КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феноменологический метод Э. Гуссерля
Феноменология – строгая наука. «Обратимся к вещам» – такая программа феноменологии ставит целью найти прочную и несомненную опору для нового здания философии. Ее методом призван стать метод epoche (греч.: остановка в суждении). Хотя термин «эпохе» напоминает сомнение скептиков и картезианцев, все же его следует понимать несколько иначе. Что же может устоять под прессом epoche? Единственное – это сознание, субъективность. Cogito и cogitata -феноменологический остаток, очевидность которых абсолютна. Сознание – не просто реальность очевидная, но и реальность абсолютная, основание всякой реальности. Мир «конструирован» сознанием... «Я», которое осуществляет epoche – это «Я», которое вопрошает мир как феномен, тот мир, что значим для меня так же, как и для других, кто принимает его во всей определенности. Следовательно, я возвышаюсь над всяким природным существом, раскрывающимся для меня. Я – субъективный полюс трансцендентальной жизни... Сознание есть всегда. Это нечто, о чем я думаю, вспоминаю, мечтаю, ощущаю. Значит несовпадение субъекта и объекта дано непосредственным образом. Субъект – я, способный ощущать, вспоминать, судить, воображать. Объект – манифестации этих образов: образы, воспоминания, цвета и т.д.; поэтому необходимо различать являемость объекта от самого объекта. И если верно, что познание – это явленное, то также верно, что из виденного живо лишь то, что ясно проявлено. Процесс познания – «noesis», a то, что мы знаем – «noema». Среди ноэм философ различает факты и сущности. Сознание, таким образом, интенционально. Психические акты характеризуются привязкой к некоему предмету. Я не вижу ощущения цвета, но вижу окрашенные предметы, слышу пение, не имея ощущения звука. Сказанное не значит, что перед нами концепция реализма. Интенциональность сознания оставляет неразрешенным спор между идеализмом и реализмом. [c.26] Для феноменолога важно описать то, что действительно явлено сознанию, и пределы такой явленности. Речь идет о «кажимости», противопоставленной «вещи в себе»; я не воспринимаю, как музыка мне является – я слышу музыку. Начало всех начал- интуиция. Всякая интуиция.. изначально конкретизированная, по праву является источником познания. Все, что представляется нам в интуиции первичным образом, должно принять таким, как есть, даже если только в границах предполагаемого. (Гуссерль 3.. Философия как строгая наука. М. 1998. с. 374-375). Познание начинается с опыта, существующих вещей или факта. Факт случаен, он может быть или не быть. Но когда факт явлен нашему сознанию, вместе с фактом оно улавливает и сущность. В самых разных ситуациях, слушая то кларнет, т виолончель, то скрипку, мы говорим о сущности – о музыке. Индивидуальное приходит в сознание через универсальное: если факт дан, здесь и сейчас, то значит, дана сначала guid факта, т.е. его сущность. Сущности суть типические модусы являемости феноменом. Чтобы сравнивать множество фактов, уже необходимо иметь представление об их сущности, то, благодаря чему они похожи. Это познание сущностей и есть эйдетическая интуиция (Wesen), в отличии от интуиции эмпирической, улавливающей отдельные факты. Конечно, реальны только единичные факты; универсалии как идеальные объекты не реальны... Как наука о сущностях феноменология ставит целью описывать типические модусы, посредством которых феномены являются нашему сознанию. Модальности, благодаря которым этот звук есть звук, а не цвет или шум, и есть сущности относящиеся к фактическим данным. Интуицию сущностей следует понимать как описание феномена, предстающего сознанию, когда мы отвлеклись от его эмпирических аспектов. Не только в чувственно воспринимаемом мире обнаруживаются сущности, они есть и в мире наших влечений, надежд, воспоминаний... природа, общество, мораль, религия являются «регионами», изучению которых должен предшествовать анализ сущностей и модальностей, оформляющих моральные, религиозные и др. феномены. (Гуссерль Э., Логические исследования, 1909 г. Т.1, с. 71-73). Цель моего метода – прояснение существенной природы ментальных актов и тем самым истин, которые являются источниками человеческого знания... философия должна быть логикой научного [c.27] познания – наукоучением. Возникает вопрос: что такое истина? Истина – нечто абсолютное, нечто истинное «само по себе»; истина тождественно едина, воспринимают ли ее в суждениях люди, ангелы или боги. Для выяснения истины требуется феноменологический анализ, который состоит в осмыслении того, чем вообще является мышление и познание, и каковы те виды и формы, с которыми оно связано (Там же с. 101). Сознание выступает в виде потока переживаний, элементы которого – феномены. Поэтому учение о структуре потока переживаний называется феноменологией. Понять феномен как целостность можно только в том случае, если схватить его посредством интуиции. Этого можно достигнуть, если его «пережить», т.е. непосредственно войти в поток сознания. При этом происходит непосредственное, чисто умозрительное усмотрение сущности. Феноменологический метод состоит в том, чтобы слиться с потоком сознания непосредственным образом. (Гуссерль Э., Трансцендентальная логика и формальная логика, М., 1999, с. 121).
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |