КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: жизнь как категория наук об обществе и культуре
Лекция 6 (Черданцева И.В.).
1 Понятия жизни. Философия определения. Специфика понимания жизни в философии немецкого романтизма. 2. Основные смыслы понятий «жизнь» и «жизненный порыв» в философии Анри Бергсона. Инстинкт, интеллект, интуиция. 3. Жизнь как категория наук о духе в философии Вильгельма Дильтея.
Литература: 1. Фридрих Шлегель. Лекции по философии жизни (Философия, эстетика, критика – 2 том) 2. А. Берксон. Творческая эволюция 3. В. Дильтей. Описательна психология
1. ПОНЯТИЯ ЖИЗНИ. ФИЛОСОФИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. СПЕЦИФИКА ПОНИМАНИЯ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА
Явно выраженный философский интерес к понятию жизни возник в начале XIX века и был обозначен в работе немецких романтиков. Чаще всего в философии вместо категории «жизнь» использовалось понятие «становления» как бесконечной изменчивости явлений. Оно интересовало философов в отношении к понятиям первопричин и первоначал мира, в отношении к вечному и неизменному бытию мира в целом. К миру становящихся явлений всегда отношение как к вторичному миру, и велся поиск категорий, которые позволили бы изучить первичную реальность, абсолютную и совершенную. Это было необходимо для установления осмысленного отношения к реальности и чтобы не прикасаться к хаосу повседневности. Однако в начале XIX века Ф.Шлегель предлагает рассмотреть понятие жизни в качестве важнейшего философского понятия и даже вводит определенную терминологию для этого, предлагая развивать так называемую «философию жизни». Ф.Шлегель считает, что невозможно познать истинную реальность без процесса изменчивости мира, поэтому он предлагает определить жизнь как процесс бесконечного творчества мира, культуры и человека. Спецификой жизни является ее рост и не просто изменение состояний, а преобразование одних в другие. Всю реальность, весь универсум романтики предлагают рассматривать как живой организм, изменяющийся, растущий, и поэтому необходимо отыскать такие способы познания универсума, которые бы раскрыли его живое лицо. Немецкий романтизм в качестве способов познания жизни видит различные виды искусства и художественного творчества. Романтики считают, что поэзия может выступать в качестве высшего типа философствования. В истинном поэтическом произведении через конкретные формы передается универсальное и всеобщее содержание. Образы плавно перетекают друг в друга благодаря ритмической организации речи. Поэтому изменчивость и непостоянство жизни хорошо улавливается в стихотворении. Кроме того, что в стихотворении ощущается движение мысли, важной его частью является чувственная передача состояния, и поэтому поэзия – синтез мысли, чувства, настроения; в отличие от философского произведения как рационального конструкта. Также романтизм предлагает обратиться к различным формам анимации мысли, поскольку только парадокс может раскрыть человеку всю глубину реальности. Философия жизни как философское направление развивается в философии начиная со 2ой половины XIX века. Термин философия жизни: 1) (узк.) название школы Дильтея; 2) (шир.) – много философских учений, космологическое направление (Ницше, Бергсон, Клогес) и культурно-историческое (Дильтей, Зиммель, Шпенглер).
2. ОСНОВНЫЕ СМЫСЛЫ ПОНЯТИЙ «ЖИЗНЬ» И «ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ» В ФИЛОСОФИИ АНРИ БЕРГСОНА. ИНСТИНКТ, ИНТЕЛЛЕКТ, ИНТУИЦИЯ. А.Бергсон – виднейший представитель философии жизни, который разрабатывает понятие в труде «Творческая эволюция», понятие жизни у Бергсона связано с понятием времени, которое исследуется им в работе «Очерк о непосредственных данных сознания». Размышление о времени Бергсон начинает, пытаясь осмыслить проблему времени в эволюционной концепции Герберта Спенсера. Бергсон считает, что Спенсер допускает ошибку и его преставление о времени является неполным. Спенсер рассматривает только механическое время, актуальное для естественных наук, и ничего не говорит о времени как о человеческом переживании.
Миль «нельзя построить большого государства из маленьких людей»
В механическом или пространственном времени, которое используется в науках, все моменты времени равнозначны и равноценны по отношению друг к другу. Поэтому время конкретного опыта в механике отсутствует. Кроме того, в механическом или пространственном времени нет никакого различия между прошлым и будущим, поэтому время обратимо. Человеческая реальность для осмысления своего бытия как конкретные переживания нуждаются в другом времени. Бергсон называет это время длительностью (функция интуиции) и связывает его с сознанием человека. Когда человек находится в длительности, он осознает, что находится в настоящем, с памятью о прошлом и в предвосхищении будущего. Моменты времени как длительности всегда обладают неповторимой новизной. Они качественно отличаются друг от друга, но это восприятие времени возможно только тогда, когда человек находится в состоянии осознанности. Именно длительность характеризует качество человеческой жизни, ее неповторимость и индивидуальность, и длительность прямым образом определяет свободу человеческого поведения. Концепция жизни у Бергсона вытекает из времени как длительности, однако при этом он рассматривает жизнь не только как человеческий период, но и как космологический процесс, процесс существования всего живого на Земле. Бергсон: эволюция жизни может быть понята только как творческая эволюция, характеризующаяся неповторимостью и новизной.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |