Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действительность, мышление, логика и язык




Процесс функционирования сознания называется мышлением. У высших животных (собаки, лошади, обезьяны) мышление связано с оперированием чувственными обобщенными образами. У них образное мышление. У человека кроме этого, мышление связано с оперированием такими абстрактными формами отражения, как понятие, суждение, умозаключение. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Логика – наука, изучающая мыслительную деятельность человека. Логическая деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего – либо. Логические операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово – устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономичного средства передачи информации. Если мышление не может обойтись без языка, то зык без мышления невозможен. Когда – то в средневековье один из восточных монархов поставил жестокий эксперимент. Он заключил в тюрьму новорожденного младенца, запретив под страхом смертной казни произносить в его присутствии хоть слово, чтобы выяснить, заговорит ли на языке своих предков мальчик. Но мальчик, не заговорил ни на каком языке, он остался немым и умственно неразвитым. Об общественной природе процесса становления речи в индивидуальном развитии свидетельствуют и другие факты. Во Франции четырехлетняя девочка, упав в обморок, погрузилась в летаргический сон, который продолжался 18 лет. Питали её искусственно. Проснулась она уже взрослой девушкой. Внешний вид её соответствовал возрасту, но ум, чувства и речь оставались на уровне 4- летнего ребёнка. Девочка не мыслила в летаргическом сне и не разговаривала, поэтому не развивалась ни речь, ни мышление.

Язык и мышление хоть и тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Между ними имеются различия. Если бы язык и сознание были бы идентичны, то, как сказал Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были быть величайшими мыслителями.Язык и сознание различаются, прежде всего, своими основными функциями:

1) Главная функция сознания - познание и отражение действительности, а языка – функция общения и передачи мысли.

2) Мышление идеально, а язык материален (все его единицы обеспечены в звуки). Мысль же не имеет свойств материи (массы, плотности, протяженности и т.д.)

3) Язык обладает специфическими законами, отличными от законов логики. В логике свои единицы (понятие, суждение, умозаключение), в языке – свои (фонемы, морфемы, предложения).

4) Сознание отличается от языка и своей гибкостью, подвижностью. Не случайно на вопрос «Что быстрее всего на свете?» Фалес отвечал: «Мысль».

Экспериментально доказано, что человек говорит в среднем со скоростью 125-160 слов в минуту, а думает теми же словами втрое быстрее.

5) Люди говорящие на разных языках, могут мыслить одинаково. Бесчисленное множество и столь широкое разнообразие языков мира никак не отвергает единство человеческого мышления, единство законов логики, по которым протекает мыслительная деятельность. Однако у каждого народа свой язык. Хотя сторонники биологического взгляда на жизнь пытались доказать, что существует общенациональный детский язык, но их попытки были безуспешны. Они аргументировали тем, что у всех детей во всем мире первыми звуками бывают одинаковые слоговые окончания: ма-ма, ня-ня, дя-дя и т.д. Но исходя из физиологии, можно сказать, что эта общность связана с тем, что движением губ легче управлять, чем, например, задней частью языка, что происходит при произношении слогов ня-ня, тя-тя… Детское лепетание еще ничего не имеет с языком, т.к. это только звуки, лишенные смысла. Назвать их словами, языком, значит, и дрыганье ребенка ножками и ручками считать оригинальным танцем. Когда же эти звуки приобретают смысл, т.е. эти слоги дети произносят осознанно, выясняется, что они для каждой нации означают своё. Так, когда малыш – грузин говорит «мама», под этим же словом он подразумевает отца, а мать называет «деда» [дэда]. Для русского же ребёнка слово «мама»-мать, «папа»-отец. Для англичанина «дэдди» - отец. Для малыша – турчонка «баба»- отец, для русского – бабушка. Таким образом, нет и не может быть общего, единого «детского» языка для людей разных наций. Сознание единое, но язык различен. Сторонники «гипотезы лингвистической относительности» (Э.Сепир, Б.Уордо) утверждают, что не только язык, но и само «видение мира» у разных народов разное, что каждый народ видит мир через призму своего языка и поэтому мыслит и действует иначе, чем другие народы. Однако учёные, выдвигающие эту гипотезу, не учитывают, что различия не порождаются языком, а только проявляются в языке. Порождаются они в культурно-историческом опыте народов. Русский называет свою любимую девушку – зайка, рыбка…. Узбек назовет её – ты мой несравненный попугай, т.к. для русскоговорящего попугай – символ болтливости и глупости. Для узбека – символ красоты и экзотичности.

У сознания следующие функции:

1) познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке

2) творчески - конструктивная

3) регулятивно – управленческая

4) прогностическая

5) систематизирующая они являются

6) критически – оценочная следствием перечисленных

7) описательная выше функций.

Как мы видим, категория «сознание» имеет принципиально важное значение как для философии, так и для естественных наук. Правильное научное понимание сознания и значения его в жизни общества важно для каждого человека, для формирования его научного мировоззрения.

Язык и мышление тесно взаимосвязаны, т. к язык – это выражение различных форм мыслей (понятий, суждений, умозаключений) в виде кодированных знаков, т.е. словесными знаками кодируются предметы, явления. Если нарушена логическая операция, то проявляется неясность, алогизм, паралогизм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.