КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Федеральная таможенная служба
1) 2) 3. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Характеризуя сегодняшнее состояние внешнеэкономической политики Российской Федерации, необходимо отметить, что важнейшей составной частью ВЭД современной России является внешнеторговая деятельность (ВТД). В этой связи особо важную роль играет Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (вступил в силу в полном объеме с февраля 2004 г.), в котором изложены правила осуществления ВТД. Этот Закон имеет принципиальное значение, поскольку закрепляет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения для нее благоприятных условий, а также защиты экономических и политических интересов РФ. Он определяет федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Таковыми являются Президент Российской Федерации, Правительство РФ и федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время Министерство экономического развития и торговли). Закон формулирует их правомочия, методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также меры содействия ей. В нем также рассмотрены вопросы регулирования межгосударственных отношений в области внешнеторговой деятельности, в частности проблемы заключения международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, а также проблемы контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственности за нарушение законодательства РФ о внешнеторговой деятельности. В соответствии с Законом (ст. 5) торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики РФ. Ее целью является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импорт ров, производителей и потребителей товаров и услуг. Она строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Ее реализация осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренных настоящим Законом, а именно: таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальнойсобственностью, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом. Иные методы государственного регулирования не допускаются. В качестве ПРИНЦИПОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ (ст. 4) Закон определяет следующие: 1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг. Этот принцип означает, что государство стоит на страже законных интересов хозяйствующих субъектов. В случае их нарушения зарубежными государствами предусматривается введение ответных мер. Федеральный орган исполнительной власти собирает и обобщает информацию, связанную с нарушением иностранными государствами прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц. Если в результате рассмотрения поступившей информации этот федеральный орган исполнительной власти сделает вывод о целесообразности введения ответных мер, он представляет в Правительство Российской Федерации доклад, содержащий согласованные с МИД РФ предложения о введении ответных мер. Решение по этому вопросу принимается Правительством РФ. До введения ответных мер оно может принять решение о проведении переговоров с соответствующими иностранными государствами; 2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено Законом. Этим принципом провозглашается равенство прав и обязанностей всех участников внешнеторговой деятельности, т.е. в отношении них применяются одинаковые нормы и правила. В свою очередь все участники внешнеторговой деятельности обязаны выполнять одинаковые процедуры при перемещении товара через границу. В соответствии с духом и буквой закона не допускается предоставление каких бы то ни было преимуществ отдельным участникам внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, специально оговоренных в Законе; 3) единство таможенной территории Таможенного союза. В данном случае имеется в виду, что на всей таможенной территории Федерации действуют единый таможенный режим и единые правила в отношении всех перемещаемых через границу товаров. 4) взаимность в отношении другого государства (группы государств). ПРИКАЗ от 22 декабря 2011 г. № 2601 «О предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации» (изучить самостоятельно) В РАМКАХ ВТО является универсально признанной основой для международной торговли. Это означает, что отношения между государствами (группами государств) строятся исключительно на основе взаимности в предоставлении режимов (РНБ и HP), а также конкретных условий ведения внешнеэкономической деятельности. Необоснованное применение в отношении российских участников внешнеторговой деятельности ограничений будет иметь следствием использование ответных мер; 5) обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации. Предложения о заключении международных договоров в области внешнеэкономических связей представляются в порядке, установленном Федеральным законом от 15 мая 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Президенту РФ или в Правительство РФ органом исполнительной власти совместно с МИД РФ или по согласованию с ним. Вносимые другими федеральными органами исполнительной власти предложения о заключении международных договоров РФ, затрагивающие вопросы внешнеэкономических связей, согласовываются с федеральным органом исполнительной власти. В случае необходимости консультаций с соответствующими органами иностранных государств они проводятся в порядке, установленном Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» по согласованию с федеральным органом исполнительной власти; 6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для эффективного достижения целей, для осуществления которых предлагается применять меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Как уже говорилось выше, Закон четко определяет методы, которые могут быть использованы для регулирования внешнеторговой деятельности. В то же время приведенный выше принцип подчеркивает, что на практике должны применяться только те из них, которые действительно необходимы для эффективного достижения поставленных целей; 7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В данном случае имеется в виду, что при разработке нормативного правового акта РФ, затрагивающего право на осуществление внешнеторговой деятельности, ответственный за его разработку федеральный орган исполнительной власти предлагает субъектам Федерации, российским организациям и индивидуальным предпринимателям, интересы которых могут быть затронуты его принятием, представить предложения и замечания по данному вопросу. При этом он сам определяет решение о способе и форме проведения консультаций, а также о форме доведения до заинтересованных лиц результатов их проведения. В случае если это следует из международных договоров РФ, предложения и замечания могут быть направлены компетентным органам других государств (групп государств). Федеральный орган исполнительной власти может принять решение не проводить указанные консультации в случае, если о мерах, предусматриваемых проектом правового акта, не должно быть известно до момента его вступления в силу и проведение консультаций приведет или может привести к недостижению целей, предусмотренных этим правовым актом. Консультации могут не проводиться, если их проведение приведет к задержке принятия правового акта, что будет иметь следствием причинение существенного ущерба интересам Российской Федерации. В соответствии с Законом консультации с российскими участниками ВЭД не проводятся при введении специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров. Положения о возможности не проведения консультаций не применяются при разработке проектов федеральных законов, затрагивающих право осуществления внешнеторговой деятельности, предложений о заключении международных договоров, а также методов распределения квот. Не проведение консультаций в соответствии с Законом не может являться основанием для признания нормативно-правового акта РФ по вопросам осуществления ВЭД недействительным; 8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Этот принцип напоминает о том, что использование мер государственного регулирования должно основываться на объективной оценке ситуации и быть экономически обоснованным; 9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам ВТД и экономике РФ. Настоящее положение Закона подтверждает зафиксированное в ряде законодательных актов РФ (в частности, в Гражданском кодексе) право участников внешней торговли на полную свободу деятельности (естественно, в рамках действующих законов), их равенство, неприкосновенность собственности, свободу договоров, равенство сторон, недопустимость постороннего вмешательства и т. д.; 10) обеспечение обороны страны и безопасности государства. В этой связи Закон предусматривает меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов. Они не носят экономического характера и необходимы для соблюдения общественной морали и порядка; охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды; относятся к импорту или экспорту золота или серебра; применяются для защиты культурных ценностей; необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства и потребления; необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците; для выполнения международных обязательств РФ; для обеспечения обороны страны и безопасности государства; для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов Российской Федерации; 11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности. В соответствии с Законом участник внешнеторговой деятельности вправе обжаловать действие (бездействие) государственного органа или его должностного лица, если таким действием (бездействием), по мнению участника внешнеторговой деятельности, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Решение, действие (бездействие) государственного органа или его должностного лица может быть обжаловано в суд, арбитражный суд и в случаях, установленных законодательством РФ, в вышестоящий государственный орган; 12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Иными словами, действующая в данный момент система государственного регулирования (федеральные законы, законы и другие нормативные акты) автоматически распространяется на всю территорию России, а уполномоченные на то федеральные органы осуществляют контроль за ее реализацией; 13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации. В данном случае речь идет о том, что перечисленные в Законе методы регулирования внешнеторговой деятельности единообразно применяются на территории страны. Правила их применения изложены в соответствующих законах, постановлениях Правительства РФ и подзаконных актах. В отличие от Закона 1995 г. новый Закон более подробно рассматривает вопросы применения отдельных средств внешнеторговой политики, таких, как таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. При этом выделяется группа количественных ограничений, устанавливаемых Правительством РФ в исключительных случаях, определяется порядок лицензирования и проведения предпогрузочной инспекции в целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в РФ товарах. Кроме вопросов, связанных с регулированием торговли товарами, в нем разбирается государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли услугами (гл. 6), государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью (гл. 7), рассматриваются особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (гл. 8). В Законе определены особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности, такие, как приграничная торговля, свободные экономические зоны (гл. 9). Отдельная глава (гл. 10) посвящена государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок.
1) 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2) Специфика отношений в сфере внешнеэкономической деятельности предполагает разнообразие регламентирующих их правовых актов. К таким отношениям применяются не только нормы международных договоров и межгосударственных актов, но и внутреннее (национальное) законодательство различных государств. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется на различных уровнях.
1) МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ - двух или многосторонние международные соглашения, заключенные между государствами. Международные договоры содержат унифицированные материальные и коллизионные нормы, регулирующие международный коммерческий оборот. Унификация проводится на уровне всего мирового сообщества (универсальная унификация) и в пределах отдельных регионов (региональная унификация). Базовыми универсальными международными договорами, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, являются: 1. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, Вена, 1980г. Содержит определение договора международной купли-продажи товаров, закрепляет основные материально-правовые положения о порядке заключения, содержании договора международной купли-продажи товаров. 2. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, Нью-Йорк, 1958г. Устанавливает порядок признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории иностранных государств по спорам, сторонами которых могут выступать как юридические, так и физические лица. 3. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Оттава, 1988 г. В Конвенции отражены общие правила регулирования международных лизинговых операций, которые могут быть дополнены по усмотрению сторон, в зависимости от конкретных условий. Цель Конвенции - устранение определенных юридических препятствий на пути международного финансового лизинга, адаптации норм, регулирующих традиционный договор аренды к самостоятельным трехсторонним отношениям финансового лизинга, установление единообразных норм, регулирующих правовые взаимоотношения участников лизинговой сделки. 4. Конвенция о единообразном законе о чеках, Женева, 1931 г. Устанавливает Единообразный закон о чеках, в котором закреплены определение чека, его обязательные реквизиты. Закон направлен на регулирование международного чекового обращения. 5. Конвенция о Единообразном законе о переводных и простых векселях. Устанавливает Единообразный закон о переводных и простых векселях, в котором закреплены определения переводного и простого векселей, их обязательные реквизиты, а также условия международного оборота векселей. 6. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961г. Устанавливает порядок рассмотрения споров, возникающих при осуществлении внешней торговли. 7. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г. Является наиболее крупным соглашением об условиях перевозок грузов в международном автомобильном сообщении. Объединяет многие европейские страны, включая Российскую Федерацию. 8. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. Предусматривает составление при осуществлении международных автомобильных перевозок грузов особого таможенного документа - книжки МДП (международная дорожная перевозка), определяет ее реквизиты, порядок оформления и правила пользования ею. 9. Конвенция о международных перевозках по железным дорогам (КОТИФ), Берн, 1980 г. и Приложения А и В регулируют общие принципы международных перевозок по железной дороге. 10. Конвенция о статусе и международном устройстве железных дорог, Женева, 1923г Унифицирует организационные вопросы международного сообщения по железным дорогам. 11. Конвенция о кодексе поведения линейных конференций 1974 г. Одной из основных целей конвенции является создание баланса интересов перевозчика и грузовладельца. 12 Конвенция, унифицирующая некоторые правила, касающиеся международных воздушных перевозок, Варшава, 1929 г. Является основным международно-правовым актом о воздушных перевозках пассажиров и грузов. К РЕГИОНАЛЬНЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ДОГОВОРАМ относится 13. Конвенция стран-членов ЕЭС о праве, применимом к договорным обязательствам, Рим, 1980, которая содержит коллизионные нормы, определяющие право, подлежащее применению к внешнеэкономическим сделкам. Базовыми региональными унифицированными актами в рамках СНГ являются: 14. Соглашение "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" от 20.03.92 г. Соглашение регулирует вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, находящимися в разных государствах-участниках СНГ, а также исполнение решений по ним. 4. Соглашение "Об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ" от 20.03.93 г. Соглашение регулирует порядок заключения, изменения, расторжения договоров поставки товаров, заключаемых между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется также в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Важнейшие стороны ВЭД регулирует государство. К числу важнейших нормативных актов, регулирующих ВЭД, относятся: 2) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 1. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внеш-неторговой деятельности".
Согласно ст. 12 Закона государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: · таможенно-тарифного регулирования; · нетарифного регулирования; · запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; · мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности. Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений, распределение квот, лицензирование в сфере внешней торговли товарами, наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.
3. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |