Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анненбергская школа

Эта школа исследования МК была создана при Пенсильванском университете в 1959 г., но ее интенсивное развитее началось, когда в середине 60-х ее возглавил Джордж Гербнер (с тех пор ее еще стали называть «школа культурных индикаторов»).

Теоретико-методологическим направлением, в рамках которого ученые этой школы выдвигали гипотезы и проводили исследования, является символический интеракционизм (интеракция – это взаимодействие). Символический интеракционизм сосредоточивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий, на смыслах, вкладываемых людьми в их социальные действия. Социальный процесс здесь трактуется как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. И в ходе этого переопределения меняется и объективная среда социальной деятельности, ибо наш жизненный мир, по представлениям интеракционистов, имеет полностью социальное происхождение. («Теорема Томаса»: «Если ситуация мыслится как реальная, то она реальна по своим последствиям»).

Также данная школа опирается и на когнитивизм (направление в социально-психологичеких науках, объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с ним связаны. Это теории о знании и познании, о восприятии мира в процессе человеческой деятельности).

 

В рамках исследований Анненбергской школы центральное место отводилось исследованиям телевидения как главного культурного индикатора общества конца ХХ века, определяющего состояние общественного сознания и психологии, а также мнения, вкусы, пристрастия и потребности людей.

В качестве попытки объяснить воздействие телевидения на зрителей, Гербнером и его коллегами была выдвинута т.н. гипотеза культивации. Эта гипотеза зародилась в рамках исследовательской программы по изучению воздействия медианасилия «Профиль насилия». Однако уже с первых дней реализации, исследования вышли за рамки только медианасилия, и превратились в изучение воздействия долговременного и регулярного просмотра телевизионных передач на мировоззрение, ценности и мнения телезрителей.

Основное положение гипотезы культивации состоит в том, что чем больше времени зритель проводит перед телевизором, тем более его восприятие мира приближается к тому образу реальности, который он видит на экране.

«Символический мир» телевидения весьма отличается от объективной реальности, и у тех зрителей, которые много смотрят телевизор, формируется столь же искаженный образ мира, как тот, который они видят на телеэкране.

Существует множество примеров искажения телевидением картины мира. Например, контент-анализ телевизионных программ, проведенных учеными Аннненбергской школы показал, что большинство телеперсонажей – молодые, энергичные и привлекательные люди. Пожилые люди (65 лет и старше) редко становятся главными героями телепрограмм и телефильмов, а если они и появляются на экране, то в основном исполняют роли больных или умирающих персонажей. Т.е. телевидение неадекватно отражает удельный вес, социально-экономические условия и состояние здоровья пожилого населения.

Наиболее очевидным примером искажения реальности в телевизионных программах является уровень преступности и удельный вес насильственных преступлений (Тщательно изученная статистика свидетельствовала совсем о другом положении дел). Контент-анализ же показал, что вообще половина главных героев телепрограмм и телешоу так или иначе задействованы в актах насилия.

Также заметны искажения реальности телевидением и в плане гендерных стереотипов.

 

С начала реализации очень масштабного и долгоиграющего «Проекта культурных индикаторов» результаты исследований большей частью указывали на низкий уровень эффекта культивации, но такое постоянство, по мнению исследователей, свидетельствует только в пользу гипотезы культивации. Гербнер и его коллеги настаивали, что несмотря на низкий уровень, эффект культивации имеет значительные последствия для общества. Ученые часто сравнивают эффект культивации с глобальными климатическими изменениями – понижение температуры на всей планете всего на несколько градусов может привести к ледниковому периоду.

Подчеркну, что концепция эффекта культивации получила статус именно гипотезы, а не формальной теории медиавоздействия. Потому что до сих пор не предоставлено достаточностью эмпирических доказательств, раскрывающих не просто наличие, а и механизмы данного явления. В частности, исследования не смогли объяснить психологический механизм эффекта культивации, т.е. то, как именно у телезрителей под воздействием медиа изменяются схемы восприятия социальной реальности.

Критики же настаивают, что исследователям следует не просто показывать наличие взаимосвязи между просмотром телепрограмм и взглядами зрителей на социальную реальность, но и объяснять эту взаимосвязь.

 

Согласно гипотезе культивации, самые различные категории телезрителей, под воздействием телевидения начинают мыслить сходно, т.к. получают в принципе одинаковую информацию.

Телепрограммы различных типов (мультфильмы, мелодрамы, детективы) часто построены на одинаковых повествовательных структурах, что выражается в подборе персонажей, сюжетных приемах и других аспектах. Иными словами, все телепрограммы, начиная от развлекательных, и заканчивая информационно-аналитическими, основаны на похожих, повторяющихся моделях. Предполагается, что эти модели влияют на восприятие мира телезрителями. Воздействие таких моделей в течение достаточно долгого периода времени, вероятно, приводят к «прочному укоренению главенствующих ориентаций для большинства телезрителей».

Одно из принципиальных понятий, лежащих в основе культивационного анализа – м эйнстриминг. Концепция мэйнстриминга предполагает, что в рамках различных культур существуют главенствующие комплексы убеждений, взглядов, ценностей и обычаев, которые периодически, снова и снова отражаются в содержании телепрограмм. Определенные модели также формируются телевидением – модели развязок различных ситуаций, модели гендерных ролей, образы меньшинств и т.д. Мэйнстриминг означает, что систематический и долговременный просмотр телепрограмм может привести к ослаблению и стиранию различий в восприятии и поведении, которые обычно зависят от других факторов и воздействий.

Еще одно понятие, лежащее в основе культивационного анализа – резонанс. Он имеет место в том случае, когда реальные события подтверждают искаженный образ действительности, представленный на телеэкране. Когда непосредственный опыт телезрителя соответствует получаемой им медиаинформации, ее воздействие усиливается – она резонирует, способствуя эффекту культивации. (Мы помним, объяснение Клеппера, Шрама при этом предполагает, что эффект культивации скорее укрепляет взгляды телезрителя, чем изменяет их.)

В 90-е гг. и в начале 2000-х в научный поиск в рамках гипотезы культивации включились ученые разных стран. Большинство исследований также обнаружило факт культивации установок по отношению к насилию, социальным ценностям, стереотипам и другим явлениям, соотносящихся с искаженными образами телереальности.

Например, в Австралии исследователи обнаружили, что студенты, которые много смотрят телевизор и при этом отдают предпочтение американским телепрограммам, более склонны считать Австралию неблагополучной и опасной страной. Исследования, проведенные в Корее, показали, что кореянки, которые регулярно и подолгу смотрят американские телепередачи, более либеральны во взглядах на брак, стиль одежды и музыку, но мужчины-корейцы, которые проводят перед экраном столько же времени, поддерживали традиционные национальные ценности и выражали враждебность по отношению к США.

Еще один интересный выявленный момент: дети, которые проводят много времени перед телеэкраном, как правило, едят больше сладостей и высококалорийной пищи и считают, что блюда из заведений быстрого питания более питательны, чем блюда домашнего приготовления.

Также исследования показали, что постоянные телезрители склонны идеализировать образ одиноких родителей, они более терпимо относятся к неполным семьям и материнству вне брака (при этом по ТВ, по сравнению с реальной жизнью, доля неполных семей (мать- или отец-одиночка) была завышена, особенно-отец-одиночка).

Также «тяжелые телезрители», менее других осведомлены о проблемах окружающей среды.

При этом было выявлено, что зрители, потребляющие большие объемы телевизионной информации, более уверенно отвечают на вопросы. Это говорит о том, что в сознании формируется некий «кратчайший путь», позволяющий получить быстрый доступ к ответам.

 

В целом, хотя теоретической основой гипотезы культивации и были идеи, связанные с акцентированием субъективных смыслов, вкладываемых людьми в их действия, в отношении массовой коммуникации есть общие моменты и со структурным функционализмом. Так, специалисты Анненбергской школы выделили две ключевые и связанные друг с другом функции масс-медиа: социальной интеграции и социализации. Внедряя в массовое сознание определенные культурные стереотипы, символические модели, медиа тем самым способствуют закреплению и сохранению сложившейся системы общественных связей, сложившихся социальных структур. Раньше эти функции выполняли мифология, фольклор и религия, а настоящее время они главным образом возложены на аудиовизуальные СМК, вводящее массового зрителя в мир особой условной культуры с ее представлениями о жизненных ценностях и порядках.

Литература:

1. Брайант Дж. Основы воздействия СМИ / Брайант Дженнингз, Томпсон Сузан; пер. с англ. В. В. Кулеба, Я. А. Лебеденко. – М.; СПб.; К.: Вильямс, 2004. – 425 с. (глава 6)

2. Черных А. И. Социология массовых коммуникаций : учеб. пособие / А. И. Черных; Гос. ун-т – Высш. шк. экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 451[1] с. (главы 5.1.1, 5.1.2).

3. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: зарубежные теории и концепции: учеб. пособие для студ. вузов / Г. П. Бакулев. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с. (глава «Примат информации»)

Питання для обговорення на семінарі:

1. Розкрийте основні ідеї Торонтської школи (Г. Інніс, М. Мак-Люен) щодо масової комунікації. (Черных А. И., глава 5.1.1)

2. Як ви розумієте тезу М. Мак-Люена, що засіб комунікації і є повідомленням (The medium is the message)?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика этапа | Бирмингемская школа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 6409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.