Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортный




Аппаратный.

Системный уровень.

Прикладной уровень.

Информационно-логический уровень.

Представляет собой совокупность потоков данных и центров (узлов) возникновения, потребления и модификации информации. Может быть представлен в виде модели, на основании которой разрабатываются структуры баз данных, системные соглашения и организационные правила для обеспечения взаимодействия компонентов прикладного программного обеспечения.

 

Представляет собой совокупность прикладных программ и программных комплексов, которые реализуют функционирование информационно-логической модели. Это могут быть системы документооборота, системы контроля над исполнением заданий, системы сетевого планирования, АСУ ТП, САПР, бухгалтерские системы, офисные пакеты, системы управления финансами, кадрами, логистикой, и т.д. и т.п.

 

Операционные системы и сетевые средства.

Средства вычислительной техники.

Активное и пассивное сетевое оборудование, сетевые протоколы и технологии.

 

1.5 История развития КИС

 

Рисунок 3 отражает периоды развития взглядов на функции КИС и характерные названия типов систем в рамках каждого периода. В дальнейшем, мы рассмотрим каждый тип систем подробнее.

Следует отметить, что система любого типа включает в себя системы более ранних типов. Это значит, что системы всех типов мирно сосуществуют и ныне.

Рисунок 3. История развития корпоративных информационных систем.

 

Лекция 2. Анализ деятельности предприятия

 

2.1 Подходы к автоматизированному управлению организационными системами.

Основные подходы, их достоинства и недостатки показаны на рис. 1.

 

Как видно, функционально-ориентированное управление предприятием имеет таки отличительные черты:

  • Разобщенность целей подразделений, несовпадения частных интересов подразделений с целевыми задачами предприятия.
  • Потенциальная конфликтность взаимоотношений.

 

Одной из ключевых проблем сложившихся систем управления является доминирование функционального управления в организациях, что порождает множество трудностей. Функциональные структурные подразделения прямо не заинтересованы в общих результатах, поскольку система оценки их деятельности традиционно оторвана от результативности работы предприятия в целом. Разрушительная конкуренция между ними - результат обособленного положения каждого подразделения внутри предприятия. На практике это переходит в постоянные конфликты между сотрудниками бухгалтерии, финансового и планово-экономического отделов, между отделом сбыта и производством, между производством и инженерными службами, между конструкторами и технологами и т.д.

В функционально-ориентированных организационных структурах чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями. А, как известно, актуальная информация является базовым фактором принятия эффективного управленческого решения.

Наконец, в функционально-ориентированных структурах сотрудники подразделений не ориентированы на целевые задачи предприятия. Этот подход жив до сих пор и многие руководители предприятий убеждены, что альтернативы ему не существует. Между тем разрушительные последствия данного подхода особенно сильны в условиях кризиса, при существенных задержках выплаты зарплаты.

Вместе с тем, реальная работа не движется вдоль линейно-функциональной иерархии (такой маршрут имеют поручения руководства, информация по принятию решений и приказы). Она пронизывает предприятия в виде набора деловых процессов, которые в большинстве своем никем не управляются и никто за них не отвечает.

 

Деловой процесс (бизнес процесс, business process) - это логически завершенный набор этапов работы, поддерживающий деятельность предприятия и реализующий его политику, направленную на достижение поставленных целей.

 

Как правило, набор деловых процессов для каждого предприятия своеобразен. Такие процессы, так или иначе, существуют на каждом предприятии. Проблема заключается в их упорядочивании и организации управления.

Большие потенциальные преимущества управления деловыми процессами заключаются в том, что работа становится более эффективной, поскольку переходит от одного специалиста к другому, от одного подразделения к другому с меньшим количеством ошибок и задержек, а требования клиента удовлетворяются вовремя (чего никак не скажешь о функционально ориентированной организации).

Среди других преимуществ перехода на процессно-ориентированную организацию деятельности можно выделить простоту проведения оптимизации как самих процессов, с точки зрения их организации, синхронизации, взаимной согласованности, так и ресурсов, потребляемых процессами, особенно это касается человеческих ресурсов.

Общепризнанно, что одним из важнейших факторов успеха предприятия является наличие на нем единой мощной "управленческой команды", владеющей ситуацией и работающей согласованно на достижение общей цели. Процессная организация управления в сочетании с другими методами позволяет сформировать такую команду, ориентированную на единые цели предприятия.

Таким образом, необходимость использования процессного подхода становится все более и более очевидной. Внедрение такого подхода требует осознанной реорганизации деятельности предприятия на основе принципов процессно-ориентированного управления. Подобная реорганизация требует определенной технологии перехода от существующей системы к новой, соответствующей поставленным целям. На отечественном рынке услуг большое значение приобретают услуги, связанные с консалтингом, направленным на совершенствование систем управления предприятий. Вторым важным составляющим такого совершенствования, помимо внедрения процессно-ориентированного управления, является внедрение современных информационных технологий, в том числе построенных на основе автоматизированных систем.

 

Существует также матричный подход, который сочетает в себе функционально-ориентированный и процессно-ориентированный подходы. Ответственность за выполнение задания возложена на исполнителей бизнес процесса, а ответственность за контроль качества, за своевременность этапов этого бизнес процесса берут на себя участники различных функциональных групп.

Матричный подход предполагает дополнительные расходы на согласование всех этапов бизнес процесса, поэтому может быть использован в критических секциях управления предприятием, в случаях, когда ошибочное решение управления приводит к катастрофическим последствиям.

 

Таким образом, можно выделить следующие направления совершенствования системы управления предприятия:

  • переход на процессно-ориентированное управление;
  • внедрение современных информационных технологий управления.

 

В последующих лекциях мы рассмотрим инструментарий и технологии, поддерживающие эти направления. При этом понятие "предприятие" будем трактовать довольно широко, как обобщенное название организаций и учреждений, занимающихся производством товаров и услуг, а также для обозначения разнообразных органов управления.

 

 

Лекция 3. Контроль качества на предприятии. Стандарты группы ISO 9000.

3.1 Общие сведения о системах качества по ИСО 9000. 1

3.2 Стандарты семейства ИСО 9000. 2

3.3 ИСО 9000 и информатизация предприятий. 4

 

3.1 Общие сведения о системах качества по ИСО 9000

Общим термином "ИСО 9000" обозначают для краткости группу международных стандартов по управлению качеством и обеспечению качества, разработанных техническим комитетом ИСО/ТК 176 - независимой организацией ИСО. В эту группу входят:

- руководящие указания по выбору и применению стандартов (ИСО 9000-1, 9000-2, 9000-3, 9004-2, 9004-3, 9004-4)

- стандарты на системы качества (ИСО 9001, 9002, 9003)

- руководящие указания по проверке систем качества (стандарты ИСО 10011-1, 10011-2, 10011-3)

- руководящие указания по разработке руководства по качеству (ИСО 10013)

- словарь терминов (ИСО 8402).

 

ISO 9000 устанавливает единые международные стандарты на систему управления качеством в любой производственной или сервисной компании. В стандарте определяются те общие методы, которые должны быть использованы при построении системы качества, чтобы гарантировать полное удовлетворение потребностей клиента. Стандарт применяется именно к системе качества ("система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством" - ИСО 8402) и не касается технических характеристик продукции и технических требований к процессу производства. Реализация системы качества должна определяться задачами, продукцией, процессами и индивидуальными особенностями конкретной организации. Отличительной чертой стандарта является то, что построенная на его основе система качества не является застывшей. В самом стандарте заложены требования постоянного улучшения в соответствии с предполагаемыми потребностями клиента.

Стандарты ИСО носят, вообще говоря, рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов. В России в качестве ГОСТов утверждены в настоящее время стандарты ИСО 9001, 9002, 9003 и 10011-1,2,3 (ГОСТ Р ИСО 9001-96, 9002-96, 9003-96 соответственно). Госстандарт России (Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации) участвует в работе Международной организации по стандартизации (ИСО) в качестве национальной организации по стандартизации (то есть является национальным членом ИСО).

ВНИИС (Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации Госстандарта России) разрабатывает предложения к законодательным актам по сертификации продукции, общие правила по сертификации систем управления качеством, проекты документов на основе стандартов ИСО 9000, правила и процедуры работы органа по сертификации, а также документы, устанавливающие процедуры аккредитации органов по сертификации и порядок оплаты работ по сертификации и аккредитации органов по сертификации. На базе ВНИИС работает секретариат национальной премии по качеству. Госстандарт возложил на ВНИИС, кроме того, задачи по информационному обеспечению предприятий и ведению Госреестра органов сертификации.

И в промышленно развитых странах мира, и в России существуют и законодательные требования, направленные на создание на предприятиях систем качества. В России принято постановление Правительства РФ № 113 от 02.02 1998 г. "О мерах по дальнейшему развитию систем качества на предприятиях РФ", направленное на создание на предприятиях систем качества в соответствии со стандартами ГОСТ Р ИСО 9000 и последующую сертификацию систем качества. В соответствии с этим Постановлением, предприятия, не имеющие сертификат на систему качества, начиная с 1999 г. не будут иметь права на получение Государственного Заказа.

В странах ЕС существуют аналогичные нормативные акты. Так, начиная с 1999 г., все поставщики продукции на рынок ЕС обязаны иметь сертифицированную систему качества. При этом, с точки зрения нормативных документов ЕС, под "поставщиком" понимается не только непосредственный изготовитель продукции, но и любая организация, которая в контрактах с потребителями в странах ЕС выступает в качестве поставщика продукции. Таким образом, российские торговые предприятия, поставляющие продукцию на рынок ЕС, рассматриваются как поставщики и с 1999 г. также должны иметь сертифицированную систему качества в соответствии с ИСО 9000. В противном случае они будут вынуждены работать на рынках ЕС через посредников, имеющих такую систему качества, с соответствующей потерей части прибыли.

Кроме того, наличие сертифицированной системы качества для большинства европейских (а также американских, японских и др.) предприятий является нормой. В соответствии с требованиями такой системы, они подразделяют поставщиков на 3 группы:

- абсолютно надежных с точки зрения качества поставок, то есть имеющих сертифицированную систему качества (группа А);

- относительно надежных с точки зрения качества поставок, то есть внедряющих систему качества (Группа В);

- ненадежных с точки зрения качества поставок, то есть не имеющих системы качества (группа С).

 

По оценкам некоторых экспертов разница в цене закупок у поставщиков группы А и С может достигать 50%. Поэтому российское предприятие, не имеющее сертифицированной системы качества, как правило, попадает в группу С и продает свою продукцию по существенно более низкой цене, чем получает за аналогичную продукцию западное предприятие.

Таким образом, требования современного рынка подталкивают поставщика товаров и услуг к внедрению систем качества. Однако, внедряя на предприятиях систему качества в соответствии с ИСО 9000, предприниматель получает и выгоду:

- за счет перераспределения затрат сокращается та их доля, которая шла на обнаружение и исправление дефектов, общая сумма затрат снижается и появляется дополнительная прибыль;

- повышается исполнительская дисциплина на предприятии, улучшается мотивация сотрудников, снижаются потери, вызванные дефектами и несоответствиями;

- предприятие становится более "прозрачным" для руководства, в связи с этим повышается качество управленческих решений.

Сертификация на соответствие стандартам ИСО 9000 проводится независимыми компаниями (регистраторами), аккредитованными национальной системой регистрации. В процессе сертификации, занимающем, как правило, около двух лет, регистратор проводит один или несколько аудитов - проверок систем качества на соответствие требованиям стандартов и (если находит, что требования стандартов в основном удовлетворены) выдает сертификат, действительный в течение трех лет. Во время действия сертификата регистратор проводит периодические проверки, а по его окончании процедура сертификации повторяется в полном объеме.

3.2 Стандарты семейства ИСО 9000.

ИСО 9000 представляет собой семейство стандартов, структура которого представлена на Рис.1. Требования к системам качества подразделяются в зависимости от того, какую продукцию выпускает предприятия, и работает ли оно по полному или неполному циклу выпуска продукции (См. Рис.1 и таблицу 1).

Кроме того, в семейство входит ряд стандартов общего применения, включая стандарты на терминологию.


Рис. 1. Структура семейства стандартов ИСО 9000

 

Вид продукции, выпускаемой предприятием Цикл выпуска продукции Наименование стандартов на систему качества
Изделия Полный цикл, от разработки до сервиса изделия ИСО 9001
Изделия Неполный цикл, разработка и сервис изделий не производится ИСО 9002
Изделия Производятся только испытания изделий (то есть предприятие является испытательным центром) ИСО 9003
Сырье и полуфабрикаты Не зависит от цикла ИСО 9004, часть 1
Услуги (от юридических до транспортных, включая финансовые, образовательные, бытовые, торговые и т.д.); Не зависит от цикла ИСО 9004, часть 2
Интеллектуальный продукт (включая программное обеспечение, результаты научных исследований, методики и т.д.). Полный цикл ИСО 9001 с дополнениями ИСО 9000, часть 3
Интеллектуальный продукт (включая программное обеспечение, результаты научных исследований, методики и т.д.). Неполный цикл ИСО 9002 с дополнениями ИСО 9000, часть 3;или ИСО 9004, часть 2

Важнейший стандарт семейства - ИСО 9001, применяемый для предприятий, работающих по полному циклу. Остальные стандарты фактически являются его усеченными или несколько модифицированными вариантами.

В таблице 1 приведено соответствие между основной продукцией предприятия и подходящим набором стандартов на систему качества.

 

Таблица 1

 

3.3 ИСО 9000 и информатизация предприятий.

В стандарте ИСО 9001 перечисляются те бизнес-функции предприятия, или, другими словами, элементы качества, на которые распространяется действие стандарта:

 

  1. Ответственность руководства
  2. Система качества
  3. Анализ контракта
  4. Управление проектированием
  5. Управление документацией
  6. Закупки продукции
  7. Продукция, предоставленная потребителем
  8. Идентификация продукции и прослеживаемость
  9. Управление процессами
  10. Контроль и проведение испытаний
  11. Контрольное, измерительное и испытательное оборудование
  12. Статус контроля и испытаний
  13. Управление несоответствующей продукцией
  14. Корректирующие и предупреждающие действия
  15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка
  16. Регистрация данных о качестве
  17. Внутренние проверки качества
  18. Подготовка кадров
  19. Техническое обслуживание
  20. Статистические методы

 

Сопоставив вышеприведенные 20 строк с процедурами внедрения КИС, можно обнаружить, что они отражают наиболее типичные бизнес-процессы, в той или иной мере имеющие отношение к качеству выпускаемой продукции. Таким образом, мы приходим к основополагающей идее ИСO 9000: система качества предполагает построение такой структуры управления процессом производства, которая гарантирует выпуск качественного продукта в любой момент, пока система действует. Итак, функционально стандарты семейства ISO 9000 связаны с обеспечением качества системы управления производством изделия.

 

Создание и внедрение системы качества на предприятии состоит из следующих этапов:

 

  1. обследование организации, выявление несоответствий и узких мест в бизнес-процессах и выдача рекомендаций по возможным путям устранения несоответствий;
  2. организация проекта создания и внедрения системы качества, проведение обучения участников проекта от Заказчика;
  3. разработка документации системы качества и ее внедрение в подразделениях предприятия;
  4. подготовка внутренних аудиторов и проведение плановых внутренних аудитов качества в подразделениях;
  5. подготовка к сертификации и проведение сертификационного аудита качества;
  6. международная сертификация системы качества.

 

Внедрение ISO 9000 почти всегда влечет за собой серьезный бизнес-реинжиниринг организации. Сама идея реинжиниринга вплотную связана с внедрением информационных технологий. Ведь программные продукты как для оптимизации бизнес-процессов, так и для их поддержания давно и успешно применяются.

Что же необходимо для внедрения полноценной системы качества? Формально, или, как говорят сами специалисты по ISO 9000, в узком смысле, это обязывает предприятие задокументировать всю свою деятельность по вышеуказанным 20 направлениям, а также (и это немаловажно) обеспечить реальное функционирование бизнес-процессов в организации в полном соответствии с ними. Конечным этапом становится проверка соответствия разработанной системы управления требованиям ISO 9000 и сертификация системы качества соответствующей аудиторской фирмой (например "RWTUV -- Интерсертифика", Lloyd's Register, Det Norske Veritas). Иными словами, необходимо продемонстрировать, что управленческие процедуры, прописанные в документации, реально работают.

Форма изложения документов, необходимых для сертификации системы качества предприятия, не имеет строгой регламентации. Тем не менее, обычно многие инструкции (их может быть несколько десятков) представляют собой набор таблиц с указанием субъектов производства и их взаимодействия в той или иной ситуации и по содержанию во многом аналогичны диаграммам, построенным в соответствии с методологией серии IDEFx и часто используемым для формального представления схемы функционирования предприятия на этапе его информационного обследования при постановке задачи на разработку и внедрение КИС. Таким образом, можно сделать вывод, что в самой документации, которую так или иначе приходится разрабатывать, уже может содержаться часть проекта реинжиниринга и внедрения КИС. Все вышеизложенное позволяет говорить о внедрении программных технологий корпоративного уровня и сертифицированной системы качества как о единой проблеме.

Можно достаточно уверенно утверждать, что на сегодняшний день внедрять системы управления документами на промышленных предприятиях целесообразно только в соответствии с требованиями ИСО 9000 или хотя бы с учетом этих требований. При внедрении и поддержании системы качества могут потребоваться программные продукты по крайней мере трех классов: комплексные системы управления предприятием (автоматизированные информационные системы поддержки принятия управленческих решений), системы электронного документооборота, а также продукты, позволяющие создавать модели функционирования организации, проводить анализ и оптимизацию ее деятельности. Сюда же можно отнести системы нижнего уровня класса АСУТП и САПР, продукты интеллектуального анализа данных, а также ПО, ориентированное исключительно на подготовку и поддержание функционирования систем качества в соответствии со стандартом ИСО 9000 (продукты этой группы достаточно распространены на западном рынке и пока совершенно неизвестны в России). Как считают многие аналитики, опираясь в частности на зарубежный опыт, предприятиям с числом работающих более 800 человек в принципе невозможно обойтись без информационной поддержки при внедрении систем качества.

Итак, система качества как часть системы управления предприятием, сможет эффективно работать и приносить наибольшую выгоду, если ее поддерживают современные информационные системы поддержки принятия управленческих решений, разработанные и внедренные на предприятии в строгом соответствии со спецификой его запросов и уровня развития, а внедрение АСУ и системы качества происходит взаимоувязанно.

 

В этом случае по мнению многих аналитиков:

- сокращается время внедрения как системы качества, так и поддерживающей ее автоматизированной системы поддержки принятия управленческих решений (до 50%);

- повышается эффективность работы обоих систем (до 80%);

- уменьшается время выхода обоих систем на проектную мощность и сокращается срок окупаемости систем (до 50%);

- повышается инвестиционная привлекательность предприятия, поскольку в промышленно развитых странах правилом является именно совместное использование таких систем.

 

В таблице 2 показана типовая ситуация внедрения элементов системы качества в ERP – системах.

 

Таблица 2. Поддержка типовых элементов системы качества ERP-системами

 

Элемент системы качества предприятия по ИСО 9001 Автоматизированное средство поддержки элемента системы качества Примечание
  1. Ответственность руководства
ERP-системы Частичная поддержка
  1. Система качества
ERP-системы Частичная поддержка
  1. Анализ контракта
ERP-системы Поддерживает полностью
  1. Управление проектированием
ERP-системы Частичная поддержка
  1. Управление документацией
ERP-системы Не поддерживает
  1. Закупки продукции
ERP-системы Поддерживает полностью
  1. Продукция, предоставленная потребителем
ERP-системы Поддерживает полностью
  1. Идентификация продукции и прослеживаемость
ERP-системы Поддерживает полностью
  1. Управление процессами
ERP-системы Поддерживает полностью
  1. Контроль и проведение испытаний
ERP-системы Частичная поддержка (кроме собственно измерений и обработки их результатов)
  1. Контрольное, измерительное и испытательное оборудование
ERP-системы Поддерживает полностью
  1. Статус контроля и испытаний
ERP-системы Поддерживает полностью
  1. Управление несоответствующей продукцией
ERP-системы Поддерживает полностью
  1. Корректирующие и предупреждающие действия
ERP-системы Частичная поддержка
  1. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка
ERP-системы Поддерживает полностью
  1. Регистрация данных о качестве
ERP-системы Поддерживает полностью
  1. Внутренние проверки качества
ERP-системы Частичная поддержка
  1. Подготовка кадров
ERP-системы Частичная поддержка (информация о кадрах)
  1. Техническое обслуживание
ERP-системы Поддерживает полностью
  1. Статистические методы
ERP-системы Частичная поддержка
  1. Маркетинг
ERP-системы Частичная поддержка
  1. Анализ затрат на качество
ERP-системы Частичная поддержка
  1. Бухгалтерия
ERP-системы Не поддерживает



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.