Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О гражданской религии

О правительстве

Что же такое правительство? Это посредствующий орган, установленный между подданными и сувереном для взаимного их сношения, уполномоченный исполнять законы и охранять свободу, как политическую, так и гражданскую. <...>

Итак, я называю правительством, или верховным управлением, законное отправление функции исполни­тельной власти, а правителем, или государем, — орган или человека, которым вручена эта власть. (Там же. С. 572.)

 

Подданные должны отдавать отчет суверену в своих убеждениях, лишь поскольку убеждения эти важны для общины. А государству важно, чтобы каждый граж­данин имел религию, которая заставила бы его любить свои обязанности. Но догматы этой религии [c.116] интересуют государство и его членов лишь настолько, насколько эти догматы относятся к морали и обязанностям, кото­рые исповедующий их обязан выполнять по отношению к ближнему. Каждый может иметь сверх того какие ему угодно убеждения... (Там же. С. 573.)

Существует, таким образом, символ веры чисто гражданский, статьи которого суверен имеет право устанавливать не как догматы религии, конечно, но как чувства общественности, при отсутствии которых нель­зя быть ни хорошим гражданином, ни верноподданным. Не имея возможности принуждать кого-нибудь верить в установленные им догматы, государство может изгнать из своих пределов всякого, кто в них не верит; оно может его изгнать не как нечестивца, а как человека необщественного, как гражданина, неспособного любить откровенно законы и справедливость и неспо­собного также принести в жертву, в случае надобности, свою жизнь своему долгу. Если же кто-нибудь, признав публично эти догматы, ведет себя как неверующий в них, то он должен быть наказан смертью: он совер­шил величайшее преступление: он солгал перед зако­нами.

Догматы гражданской религии должны быть просты, [c.117] немногочисленны, выражены точно, без объясне­ний и комментариев. Существование могучего, разумного, благодетельного, предусмотрительного и заботливого божества, будущая жизнь, счастье справедливых, наказание злых, святость общественного договора и законов — вот положительные догматы. Что касается догматов отрицательных, то я ограничиваю их одним толь­ко догматом — нетерпимостью... (Там же. С. 573-574.)

 

ДЕНИ ДИДРО (1713 – 1784)

Дени Дидро — французский философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, критик искусства, писатель. Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В философии прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма и атеизма. В механистическо-материалистическое понимание природы внес некоторые диалектические идеи: связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечной изменчивости природных форм. Развивал учение о всеобщей чувствительности материи как условии порождения специфических содержаний ощущений. В области познания Дидро был сторонником локковского критического [c.118] эмпиризма. Все человеческие умозаключения как данные чувственного опыта коренятся в природе; в познании мы регистрируем известные из опыта явления, между которыми существует либо необходимая, либо условная связь. Знание, по мнению Дидро, должно иметь своей целью достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. В области политики Дидро был сторонником просвещенной монархии.

Основные произведения: Мысли к объяснению природы», «Философские основания материи и движения» и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О человеческой свободе и об общественном договоре | Учение о природе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.