Посредством инфраструктуры рынка осуществляется взаимодействие между спросом на рабочую силу и ее предложением.

Заработная плата — это сумма денежных средств, компенсирующих затраты рабочей силы работника и обеспечивающих определенный уровень удовлетворения личных потребностей работника и членов его семьи. Можно дать и другое определение заработной платы, чисто рыночное: это цена рабочей силы.

Различают номинальную и реальную заработную платы. Номинальная заработная плата — это начисленная работнику заработная плата. Реальная заработная плата — это ее покупательная способность, или совокупность товаров и услуг, которую работник может приобрести на номинальную заработную плату при данном уровне цен после уплаты налогов и других обязательных отчислений. Минимальная заработная плата - это заработная плата, обеспечивающая прожиточный минимум. Об это уже говорилось в первой главе.

Сдельная заработная плата — это оплата труда в зависимости от количества произведенной продукции. Заработная плата в таком случае рассчитывается как произведение количества продукции на расценку за единицу. Повременная заработная плата — это оплата труда в зависимости от количества отработанного работником времени. При этом должна поддерживаться заданная интенсивность труда и выполняться требуемое количество работ. Повременная заработная плата может быть почасовой, понедельной, помесячной.

Эффекты замены и дохода. Теперь предположим, что работнику предлагают более высокую почасовую заработную плату, и при этом он имеет возможность увеличивать продолжительность рабочего дня. Очевидно, вначале работник будет стремиться заменить свободное время дополнительной работой, чтобы больше заработать. Соответственно этому досуг замещается дополнительным рабочим временем. Этот процесс получил название эффекта заме ны.

В то же время возросшая заработная плата повышает его уровень жизни, что позволяет ему увеличить объем потребляемых товаров и при неименном рабочем времени. В таком случае у работника возникает желание не только приобретать все больше товаров, но и увеличивать свой досуг, иметь больше свободного времени, что само по себе — немаловажная ценность. Таким образом, возникает эффект дохода: с увеличением дохода человек становится более обеспеченным материально и предпочитает больше времени тратить на отдых.

  1. Рынок капитала. Ссудный процент. Номинальная и реальная ставки ссудного процента.
  2. Инвестиции и их виды. Факторы инвестиций. Мультипликатор инвестиций.

Капитал, как фактор производства, представляет собой совокупность благ, результатов прошлой трудовой деятельности, использование которых обеспечивает создание новых благ. Для создания производственных фондов требуются большие денежные средства. Такие средства называются инвестиционными фондами. Поэтому спрос на капитал на рынке ресурсов выступает в форме спроса на инвестиционные фонды, необходимые для приобретения производительного (физического) капитала. Под капиталом, как объектом сделок, следовательно, будем понимать не только капитал производительный, но и инвестиционный денежный капитал, используемый для их создания.

Рынок капитала по своей структуре неоднороден. Его можно классифицировать на подсистемы по разным признакам.

По признаку объекта купли-продажи он подразделяется на два рынка: заемного капитала (кредит) и ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг позволяет получить деньги на длительный срок, если продаются облигации, либо в бессрочное владение, если речь идет об акциях.

По характеру применения в производстве капитал делится на основной капитал и оборотный.

По форме предъявления спроса на капитал различают спрос на:

· Уже созданные капитальные блага или капитальные активы, например, здания, машины, оборудование, которые фирма покупает или берет в аренду;

· Инвестиционные фонды, предназначенные для создания производительного капитала.

Инвестирование — это процесс пополнения (увеличения) производительного капитала. Под инвестициями, таким образом, понимают увеличение физического объема капитала.

Важнейшей формой инвестирования являются капитальные вложения. Они представляют собой затраты на создание новых основных производственных фондов и совершенствование действующих с целью повышения эффективности производства. Валовые вложения капитала — это общая сумма стоимости всех созданных в текущем году основных производственных фондов, например, машин, оборудования и т.д. Чистые капитальные вложения представляют собой прирост основных производственных фондов (основного капитала) в течение года. Их величина определяется валовыми объемами чистых инвестиций без учета амортизационных отчислений.

Ссудный капитал и его источники. Во многих случаях для воспроизводства, обновления и увеличения производительного капитала своих денежных средств не хватает. Поэтому приходится брать деньги в долг или в ссуду. С одной стороны, это означает, что возникает потребность в привлечении денежных средств извне, а с другой стороны, — существуют свободные денежные средства, которые могут быть предоставлены в ссуду. Во-вторых, таким источником может быть и фонд заработной платы, поскольку заработная плата, например, в Беларуси, выдается два раза в месяц, в остальные дни эти деньги тоже могут «поработать». В-третьих, возникают перерывы в движении оборотного капитала. В-четвертых, таким источником может быть накапливаемая, но временно не используемая часть прибыли фирмы. В-пятых, источником ссудного капитала являются и денежные средства населения. Ссудный кап итал. -это денежный капитал, предоставляемый его владельцем в ссуду под определенный процент.

  1. Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли.

На рынке ресурсов продаются и покупаются природные ресурсы, в первую очередь земля. Природные ресурсы обладают целым рядом особенностей.

Во-первых, они создаются самой природой и во многих случаях являются невоспроизводимыми, например, земля, нефть, газ и т.д. Во-вторых, экономические отношения по поводу присвоения и использования природных ресурсов возникают между собственниками земли (землевладельцами), предпринимателями (земледельцами) и наемными работниками. Земля, иначе говоря, может быть как объектом собственности, так и объектом пользования. Поэтому и важно различать землевладельцев и земледельцев, землевладение и землепользование. В-третьих, существует особенность в формировании стоимости и цены продукции аграрного сектора народного хозяйств. Из-за ограниченности земли, в оборот вовлекаются не только лучшие по плодородию, но и средние, и худшие. Это означает, что общество должно возмещать производителям издержки не только на лучших и средних, но и на худших землях, в противном случае они не будут обрабатываться. В сельском хозяйстве, следовательно, стоимость и цена продукции формируется исходя из условий хозяйствования производителей на худших участках, то есть иначе, чем, например, на промышленные товары. В таком случае, естественно, на средних и лучших земельных участках стоимость единицы производимой продукции будет значительно ниже рыночной. Поэтому предприниматели на этих землях будут получать и больше дохода, разумеется, при одинаковых затратах капитал.

Доход, который приносит земля, да и любой другой фиксированный природный ресурс, называется рентой. Земля — его собственность, а избыток продукции — результат более высокой естественной производительности земли, усилия же предпринимателя или наемного работника тут не причем.

Поскольку дополнительный доход определяется различиями в плодородии земли, постольку его еще называют разностным или дифференциальной земельной рентой.

Абсолютная, дифференциальная и монопольная формы ренты имеют место не только в сельском хозяйстве, но и в добывающей промышленности, а также на участках земли, сдаваемых землевладельцами для постройки жилых домов, предприятий, учреждений. Они образуются здесь по тем же причинам и при тех же условиях, что и в земледелии.

Цена земли. В рыночной экономике любое благо, приносящее доход, может превратиться в товар. Земля тоже продается и покупается. Товаром она является постольку, поскольку обладает способностью приносить доход. Цена земли определяется по следующей формуле: Цз = Р100% / Rд, где Цз — цена земли; Р — земельная рента; Rд — депозитная процентная ставка.

О форме собственности на землю. Во-первых, при любой форме собственности на землю государство должно регулировать использование земель сельскохозяйственного назначения. Во-вторых, государству надо содействовать становлению и развитию хозяйственной многоукладности на селе, поддерживать в равной мере всех товаропроизводителей. В-третьих, государство должно оказывать сельскохозяйственным товаропроизводителям финансовую поддержку в форме дотаций и субсидий. В Беларуси, например, сельское хозяйство напрямую финансируется из госбюджета (с этой целью расходуется около 10% бюджетных средств).

В настоящее время в нашей стране проводится аграрная реформа. Главное ее направление — формирование многообразия форм собственности и хозяйствования. В Беларуси разработаны и реализуются на практике различные варианты реформирования колхозов и совхозов. Они предполагают: акционирование, выделение фермерских хозяйств, аренду, полную ликвидацию, присоединение к другим хозяйствам, объединение, продажу с аукциона и т.д.

Одним из направлений аграрной реформы является создание фермерских хозяйств.

 

  1. Национальная экономика и ее общая характеристика. Структура национальной экономики. Открытая и закрытая экономики.

Национальная экономика и ее характеристика. Слово «макро» в переводе с латинского означает «большой».

Национальная экономикаэто экономическая система страны, основанная на принципах суверенности, целостности, социальной и национальной ориентации. Ее характерными признаками являются:

· суверенитет нации и государства;

· территориальная целостность;

· единство экономического и правового пространства;

· наличие единого платежного средства — национальной денежной единицы — целостной финансовой системы;

· развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических связей и др.

Макроэкономика - э то наука об отношениях между домашними хозяйствами, фирмами, государством по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукции на основе использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения потребностей населения страны.

Ядром современной макроэкономики, как известно, является ее рыночная подсистема. Она включает в себя 4 основных элемента: рынки потребительских товаров, ресурсов, денег и ценных бумаг.

Структурировать макроэкономику, или классифицировать ее на подсистемы, можно по-разному. Признаками таких классификаций могут быть форма существования продукции, собственность на факторы производства, занимаемая экономикой территория, степень рыночности и т.д.

В основу первой классификации подсистем макроэкономики положена форма существования производимой продукции. По такому признаку все про­изводство подразделяется на две сферы: материальную и нематериаль­ную. В материальном производстве производится материально существую­щая продук­ция, например, хлеб, обувь. В этой сфере выделяют два подразделения:

· производство средств производства, например, ткани, станков;

· производство потребительской продукции, например, одежды, хлеба.

Сфера материального производства состоит из таких отраслей, как про­мышленность, строительство, сельское хозяйство и др.

В сфере нематериального производства производятся услуги. В сферу нематериального производства входят такие отрасли, как наука, обра­зо­вание, культура и искусство, здравоохранение и т.д.

В основе второй классификации подсистем макроэкономики лежит соб­ственность на факторы производства. По этому признаку можно выде­лить сектора экономики, основанные на государственной, частной и коллективной формах собственности.

По территориальному признаку макроэкономика подразделяется на эко­номические регионы. В Республике Беларусь, например, это области, рай­оны и т.д.

По степени рыночности макроэкономика подразделяется на рыночную и неры­ноч­ную подсистемы.

  1. Система национальных счетов (СНС). Валовой внутренний продукт (ВВП). Расчет ВВП по расходам и по доходам. Валовой национальный продукт и национальный доход. Номинальный и реальный ВВП.

В настоящее время в большинстве развитых стран макроэкономические показатели рассчитываются в соответствии с разработанной системой национальных счетов (СНС). Она представляет систему оценочных показателей, характеризующих производство, распределение и использование совокупного продукта макроэкономики.

СНС построена на принципах двойной записи используемой при составлении бухгалтерских балансов. П ричиной создания международной системы национального счетоводства стала растущая интернационализация экономик различных стран.

СНС как международный стандарт представляет собой макроэкономическое, бухгалтерское, цифровое отражение кругооборота дохода и расхода государства в рамках замкнутого хозяйственного периода.

Для учета результатов функционирования экономики в СНС применяется также группировка по отраслям и секторам. Отрасль включает всех производителей однородных товаров, например, обуви, телевизоров. Их можно классифицировать по двум критериям. Это производители материальной продукции и услуг для рынка и нерыночных услуг в государственных учреждениях, в частных коммерческих организациях и в домашних хозяйствах.

Конечный реализованный продукт в нашем случае, да и вообще, существует в двух формах. С одной стороны, если речь идет о закрытой макро­экономической системе, без учета международных экономических связей, то он выступает в виде валового внутреннего продукта (ВВП). Под ВВП под­разумевают всю произведенную и реализованную конечную продукцию и услуги на террито­рии страны в течение определенного периода времени. Он состоит из рыбопродуктов и услуг тор­говли и равен по стоимости 70 млн. талеров.

С другой стороны, если учтем внешние связи, тогда макроэкономику характеризует такой показатель, как валовой национальный продукт (ВНП ). Это конечная продукция и услуги, произведенные и реализованные отечественными предпринимателями как внутри страны, так и за границей.

Для расчета величины ВВП используют, по меньшей мере, три спо­соба: производственный, по доходам и по расходам.

Производственный способ предполагает расчет ВВП как валового вы­пуска. Под ним подразумевается выпуск конечной продукции и услуг, произ­веденных и реализованных всеми хозяйственными единицами в стране за оп­ределенный период времени. Сюда включают производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении, перевозку гру­зов, стоимость строительно-монтажных работ и т.д. В стоимость услуг вхо­дят услуги торговли, связи, здравоохранения, культуры, науки, общественных организаций, органов государственного управления, обороны, финансовых учреждений, пенсионное обеспечение и др. В предложенном примере конечной продукцией являются рыбопродукты, а услуги создаются в торговле. Способ расчета по доходам предполагает расчет ВВП по добавленной стоимости, или по сумме доходов: ВВП = åДС. Сюда включаются доходы всех хозяйствующих единиц и населения, амортизационные отчисления, косвенные налоги.

По расходам, или по конечному использованию, ВВП включает конечное по­требление материальных благ и услуг и капвложения, прирост матери­альных оборотных средств. ВВП, иначе говоря, состоит из трех потоков затрат:

· Потребительских расходов на приобретение предметов по­требления и услуг (С).

· Валовых частных внутренних инвестиций (I), или расходов частного предпринимательского сектора на прирост инвестиций и товаров, предназначенных для возмещения износа машин, приборов и т.п.

· Государственных закупок товаров и услуг (G). Совокупность потребительских и государственных закупок представ­ляют собой конечное потребление.

Формула ВВП по расходам субъектов макроэкономики имеет следующий вид: ВВП = С + I + G.

Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, характери­зует макроэкономику как открытую экономическую систему. Формула ВНП имеет следующий вид: ВНП = С + I + G + Xn,

где Хn представляет собой величину чистого экспорта товаров и услуг, или разницу между экспортом и импортом.

Номинальный ВВП рассчитывается в текущих ценах, т.е. сложившихся на момент его расчета. Он может увеличиться и за счет роста цен. Другое дело реальный ВВП. Он рассчитывается в неизменных ценах, скорректиро­ванных с учетом инфляции. Операция по снятию инфляции с номинального ВВП, или дефлирование, производится по следующей формуле: ВВПр = ВВПн / ИЦ, где ИЦ – индекс цен, ВВПн – номинальный ВВП, ВВПр – реальный ВВП. Деятельность субъектов хозяйствования на уровне макроэкономики может быть охарактеризована и другими показателями, которые используются для оценки распределения ВНП. Первый из них получил название чистого национального продукта (ЧНП). Он определяется как разница между величинами ВНП и той частью национального продукта, которая необходима для замены средств производ­ства, изношенных в процессе выпуска продукции, или амортизацией. Вторым таким показателем является национальный доход (НД), или разница между ЧНП и косвенными налогами (Нкос.), уплачиваемыми предпринимателями. Национальный доход в этом случае выступает как совокупный доход собственников факторов производства. Он состоит из заработной платы, прибыли, ренты и процента. Третий показатель распределения ВНП — личный доход (ЛД).

Располагаемого дохода (РД). Он определяется как разница между величинами личного до­хода (ЛД) и подоходного налога (Нп): РД = ЛД – Нп.

  1. Закон денежного обращения и инфляция. Виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.

Однако гораздо хуже противоположная ситуация — избыток денег в обращении.

Перепишем теперь это уравнение в следующем виде: М = (Р × Q) / V.

В результате такой операции мы получили формулу, ко­торая описывает закон денежного обращения. Согласно это­му закону, количество денег в обращении прямо пропорцио­нально уровню товарных цен и количеству проданных това­ров и обратно пропорционально скорости обращения денег.

Нарушение требований закона денежного обращения в проведении денежно-кредитной политике может привести к инфляции.

Инфляция – это макроэкономическая ситуация, для которой характерно присутствие в обращении избыточной денежной массы, не соответствующей по величине товарной. В реальной жизни инфляция проявляется в повышении общего уровня цен. При постоянном росте цен наблюдается снижение покупательной способности денег. Следовательно, инфляцию можно определить как процесс обесценивания денег или, образно говоря, ситуацию, при которой слишком большое количество денег «охотится» за меньшим количеством товаров и услуг.

Причины инфляции многообразны и подразделяются на внутренние и внешние.

К внешним причинам относятся:

· отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, а также рост внешнего государственного долга, что побуждает правительство тратить валютные резервы на их покрытие, способствуя инфляции;

· падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран.;

· интернационализация хозяйственных связей. Так, наличие инфляции в других странах через цены импортируемых товаров оказывает влияние на динамику цен на внутреннем рынке.

