КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № …. Причины возникновения и виды сварочных напряжений и деформаций
Раздел №6 Сварочные напряжения и деформации. [1] Стр. 171- 200. Вопрос 4. Вопрос 3. Вопрос 2. Вопрос 1. Здания гостиниц предназначены для кратковременного проживания людей с целью осуществления различных видов деятельности. Это могут быть деловые контакты во время командировок (производственные на различных предприятиях и коммерческие с целью осуществления различных сделок), участие в работе совещаний, конференций, симпозиумов и др., туристические поездки с целью ознакомления с природными достопримечательностями, историческими и архитектурными памятниками (города, региона, страны); поездки с целью отдыха, курортного лечения, оздоровления, а также для осуществления спортивных соревнований и др. Функциональное назначение гостиниц оказывает большое влияние на их размещение в планировочной структуре города. Градостроительный анализ размещения гостиниц в планировочной структуре больших, крупных и крупнейших городов позволяет выделить несколько характерных приёмов их размещения. Размещение гостиниц: 1 - в центре города; 2 - на территориях, прилегающих к центру; 3 - в центре жилых районов и микрорайонов; 4 - на пороге города; 5 - за пределами города Главной тенденцией послевоенного периода было размещение больших гостиниц в центре города. Они являлись неотъемлемым планировочным элементом центральных площадей города (гостиница «Москва» в Киеве, «Харьков» в Харькове и др.), размещались на центральных магистральных улицах. Эта тенденция сохранилась и в настоящее время. Практика эксплуатации гостиниц показывает, что наиболее эффективно их расположение в центре города по многим причинам. Центр любого города, как правило, хорошо связан в транспортном положении со всеми его районами и основными коммуникациями - вокзалами (железнодорожным, автовокзалом, аэровокзалом). На территории исторического центра города находятся в основном архитектурные и исторические памятники, что создаёт комфортные условия для туристов, т.к. объекты их интересов находятся в зоне пешеходной доступности. Расположение гостиницы в центре города - важный фактор экономии времени для многих приезжающих людей. Поэтому строительство гостиниц будет продолжать осуществляться в центральной части города. Но стоимость земли в этих зонах непрерывно растет и всё сложнее выделить участок для строительства. Возникает необходимость сноса существующих зданий, что ещё больше увеличивает стоимость нового строительства. Затруднены подъезды, отсутствуют места для строительства стоянок и др. Объём затрат достаточно высокий. В связи с этим намечается тенденция децентрализации сети городских гостиниц. Гостиничные здания чаще всего располагают в зоне, прилегающей к центру. Здесь значительно больше пригодных для строительства территорий, стоимость земли ниже, комфортность среды выше, шумовое загрязнение относительно невелико. Такое расположение наиболее оптимально и наиболее распространено. В этом варианте несколько ухудшается транспортная доступность гостиниц по отношению к центру, но экономические показатели эффективности строительства несравненно выше, в связи с тем, что современные лучшие гостиницы представляют собой многофункциональный комплекс, в который включены и собственно гостиничный фонд, и залы (выставочные, банкетные, конференц-залы и др.), и многочисленные пищевые блоки. Поэтому в отечественной и зарубежной практике, учитывая возрастающее общественное значение гостиниц, в последнее время развивается тенденция строить новые гостиницы как композиционные центры жилых районов и микрорайонов. В качестве примера можно привести новые гостиницы в США, Германии, Италии, Скандинавии, России, Украине и др. Размещение гостиниц на «пороге» города и за его пределами имеет свою специфику. Такие гостиницы, как правило, предназначены для автотуристов. Они, в основном, размещаются на основных автомагистралях города, в зоне въезда в большие города. Неотъемлемым условием участка должны быть удобные съезды с транспортных артерий и хорошая видимость здания на далёких подступах к нему. Загородное расположение гостиниц также порождает известные сложности, связанные с доступностью центра города и работой отдельных блоков гостиницы, таких, например, как ресторан, парикмахерская, рассчитанных и на обслуживание городского населения. Гостиничные комплексы представляют собой сложные, зачастую уникальные сооружения. Их размещение в планировочной структуре города является сложным и ответственным процессом. Выбор участка для размещения гостиничного комплекса предопределяется целым рядом факторов. Участок, выбранный для строительства гостиничного комплекса, прежде всего должен обладать достаточной площадью территории с учётом специфики эксплуатации гостиничного комплекса и его ёмкости.
Желательно, чтобы участок имел прямоугольную форму и не более чем с двух сторон был ограничен магистральными улицами. Не целесообразно размещение гостиничных комплексов на участках с острыми углами, что усложнит процесс проектирования и строительства гостиничного здания. Участок должен обладать хорошей транспортной доступностью, удобной связью с центром города и вокзалами. Он должен также иметь свободные территории для устройства подъездов и стоянок для пассажирских, экскурсионных автобусов, автомашин. Помимо этого, служба снабжения многочисленных разнообразных групп помещений комплекса (рестораны, торговля) имеет целый ряд своих специальных подсобных и складских зон, которые требуют индивидуального подъезда грузового транспорта и организацию независимой их загрузки, разгрузки, хранения товаров. К участкам для размещения гостиничных комплексов следует предъявлять и архитектурно-ландшафтные критерии: наличие озеленения, водных поверхностей, рельефа. Желательно, чтобы рядом с гостиницей располагался парк, сад или сквер. При проектировании гостиниц необходимо правильно использовать рельеф, ландшафтное окружение для достижения органической связи внешнего и внутреннего пространства. Особенно целесообразно размещать гостиницы на террасах, холмах. Так, например, крупнейшая американская гостиница «Хилтон» расположена на холме и органично вписана в его планировочную структуру. Так же построен отель «Кавальери» в Риме, при строительстве великолепно использован рельеф холма Монте-Карло. В нашей отечественной практике эта тенденция приобретает всё большее распространение, особенно в Крыму и Западной Украине. Рельеф и природное окружение являются основными компонентами для достижения эстетической выразительности гостиничного комплекса. Поэтому необходимо сохранять и усиливать ландшафтные особенности участков за счёт закрепления природных доминант холмов, мысов, террас и др. Их ни в коем случае нельзя разрушать. Одним из обязательных условий, которым должен обладать участок для строительства гостиничного комплекса, является его экологическая комфортность. Он ни в коем случае не должен размещаться в экологически кризисных зонах городов. Его санитарно-гигиенические параметры (чистота воздушного бассейна, уровень шума, аэрация, инсоляция) должны соответствовать нормативным требованиям. При выборе участка следует также учитывать наличие городских инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, электрокабель), возможность телефонизации и подключения к существующим инженерным городским сетям с учётом их мощности и размещения, что значительно снижает объём стоимости строительства гостиничных комплексов.
Жилая часть гостиницы обычно решается на основе конструктивных систем и параметров, свойственных жилым домам; конструктивная система общественной части решается с применением параметров конструкций, присущих зданиям общественного назначения.
Функциональная организация зданий гостиниц Функциональная организация здания любого гостиничного комплекса прежде всего зависит от типа гостиницы и её вместимости. Вместимость гостиниц определяется числом постоянных спальных мест. Дифференциация гостиниц по вместимости во многих странах мира различна. Например, в Швейцарии и Австрии гостиницы, имеющие менее 100 мест, считаются малыми; 100-200 мест - средними; более 200 мест - крупными. В США гостиницы до 100 номеров считаются малыми, до 500 номеров - средними, свыше 500 - крупными. Мировой гостиничный фонд размещён, в основном, в малых и средних гостиницах, но намечается тенденция к увеличению мест в гостиницах: «Хилтон» (Нью-Йорк, США) - 2150 номеров, «Космос» (Москва, Россия) - 3354 места. Строительство гостиниц большой вместимости вызвано в первую очередь экономическими соображениями. При увеличении вместимости гостиниц появляется экономическая целесообразность применения более мощного и современного технологического и инженерного оборудования, сокращается подсобная площадь, а также площадь коридоров, холлов по отношению к площади, предоставляемой непосредственно в распоряжение гостей, что приводит к сокращению удельно-строительных затрат. Вместе с тем, отечественные и зарубежные специалисты в области строительства и эксплуатации гостиниц отмечают, что увеличение вместимости гостиниц целесообразно в разумных пределах, после которых гостиницы становятся трудно управляемыми. Этим пределом, в основном, считают вместимость около 2000 мест. Современная гостиница средней и большой вместимости и высокого уровня комфорта является сложным комплексным объектом, в состав которого входит значительное число помещений разного функционального назначения: жилые помещения, приёма и обслуживания, общественного питания (с развитым составом производственных помещений и сложным технологическим оборудованием), помещения культурно-массового назначения, бытового обслуживания, административные, развитой состав служебных, хозяйственных помещений, подсобных, технических и др. В состав некоторых гостиниц включают также помещения для деловых контактов (конференц-залы или залы многофункционального использования), бизнес-центры, киноконцертные залы, бассейн, сауны, спортзалы, помещения для организации выставок, предприятия торговли, гаражи и пр. Для эффективной планировочной организации различные помещения гостиницы группируют по функциональным признакам, позволяющим организовать между ними чёткие технологические взаимосвязи, отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, способствующие удобству эксплуатации гостиницы, а также повышающие комфорт проживания в ней. Сложность организации правильной взаимосвязи различных помещений состоит ещё и в том, что проживающие в гостинице не должны видеть повседневную работу всех вспомогательных служб. Функциональные схемы гостиниц строятся с учётом сложных технологических процессов, протекающих в гостиницах. Принципиальные схемы функциональной организации гостиниц различной вместимости: Схема функциональной организации малой гостиницы: 1 - администрация, 2 - дежурный администратор, 3 - портье, 4 - телефонная станция, 5 - вестибюль, 6 - бар, 7 - зал для завтраков, 8 - буфет, 9 - раздаточная, 10 - заготовочные, 11 - склады, 12 - подсобные помещения, 13 - помещения персонала, 14 – номера. Схема функциональной организации высоко комфортабельной гостиницы большой вместимости: 1 - дирекция, 2 - бухгалтерия, 3 - касса, 4 - телефонная станция, 5 - туалет, 6 - администрация, 7 - дежурный администратор, 8 - портье, 9 - щитовая, 10 - вестибюль, 11 - ресторан, 12 - бар-кафе, 13 - зал для конференций и банкетов, 14 - клубное помещение, 15 - зал для завтраков, 16 - гардероб, 17 - кухня, 18 - заготовочные, 19 - помещение персонала, 20 - раздаточная с подъёмником, 21 - склад, 22 - гараж, 23 - подсобные помещения, 24 - хранение багажа, 25 – номера. Для функциональной организации гостиницы существенное значение имеет число входов в здание. Гостиницы большой вместимости и высокого уровня комфорта обычно имеют не менее 3 - 4 входов. Гостиницы малой вместимости нередко ограничиваются двумя входами в здание (главным и в служебно-бытовое помещение), а также погрузочно-разгрузочной площадкой в хозяйственном дворе. Основные блоки помещений гостиниц Главнейшими функциональными помещениями развитого гостиничного здания являются: - блок приёмно-вспомогательных помещений; - блок помещений жилой группы; - блок помещений питания; - блок помещений администрации; - блок подсобных и хозяйственных помещений. Все перечисленные блоки должны быть взаимосвязаны между собой с учётом специфики функционального процесса. В зависимости от типа гостиницы в её структуру могут быть включены дополнительные блоки. Блок приёмно-вспомогательных отношений с вестибюлем Является основным связующим звеном всех групп помещений гостиницы. Он создаёт первое впечатление о гостинице. В этом блоке осуществляется: приём, оформление и размещение приезжающих, расчёты с ними, выдача различных справок по гостинице, хранение и транспортировка багажа и пр. Функциональная организация помещений вестибюльной группы должна обеспечить рациональное взаимное расположение вертикальных коммуникаций и входов, с тем, чтобы движение основного людского потока было наиболее коротким. Функциональная связь между зонами и помещениями вестибюльной группы должна исключить пересечение людских потоков. В вестибюле должно соблюдаться чёткое зонирование, сводящее к минимуму пересечение потоков проживающих, уезжающих и приезжающих гостей, персонала, эпизодических посетителей и путей доставки багажа в номера и к автобусам. В вестибюлях предусматриваются следующие основные зоны: интенсивного пешеходного движения, экстенсивного пешеходного движения, рекреационная и вспомогательная. Зона интенсивного пешеходного движения включает маршрут транзитного движения к лифтам и лестницам. Зона экстенсивного пешеходного движения включает пешеходные подходы к вспомогательным помещениям гардероба, торговым киоскам, телефонам-автоматам и группе приёма. Нормативная площадь вестибюля с гардеробом принимается 0,74 м на 1 место. В группе помещений приёма находятся: дежурный администратор, ведущий учёт занятых номеров, предварительных заказов; касса, где клиентами проводится оплата всех предоставленных услуг, автоматически зарегистрированных на индивидуальных карточках; портье, ведущий учёт ключей (а по ним присутствие клиентов), выдающий корреспонденцию выполняющий личные поручения. Вспомогательная зона включает следующие помещения: отделение связи, сберегательную кассу, транспортное агентство, парикмахерскую, пункты приёма вещей в ремонт, химчистку и прачечную, камеру хранения. Рекреационная зона обеспечивает кратковременный отдых отъезжающих и прибывающих гостей. Размещение функциональных зон может быть различным, его характеризуют следующие основные схемы: фронтальная, продольная и концентрическая Следует отметить, что состав зон и их планировочная организация зависит от типа гостиницы. В четырёх-пятизвёздных гостиницах предусматриваются магазины и торговые киоски. При вестибюлях должны иметься специальные помещения для сортировки багажа, откуда он специальным лифтом доставляется на соответствующие жилые этажи и в номера приезжающих и отъезжающих. Из помещений сортировки багажа должен иметься непосредственный доступ к подъезжающим и отправляющимся автобусам и автомобилям. Размещение вспомогательных помещений гостиницы вокруг её основного звена - вестибюля, должно предусматривать возможность быстрой ориентировки прибывающих, зрительного контроля за посетителями и исключать возможные (в туристических гостиницах) скопления групп туристов. Большое значение имеет выбор места установки лифтов. Лифты, как правило, компонуются группами по несколько в каждой. Места постановки этих групп должны обеспечивать кратчайшие пути попадания в номера; в вестибюле лифтЫ следует располагать так, чтобы их можно было легко найти. Коридоры, как и вестибюль, составляют первоначальное представление о гостинице. Ширина коридора рассчитывается так, чтобы в нём легко могли разминуться два человека с чемоданами в руках. Отсюда требуемая ширина одностороннего коридора не мене 1,3-1,4 м.кв., а двустороннего - 1,6-2,0 м (если двери открываются внутрь номера). Если же двери открываются в коридор, ширина его соответственно увеличивается. Блок помещений жилой группы Является основным в гостиницах любого типа. Эти помещения составляют более 50% объёма здания и представляют собой жилые комнаты - номера, а также непосредственно связанные с ними вспомогательные и служебные помещения. Гостиничный номер включает в себя почти все элементы жилища человека (кроме кухни), здесь должно быть место для отдыха и сна, работы, приёма гостей. В нём есть передняя, шкаф для одежды, санузел. Номера размещаются на жилых этажах, где находятся также помещения для дежурного персонала, общие горизонтальные коммуникации, гостиные, лифтовые или лестнично-лифтовые холлы. Основные вертикальные коммуникации (лестницы и лифты) часто объединяют в единый лестнично-лифтовой узел, расположение которого зависит во многом от формы плана жилых этажей. Как показывает анализ практики проектирования и строительства гостиниц, жилую часть проектируют с прямоугольной, компактной, атриумной и усложнённой формой плана. Гостиницы с прямоугольной и усложнённой формой плана распространены больше, чем компактной и атриумной. На выбор формы плана влияют: градостроительные особенности участка строительства, его размер и форма, санитарно-гигиенические и противопожарные требования, технико-экономические соображения, а также творческий замысел архитектора. Прямоугольная форма плана применяется в зданиях гостиниц различной этажности и протяжённости. На основе прямоугольных планов обычно создают лаконичные объёмы зданий в форме параллелепипеда. Форма плана жилых этажей гостиниц: прямоугольная (1-6), компактная (7-12), атриумная (13-14). 1 - "Мир", Москва; 2 - мотель на Минском шоссе, Москва; 3 - "Радиссон-Саут", Миннеаполис, США; 4 - "Виру", Таллин; 5 - "Спутник", Москва; 6 - "Штадт-Берлин", Берлин; 7 - "Тур-отель", Линц, Австрия; 8 - "Казахстан", Алма-Ата; 9 - "Бдапешт", Будапешт, Венгрия; 10 - "Кубань", "Солнечный Берег", Болгария; 11 - "Травелледж-Тюлламари", Мельбурн, Австралия; 12 - "Киев", Киев; 13 - мотель "Шератон", Сиэтл, США; 14 - мотель в Олимпии, Греция. Усложнённая форма плана жилых этажей гостиниц: 1 - "Кашакра", Албена, Болгария; 2 - "Русский памятник", София, Болгария; 3 - "Колэраши", Румыния; 4 - "Мелия Костилла", Испания; 5 - "Познань", Познань, Польша; 6 - "Молодёжная", Москва; 7 - "Тауэр-отель", Лондон; 8 - "Алма-Ата", Алма-Ата, Казахстан; 9 - "Роял-Гарден", Лондон. Компактная форма плана (близка к кругу, эллипсу, квадрату, треугольнику) больше присуща многоэтажным гостиницам башенного типа. Узел вертикальных коммуникаций при такой планировке часто размещён в центральной части здания. Общие поэтажные коридоры не растянуты; расстояния от вертикальных коммуникаций до входов во все номера относительно небольшие. Гостиницы с компактной формой плана целесообразны на небольших участках, освобождающихся при реконструкции городов; в районах богатых зелёными насаждениями, при максимальном сохранении этих насаждений; в сложных грунтовых условиях (на горных склонах, скальных грунтах и т.д.). Изменение направления общих горизонтальных коммуникаций позволяет избежать впечатление монотонности коридора, возникающее в протяжённых зданиях с прямоугольной формой плана. Однако при сложных изгибающихся формах плана не все номера находятся в одинаковых условиях. Например, в номерах, расположенных во внутренних углах здания, ухудшаются условия освещения и инсоляции (возможно затенение номеров, особенно размещённых в нижних этажах), в ряде случаев не исключено «просматривание» номера из окон других помещений. Атриумная форма плана (с внутренним двором, застроенным по периметру) позволяет разместить на этаже большое количество номеров. Чаще всего во внутренний замкнутый двор обращают общие галереи или обслуживающие помещения. Иногда во внутренний двор обращены номера. При ориентации номеров во внутренний двор гостиницы они лишаются видовых качеств, ухудшается изоляция номеров от окон, расположенных напротив помещений. Во всех планировочных решениях основным структурным элементом жилого этажа является номер. На основе анализа практики проектирования и строительства гостиниц всё многообразие номеров можно свести к следующим основным типам: - однокомнатные номера на 1 человека; - однокомнатные номера на 2 человека; - однокомнатные номера на 3-4 человека; - номера с повышенным комфортом из 2-х комнат и более (люксы и апартаменты). Наибольшее распространение в мировой практике получили однокомнатные номера на одного и двух человек. В соответствии с ГОСТ 28681.4-95 в гостиницах одна звезда таких номеров должно быть 60%, две звезды - 80%, три и более звезд - 100%. Считается целесообразным, что «люксы» и апартаменты должны составлять 5-8% номеров. Современные номера, как правило, состоят из жилой комнаты (или комнат), прихожой, санитарного узла. Из общей площади однокомнатного номера жилая в основном занимает более 70%, прихожая 12-15%, санузел - 13-22%. Блок группы помещений общественного питания Функциональная организация этой группы помещений решается с учётом категорийности гостиниц. В однозвёздных гостиницах питание гостей не предусматривается. В двух-трёхзвёздных должны быть рестораны или кафе. В 4 и 5-звёздных - рестораны, банкетные залы, бары, а в 5-звёздных и ночные клубы. Ночные клубы рассчитаны на показ зрелищных программ и строятся обычно по типу варьете с возможностью размещения посадочных мест в виде амфитеатра, с танцевальной площадкой, артистическими, помещениями для реквизита, светотехники и пр. Ресторан гостиницы включает в число своих посадочных мест банкетные залы, организуемые в ресторанной группе помещений, однако число мест в банкетных залах нормируется не свыше 20% общей вместимости ресторана. Тенденция рассматривать ресторанную группу помещений в курортных и туристических гостиницах как одно из мест возможного проведения досуга, обусловила появление в составе этой группы таких новых типов ресторанов, как ресторанов национальной кухни, гриль-ресторанов, варьете, винные и пивные погребки, танц-бары, бары-дискотеки и пр. Такие предприятия питания получили наименование «развлекательного» и «занимательного» питания. Тенденция к их развитию в туристических и курортных гостиницах в настоящее время является весьма перспективной. Обеденные залы в столовых и ресторанах следует проектировать вместимостью не более 250 мест, поскольку при большой вместимости создаётся дискомфортная обстановка (шум, большое движение посетителей). Количество посадочных мест в буфетах определяется из расчёта не менее 10% вместимости гостиницы. Рационально их размещать с хорошей вертикальной или иной связью с блоком группы питания. Весь обслуживающий группу питания персонал должен иметь отдельный вход в гостиницу со своим вестибюлем, раздевалками, душевыми, санузлами, комнатами отдыха и административно-хозяйственными помещениями. Блок группы помещений администрации Размещается обычно на первом или втором этаже здания гостиницы. Помещения администрации должны иметь удобную связь с блоками приёмно-вспомогательных помещений, жилья, общественного питания. В состав группы помещений администрации входят кабинеты директора и его заместителей, главного инженера, управляющего делами; комнаты отдела кадров, планового отдела, отдела снабжения, бухгалтерии, архива и др. В крупных современных гостиницах предусматривается помещение для электронно-вычислительных машин. Все административные помещения объединяются в группы по функциональным признакам: - помещения дирекции (кабинет директора, зам. директора, приёмная); - помещения инженерно-технического персонала (кабинет главного инженера и конторские помещения инженерно-технического персонала); - помещения планово-экономического отдела (кабинет главного экономиста и конторские помещения); - помещения бухгалтерии и кассы (кабинет главного бухгалтера, конторские помещения бухгалтерии, помещение кассы, приёмное помещение перед кассой); - помещение отдела кадров (комнаты начальника отдела и инспекторов). В гостиницах на 50-400 человек площадь административного блока исчисляется из расчёта 0,12-0,18 м.кв. на одно койко-место. Для более крупных гостиниц также установлены соответствующие нормативы. Блок помещений культурно-массового обслуживания Предусматривается в основном в туристических и курортных гостиницах. В гостиницах общего типа эта группа помещений отсутствует. Блок этой группы помещений состоит из зрительного зала, фойе - танцевального зала, библиотеки, бильярдной в гостиных. В курортных гостиницах в соответствии с заданием на проектирование могут предусматривать открытые и закрытые плавательные бассейны, финские бани, зимние спортивные залы. В гостиницах с высоким уровнем комфорта предусматривается также блок спортивно-рекреационных помещений, куда входят: универсальный зал для проведения конгрессов, культурных мероприятий и т.п., помещения для секционных заседаний, переговоров; экспозиционный зал (солон) для организации выставок, демонстрации произведений искусства, предназначенных для продажи; сауна с баром и залом спортивных тренажёров, массажный зал, зал игровых автоматов, комната (зал) для настольного тенниса и др. Блок подсобных и хозяйственных помещений Имеется в гостиницах любого типа. Это помещения обслуживающего персонала, различные бытовые мастерские, склады, бельевые грязного и чистого белья и т.д. В небольших гостиницах (до 300 чел.) для них определён норматив площади 0,33-0,39 м.кв. на одно койко-место. Установлена также норма на шкафы (бельевые) в хозяйственных комнатах небольших гостиниц: 0,06-0,04 м.кв. на одно место; на гардеробные шкафы персонала: 0,07-0,05 м.кв. на одного человека. Одним из важнейших хозяйственных помещений гостиницы являются центральные бельевые чистого и грязного белья. Они должны быть самостоятельными, изолированными друг от друга помещениями. Центральная бельевая чистого белья связывается грузовым лифтом с поэтажными бельевыми. При ней предусматривается место для починки и глажки белья. Центральная бельевая для грязного белья связывается с поэтажным бельепроводом. Иногда помещения для хранения использованного белья устраивают в подвале. Размеры бельевых комнат определяются строительными нормами. Большое внимание уделяется размещению и оборудованию технических помещений и установок. В зданиях больших многоэтажных гостиниц для устройства машинных и различных санитарно-технических отделений отводится целый технический этаж. Здесь размещаются бойлерные, помещения для кондиционирования воздуха, вентиляционные камеры, помещения для счётчиков, аккумуляторная, трансформаторные, а также ремонтные мастерские для энергетической, санитарно-технической, слесарной, столярной и прочих групп. Специфика гостиниц заключается в многообразии функций этих объектов. Это одновременно и жилые, и общественные здания, что предопределяет особенности формирования интерьеров. Интерьер - это организация внутреннего пространства здания, которое представляет собой зрительно ограниченную, искусственно созданную среду, обеспечивающую нормальные условия жизнедеятельности человека. Интерьер - понятие сложное, многоплановое, обладающее огромной эстетической психофизиологической силой воздействия на человека. Благоприятные условия жизнедеятельности человека в гостиницах обеспечиваются благодаря созданию комфорта как в самом здании гостиницы, так и на территории, прилегающей к ней. Первоочередная задача для достижения комфорта - проектирование композиции пространства. Это требует привлечения специалистов, компетентных людей в вопросах психологического влияния цвета и света на человека; дизайна интерьера. В создании комфорта важно учитывать правильный выбор мебели, цветовой гаммы, способа освещения помещения. Немаловажную роль в оформлении помещений и жилых номеров играют произведения живописи, скульптуры, элементы декоративного, прикладного искусства и особенно озеленение. Интерьер может быть создан в связи с национальными традициями различных народов. Также художественно-пространственная организация помещений гостиницы может быть исполнена в стиле «ретро», т.е. интерьер создаётся стереотипными элементами прошлых веков (ампир, барокко, рококо и др.). Современный интерьер в организации пространства отражает строгость, простоту, логичность и лаконичность форм, их функциональную оправданность. Общий комфорт внутреннего пространства гостиниц является интегрирующим понятием. Он включает экологический, функциональный и эстетический комфорт среды любого помещения гостиницы. Экологический комфорт создаётся оптимальным для организма человека сочетанием температуры, влажности, скорости движения воздуха и воздействия лучистого тепла. Например, в состоянии покоя или при выполнении лёгкой физической работы температура зимой не должна превышать 18-22°С, а летом 23 - 25°С; скорость движения воздуха зимой должна составлять 0,15 м/с, а летом 0,2-0,4 м/с; относительная влажность - 40-60%. Важным компонентом микроклимата любого помещения является инсоляция (облучение помещений солнечными лучами и естественное освещение). Продолжительность инсоляции для многих помещений гостиниц в соответствии с санитарными нормами и правилами должна составлять не менее трёх часов в день. В помещениях гостиниц, где люди проводят большую часть суток, должен быть всегда чистый и свежий воздух и нормальный шумовой режим. Функциональный комфорт определяет удобство эксплуатации любого помещения. Он обеспечивает защиту от окружения, безопасность и осуществление всех функциональных процессов жизнедеятельности человека: сон, питание, отдых, личная гигиена, развлечения, деловые контакты и др. Разделение всех процессов жизнедеятельности человека в помещениях осуществляется приёмами функционального зонирования как общего пространства гостиницы с выделением функциональных блоков, так и микрозонированием. Микрозонирование осуществляется также посредством рационального набора оборудования и его оптимального размещения в любом интерьере. Эстетический комфорт предопределяет положительный эмоциональный настрой человека. Это обеспечивается благодаря средствам и приёмам, с помощью которых достигается объединение всех элементов интерьера в единое для восприятия целое. Эстетический комфорт интерьера зависит, в первую очередь, от гармоничности предметно-пространственного окружения, от того, насколько достигнута целостность и согласованность его элементов. Эстетическая организация среды, или достижение красоты интерьера, включает множество разнообразных задач. Главные из них - это композиция пространства, цветовое решение и отделка поверхностей, хозяйственная (дизайнерская) форма оборудования и мебели, решение декоративных деталей, освещение, озеленение и др. Таким образом, интерьер любого помещения гостиницы должен обладать экологическим, функциональным и эстетическим комфортом. Экологический комфорт в интерьерах создаётся, в основном, благодаря системам инженерного обеспечения гостиниц: вентиляция, кондиционирование воздуха, централизованные пылеудаление, отопление и др. Функциональный комфорт в основном обеспечивается оптимальным набором мебели и оборудования. Мебель является одним из активных компонентов в формировании интерьеров многих помещений гостиниц. Мебель в интерьере Специфика гостиничного хозяйства, многофункциональность помещений, находящихся в одном здании, обусловили дифференциацию мебели по назначению: бытовая (для отдыха, сна, работы за столом, приёма пищи, хранения платья, для одежды); конторская (или офисная); ресторанная и специальная (оборудование бара, парикмахерской, справочных, мест дежурных и т.д.). Современная мебель по характеру конструктивной структуры подразделяется на стационарную, комбинированную многофункциональную (когда один предмет выполняет две и более функций) и и трансформируемую (в том числе секционную). Требования к мебели устанавливаются в соответствии с комфортностью гостиниц и их назначением. Комфортность гостиниц предопределяет качество и количество мебельных изделий, а функциональное назначение гостиниц - номенклатуру мебели. Характер планировочной организации мебели зависит также от типа функционального блока гостиницы в котором она размещается. Так, например, номенклатура вида мебельных изделий приёмно-вспомогательных помещений с вестибюлем зависят от функции помещений этой группы, а также от динамики технологических процессов, происходящих в них. Организация единой формы обслуживания потребовала создание службы портье, в связи с чем произошла корректировка ассортимента мебели. Централизация этой службы, сосредоточение в вестибюле оборудования для ключей обеспечивает комфортность обслуживания и улучшает контроль за его состоянием. Наибольшее внимание во всех типах гостиниц уделяется меблировке помещений блока жилой группы. Меблировка этих помещений должна решать основную задачу: создать максимум удобств при минимальной площади. В помещении жилых этажей используется специальная гостиничная мебель: встроенная, трансформируемая, сблокированная, навесная. В результате такой меблировки уменьшается площадь, занимаемая мебелью, и количество предметов, облегчается уборка помещений и их эстетическое восприятие. Меблировка номеров зависит от площади номера и комфортности гостиницы. Жилая площадь однокомнатного одноместного номера составляет 9-18 м.кв., однокомнатного двухместного - 12-25 м.кв., в зависимости от категории гостиницы. Приёмы размещения мебели зависят от размеров и конфигурации номера и его жилой площади, расположения оконных и дверных проёмов Наибольшей сложностью отличается меблировка однокомнатного номера, так как совмещает функции сна, работы, отдыха и хранения вещей. Во всех современных номерах функции хранения вещей частично выносятся в прихожую, которая оборудуется встроенным шкафом и вешалкой. Расстановка предметов меблировки жилого помещения номера определяется их функциональной связью и расположением в номере. Так рабочий стол должен находиться у окна (параллельно ему или торцом к нему); зона отдыха (кресло и журнальный столик) - в зоне просматриваемости от дверей; подставка для чемоданов - ближе к двери или блокируется с рабочим столом. Размеры функциональных зон номера определяются с учётом разрывов между мебельными изделиями одной зоны. Размер зоны работы в поперечном направлении складывается из ширины стола (60 см), разрыва от стола до стула (10 см) и ширины стула (45 см), что составляет 115 см. Общий размер зоны отдыха с одним креслом равен 150 см (ширина журнального столика - 60 см, разрыв от столика до кресла - 30 см, ширина кресла - 60 см). Общий размер зоны сна (135 см) состоит из следующих параметров: ширины кровати - 90 см (85 см кровать плюс 5 см разрыв от стены), разрыва 5 см между прикроватной тумбочкой и кроватью, ширины тумбочки 40 см. Особой комфортностью отличаются номера типа «дубль», оборудованные кроватью, комбинированным столом, стулом, журнальным столиком, креслом и подставкой для чемодана, диваном-кроватью. Диван-кровать служит в качестве дополнительного спального места и имеет тумбочку для постельного белья. Меблировка 3-4-местных однокомнатных номеров гостиниц затрудняет функциональное зонирование мебели. Для максимального раскрытия внутреннего пространства жилой комнаты рекомендуется использовать двухъярусные кровати, особенно в молодёжных гостиницах. Двухкомнатные номера состоят из спальни и гостиной, которые отделяются друг от друга раздвижными и складывающимися перегородками, открытыми или застеклёнными дверными проёмами. Рациональная меблировка спальни определяется островным размещением кроватей, пристенным шкафом; в гостиной размещением мебели для отдыха должно обеспечиваться удобство пользования телевизором, а мебель для работы может включать навесной подоконный рабочий стол, являющийся одновременно подставкой для телевизора. Жилая часть трёхкомнатных номеров состоит из спальни, гостиной и кабинета. Меблировка такого номера решается по аналогии с двухкомнатным, но здесь зона работы выносится в кабинет. Кабинет дополняется ещё книжным шкафом или полками и зоной отдыха. В гостиной располагается обеденный стол со стульями. При спальне может находиться гардеробная, а в прихожей - подставка для багажа. Трёхкомнатные номера могут размещаться в двух уровнях: на первом уровне гостиная, прихожая, санузел, кухня-ниша, а на втором - спальня, кабинет, санузел. Иногда кабинет располагают на первом уровне. Номера «апартаменты», имеющие до 8 комнат, различны и могут быть скомпонованы из нескольких номеров, которые в этом случае соединяются между собой дверями и называются номера «комплексы». Они могут быть оборудованы для проведения совещаний, собраний, для чего между номерами устанавливаются раздвижные перегородки и используется трансформирующаяся мебель (например кровать-шкаф). Прихожие во всех типах номеров в основном не большие по площади (шириной не менее 105 см) и оборудованы встроенным (при стенным) шкафом, вешалкой и зеркалом. В многокомнатных номерах прихожая отделяется от жилой комнаты дверью, а в однокомнатных и простым проёмом. В прихожей, не имеющей встроенного шкафа, устанавливается вешалка с полкой для шляп и подставкой для обуви, рекомендуется повесить зеркало, выделить место для платяной щетки. Мебель в гостиницах категории 3, 4 и 5 звёзд обычно отделывается фанерованным деревом дорогих твёрдых пород, применяются прочные покрытия, полировка и лакировка; для мебели II класса - окрашивание и лакировка. Большое внимание в гостиницах (особенно 4 и 5-звёздных) уделяется достижению эстетического комфорта. Он создаётся благодаря художественно-пространственной организации процесса жизнедеятельности человека с помощью целого ряда средств. Первоочередная задача - проектирование композиции пространства. Это означает такое построение интерьера помещения, при котором отдельные элементы воспринимаются в определённой системе (стилевом единстве). В настоящее время наиболее распространены три приёма художественно-пространственной организации интерьеров гостиниц - стиль «ретро», современный и смешанный. Интерьер в стиле «ретро» создаётся стереотипными элементами прошлых веков (ампир, барокко, рококо и др.). Современный интерьер в организации пространства отражает строгость, простоту, логичность и лаконичность форм, их функциональную оправданность. Интерьер, решенный в смешанном стиле, содержит элементы двух предыдущих приёмов композиции пространства. Декоративные и мебельные ткани Большое декоративное значение в интерьере гостиниц имеют занавеси, гобелены, ковры, обивка мебели. Они во многом определяют цветовое решение и эмоциональную окраску помещений. Одним из существенных элементов интерьера являются занавеси. Они выполняют практические функции и одновременно влияют на композицию и колорит интерьера. Практические функции занавесей заключаются в регулировании естественного освещения, тепла и инсоляции, поглощении шума. Применяются два вида занавесей: прозрачные и плотные. Первые рассеивают и смягчают дневной свет. Рассеянный свет создаёт комфортные условия для зрения. Для прозрачных занавесей применяют сетчатые ткани, при сильном освещении - тонкие ткани. Материал для прозрачных занавесей может быть белым или чуть окрашенным, гладким или иметь малозаметные узоры. Выбор цвета зависит от цветового решения интерьера. Плотные занавеси изолируют помещение от различных внешних влияний. Цвет плотных занавесей, их фактура и рисунок, как правило, подбираются с учётом всей композиции интерьера, а также размеров помещения и занавесей. Занавеси могут быть короткие и длинные. Нижняя кромка коротких занавесей должна касаться подоконника; длинные занавеси не должны доходить до пола на 5см. Ширина занавесей должна составлять при тканях средней плотности и тонких от 1,5 до 2 ширин фронта подвески или окна. Занавеси бывают раздвижные и подъёмные. Наиболее распространены раздвижные занавеси, которые располагают с одной или двух сторон окна. В зависимости от декоративных качеств ткани подразделяют на две группы: «пассивные» и «активные». Рисунок и цвет первых носит фоновый характер. К активным, т.е. более ярким цветным тканям, относятся по преимуществу набивные. В отличие от тканных занавесей, где рисунок непосредственно связан со структурой материи, набивной рисунок как бы накладывается на ткань. Рисунок тканей для гостиниц может быть геометрический и изобразительный. Но характер рисунка должен соответствовать общему характеру интерьера, лучше выбирать лаконичный с небольшим количеством цветовых отношений. Фактура занавесей должна быть легче и проще фактуры мебельной ткани, которая в свою очередь должна быть контрастной к фактуре ковра. Для мебели наиболее применимы фактурные и гладкие однотонные по окраске ткани, без рисунков и орнаментов. Обитая такими материалами мебель наиболее органично входит в интерьер, отвечая общему убранству. Ковры служат мягким и тёплым покрытием пола. Для одной кровати размер ковра достаточен 60 х 140 см; для двух кроватей, расположенные под углом, - 80 х 240 см; ковёр в торце спаренных кроватей должен быть не менее 60 х 200 см. Рекомендуются петельчатые и ворсовые ковры, однотонные или с рисунком. Наряду с функциональными требованиями к декоративным и обивочным тканям, во многом определяющим цветовое решение и эмоциональное звучание помещений, предъявляется ряд требований как к художественному средству оформления интерьера. Первое требование, которое необходимо выполнять в любых случаях, - это комплексный подбор рисунка цвета занавесей, ковров и обивки мебели, применяемых в одном помещении. Из всех возможных вариантов можно к примеру рекомендовать следующий приём комплектации тканей: занавеси из ткани с крупным рисунком, ковёр - с мелким, обивка мебели гладкая разных цветов. Часть мебели решается в колорите занавесей, другая - в колорите ковра и т.п. Высокие декоративные свойства, экономичность, массовость, транспортабельность, звукотеплоизоляционные свойства тканей делают их одним из самых широко доступных элементов убранства интерьера гостиниц. Нужно лишь отнестись к ним при проектировании интерьера как к полноценному его художественному средству. Цвет в интерьере гостиниц Одним из важнейших элементов интерьера является цветовое решение помещений - окраска стен, полов, отделка их различными материалами (пластик, керамика, гипрокартон и др.). Цветовое решение интерьера создаётся с использованием принципов контраста и нюанса. В практике используются оба приёма. Цвет является активным средством архитектуры интерьера. Сочетанием яркости и цвета формируют пластику интерьера, а также его пространственную композицию. Требования к цветовому решению гостиниц Цветовое решение определяется многими факторами, среди которых основными, влияющими на выбор цвета интерьеров гостиниц, являются природные условия, ориентация, архитектура здания и помещения, назначение помещений. Конечно, учесть влияние всех этих факторов на цветовое решение интерьера невозможно. Однако некоторые характерные особенности гостиниц позволяют определить основные требования к цветовому решению их интерьера. Так, например, номера характеризуются небольшими размерами и большой насыщенностью мебелью и оборудованием. В плане номера могут быть квадратными и удлиненными. Для них необходимо выбирать такую цветовою гамму, при которой они производили бы впечатление свободных незатесненных. Особенностью помещений вестибюльной группы является единство внутреннего пространства. Таким образом, цвет может быть использован как средство композиционного объединения пространства группы помещений. В то же время это единое пространство должно быть расчленено цветом на отдельные функционально обособленные зоны и помещения. В зависимости от архитектурного замысла интерьера цвет должен подчеркнуть, выявить одни элементы, а другие, наоборот, замаскировать, облегчить зрительно или усилить ту или иную деталь конструкции помещения, видоизменить пропорции отдельных деталей или помещений. Помещения гостиниц различаются по сроку пребывания в них и по назначению. К категории помещений, предназначенных для длительного пребывания приезжающих, относятся номера; для кратковременного -- помещения вестибюльной группы и группы связи. По назначению помещения подразделяются на следующие группы: приемные помещения -- вестибюль, операционный холл, бюро оформления; помещения для отдыха -- холлы; проходные помещения -- лестницы, лифтовые холлы, коридоры; жилые помещения -- номера. Каждой группе помещений необходимо дать четкую цветовую характеристику, соответствующую их назначению. Немаловажное значение играет цвет как средство ориентировки приезжающих. Архитектор М.Я. Гинзбург, например, считал, что с этой целью различным помещениям и даже этажам следует придавать различную окраску. Так, совершенно не похожие друг на друга площадки этажей будут легко запоминаются. Использование цвета как средства ориентировки приезжающих особенно необходимо в больших гостиницах, в которых можно легко нарушить эксплуатационный режим, внести суету и беспорядок. Цветом можно выделить место дежурного администратора, лифты и лестницы; различную цветовую характеристику могут иметь коридоры и холлы разных типовых этажей. Цветовое решение интерьера гостиниц необходимо выбирать с учетом гигиенических требований. Окрашенные в светлые тона помещения легче содержать в чистоте, а горизонтальные поверхности мебели должны быть темными, что позволяет легко заметить на них пыль. Обивка мебели и декоративные ткани должны исключать серые и бурые цвета, которые производят впечатление недостаточной свежести. Нельзя с полной достоверностью определить те сочетания цвета, которые вызывают в нас именно те ощущения и создают то настроение, которые отвечали бы требованиям к цветовому решению гостиниц. Однако, используя данные исследований цветоведов, можно оценить цветовое решение интерьера со следующих точек зрения: - действует возбуждающе, успокаивающе или угнетающе; - воспринимается холодным или теплым, светлым или темным; - создает впечатление затесненного или свободного, единого или расчлененного объема; - вызывают детали архитектуры ощущение тяжести или легкости. Критериями оценки цветового решения интерьера гостиниц с этих позиций будут являться различные свойства цвета и характер его воздействия на человека. Известно, что красный, оранжевый, желтый цвета создают ощущение тепла; голубой и фиолетовый - холода. Светлые цвета более веселые, темные более печальные. Теплые цвета возбуждают, холодные успокаивают. По степени возбуждающего влияния на людей цвета располагаются в том же порядке, в каком они расположены в спектре, - интенсивность зрительной чувствительности меняется в зависимости от частоты волны. Наблюдается переход в состоянии человека от спокойствия при фиолетовом цвете до возбуждения при красном. Зеленый, находящийся в середине спектра-цвет физического равновесия. В общем виде данные о психологическом воздействии цвета сводятся к следующему: красный цвет имеет стимулирующее влияние и вызывает повышенные эмоциональные реакции, голубой - холодный цвет, действует успокаивающе; зеленый - освежающий цвет, успокаивает, уменьшает слишком яркое солнечное освещение, бурый цвет успокаивает, но вызывает депрессию, когда он употребляется один. Его надо употреблять с желтым или оранжевым; оранжевый цвет вызывает радость, фиолетовый-печаль; черный, если он употребляется один, угнетает; белый - холодный цвет. Для рационального цветового решения интерьера гостиниц необходимо для каждого помещения выбирать цветовую гамму с учетом её психологического воздействия на человека: 1) При решении пространственной композиции интерьера большое значение имеют явления выступания и отступания цветов. Выступание или отступание цвета зависит от его тона. Теплые цвета (особенно красный) выступают вперед, а холодные (особенно синий) отступают назад. Это явление весьма сильно зависит и от светлоты цвета. Светлые цвета являются выступающими, темные - отступающими. Таким образом, явление выступания-отступания цветов имеет немаловажное значение как средство зрительного изменения пропорций и размеров помещений. 2) Объединяющее и расчленяющее свойство цветов. Большое практическое использование в отделке номеров имеет объединяющее свойство цвета, суть которого в том, что для зрительного объединения нескольких пятен на плоскости последняя должна окрашиваться в тот же цвет, в который окрашены пятна, или в более насыщенный и темный. Если, например, стену, у которой стоит мебель, висит зеркало, бра и др., окрасить, скажем, в оранжевый цвет, то она станет композиционным центром, и все предметы зрительно объединятся с ней. Интерьер номера станет организованнее и лаконичнее. При окраске предметов в разные цвета возникает иллюзия их расчленения, особенно при окраске в цвета, сильно отличающиеся друг от друга по светлоте. Меньшее впечатление расчленения может быть при окраске в цвета, различные по тону и насыщенности. Расчленяющее свойство цвета можно использовать при окраске длинных коридоров гостиниц. Отдельные участки коридоров, окрашенные в разные цвета, зрительно укорачивают длину коридора. 3) На восприятие цвета предмета оказывает влияние яркость фона. Если яркость предмета ниже яркости фона, то его цвет кажется блеклым и потому воспринимается плохо. Соотношение яркости фона и предмета необходимо учитывать при окраске стен и пола и выборе цвета предметов убранства. Последние должны быть ярче, чем пол и стены; выделяясь на общем фоне, они будут усиливать декоративность интерьера. 4) При решении многих задач интерьера гостиниц имеет значение способность цвета иллюзорно изменять действительные размеры предмета. В этом можно легко убедиться, наблюдая два квадрата одинаковых размеров, один из которых расчленен цветом по горизонтали, а другой - по вертикали. В данном случае первый кажется нам вытянутым в вертикальном направлении, а второй - в горизонтальном. Это свойство цвета позволяет корректировать размеры помещений и оборудования. Особенно это следует учитывать при окраске коридоров, так как при вертикальном членении стен или поперечном членении пола коридор может казаться шире и короче. И, наоборот, неправильной покраской еще больше можно усугубить и без того неприятное впечатление от длинного коридора, как, например, расчленением цветом стен и пола продольными полосами. Точно так же можно создать впечатление различной высоты помещения -- горизонтальным членением стен цветом, зрительно уменьшить высоту помещения и, наоборот, вертикальным членением стен увеличить его высоту. 5) В восприятии интерьера большое значение имеет расположение цветовых пятен в соответствии с понятием «тяжелые» и «легкие» цвета. Психологи путем экспериментальных исследований установили, что тяжесть цвета зависит главным образом от его светлоты: чем темнее цвет, тем он тяжелее. Это правило относится ко всем цветам: и к ахроматическим, и к хроматическим, и к цветам одного и того же тона и разных цветовых тонов. Согласно экспериментальным исследованиям американского ученого Монро тяжесть цвета зависит также и от его насыщенности; из цветов одного и того же цветового тона и одинаковой светлоты более насыщенные кажутся более легкими. Наконец, тяжесть цвета в известной мере зависит и от фактуры материала: цвет материала с грубой фактурой при прочих равных условиях тяжелее цвета материала с гладкой поверхностью. В гостиницах используется большой ассортимент отделочных материалов, различных по цвету и фактуре их поверхности. Поэтому при решении интерьера следует выбирать материалы с учетом «тяжести» и «легкости» их цвета. Впечатление от интерьера складывается не только по отдельным цветам, но также и от их сочетаний. Различные сочетания цветов по-разному воздействуют на зрителя: одни воспринимаются легко, другие вызывают чувство напряжения и тяжести. Различают три группы сочетаний в зависимости от размера интервала между цветами в цветовом круге: малые и большие интервалы в большинстве случаев являются легкими, а средние -трудными сочетаниями. При выборе цветовой гаммы интерьера гостиниц следует ориентироваться на использование легких сочетаний. На восприятие цвета большое влияние оказывает: - другой цвет, который наблюдатель видит одновременно с данным цветом или на который он смотрел непосредственно перед этим. В известных сочетаниях возникают явления одновременного и последовательного цветовых контрастов. Одновременным цветовым контрастом называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних хроматических цветов. Если цвет окружен хроматическим фоном, то он изменяется в сторону цвета дополнительного к цвету фона. Всякий цвет, находясь на фоне своего дополнительного цвета, выигрывает в насыщенности; находясь на фоне одинакового с ним цвета, но большей насыщенности, теряет в насыщенности. Одновременный цветовой контраст используется для приглушения одних элементов интерьера или, наоборот, для усиления декоративного звучания других элементов. Суть явления последовательного цветового контраста сводится к тому, что если в течение некоторого времени задержать взгляд на каком-либо цветном предмете, а затем отвести в сторону, то создается впечатление, что мы видим этот же предмет, но окрашенный в менее интенсивный дополнительный цвет. То же самое произойдет, если мы из окрашенного, скажем, в красный цвет помещения перейдем в помещение, окрашенное в белый или серый цвет; цвет последнего нам покажется слегка зеленоватым. Если же помещение будет окрашено в зеленый цвет, то его окраска будет нам казаться еще насыщеннее. При выборе окраски гостиниц, где приезжающему приходится проходить ряд помещений, последовательный цветовой контраст можно использовать для усиления декоративности интерьера. - освещение. - цветность освещения, которая зависит от спектрального состава излучения источников света. Если последний отличается от спектрального состава дневного света, то даже при высокой освещенности происходит «искажение цвета». Поэтому при проектировании интерьера необходимо знать цветовые характеристики используемых источников света. Необходимо знать «видимый цвет» каждого типа лампы, чтобы правильно установить действие света на цвет интерьера. Приемы цветового решения Цветовое решение гостиниц весьма разнообразно. В некоторых гостиницах внутренний объем вестибюльной группы не расчленен на отдельные помещения и все же он имеет композиционно обособленные функциональные зоны. Это достигается с помощью цвета. Так, например, окраской пола и потолка в один цвет (чаще белый) можно достигнуть впечатления единства объема группы помещений. Дифференциация этого объема на отдельные зоны, отвечающие функциям вестибюля, операционного холла, фойе, зрительного зала и других помещений, может быть осуществлена с помощью цветовых акцентов. Цветом часто акцентируются центральная лестница, зона бюро оформления и др. Выбор цветовых акцентов должен соответствовать функциям помещений. Красный цвет часто используется в зоне дежурного администратора, как привлекающий внимание; спокойный сине-голубой цвет используется в вестибюле и т. д. Цветовая гамма интерьера, построенная на сочетании трех основных цветов - желтого, красного, синего, на общем белом фоне является оптимальной для функциональной окраски помещений. Она вызывает чувство приподнятости и бодрости, что соответствует назначению этих помещений. Важное значение цвет имеет в архитектуре всего комплекса. Так, связь внутреннего пространства с внешним можно решить применением в окраске интерьера цветов наиболее характерных для колорита самой гостиницы и окружающей застройки. Большая насыщенность цветовых тонов в окраске интерьера и контрастность сочетаний усиливают цветовое звучание ансамбля. Если цветом выделить основные конструктивные элементы (пол, потолок или несущие конструкции), а второстепенные элементы (перегородки, столбы) окрасить в нейтральные цвета, то внутреннее и внешнее пространство может восприниматься как единая среда. Для современных номеров характерно рациональное использование площадей. В небольших помещениях не должно быть впечатления тесноты. Большое значение в этом принадлежит цвету. Приемы использования цвета для композиционной связи разных зон номера, а также номера с другими помещениями довольно разнообразны. Наиболее распространенными являются следующие: 1) каждое помещение решено в своей цветовой гамме; 2) все помещения имеют одну цветовую гамму. Первый прием применяется для больших номеров. В этом случае стены передней и санузла окрашивают в насыщенные цвета (красный, синий, зеленый и т. д), стены комнаты-в светлые тона малой насыщенности. Для номеров небольшой площади (9--12 м2) целесообразно применять единую цветовую гамму, способствующую композиционном объединению разных зон, отчего номера зрительно кажется свободнее. При выборе цветового решения номера необходимо принимать во внимание цвет общественных помещений жилого этажа. Часто цветовая композиция строится на контрастном сочетании цветов и яркостей. Если в номерах применяются мягкие сочетания тонов, а в коридорах и холла- насыщенные тона, то номер производит впечатление тусклого, неинтересного. В других случаях ставится задача объединить цветом помещения жилого этажа с тем, чтобы номера можно было рассматривать не как изолированные замкнутые ячейки, а как часть жилого этажа. В коридорах и жилых комнатах часто применяются мягкие, спокойные цвета - желтый, светло-зеленый, бежевый и др.; в передних используются насыщенные цвета, которые можно рассматривать как цветовые акценты всего комплекса. Такой способ позволяет добиться композиционного объединения холлов, коридоров и номеров. И, наконец, применяется еще один прием - это однотонная композиция, построенная на сочетании цветов, близких по цветовому тону. Цвет является одним из основных средств в создании индивидуальных архитектурных решении интерьеров типовых помещений. Рассмотренные примеры позволяют сделать следующие рекомендации по цветовому решению интерьера гостиниц: -цветовое решение не может рассматриваться как «последний штрих» в оформлении интерьера. Цвет интерьера и его пространственное решение должны идти параллельно с самого начала проектирования здания. -цвет интерьера следует выбирать с учетом природных условий (ландшафт, освещенность, колорит среды и т. д.), архитектуры окружающих зданий, а также и самой гостиницы. -при выборе цветового решения помещении следует принимать также во внимание месторасположение гостиниц. Холодную и нейтральную гаммы цветовой отделки интерьера рекомендуется выбирать для гостиниц, расположенных в южных районах России (южнее 45° северной широты), а также в центральных районах при световых проемах помещений, ориентированных на юг. -теплую гамму цветовой отделки интерьера следует выбирать в гостиницах, расположенных в северных и центральных районах России (севернее 45° северной широты), при световых проемах помещении, обращенных на север. -необходимо учитывать зависимость цветового решения от назначения помещения и времени воздействия данной цветовой среды на человека. В соответствии с этим к цветовому решению помещений гостиниц предъявляют следующие требования. -в номерах должны преобладать спокойные цвета нейтральных тонов, что обеспечит условия для отдыха и работы. Цветовые акценты здесь применяются ограниченно. -в вестибюле целесообразно использовать цвета средневолновой части спектра (жёлтые, голубые, зелёные) средней насыщенности, с большим коэффициентом отражения. Цветовые акценты должны быть размещены таким образом, чтобы во время работы они не попадали в поле зрения обслуживающего персонала. -в проходных помещениях (лестницы, коридоры) можно применять любые цвета. Стены и потолок должны быть светлыми с большим коэффициентом отражения. -в холлах не следует применять яркие цвета и резкие контрасты. Здесь должны преобладать цвета нейтральных и малонасыщенных тонов. -цвет целесообразно применять для ориентировки проживающих. С этой целью в районе дежурного администратора, лифтовых холлах и лест
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |