КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Предмет, об’єкт і завдання економічного аналізу
В основе гражданского общества лежит жизни индивидов как частных лиц, система свободно устанавливаемых ими связей и отношений, разнообразие присущих им интересов, возможностей и способов их выразить, осуществить. Среди основных компонентов политической системы, которые оказываются предметом социологических исследований, есть власть, государство, политические партии и движения, партийные системы. Социологические исследования политической системы и ее институтов Таким образом, политика является организованной и целенаправленной деятельностью социальных субъектов, предусматривающий согласование их интересов, устанавливает тесные социальные связи и отношения между ним. Все это означает, что политика является социальным институтом.
Как социальный институт политика призвана выполнять в обществе ряд важных функций:
• ценностно-ориентационную - политика выражает интересы социальных групп, дает толчок к определению коллективных целей, программ общественного развития;
• управленческую - политика осуществляет руководство политическими и общественными процессами в интересах отдельных социальных групп и общества в целом, позволяет решить социальные и политические противоречия;
• инновационную, суть которой состоит в содействии реализации определенных интересов, целей и задач. Именно политика создает новые формы организации, обеспечивает изменение и развитие общества;
• интегрирующую - осуществляя управление различными сферами жизни общества, политика как социальный институт интегрирует развитие различных сфер общества;
• прогностическую - политика разрабатывает определение перспектив общественного развития, создания разнообразных моделей будущего состояния экономической, политической системы и т.д.;
• социализации - политика обеспечивает формирование личности, ее воспитание и всестороннее развитие, расширение ее мировоззрения.
Политическая система общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой государственных, партийных и общественных организаций и органов, с помощью которых происходит завоевания, удержания и функционирования политической власти в обществе в соответствии с достигнутым уровнем его политической культуры.
Сущность политической системы проявляется в ее социально-политических функциях, к которым относятся:
• обеспечение формирования и осуществления политической (в том числе и государственной) власти; • связь и взаимозависимость политической системы с другими системами общественной жизни (экономической, правовой, информационной и др.); • постоянный и существенное влияние на все сферы общественной жизни, причем это влияние значительно глубже, чем влияние любой другой социальной системы, ведь от принятия тех или иных политических решений зависит не только состояние политической жизни, но и состояние экономики, культуры, духовной сферы.
Структура политической системы довольно сложная. К основным ее элементам можно отнести: 1. Политическую власть. Ведь именно власть является объектом любой политической системы, деятельность которой обязательно направлена на утверждение и функционирование политической и государственной власти. 2. Политические отношения. Ведь все элементы политической системы находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии между собой, являются субъектами политических отношений. 3. Институты политической системы. Именно они являются основными составляющими политической системы. К ним относятся государство и его органы, политические партии, общественно-политические объединения, политические движения, религиозные конфессии. 4. Политическую культуру. Ведь функционирования любой политической системы осуществляется на основе того уровня политической культуры, которого достигло общество. 5. Политические коммуникации. Это те средства, через которые происходит взаимосвязь между всеми политическими институтами, а также происходит информирование общества о состоянии политической системы и политической жизни. К таким коммуникациям относятся слушания дел на открытых заседаниях, средства массовой информации, Интернет и т.п..
Таким образом, политическая жизнь является многогранным и касается всех социальных систем, социальных общностей и социальных институтов, вообще каждого из нас. Поэтому изучение социальных аспектов политики является важной задачей современной социологии.
Социология власти
Базовым предметом исследования социологии политики есть проблемы власти как социального явления.
Власть - одно из основных понятий политической науки и практики, что означает отношения зависимости между людьми, у которых одни могут осуществлять свою волю, навязывая ее окружающим. Другим признаком власти является ее верховенство и монопольное право субъектов власти принимать авторитарные решения, то есть решения, обязательные и значимые для всех. Кроме того, власть - это организация направленной поведения людей, основанная на правомочному угрозе применения силы [2, с. 47].
Основными формами власти является государственная, власть в политических партиях и общественных организациях. Основной среди них есть власть государственная, так как она распространяется не на отдельную социальную группу, а на все общество в целом.
Государственная власть - это организация государством политического управления обществом. Это высшая власть в отношении других видов власти во всех социальных образованиях как по объему, так и по средствам воздействия. Государственная власть распространяется на все сферы общественной жизни и осуществляется государством с помощью специального аппарата принуждения, обладает монопольным правом издавать нормативные акты, обязательные для всего населения государства, включает в себя такие разновидности власти, как верховная, законодательная, судебная, военная и т..
Теория власти объединяет концепции, предлагающих различные варианты объяснения способности отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства навязать свою волю другим участникам социального взаимодействия и управлять их действиями насильственными или ненасильственными средствами и методами.
Отношениям власти пристальное внимание уделяли такие мыслители, как Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Локк, Кант и многие другие философов, социологов и политических теоретиков. Проблемы власти находятся в центре внимания и современной политической социологии. Существенный вклад в разработку теории власти внесли В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс и другие ученые.
Новый этап в социологическом анализе власти открыл М. Вебер, понимал под властью любую возможность проводить внутри тех или иных социальных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основывается [6, с. 56].
Подчеркивая ключевое значение власти, Т. Парсонс утверждал, что она занимает в анализе политических систем место, во многом сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах.
Сторонники ролевой концепции власти рассматривают власть как способность или потенциальную возможность людей принимать решения, влияющие надежды других людей. Считая власть атрибутом ролей в социальной системе, представители рассматриваемой концепции отмечают, что в современном обществе она, выполняя функции контроля и управления, немыслима без организационной и институциональной основы. При этом основное внимание уделяется формам осуществления власти, а не ее источникам. Английский политолог Дж. Томпсон утверждает, что анализ феномена власти предполагает скрупулезное исследование взаимоотношений действия, институтов и социальной структуры, сколько те или иные аспекты власти проявляются на каждом из этих уровней. На уровне действия - это способность субъекта власти действовать в соответствии со своими интересами и целями, вмешиваться в ход событий и изменять его. На институциональном уровне власть означает способность предоставлять полномочия или иной группы людей или институтам принимать решения и осуществлять их на практике. В свою очередь, пределы этой власти ограничиваются социальной структурой. Рассмотрены аспекты власти следует отличать от категории "господство" что представляет собой особый уровень отношений, характеризуются неравенством между классами, расами, нациями и государствами.
В современной социологической теории власти различают два основных подхода по ее понимание - структуралистский и конфликтологической. Согласно структуралистского подхода (Т. Парсонс, Е. Шилз) власть понимается как особая форма отношений между социальными субъектами, основанные на господстве - покорении и определяют стабильное функционирование общества. Конфликтологической подход (Р. Дарендорф) рассматривает власть как возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.
Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, что охватывает наиболее сложные социально-политические отношения, на уровне отдельных социальных подсистем, объединяет коллективы и отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и другие коллективы), и личном. На всех этих уровнях власти институционализуеться, оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих сил и лиц (политических лидеров, работников аппарата управления, органов власти). Рассмотрены уровни (в зависимости от типа общества, политического строя и т.д.) делятся на две формы: структуры легальные, официальные, формализованы и не легализованы, неформальные, неофициальные (например, влиятельные группы и лица, приближенные к господствующей лица).
Совокупность уровней и форм власти составляет ее общую структуру, приобретает пирамидальной строения: в основе - общество в целом, ближе к основанию - господствующие слои общества (классы, партии или группы единомышленников), определяющие политику и формируют власть, на вершине - реальная или формальная власть - правительство, президент, парламент.
Таким образом, власть организуется и функционирует в обществе на нескольких взаимосвязанных и взаимодействующих уровнях: макроуровне высших центральных политических институтов, высших государственных учреждений и организаций, руководящих органов политических партий и ведущих общественных организаций; мезоуровне, который образуют аппараты и учреждения так называемой среднего звена и местные административные власти регионального, областного и районного масштабов; микроуровне отношений между людьми, малыми группами и внутри них. Средний уровень власти связывает две другие системы органов управления, через него проходят конкретные решения высших инстанций власти и ответные реакции общества на них. Этот уровень концентрирует основную часть политических должностных лиц и основные кадры политического управления.
Средства власти - это совокупность возможностей осуществлять политику и власть и использовать их в интересах общества или определенных общественных сил, включая и саму власть. Зависимости от применяемых средств (жестких или мягких, гуманных или репрессивных) различаются и типы политики и власти, типа общества и исторические эпохи. К средствам относятся и методы осуществления политики, также характеризуют политические режимы, способы управления, отношения власти и общества.
Прежде всего, выделяют средства, составляющие политическую практику, обобщенную в понятиях организации, регулирования, контроля, управления. Это средства, порожденные обществом, но внешние относительно политики (культурные и социальные нормы, традиции, вера, идеология, общественное настроение), и средства, возникающих в сфере политики, создаваемые и применяемые властью (то есть все виды управленческих нормативных актов - приказы, распоряжения, постановления и т.д.). К средствам власти относятся политические знания различных типов, а именно: профессиональная подготовка политических кадров, понимание ситуации, знание политической теории, политическая символика, средства массовой информации; пропаганда; общественные движения и их проявления (митинги, собрания, манифестации) и др.
Эффективность политики и власти в значительной степени зависит от наличия и рационального использования всех доступных им средств.
Методы политики и власти в зависимости от отношения к существующему политическому строю делятся на революционные, реформистские и консервативные.
Функции политической власти раскрываются в его сущности:
• формирование политической системы общества,
• организация политической жизни, политических отношений, которые включают в себя отношения между государством и обществом, общественными группами и слоями, политическими институтам и, an Арата и органам и государственного управления, партиями, гражданами и т.д.;
• управление делами общества и государства на различных уровнях;
• управление органами власти и политическими, а также неполитическими процессами;
• контроль политических и иных отношений и как следствие - создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя (монархического, республиканского), открытого или закрытого общества, политической системы общества, что соответствует характеру политических отношений в государстве.
Социология государства
Социология государства - это отрасль социологии политики, изучающая проблемы происхождения, развития и функционирования государственной власти, ее влияние на социальные процессы, происходящие в политической жизни общества.
Эта отрасль социологии политики исследует происхождение, развитие и функции государства, типы и формы государств в их взаимосвязи с социально-экономическим строем, состав, структуру и функции государственного аппарата.
Какой бы государство не было по размерам, форме правления или территориальным устройством, она, с одной стороны, проявляет волю доминирующей части населения, пользуется и распоряжается государственной властью, с другой стороны выполняет ряд важных функций (правовую, организующую, защитную и т.д.), жизненно необходимы всему обществу, входящих в сферу политических интересов любого члена общества.
Государство - это форма отношений между людьми, создается для обеспечения жизнедеятельности общества в целом и осуществления политической власти доминирующей частью населения в социально-неоднородном обществе с целью сохранения его целостности, безопасного существования, удовлетворения общих социальных потребностей.
Государство как социально-политический институт возникла в период распада первобытнообщинного родоплеменного строя, ее развитие продолжалось в течение длительного исторического периода.
Сущность государства достаточно содержательно отражается в ее характерным признакам, среди которых можно выделить:
• территория - обособленная границами часть земного шара, на которую распространяется суверенитет государства и в пределах которой население превращается в граждан;
• публичный характер власти, которая воплощается в государственно-правовых институтах, отделенных от населения, имеет назначение осуществлять политическую власть и регулировать социальные отношения;
• суверенитет - политико-правовое свойство государства, что проявляется в ее верховенстве, независимости, единства;
• механизм государства, т.е. система органов и организаций, создаваемых государством для реализации ее функций и задач;
• правовые нормы - общеобязательные правила поведения, которые разрабатывает и охраняет государство и которые определяют сферы социальных отношений, охраняемых государством, делают государственные решения обязательными на уровне обществе и определяют возможные наказания за нарушение этих установленных правил;
• система налогов - платежей обязательного характера общегосударственного или местного значения, устанавливаемые для содержания государственного аппарата, а также для выполнения общесоциальных функций государства в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.. Существуют различные взгляды на происхождение государства. На протяжении всего периода развития социально-политической мысли возникли ряд теорий, по-разному объясняющих происхождение государств. Среди них можно выделить:
• теологическую теорию, согласно которой появление государства - это Божья воля;
• патриархальную теорию, согласно которой власть правителя в государстве является продолжением власти отца в семье;
• договорную теорию, которая доказывает, что государство - результат договора между людьми, по которому одни согласились подчиняться другим, а те, в свою очередь, обязались защищать первых;
• психологическую теорию, сторонники которой доказывают, что государство возникает в результате психологических особенностей разных людей, среди которых некоторые имеют психологическую потребность властвовать над другими, а некоторые, те, что не отличаются сильной психологической волей, попадают под влияние первых;
• насильственное теорию, согласно которой государство возникает как результат насильственного захвата одного племени другим;
• марксистскую теорию, согласно которой государство возникает вместе с разделением общества на классы;
• космическую теорию, которая трактует государство как вид общественно-политической организации, принесенный из космоса разумными существами.
Государство как общественно-политическая организация призвана выполнять такие функции как:
1. По социальному значению государственной деятельности:
• основные (оборона страны, защита правопорядка, законности, охрана прав и свобод граждан);
• дополнительные, которые являются составными элементами основных функций, но сущности государства не раскрывают (например, укрепление вооруженных сил в составе функции обороны страны).
2. По сферам деятельности:
• внутренние - регулирование политического, экономического и духовной жизни, социальная защита населения, охрана и рациональное использование природных ресурсов, содействия развитию образования и научно-технического прогресса;
• внешние - оборона страны, поддержания международного мира, обеспечения сотрудничества с другими народами и др..
3. По продолжительности и осуществлением их во времени:
• постоянные, совершаемых в течение всего времени существования государства;
• временные, осуществляемых в течение определенного периода существования государства.
4. По сферам осуществления:
• политические;
• экономические;
• социальные;
• гуманитарные и др..
Эти функции в разные периоды развития государств выполняют не одинаково важную роль.
Отдельным предметом в сфере социологических исследований государства является ее форма. Каждое государство характеризуется определенной формой, которая определяет процесс организации и осуществления государственной власти. Форма государства объединяет три элемента: государственное правление, государственное устройство, политический (государственный) режим.
Политический режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Различают следующие политические режимы:
• тоталитарный, характеризующееся откровенной террористической диктатурой, насилием, преступными действиями против своего народа, принятием недемократических законов и т.д.;
• авторитарный, при котором вся полнота власти сосредотачивается в руках немногих людей, чьи законы и распоряжения носят антидемократический характер, часто характерно принятие фиктивных законов, методом завоевания доверия масс является лживые обещания;
• демократический, при котором вся власть сосредоточена в руках народа.
Форма правления - это организация верховной власти, порядок образования ее органов, их взаимоотношения с населением.
Существуют такие формы правления как монархия и республика. В монархии государственная власть сосредоточена в руках одного лица (монарха) и передается по наследству; в республике все верховные государственные органы избираются на определенный срок. В свою очередь, монархии делятся на абсолютные, где власть монарха является неограниченным, конституционные, где власть монарха ограничивается конституцией, парламентские, в которых власть монарха ограничивают органы законодательной власти, избранные народом.
Республики подразделяются на: парламентские, где большими полномочиями в принятии государственных решений пользуется законодательный орган власти; президентские, в которых преимущество имеет глава государства и назначаемое им правительство; парламентско-президентские, где наблюдается равновесие в принятии государственных решений между законодательными и исполнительными органами государственной власти.
Государственное устройство - это территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между составными частями, а также каждого из них с государством в целом. По территориальному устройству государства делятся на:
• простые (унитарные), на территории, которых, как правило, нет никаких автономных образований;
• сложные, которые в свою очередь делятся на: федерации, где существуют автономные образования, в которых действуют законы и распоряжения как всего государства, так и, что принятые местными органами власти; конфедерации - временно образованные государственные объединения путем добровольного слияния нескольких независимых государств; империи - сложные государства, образованные насильственным присоединением к государству других территорий, входящих в ее состав с момента присоединения и подчиняются ей.
Важным предметом исследований социологии государства является анализ взаимоотношений государства и общества. На почве подобного взаимодействия в современной западной социологии сформировалась теория гражданского общества.
Гражданское общество - понятие, используемое для обозначения всех существующих в обществе неполитических отношений той стороны жизнедеятельности общества и отдельных индивидов, находится вне сферы влияния государства, за пределами директивного регулирования и регламентации
При тоталитаризме гражданское общество сокращается до минимально возможных размеров. Развитие гражданского общества предусматривает создание правового государства, призванной защищать и осуществлять интересы и права граждан.
Принято считать, что необходимыми предпосылками такого общества является рыночная экономика с присущим ей многообразием форм собственности; множественность независимых политических сил; общественное мнение, формируемое недирективно; свободная личность с развитым чувством собственного достоинства.
Государство возникает на основе гражданского общества является его официальным выражением. Здесь единство индивидуального и общего реализуется в единстве и взаимосвязи индивида и государства через гражданское общество. Последнее имеет механизм саморегуляции, что позволяет человеку реализовать свою двойственную природу как индивидуальной так и социального существа. Оно способствует сглаживанию противопоставление человека человеку по социальному происхождению, религиозным, национальным и другим различиям. Постепенно осознаются не только собственные эгоистические интересы, но и интересы различных групп. Такие интересы нельзя реализовать непосредственно, поэтому они косвенно выражаются в формировании общественных организаций: профсоюзов, политических партий, массовых движений и т.д.
Гражданское общество нуждается в государстве как официальный выразитель общих интересов. Поскольку такое государство выражает общие интересы и строит свою деятельность исходя из общих потребностей народа, она является действительно демократической не только по внешним проявлениям, но и по сути. Демократическая государственная власть основана на балансе интересов всего общества и его отдельных составляющих. Она выполняет общественно значимые функции, которые делегируются государству, поскольку не могут быть выполнены другими структурными элементами гражданского общества.
Интегрирование общества на основе определенной идеологии, национальной идеи или идеи лидерства (или в чистом виде, или в их комбинации) не создает действенных инструментов его саморегуляции и самофункционування. Попытки интеграции общества на идеологизированной основе приводят к появлению тоталитарного государства. Появление идеологизированного тоталитаризма неизбежно ведет к подавлению ростков гражданского общества.
Социология политических партий и партийных систем
Социология политических партий и партийных систем - это отрасль социологии политики, которая исследует причины образования политических партий, механизмы развития и функционирования партий и партийных систем.
Основным предметом исследования данной области социологии политики является изучение тенденций функционирования и содержания деятельности политических партий и партийных систем.
Политическая партия (от лат. Partio - часть, отдел) - это политическая организация, политически активная и организованная часть социальной общности, класса, призванная выражать и защищать интересы этой общности, осуществлять практическую работу по их удовлетворению.
В современной политологической литературе представлен широкий спектр подходов к определению понятия "политическая партия" - от ее рассмотрения как штаба по подготовке к очередным выборам к пониманию как аппарата повседневного воздействия на массы во всех сферах жизнедеятельности общества. Принято считать, что партия является результатом превращения воли индивидов в коллективную волю, орудия участия граждан в формировании политики государства [2, с. 159]. Основа деятельности любой политической партии - борьба за завоевание политической власти в государстве и реализация своих программных концепций (экономических, идейно-теоретических, политических) посредством законодательной, исполнительной и судебной власти. Свои программные концепции политические партии воплощают в жизнь через практическую деятельность, вырабатывая стратегию и тактику своей деятельности на разных исторических этапах развития и в разных политических условиях.
В отличие от политических движений, политические партии более организованным политическим объединением граждан. Высшая степень организации партий по сравнению с политическими движениями проявляется в том, что партии всегда имеют четкую внутреннюю структуру: органы (съезд, правления, председатель, ревизионная комиссия) и рядовые члены партии; имеют фиксированное членство - каждый член зафиксирован в списке партии, и, как правило, имеет партийный билет, основные цели и задачи партии, способы деятельности и самоуправления оформлены документально - записаны в уставе и программе партии; единственным методом борьбы за воплощение новых социально-политических условиях является борьба за власть и ее использование.
Таким образом, политическая партия - это политическое движение с высокой степенью организации. Политическая партия - это устойчивая политическая организация, которая объединяет людей с общими интересами, выраженными в программных документах с целью их реализации путем завладения властью и осуществлением руководства страной.
Политические партии возникают в период перехода от феодального к капиталистическому обществу. Процесс возникновения партий является разрушением традиционных структур власти аристократии и замены их более открытыми объединениями граждан. Возникновение политических партий было связано с формированием в результате буржуазных революций парламентов как формы и принципа организации и осуществления государственной власти. Нынешние политические партии разнообразны и различаются в зависимости от характера и принципов организации, идейных установок, социальной базы, позиции и места в политической системе общества.
Несмотря на то, что все политические партии имеют много общих черт, одновременно у них есть и существенные отличия, обусловливающие существование различных типов партий. Политические партии подразделяются:
1. По социальной базой на:
• классовые (рабочие, крестьянские, буржуазные)
• межклассовые (буржуазно-помещичьи)
• партии класоподибних групп (партии интеллигенции и других межклассовых слоев);
• национальные;
• народные;
• религиозные и т.д..
2. По способу формирования и пополнения на:
• кадровые, в которых, как правило, находится относительно незначительное количество активных членов;
• массовые - объединяют широкие массы населения.
3. По условиям функционирования на:
• легальные (разрешенные правящей верхушкой и зарегистрированы);
• нелегальные.
4. По отношению к существующей власти на:
• правящие - находящиеся у власти;
• оппозиционные - партии, противодействующие правящим.
5. По формам борьбы на:
• консервативные;
• радикальные;
• реформистские,
• революционные;
• контрреволюционные.
6. По идеологии на:
• консервативные;
• либеральные;
• социалистические;
• коммунистические;
• демократические и другие.
Совокупность отношений между легально действующими политическими партиями называется партийной системе.
В странах мира сложились различные партийные системы. Это обусловлено не только классовым характером общества, но и историческими традициями, национальным составом, политической культурой населения, религиозным мировоззрением и т.д.. Именно поэтому существует большое количество типологий партийных систем, предложенных зарубежными и отечественными учеными, в частности Л. Етстайном, Есть Вятр, Дж. Сартори, В. Евдокимовым, Е. Базовкин. Сочетая классификации партийных систем Е. Базовкин и Дж. Сартра можно выделить следующие типы партийных систем:
1. Однопартийная система, для которой характерна ведущая роль в обществе одной партии. Она делится на:
• чисто однопартийную систему, где в стране есть лишь одна зарегистрированная (Куба, Лаос);
• однопартийную систему с партией, осуществляющей гегемонию, где в стране существует несколько партий, но у власти в течение длительного времени остается лишь одна из них, остальные не играют значительной роли в политической жизни (Китай, Вьетнам);
• однопартийную систему с доминирующей партией, где влияние одной партии на общество несколько большим, чем у других партий (Индия, Мексика);
2. Двухпартийная система, где две партии поочередно сменяют друг друга у власти (США, Канада, Великобритания);
3. Многопартийная система, где влияние на общество имеют более чем две партии. Она делится на:
• трехпартийной систему, при которой преобладающими в обществе есть две партии, однако они не могут формировать правительство без участия третьей, которая как правило является оппозиционной к первым двум. Поэтому такую партийную систему называют иногда еще двух с половинной партийной системой (Бразилия, Индонезия)
• многопартийную систему умеренного плюрализма, при которой 3-4 партии формируют коалиционное (общий) правительство (Швеция, Бельгия, Швейцария, Голландия, Греция, Финляндия)
• многопартийную систему крайнего плюрализма, где коалиционное правительство формируют 5-8 партий (Польша, Чехия, Украина, Россия);
• атомизированную систему, в которой ни одна партия не значительно сильнее других и правительство формируют представители значительного количества партий (Малайзия). Как показывает практика развития политических партий в условиях демократических режимов, общей является тенденция упрощения партийных структур. Подтверждением тому является развитие партийной системы в Украине, ведь на парламентских выборах 1998 года победителями оказались 8 партий и блоков. 2002 - 6, а в 2006 - 5, причем две политические силы (СПУ и КПУ) едва преодолели процентный проходной барьер, несмотря на то что он был уменьшен с 4 до 3% украинских же общество является поляризованным по принципу Восток - Запад, поэтому вполне можно предположить, что партийная система в Украине от крайне поляризованной постепенно должна перейти к двухпартийной.
