Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия как наукоучение


" Само наукоученне есть наука. Оно также поэтому должно иметь основоположение, которое в нем не может быть доказано, но должно быть предположено как условие его возможности как науки. И это основоположение [c.58] также не может быть доказано ни в какой другой высшей науке; ибо иначе эта высшая наука была бы сама наукоучением, а та наука, коей основоположение еще должно было бы быть доказало, не была бы им. Это основоположение наукоучения, а через наукоучение и всех наук и всего знания поэтому, безусловно, не способно к доказательству, т.е. не может быть сведено ни к какому высшему положению, из отношения к которому вытекала бы его достоверность. Тем не менее оно должно давать основание всякой достоверности; оно должно быть поэтому достоверным, и достоверным в себе самом ради самого себя и через самого себя. Все прочие положения достоверны потому, что можно показать, что они в каком-либо отношении равны ему. Это же положение должно быть достоверным просто потому, что оно равно самому себе. Все прочие положения будут иметь только посредственную и выведенную из него достоверность, оно же должно быть непосредственно достоверно. На нем основывается все знание, и без него было бы невозможно вообще никакое знание. Оно же не опирается ни на какое другое знание, но оно есть положение знания вообще."

(Фихте И. Г. Соч.: в 2-х т. – т 1. – СПб. Мифрил, 1993. С. 24-25)

"Как только мы вспомним, что логика должна давать всем возможным наукам только одну форму, наукоучение же не одну форму, но и содержание, нам будет открыт уже легкий путь, чтобы углубиться в это крайне важное исследование. В наукоучении форма никогда не отделена от [c.59] содержания? а также и содержание от формы; в каждом его положении то и другое связано теснейшим образом. Если в положениях логики должна заключаться только форма, но не содержание возможных наук, то положения эти не суть вместе с тем положения наукоучения, но совершенно отличаются от них; а следовательно, и вся наука не есть ни само наукоучение, ни даже часть его; как бы странным ни показалось это кому-либо при современном укладе философии, она вообще не философская, но отдельная частная наука, отчет, конечно, достоинство ее не терпит никакого ущерба...

Именно в наукоучении содержание и форма необходимо объединены Логика должна установить только форму, отделенную; oт содержания; это отделение, так как оно не первоначально, может быть произведено только свободой. Свободное отделение чистой формы от содержания будет, таким образом, тем, что дает бытие логике. Такое отделение называют отвлечением; и, таким образом сущность логики состоит в отвлечении от всякого содержания наукоучения". (Там же. С. 45-46)



"Источник всякой реальности есть "Я". Только посредством и вместе с "Я" дано понятие реальности. Ио "Я" есть потому, что полагает себя, и полагает себя, потому [c.60] что есть. Таким образом полагание себя и бытие есть одно и то же. И понятие полагания себя и деятельности вообще опять-таки есть одно и то же. Следовательно, – вся реальность деятельна; и все деятельное есть реальность." (Там же. С. 121-122)

 

Положим, Я будет высшим понятием, и Я противополагается не- Я тогда ясно, что последнее не может противополагаться без того, чтобы быть доложено, и притом быть положено в высшем понятии – в Я. Таким образом, Я подлежало бы рассмотрению с двух точек зрения: как такое, в котором полагается не- Я, и как такое, которое противополагается не- Я, и, следовательно, само полагается в абсолютном Я, равно в нем не- Я и в том же отношении ему противоположно. Это могло бы быть мыслимо только при условии чего-то третьего в Я, в чем оба были бы равны, и это третье было бы понятием количества. Оба имели бы количество, определимое своим противоположным. Или Я определяется через не- Я /по-своему количеству/; оно постольку зависимо; оно называется интеллигенцией, и часть наукоучения, которая говорит о нем, есть его теоретическая часть; она обосновывается на выводимом изосновоположений и доказываемом ими понятии представления вообще. Но Я [c.61] должно быть определено абсолютно и безусловно через себя самого: если оно определяется через не- Я, то оно не определяет себя самого, что противоречит высшему и абсолютно первому основоположению. Чтобы избегнуть этого противоречия, мы должны допустить, что не- Я, которое должно определять интеллигенцию, само определяется через Я, которое в этом действии не будет представляющим, но будет иметь абсолютную причинность. – Но так как подобная причинность должна совершенно упразднить противолежащее не- Я, а с ним вместе и от него зависящее представление, то допущение ее противоречит второму н третьему основоположению, и она должна быть представлена как противоречащая представлению, как непредставимая, как причинность, которая не есть причинность. Но понятие причинности, которая не есть причинность, есть понятие стремления. Причинность мыслима только под условием законченного приближения к бесконечности, что само по себе немыслимо. – Это оказавшееся необходимым понятие стремление кладется в основу второй части наукоучения, которая называется практической". (Фихте И.Г. Там же, с. 61-62).

"...Путь, которым мы должны идти в дальнейшем в [c.62] нашей науке. Тут должны быть синтезы; стало быть., нашим постоянным приемом отныне /по крайней мере в теоретической части наукоучения, так как в практической его части дело обстоит как раз наоборот, как то в свое время будет показано/ будет синтетический прием; каждое положение будет содержать в себе некоторый синтез. – Но ни один синтез невозможен без предшествовавшего ему антитезиса от которого мы, однако, отвлекаемся, поскольку он является действием, и отыскиваем только его продукт – противоположное. Мы, должны, значит, при каждом положении исходить из указания противоположностей, которые подлежат объединению. – Все установленные синтезы должны содержаться в высшем синтезе, нами только что осуществленном, и допускать свое выведение из него. Нам надлежит, значит, заняться разысканием в связочных им Я. и не- Я поскольку они связаны между собой им, оставшихся противоположных признаков и затем соединить эти признаки через новое основание отношения, которое со своей стороны должно заключаться в высшем изо всех оснований отношения; потом в связанных этим первым синтезом противоположностях нам надлежит опять искать новых противоположностей; эти последние вновь соединить через посредство какого-нибудь нового [c.63] основания отношения, содержащегося в только что выведенном основании, и продолжать так, сколько нам будет возможно, пока мы не придем в конце концов к таким противоположностям, которых уже нельзя будет более как следует связать между собой, и благодаря этому перейдем в область (практической части". (Там же. С. 99-100)

 

"2. Все трудности, становившиеся нам поперек дороги, получили удовлетворительное разрешение Задача состояла в том, чтобы объединить между собой противоположности – Я и не- Я. Они прекрасно могут быть объединены силой воображения, объединяющей противоречащее...

"3. Поставленное во главе всего теоретического наукоучения положение Я полагает себя как определенное через не-Я является совершенно исчерпанным, а все противоречия, в нем заключавшиеся, сняты. Я не в состоянии полагать себя иначе как так, что при этом оно будет определяться через не- Я /без объекта нет субъекта/. Поскольку оно полагает себя как определенное. Вместе с тем оно полагает себя так же и как определяющее, так как ограничивающее начало в не- Я есть его собственный продукт /без субъекта нет объекта/.- Требуемое взаимодействие не только оказывается возможным, но без такого взаимодействия то, что требуется в установленном [c.64] постулате, оказывается даже совсем немыслимым. То, что прежде имело только проблематическое значение, теперь получило аподиктическую достоверность. – Вместе с тем этим доказано, что теоретическая часть наукоучения совершенно закончена, ибо законченной является каждая наука, основоположение которой исчерпано; основоположение же бывает исчерпано, когда исследование, пройдя свой путь, возвращается к нему". (Там же. С. 211-212)

 

" I. Я безусловно деятельно, и только деятельно – таково абсолютное предположение. Отсюда прежде всего выводится некоторое страдание не- Я, поскольку это последнее должно определять Я как интеллигенцию; противоположная этому страданию деятельность полагается в абсолютное Я как определенная деятельность, как именно та самая деятельность, которой определяется не- Я. Следовательно, таким образом, из абсолютной деятельности Я выводятся некоторая определенная деятельность его." (Там же. С. 249)

 

"Я хочу не только мыслить. Я хочу действовать. У меня лишь одна страсть, лишь одна потребность, лишь одно полное ощущение самого себя, а именно действовать во вне меня".

(Фихте И.Г. Письма. – Лейпциг, 1925. Т. 1. С. 62) [c.65]

 

"Моя система от начала до конца есть анализ понятия свободы". (Там же. С. 204)

 

"Поскольку Я абсолютно, оно бесконечно и неограниченно. Всё, что существует, полагается им; и чего оно не полагает, того нет вовсе /для него самого; вне же его нет ничего/. А все то, что оно полагает, оно полагает как Я; и оно полагает самое Я, как все то, что оно полагает. Следовательно, в этом отношении Я объемлет в себе всяческую, т.е. бесконечную, безграничную реальность". (Фихте И.Г. Избр. соч. С. 253)

 

"..Сам разум не может быть теоретическим, не будучи практическим: в человеке невозможна никакая интеллигенция, если в ней нет некоторой практической способности; возможность всякого представления основывается на этой последней способности. Но так ведь оно и есть, ибо, как только что было показало, без стремления вообще невозможен никакой объект". (Там же. С. 264)

 

"...Нашей задачей было разрешить противоречие между некоторой бесконечной и некоторой конечной деятельностями одного и того же Я; и мы разрешили его, показав, что бесконечная деятельность совсем не является объективной, а лишь возвращающейся к себе самой, [c.66] конечная же деятельность объективна. Теперь же бесконечная деятельность сама оказывается, как некоторого рода стремление, отнесенной к объекту, следовательно, постольку объективной деятельностью; и так как эта деятельность все же должна оставаться бесконечной, но вместе с тем рядом с ней должна сохраняться также и первая конечная объективная деятель несть, то мы имеем, значит, перед собой некоторую бесконечную объективную деятельность и некоторую конечную объективную деятельность одного и того же Я, каковое допущение опять-таки противоречит самому себе. Это противоречие можно разрешить только тем, что будет показано, что бесконечная деятельность Я объективна в совсем ином смысле, чём его конечная деятельность". (Там же. С. 267-268)

 

"Последним основанием всякой действительности для Я является, таким образом, согласно наукоучению, некоторое первоначальное взаимодействие между Я и некоторым нечто вне его, о котором больше ничего нельзя сказать, как только то, что оно должно быть совершенно противоположной. В этом взаимодействии в Я ничего не вкладывается, не привносится ничего чуждого; все, что бы только ни развивалось в нем до бесконечности, развивается исключительно из него самого согласно его собственным [c.67] законам; упомянутым противоположным Я только приводится в движение только для того, чтобы действовать, и без такого перводвигателя вне его оно никогда бы не начало действовать; и гак как его существование состоит единственно лишь в действовании, то без него оно никогда и не существовало бы. Упомянутому же двигателю этому не присуще ничего, кроме того, что он является двигателем – некоторой противоположной силой, которую, как таковую, можно только почувствовать.

Таким образом, Я является зависимым со стороны своего существования; но оно совершенно независимо, что касается до определений этого его существования. В силу его абсолютного бытия в нем наличен некоторый до бесконечности значимый закон этих, определений; и точно так же в нем имеется некоторая посредствующая способность, чтобы определять свое эмпирическое существование согласно такому закону. Точка, в которой мы обретаем себя самих, когда впервые овладеваем такой посредствующей способностью свободы, зависит не от нас; зато тот ряд, которым будет описываться нами из этого пункта до скончания веков, будучи мысленно взят во всем его целом, зависит всецело от нас". (Там же. С. 281-282) [c.68]

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гетерономия воли как источник всех ненастоящих принципов нравственности | Человек. История. Общество

Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.