Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генезис развития функций советского государства




Понятие и содержание функций государства

Марк Твен.

Потеряли из виду цель, мы удвоили

После того, как мы окончательно

свои усилия»

Функция, как и иные обществоведческие понятия, не является только юридическим или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

Функции государства наукой рассматриваются с различных точек зрения. Это вытекает из того, что несмотря на разнообразие теорий, объясняющих (доказывающих) причины и основания происхождения государства. Изначально оно возникло как организация, основным предназначением которой является обязательное выполнение разнообразных функций публичного характера.

Нормативно определено, что функции федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации имеют следующее содержание:

1. Функции по принятию нормативных правовых актов, т. е. издание носящих подзаконный характер правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

2. Функции по контролю и надзору предполагают осуществление действий: по контролю и надзору за соблюдением субъектами права общеобязательных правил поведения; выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

3. Правоприменительные функции предусматривают возможность издания индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров, кадастров.

4. Функции по оказанию услуг предусматривают осуществление услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемую на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

Функции государства – категория объективная. Их конкретная реализация воплощается в жизнь с учетом политических компромиссов. Здесь проявляется субъективный (человеческий) фактор определения функций государства и его деятельности (функционирования). Функции государства это носящие объективный, системный и взаимообусловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение.

Основные черты функций государства:

1. Имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Однако это не механическое, не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.

2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них проявляется реальная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства. Поэтому одни и те же функции у государств различного типа (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические) всегда бывают разными по содержанию.

3. В функциях государства прослеживается прямая связь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития. Цель представляет собой желаемый конечный результат деятельности государственных и негосударственных структур. Достижение цели предполагает необходимость согласованных и системных действий всех субъектов управленческого процесса. С изменением цели изменяется и характер действий всех взаимодействующих структур.

Приоритет и масштаб реализации функций обусловливается важностью и масштабностью задач и целей. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада на первом плане оказываются экономические функции.

Например, в связи с очередным Всемирным экономическим форумом в Давосе (2006 г.) служба изучения общественного мнения Gailup International провела два опроса с одними и теми же вопросами, связанными с определением приоритетных задач, стоящих перед мировыми лидерами2. В первом опросе участвовало 50 000 жителей из более 60 стран, а во втором – участники форума. Были получены следующие результаты. Место в рейтинге Задача Мнение жителей (%) Мнение лидеров (%)
1. Экономический рост    
2. Сокращение разрыва между богатыми и бедными странами    
3. Ликвидация бедности    
4. Защита окружающей среды    
5. Восстановление доверия к органам власти    
6. Борьба с терроризмом    
7. Сокращение числа войн    
8. Борьба за права человека    
9. Усиление влияния к социальной сфере    
10-12 Борьба со СПИДом    
10-12 Борьба с организованной преступностью    
10-12 Достижение полного равенства для женщин    

 

осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.

Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности функций государства не вообще, а дифференцирование, применительно к их отдельным видам, группам или даже – к отдельно взятым функциям.

В юридической науке существовали (некоторые из них до сих пор существуют) следующие критерии классификации функций государства, а именно:

1. В зависимости от направленности решаемых государством целей и задач (внутренние и внешние);

2. По продолжительности их существования и деятельности (постоянные и временные);

3. По важности и социальной значимости тех или иных направлений государственной деятельности (основные и не основные);

4. По принципу разделения властей (законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные);

5. В зависимости от социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев или групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества);

6. От сфер их приложения и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические);

7. От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные);

8. На основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федерации и субъектов федерации или, как в унитарном государстве, осуществляемые на территории единого, лишь в административном плане делимого государства);

9. В зависимости от обусловленности «природой всякого общества» (функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества – общесоциальные функции).

Существуют и иные основания классификации функций государства. Однако наиболее распространенными являются следующие.

Функции государства – внутренние (Экономическая Социальная Правоохранительная

Экологическая культурная)

Внешние (оборонная, сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем современности)

Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы. Таковыми они являются как в обычной, повседневной жизни, так и, в особенности в нестандартных, чрезвычайных условиях его активности. Вполне очевидным является, например, то, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функциями, функция обороны. В условиях экологических и других возможных катастроф и потрясений – экологическая и другие соответствующие функции. Таким образом, под основными функциями государства понимаются наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы, а под неосновными функциями государства подразумеваются относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры.

Но надо отметить то, что у современного государства, осуществляющем свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной, единственно основной, главной, функции.

  Основные функции государства диктатуры пролетариата (после принятия Конституции РСФСР в 1918 г. и до принятия Конституции СССР 1936 г.) Внутренние Внешние  
  Подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов Обороны страны от нападения извне  
  Хозяйственно-организаторская Борьбы за мир, мирное существование государств с различным общественным строем  
  Культурно-воспитательная  
  Регулирования меры труда и меры потребления  
  Охраны социалистической собственности  
  Охраны прав и свобод граждан, социалистического правопорядка  
Основные функции общенародного государства (после принятия Конституции СССР 1977 г.)     Внутренние     внешние
Хозяйственно-организаторская Охраны страны от нападения извне
Культурно-воспитательная Взаимопомощи и братского сотрудничества государств мировой системы социализма
Регулирования меры труда и меры потребления Борьбы за мир и мирное существование государств с различным строем
Охраны социалистической собственности Поддержки национально-освободительного движения и сотрудничества с развивающимися странами
Охраны прав и свобод граждан, социалистического правопорядка
         

На реализацию внешних функций СССР из бюджета государства ежегодно выделялось более 20 миллиардов долларов для оказания безвозмездной помощи развивающимся странам и странам, входившим в мировую систему социализма. На эти цели, например, СССР ежегодно безвозмездно выделял Кубе помощь в размере трех миллиардов долларов. Подобную политику в отношении своих союзников осуществляли и США. Объем их ежегодной безвозмездной помощи Израилю составлял пять миллиардов долларов.

Виды предоставляемой помощи могут быть разнообразными: политическая помощь – выражается в поддержании политики государства в международных организациях; гуманитарная помощь – предназначается для ликвидации разрушительных последствий чрезвычайных ситуаций; военная помощь – заключается в предоставлении оружия или направлении воинских контингентов для участия в боевых действиях на стороне союзников; экономическая помощь – бесплатное выделение финансовых средств; косвенная помощь – представляет собой низкие кредиты, связанные с поставками товаров из стран-доноров; пролонгацию выплат по кредитам; кредиты по МБРР для смягчения кризисных явлений; кредиты Мирового банка; страхование частных инвестиций в других странах; технические кредиты странам, не способным оплачивать получаемые энергоресурсы; предоставление возможности получения бесплатного образования иностранным студентам в вузах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.