Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теология и философия




О свободе выбора.

Я не считаю, что свобода выбора – это способность грешить и не грешить. Ведь если бы таково было ее определение, то выходило бы, что ни Бог, ни ангелы, которые не могут грешить, не имеют свободы выбора, определение этой свободы у Бога и ангелов и у людей должно быть одним согласно самому имени.

Возможно одно из двух: свободно или по необходимости. Ангел-отступник, как и первый человек, согрешил по свободному выбору, ибо он согрешил по своему выбору... Свобода [с.24] выбора дана разумной природе для сохранения полученной божественной правильности воли, мы веруем, что свобода выбора необходима для праведности. Сейчас ясно, что свобода выбора есть не что иное, как воля, способная сохранить правильность воли ради самой праведности.

Нет ничего свободнее правильной воли, у которой никакая чуждая сила не может отнять ее правильности... и Бог не может отнять правильность воли. (Там же. С. 213-214.)

Фома Аквинский
(1225-1274)

Фома Аквинский – крупнейший теолог поздней схоластики. Он сыграл решающую роль в назревшей к XIIIв. адаптации аристотелевских идей к католическому учению. Одним из центральных вопросов, решаемых Фомой, становится вопрос об отношении теологии и философии. Согласно мыслителю, разум является своего рода "преамбулой" веры, а философия – служанкой богословия.

Ф. Аквинский – создатель так называемого «космологического» доказательства существования Бога. В спорах схоластов о природе универсалий стоял на позициях умеренного реализма. Наиболее значимые сочинения Ф. Аквинского: "Сумма против язычников" и "Сумма теологии".

 

Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего по­тому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью. Между тем цель эта не поддается постижению разумом... Между тем должно, чтобы цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней [с.25] свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение.

Притом даже и то знание о Боге, которое может быть добыто человеческим разумом, по необходимости должно быть преподано человеку через божественное откровение: ибо истина о Боге, отысканная человеческим разумом, была бы доступна немногим, притом с примесью многочисленных заблуждений, между тем как от обладания этой истиной целиком зависит спасение человека, каковое обретается в Боге. Итак, для того чтобы люди достигли спасения и с большим успехом, и с большей уверенностью, необходимо было, чтобы относящиеся к Богу истины Богом же и были преподаны в откровении.

Итак, было необходимо, чтобы философские дисциплины, которые получают свое знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на откровении. (Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1. Ч. II. – М., 1969. С. 824)

Нет никаких препятствий, чтобы те же самые предметы, которые подлежат исследованию философскими дисциплинами в меру того, что можно познать при свете естественного разума, исследовала наряду с этим и другая наука в меру того, что можно познать при свете божественного откровения. Отсюда следует, что теология, которая принадлежит священному учению, отлична по своей природе от той теологии, которая полагает себя составной частью философии. (Там же. С. 826.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.