· Среди основных внутренних причин инфляции можно выделить следующие:

· дефицит государственного бюджета: покрытие его займами центрального банка резко увеличивает количество денег в обращении;

· рост государственных расходов, не приводящих к росту производства: повышение расходов на военные цели увеличивает бюджетный дефицит, что ведет к инфляции.;

· расходы на социальные цели, не адекватные возможностям национальной экономики (при кризисе правительство пытается поддержать население через индексацию заработной платы, различные пособия, доплаты и т.п., что увеличивает количество денег в обращении и усиливает инфляцию);

· кредитная экспансия (банковские кредитования сверх потребностей экономики), вызывающая эмиссию безналичных денег;

· чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики страны (например, в сельское хозяйство), не дающие должного экономического эффекта;

· структурные нарушения в экономике (между спросом и предложением, накоплением и потреблением, доходами и расходами государства).

Инфляция проявляется в различных видах и формах. Основными формам и ее проявления выступают открытая и скрытая (подавленная) инфляция.

Скрытая (подавленная) инфляция присуща командно-административной экономике, когда имеет место жесткий государственный контроль над ценами, не позволяющий ей открыто проявляться в их росте. В этом случае внешне цены стабильны, но поскольку денежная масса превышает товарную массу, в данных обстоятельствах превратить бумажные деньги в реальные товары становится трудно или невозможно, поэтому избыток денег трансформируется в товарный дефицит.

Открытая инфляция свойственна рыночной экономике и проявляется в свободном росте цен на товары и услуги. В данном случае цены регулируются спросом и предложением и их возрастание очевидно для покупателя. Открытая инфляция, как свидетельствует опыт различных стран, не тормозит рост производства, поскольку продолжает действовать ценовой регулятор экономики.

Инфляция спроса проявляется в превышении спроса над предложением при полной загрузке мощностей, а значит, и в невозможности отреагировать на это ростом выпуска продукции. Среди ее причин – увеличение государственных заказов, повышение заработной платы и покупательской способности населения. Инфляция предложения, или издержек, возникает вследствие роста цен из-за увеличения издержек производства. Ее причины кроются в удорожании сырья и действиях профсоюзов по повышению заработной платы.

По темпам роста цен различают умеренную (ползучую), галопирующую и гиперинфляцию. Для умеренной инфляции характерны темпы роста цен, не превышающие 10% в год. Она несколько обесценивает доходы населения, но с другой стороны, стимулирует развитие производства и его модернизацию, так как ускоряет денежный оборот и удешевляет кредиты. Галопирующая инфляция отличается скачкообразным ростом цен от 10% до 200% в год. Этот вид инфляции негативно влияет на экономику, проявляясь в падении уровня жизни населения и убыточности сбережений (процент по вкладам становится ниже темпов инфляции). Гиперинфляции присущ астрономический рост количества денег в обращении и товарных цен. Расхождение цен и доходов населения в ее условиях становится катастрофическим. Для данного вида инфляции характерен темп роста цен более 50% в месяц или более 1000% в год.

По ожидаемости и предсказуемостиожидаемую инфляцию, прогнозируемую правительством и населением на какой-либо период, и неожидаемую, в процессе которойпроисходит внезапный скачок цен, и население, опасаясь обесценивания своих доходов, резко увеличивает затраты на приобретение товаров и услуг. Это искажает реальную картину спроса и ведет к разбалансированию национальной экономики. Внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.

По масштабу охваталокальнуюинфляцию, возникающую в отдельных странах, и мировую, которая охватывает группы стран или даже целые регионы мира.

Социально-экономические последствия инфляции неоднозначны. Так, умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.

В то же время проявления инфляции носят резко негативный характер. Это находит отражение в том, что предприятиям и фирмам из-за быстрого роста цен не хватает выручки за реализованную продукцию для расчетов со своими экономическими партнерами. Возникает так называемый кризис взаимных неплатежей, который приводит к работе предприятий и фирм «на склад», их затовариванию и банкротству. Рост цен на отечественные товары способствует сокращению их конкурентоспособности на внешнем рынке, в результате чего уменьшается экспорт и растет импорт, снижаются объемы национального производства, и возникает безработица.

Кроме того, инфляция приводит к снижению уровня жизни населения страны, так как рост цен превышает рост реальной заработной платы. Деньги перестают выполнять свои функции, сворачивается производство, население беднеет. Таким образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических связей и социальных отношений в обществе.

Современные инфляционные процессы имеют некоторые особенности:

· рост цен носит не локальный, а всеобщий, мировой характер;

· инфляция является непрерывной, хроническ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.278 сек.