Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: возникновение науки и основные стадии её исторической революции (продолжение). Особенности современного этапа развития науки




ЛЕКЦИЯ 2 (Метелёв А.В.).

 

2. Преднаука и ее становление в период Античности.

3. Наука в период Средневековья.

4. Образовательная деятельность в Средневековье.

 

Литература по теме универсалий:

 

1. Соколов В.В. Средневековая философия.

2. Этьен Жильсон. История средневековой философии.

3. Койре А. Очерки истории философской мысли

 

Литература по теме инквизицииJ

 

Жан Делюмо. Ужасы на Западе

 

2. ПРЕДНАУКА И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ:

 

Преднаука (Средиземноморье: Египет, Вавилон).

«Знание – сила» (Фрэнсис Бэкон)

Знания как результат опыта, практической деятельности, характер знаний сакральный и эзотерический, носители сакрального знания – жрецы.

 

Фалес и Пифагор учились в Египте и Вавилоне.

 

Анаксимандр - первый географ.

 

Пифагор нередко противопоставляет 2 уровня познания, чувственный и рациональный (отдает предпочтение). С помощью арифметики можно выразить все отношения между вещами и построить модель мира.

 

Парменид попытался разграничить путь мнений (чувственное познание) и путь разума (путь истины; предпочитиельнее) => элейская школа

 

Пифагор – математизация научного знания

 

Платон – научная, не только философская школа. Академия Платона – первая научная теоретизированная школа («не геометр да не войдет!»).

Стремление к теоретизации, идеализации знания, восхождение от частного к общему, «прекрасные науки» (математика). Концепция мира идей (понятийно-категориальная сетка).

 

Аристотель – стремление к теоретизации познания плюс практическое познание. Биология, физика, гуманитарные науки (формальная логика, риторика, интерес к психологии). Систематизация научного знания своего времени плюс собственные разработки, «О душе».

Школа софистов (V в.) – родоначальники гуманитарного познания. В отличие от натурфилососфии, главной проблемой становится человек (переворот в научном познании, проблема доказательства и опровержения, ораторское искусство).

 

Эллинизм (IV в. до н.э. - IV в н.э.) – практическая направленность представителей наук (Евклид – первая система геометрии образца логики Аристотеля - аксиоматичность и индуктивность).

 

=> апологетика II в., «Слово к грекам» о плагиате греков варварами; философия-у иудеев.

 

Особенности греческой науки:

ü рационализация и обоснование опытных данных;

ü стремление к концептуализации;

ü стремление к построению теоретических моделей.

 

Причины греческой филососфии:

Ø греки были менее развиты в VI веке, не стеснялись учиться;

Ø мифология в Греции не переросла в религию, не было класса жрецов;

Ø свободное выражение мыслей;

Ø территориальная близость к древним цивилизациям;

Ø большая свобода, чем в других странах Средиземноморья.

 

3. НАУКА В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

 

Наука и философия тесно связаны с религией. Варианты:

1) и философия и наука не нужны, т.к. излишни, отвлекают от стремления к Богу. Вера и добродетель приведут к спасению. С VI в до н.э. до X-XI вв. н.э. изучение природы оценивалось негативно, т.к. познание грешной, временной природы излишне перед познанием Вечного и Абсолютного. Креационизм: мир не достоин внимания, только Вера и Знание.

2) познавая творение, приближаешься к Творцу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.