1. Сутність економічного аналізу та його необхідність 2. Предмет, об’єкт і суб’єкт аналізу 3. Завдання економічного аналізу 4. Види економічного аналізу 1. Економічний аналіз – це науковий метод пізнання сутності економічних процесів та явищ, що ґрунтується на розчленуванні їх на складові і на вивченні у взаємозв’язку і взаємозалежності. Економічний аналіз господарської діяльності – важливий елемент системи управління виробництвом, дійовий засіб виявлення внутрішньогосподарських резервів, основа розробки науково-обґрунтованих планів-прогнозів та управлінських рішень і контролю за виконанням їх з метою підвищення ефективності функціонування підприємства. Щоб пізнати суть того, чи іншого об’єкту, явища, процесу необхідно: - знати суть елементів з яких вони складаються; - систему взаємозв’язків між ними; - взаємозв’язок об’єкта, явища, процесу із оточуючим середовищем. Сутність економічного аналізу полягає в дослідженні стану і розвитку п-ва, встановленні причин зміни результатів господарювання і розробці заходів, спрямованих на поліпшення діяльності аналізованого п-ва. Необхідність ек. аналізу зумовлена потребою ефективного управління економікою п-в, яке в сучасних умовах дуже ускладнилось. Це пов’язано з: - розширенням господарської самостійності та економічної відповідальності; - підвищення динамізму внутрішнього і зовнішнього середовища, розширення економічних зв’язків; - наростанням невизначеності і ризику; - ентропією (недостатністю) інформації; - недосконалістю методик ек. аналізу, які не завжди враховують специфіку діяльності нових агарних формувань і суб’єктів ринкової інфраструктури; - недосконалістю методик застосування ЕОМ для проведення економ. Аналізу і використання його результатів в управлінні діяльністю - ін. 2.Сукупним об’єктом аналізу є результати господарської діяльності підприємства. Предметом його вивчення є причинно-наслідкові зв’язки і залежності економічних явищ і процесів, що формують результати діяльності суб’єкта господарювання. Суб’єктами аналізу господарської діяльності є користувачі його результатів (на внутрішньому рівні – керівники підрозділів, менеджери, керівник підприємства; на зовнішньому – банки, акціонери, інвестори, кредитори, фінансові органи тощо). Розрізняють користувачів: - внутрішніх – керівники підприємства, менеджери, керівники підрозділів, учасники правління або власники підприємства; - зовнішні – 1) з прямим фінансово-економічним інтересом (діючі інвестори, потенційні інвестори, банки, які надали кредит, потенційні кредитори); 2) з непрямим фінансово-економічним інтересом (податкові органи, фінансові органи, урядові структури, профспілки, страхові компанії, замовники і ін.); 3) без фінансово-економічним інтересу (органи статистики, арбітраж, аудиторські фірми). Аналіз є по суті однією з основних функцій управління. Основні функції управління: 1) аналітична (оцінка, діагноз, прогноз); 2) планова (цілі і стратегії, обґрунтування варіантів рішень, прийняття рішень); 3)організаційна (організаційні передумови; оптимізація, стимулювання); 4) керівництва (координації, регулювання, стабілізації); 5) облікова (контроль, формалізація, інформація). Всі перелічені функції взаємопов’язані між собою.
3.Основними завданнями аналізу господарської діяльності є: - вивчення механізму дії економічних законів, визначення закономірностей і тенденцій економічних явищ та процесів у конкретних умовах підприємства; - контроль за виконанням планів, прогнозів, управлінських рішень, за ефективним використанням економічного потенціалу підприємства; - вивчення впливу об’єктивних і суб’єктивних, зовнішніх і внутрішніх факторів на результати господарської діяльності, що дає змогу об’єктивно оцінювати роботу підприємства, правильно діагностувати його стан і прогнозувати розвиток на перспективу, виявляти основні напрями пошуку резервів підвищення його ефективності; - пошук резервів підвищення ефективності виробництва на основі вивчення передового досвіду та досягнень науки і практики; - оцінювання ступеня фінансових та операційних ризиків і вироблення внутрішніх механізмів управління ними з метою зміцнення ринкових позицій підприємства та підвищення дохідності бізнесу; - оцінювання результатів діяльності підприємства з виконання планів досягнутого рівня розвитку економіки, використання наявних можливостей і діагностика його становища на ринку товарів та послуг; - розробка проекту управлінського рішення для усунення виявлених недоліків та освоєння резервів підвищення ефективності господарської діяльності.
4. Класифікація аналізу господарської діяльності має важливе значення для правильного розуміння його змісту і завдань, для розробки методики його проведення та для організації аналітичного процесу. За галузевою ознакою аналіз поділяється на: - галузевий; - міжгалузевий; За ознакою часу, економічний аналіз поділяється на: - перспективний (попередній); - ретроспективний (наступний) – оперативний і підсумковий За просторовою ознакою, аналіз поділяється на: - внутріфірмовий; - міжфірмовий (бенчмаркінг – система раннього попередження проблем, що назрівають); За аспектами дослідження, аналіз поділяється на: - фінансовий, техніко-економічний, соціально-економічний, маркетинговий, інвестиційний, функціонально-вартісний За методикою дослідження об’єктів, розрізняють: - якісний і кількісний, експрес-аналіз, маржинальний, ситуаційний, факторний, діагностичний, економіко-математичний тощо. За суб’єктами аналізу – внутрішній, зовнішній. За ступенем охоплення об’єктів – суцільний, вибірковий. За змістом охоплення програми – комплексний і тематичний.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |