КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Я. Оно. Сверх-Я
Коллективное бессознательное. Мы исходим из основного факта, что в отдельном индивиде, находящемся в массе под ее влиянием часто происходят глубокие изменения его душевной деятельности. Его эффективность чрезвычайно повышается, его интеллектуальные достижения заметно понижаются, и оба процесса происходят, по-видимому, в направлении уравнения себя с другими индивидами. Этот результат может быть достигнут лишь в том случае, если индивид перестанет тормозить первичные позывы и откажется от удовлетворения своих склонностей привычным для него образом. Эти часто нежелательные последствия хотя бы частично могут быть устранены более высокой «организацией» массы, но это не опровергает основного факта массовой психологии – тезисов о [c.31] повышении аффектов и снижении мыслительной работы в примитивной массе. Нам интересно найти психологические объяснения душевного изменения, происходящего в отдельном человеке под влиянием массы....Авторы по социологии и массовой психологии предлагают нам обычно в качестве объяснения одно и то же, хотя иногда под сменяющими друг друга названиями, а именно магическое слово «внушение». Вместо этого я сделаю попытку применить для уяснения массовой психологии понятия «либидо» и «бессознательное». (3. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М. 1991. С. 273-274).
...Итак, я выделил в психической жизни сознание, предсознательное и бессознательное, С некоторых пор меня, однако, перестала удовлетворять эта схема, потому что обнаружилась многокачественность бессознательного. В частности, не только самое низменное, но и самое высокое в душевной жизни тоже оказалось бессознательным по механизму своего влияния на остальное содержание психической жизни поэтому я выделяю три инстанции – Я, Оно и Сверх-Я....Оно – самое нижняя (глубинная) подструктура личности. Содержит в себе безудержные сексуальные и агрессивные влечения. Подчиняется принципу удовольствия и, естественно конфликтует с Я и Сверх-Я. Но не только Оно бессознательно. Бессознательным является также и высшая инстанция в структуре личности – Сверх-Я. Она выполняет роль внутреннего цензора, совести, и представляет собой складывающуюся под влиянием воспитания систему моральных и культурных норм, принятых в данном обществе и усвоенных личностью. Это тот самый «внутренний голос». Я – это фактически посредник между Оно и Сверх-Я, между индивидом и внешним миром. Я выполняет функцию восприятия, осознания внешнего мира и приспособления к нему, подчиняется поэтому принципу реальности, но в то же время вынуждено «угождать» и Оно, и Сверх-Я. Естественно, между этими подструктурами личности все время возникают конфликты. И для сохранения целостности личности Я вырабатывает так называемые защитные механизмы, дающие вроде бы реальное, а на самом деле мнимое разрешение конфликтов. (3. Фрейд. Я и Оно. М. 1989. С. 181-182). Неверно, что человеческая психика с древнейших времен не развивалась и, в отличие от прогресса науки и техники сегодня все еще такая же, как в [c.32] начале истории. Мы можем здесь привести один пример этого психического прогресса. Наше развитие идет в том направлении, что внешнее принуждение постепенно уходит внутрь к особая психическая инстанция, человеческое Сверх-Я, включает его в число своих заповедей Каждый ребенок демонстрирует нам процесс подобного превращения. приобщаясь к нравственности и социальности. Это усиление Сверх-Я есть в высшей степени ценное психологическое приобретение человеческой культуры. (3. Фрейд. Будущее одной иллюзии. М. 1998 С.)
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |