Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия как форма мировоззрения


О чем же размышляют философы:нам уже обозначены данные проблемы.

Все это мировоззренческие вопросы. Философия – это мировоззрение, но не всякое мировоззрение является философским. Философия – это мировоззрение, но оно может быть не только философским, но и житейским, мифологическим, религиозным и научным. Мировоззрение – это более широкое понятие, чем философия. Мировоззрение есть результат отражения мира, но глубина этого отражения, как и способы различны. Сравни философию с религией. Религия возникла задолго до философии и науки. Религия в своих вероучениях обращается к фундаментальным вопросам человеческого бытия, загадкам души человека, она пытается разбудить человека, так как большинство людей живут хлебом насущным. Религия считает своим делом спасения человека. Этим философия и религия похожи друг на друга, но между ними есть существенная разница:

1. В отличие от религии философия не обращается не к чувствам и переживаниям, а прежде всего к разуму, к рациональному.

2. В отличие от религии философия считает, что другая истинная жизнь возможна не только в потустороннем мире, но и здесь на земле.

3. В отличие от религии у философии нет догма. Главное в философии не то что она считает истиной, а то какими методами эту истину добывает, отстаивает. Философ не может довольствоваться верой в устоявшиеся догматы. Он находится в постоянном поиске ответов на вопросы бытия.

4. Главным инструментом философии является язык теоретических понятий и категорий.

Таким образом, философия – это теоретически оформление мировоззрение.

Отличие философии от науки.

Философия возникла раньше науки. Первые философы были одновременно и учеными. Философия была наукой всех наук. Смотри записи выше. Философия это теоретически оформленная системное мировоззрение призванное вскрыть смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

Две основные проблемы философии:

1. Взгляд во внутрь или обращение к самому человеку.

2. Взгляд во вне – формирование определенной картины мира.



Оба этих вопросов затрагивают одну и ту же проблему – проблему соотношения бытия и сознания объективного и субъективного. От решения этой проблемы зависит общее понимание бытия. Так как материальная и идеальная являются его предельными характеристиками. Другими словами кроме материального и идеального больше ничего нет. В зависимости от решения этих вопросов в философии выделяются такие крупные направления как материализм и идеализм.

Материализм все объясняет из материи, материя есть объективная реальность, материя первична, сознание вторична.

Философия обладает методом познания, то есть методом философии является материализм и идеализм. Кроме того в философии существует метафизика и диалектика.

Диалектика – это учения о всеобщем развитии, метод заключается в том, что все в мире природа, и человек, и общество, и сознание необходимо рассматривать в развитии, ничего нет постоянного, все в мире меняется, развивается.

Метафизика – это противоположный диалектике способ мышления, он основан на стремлении создать однозначную, неизменную картину мира, рассматривать те или иные моменты бытия, изолировано. Метафизике присуще такой принцип как категоричность – либо да, либо нет.

 

 

1. О чем размышляют философы?
1. Философы размышляют о мировоззренческих вопросах.
2. Всякое ли мировоззрение является философским?

2. Нет, не всякое мировоззрение является философским.

3. Какое понятие более широкое, мировоззрение или философия и почему?

3. Философия менее широкое понятие, нежели мировоззрение. Мировоззрение есть результат отражения мира, но глубина этого отражения, как и способы различны.

4. В чему обращается религия в своих вероучениях?

4. Религия в своих вероучениях обращается к фундаментальным вопросам человеческого бытия, загадкам души человека.

5. Что религия считает своим делом?

5. Религия считает своим делом спасения человека, она пытается «разбудить человека», так как большинство людей живут «хлебом насущным».

6. К чему обращается философия в отличии от религии?

6. В отличие от религии философия не обращается не к чувствам и переживаниям, а прежде всего к разуму, к рациональному.

7. Что главное в философии?

7. Главное в философии не то что она считает истиной, а то какими методами эту истину добывает, отстаивает.

8. В поиске чего постоянно находится философ?

8. Философ находится в постоянном поиске ответов на вопросы бытия.

9. Что является главным инструментом философии?

9. Главным инструментом философии является язык теоретических понятий и категорий.

10. Назовите две основных проблемы философии.

10. 1. Взгляд во внутрь или обращение к самому человеку.

2. Взгляд во вне – формирование определенной картины мира.

11. Какую проблему затрагивают эти два вопроса?

11. Оба этих вопросов затрагивают одну и ту же проблему – проблему соотношения бытия и сознания объективного и субъективного.

12. Что зависит от решения этой проблемы?

12. От решения этой проблемы зависит общее понимание бытия.

13. Методом чего обладает философия?

13. Философия обладает методом познания, то есть методом философии является материализм и идеализм.

14. Что такое диалектика?

14. Диалектика – это учения о всеобщем развитии, метод заключается в том, что все в мире природа, и человек, и общество, и сознание необходимо рассматривать в развитии, ничего нет постоянного, все в мире меняется, развивается.

15. Что такое метафизика?

15. Метафизика – это противоположный диалектике способ мышления, он основан на стремлении создать однозначную, неизменную картину мира, рассматривать те или иные моменты бытия, изолировано. Метафизике присуще такой принцип как категоричность – либо да, либо нет.

 

Исторические типы и формы философии. Выдающиеся философы мира.

Как и всякая наука, философия имеет свою историю. Философию можно изучать в историческом и теоретическом аспекте. Сама история философии делится на хронологические этапы: 1. Античная философия. 2. Средневековая философия. 3. Философия эпохи возрождения. 4. Философия нового времени и так далее. Каждый этап философии и его выдающиеся философы оставили заметный след в истории философии.



1. Философия древнего Востока.

Древневосточные цивилизации, прежде всего Индия и Китай, донесли до нас свои философские трактаты, которые датируются первым тысячелетием до нашей эры. Веды, Упанишады, Махабхарата, Книга тьмы.

Древневосточная философия базировалась на мифологии. Это первое символическое мировоззрение. Становление философии было связано с отделением умственного труда от физического, возникновение государства и классовой структуры общества.

Первые философские трактаты показывают, какие вопросы волновали первых мыслителей: Как возник мир и из чего он состоит. Что является первой основой мира. Развивается или покоится мир. Место человека в системе мира и его основные качества. Соотношение души и тела человека. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека. Проблемы судьбы (кармы) и круговорота жизни (сансара).

Наиболее значимыми философскими школами Древнего Востока являются Буддизм, Даосизм и Конфуцианство. В Буддизме центральное место занимает проблема человека. Избавление его от страданий путем отказа от жизненных желаний и достижение высшего просветления, нирваны. В третьем веке до нашей эры Буддизм был провозглашен официальной религией Индии. В настоящее время он распространен в Японии, Китае, Непале, Бирме, Тибете и в других странах. Буддизм исповедуют более 700 миллионов человек.

Даосизм. Это философское направление, основателем которого является древнекитайский философы Лао Цзы. Он считал, что природа и жизнь людей подчиняются естественному закону – Дао. Дао – это закон всех вещей. И он вместе с первоначалом мира Ли(воздух, эфир) образует все существующее. Все явления постоянно меняются в зависимости отношения двух начал – Инь и Ян. Инь – это отрицательное, пассивное, женское начало. Ян – это положительное, активное, мужское начало. Борьба этих двух начал является источником всякого развития.

Конфуцианство. Это философское направление, созданное выдающимся философом Древнего Китая Конфуцием. Наиболее полно его взгляды изложены в книге: Беседы и суждения. В центре философии Конфуция находятся этика и воспитание. Центральное понятие его системы – Жэнь(гуманность). Ему принадлежит выражение: «Чего не желаешь себе – того не делай людям». Сегодня это называется золотым правилом морали. Исходя из этой системы, Конфуций размышлял о сословно-профессиональных обязанностях каждого человека, говорил о необходимости сыновней почтительности, уважения к старшим, милосердия, терпимости к недостаткам людей. Умение использовать опыт старших.

Составить тест из 7 вопросов с тремя вариантами ответов.

Составить сообщение о Будде, Лао Цзы, Конфуцие.

 

 

1. В каких аспектах можно изучать философию?

А.) В историческом и теоретическом

Б.) В историческом и биологическом

В.) В физиологическом и теоретическом

2. Каким по счету тысячелетием датируются первые философские трактаты?

А.) Вторым тысячелетием до нашей эры

Б.) Первым тысячелетием до нашей эры

В.) Третьим тысячелетием до нашей эры

3. На чем базировалась древневосточная философия?

А.) На биологии

Б.) На мифологии

В.) На географии

4. Каковы наиболее значимые философские школы Древнего Востока

А.) Буддизм и Даосизм

Б.) Даосизм и Конфуцианство

В.) Буддизм, Даосизм и Конфуцианство

5. Что занимает центральное место в Буддизме?

А.) Права

Б.) Законы

В.) Проблема человека

6. Кто является основателем Даосизма?

А.) Мао Цзэдун

Б.) Лао Цзы

В.) Ли Дачжао

7. Что находится в центре философии Конфуция?

А.) Этика и воспитание

Б.) Природа и жизнь людей

В.) Проблемы человека

 

 

Ответы: 1-А, 2-Б, 3-Б, 4-В, 5-В, 6-Б, 7-А.

 

Античная философия

Это такие философы, как Анаксимандр, Демокрит, Гераклит, Анаксимен, Ксенофан, Платон, Сократ, Аристотель, Эпикур, Пифагор. Все они обладали энциклопедическими знаниями и занимались различными науками. Ряд из них были основателями первых философских школ: Платон создал первую академию, а Аристотель лицей. В центре внимания античных философов находились универсальные проблемы бытия: строение мироздания и составляющие его части – место человека в космосе, конечные основания бытия, то есть первичные элементы, из которых состоит мир, соотношение хаоса и порядка, конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного, проблема причин и источников движения и развития, проблемы идеального устройства государства и правильного поведения граждан, нормы добродетельной жизни личности и так далее.

С точки зрения современности наибольший интерес представляют такие разделы философия учения древних, как учения о материи, о диалектическом развитии мира, о познании, о философских категория.

Материю древние греки понимали, как основу (субстанцию) всего существующего. Они высказывали разные точки зрения о первоначалах бытия. Так Фалес считал, что все состоит из воды, Гераклит – из огня, Анаксимен – из воздуха. Другие философы вводили абстрактные понятия. Гомеомерий, Апейрон, Атом. Наиболее устойчивым оказалось атомистическое учение Демокрита.

В концепции Сократа и Платона в качестве первичного начала признавался мировой дух. Аристотель представлял материю, как нечто пассивное, инертное, которое приобретает определенность, благодаря форме.

Все явления в космосе Древнегреческие философы рассматривали в их постоянном движении, в развитии, переходе в противоположность, что определяло дальнейшее становление диалектики, её законов и принципов. Наибольшая заслуга в развитии Диалектики принадлежит Гераклиту, Платону, Аристотелю.

Античные исследователи занимались проблемами познания мира человека. Их интересовали законы познания, этапы познания, своеобразия чувственного и логического мышления, учение об истине и заблуждении. Основателем формальной логики по праву считается Аристотель. Особая заслуга античной философии состоит в разработке и осмыслении категорий философии: Материя, мышление, становление, мера, количество, качество, противоположность, сущность и явление, возможность и действительность и так далее.

Задание: Составить тест из 10 вопросов.

 

1.) Какими знаниями обладали древнегреческие философы?

А.) Энциклопедическими

Б.) Биографическими

В.) Автобиографическими

2.) Кто создал первую академию?

А.) Аристотель

Б.) Пифагор

В.) Платон

3.) Кто создал первый лицей?

А.) Сократ

Б.) Аристотель

В.) Гераклит

4.) Что находилось в центре внимания античных философов?

А.) Только политика

Б.) Универсальные проблемы бытия

В.) Только история

5.) Как древние греки понимали материю?

А.) Как деньги

Б.) Как природу

В.) Как основу всего существующего

6.) Из чего, по мнению Фалеса, состояло все в жизни?

А.) Из воды

Б.) Из огня

В.) Из воздуха

7.) Какое учение Демокрита оказалось наиболее устойчивым?

А.) Молекулярное

Б.) Протоновое

В.) Атомистическое

8.) Кому принадлежит наибольшая заслуга в развитии Диалетики?

А.) Гераклиту, Платону, Аристотелю

Б.) Сократу, Эпикуру, Пифагору

В.) Демокриту, Анаксимену, Ксенофану

9.) Кто считается основателем формальной логики?

А.) Гераклит

Б.) Аристотель

В.) Анаксимен

10.) Что в концепции Платона и Сократа признавалось в качестве первичного начала?

А.) Мировой дух

Б.) Права и обязанности

В.) Законы

 

 

Философская религиозная мысль средневековья.

Эпоха средних веков датируется 5-15 веками. В этот период в жизни общества господствовала религия. Поэтому все философские трактаты были связаны с осмыслением религиозным догм, которые декларировали божественное сотворение мира и основные характеристики божества. Одновременно чисто рациональными средствами средневековая философия пыталась решить проблемы: 1. Доказательства бытия Бога. 2. Соотношение разума и веры. 3. Божественного откровения и благодати. 4. Бессмертие души.

Выдающимися философами, богословами этого периода были Августин Блаженный и Фома Аквинский. Августин занимался философским обоснованием христианства на основе философии Платона. Для него истинная философия и истинная религия одно и то же. Бог создал мир и утвердил на земле град Божий – церковь. Град земной – государство.

Фома Аквинский систематизировал теологию, как учение о религии. Он опирался на труды Аристотеля. Он рассматривал бытие как единство возможного и действительного – материю и форму. Формой всех форм является Бог. Земная жизнь людей является несовершенной, она есть приготовление к будущей духовной жизни. Власть государя должна быть подчинена духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, а на земле – Папа Римский.

Одной из центральных проблем средневековой философии являлась проблема соотношения единичного и общего (борьба номинализма и реализма). Реалисты считали, что общие понятия (человек вообще, дом вообще) существуют в реальности, на виду с единичными явлениями. Номиналисты полагали, что реальны только единичные вещи. А общие понятия – это лишь слова, названия, с помощью которых люди обобщают единичное.

Задание: Составить тест из семи вопросов с тремя вариантами ответов.

 

1.) Что в период между 5 и 15 веками господствовало в жизни общества?

А.) Спорт

Б.) Политика

В.) Религия

2.) С осмыслением каких догм были связаны все философские трактаты?

А.) Религиозных догм

Б.) Политических догм

В.) Моральных догм

3.) Назовите выдающихся философов и богословов средневековья?

А.) Сократ и Платон

Б.) Фома Аквинский и Августин блаженный

В.) Аристотель и Ксенофан

4.) Августин занимался философским обоснованием христианства на основе философии…

А.) Платона

Б.) Анаксимена

В.) Аристотеля

5.) Какой философ систематизировал теологию?

А.) Августин Блаженный

Б.) Платон

В.) Фома Аквинский

6.) Кто являлся формой всех форм по мнению Фомы Аквинского?

А.) Бог

Б.) Человек

В.) Животные

7.) Что являлось одной из центральных проблем средневековой философии?

А.) Борьба национализма и толерантности

Б.) Борьба фашизма и антифашизма

В.) Борьба реализма и номинализма

 

 

Философия эпохи возрождения.

Значительным периодом в истории философии является эпоха возрождения. 15-16 Века. В этот период закладываются основы капиталистического производства. Создаются города – республики, развивается мореплавание и торговля, открываются новые научные направления, изобретается книгопечатание и так далее. На смену аскетической религиозной идеологии приходит гуманизм с высокой ценностью, светской, полнокровной земной жизни человека.

Эпоха возрождения представлена такими выдающимися мыслителями, как: Петрарка, Боккаче, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Галилей, Джордано Бруно, Макиавелли, Кампанелла, Мор, Кузанский.

В центре внимания эти философов находились три группы проблем. 1. Вопросы, связанные с устройством природы, её структуры, закономерностями развития, о космосе. 2. Тема человека и его строения, его общих качеств и места в мире. 3. Проблемы идеального государственного устройства общества.

Философское учение о природе наиболее ярко представлено в работах Галилея, Бруно, Кузанского. Они учили о материальной основе мира, о бесконечной множественности миров, об объективных законах, которым подчиняется развитие природы.

Человек рассматривался мыслителями возрождения как высшая ценность, а его благо, счастье и достаток представлялись как высшая цель и задача государства. Ценность человека определяется тем, что он создан по образу и подобию Бога, и значит обладает такими же универсальными свойствами, как Бог - творец. Эта мысль была основательно обоснована Пикоделла Мирандола, которому принадлежит известное изречение: «Человек – кузнец своего счастья».

Большое внимание деятели эпохи возрождения уделяли художественному творчеству человека, месту и роли искусства в жизни людей. Они не только практически создавали шедевры искусства, но и философски осмысливали эту сферу творческой деятельности.

Так как для формирования совершенного человека необходимо и идеальное государственное устройство, поэтому в работах представителей возрождения значительное место занимали проблемы власти, государства, управления. И здесь лидируют такие произведения, как «Государь», «Макиавелли», «Утопия» Мора, и «Город Солнца» Кампанеллы.

 

Философия нового времени.

Этот период характеризуется бурным развитием естественных наук (математика, физика, механика, химия, физиология), что определялось потребностями становления капиталистического общества и охватывало практически весь семнадцатый век.

Эта эпоха представлена именами выдающихся философов Франции, Германии, Англии и Голландии: Фрэнсис Бэкон, Гоббс, Локк, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм.

Основные проблемы, интересовавшие философ этой эпохи в основном относились к учению о бытии и учению о познании: субстанция мира и её свойства, соотношение материального и духовного бытия, методы познания и уровни познания, причины заблуждений. Учение о субстанции, то есть первооснове мира развивается в работах Бэкона, Декарта и Спинозы. Если Бэкон понимал субстанцию как материю обладающую движением временем и пространством, то Спиноза трактует субстанцию не только как материальное начало мира, но и как духовное начало, мышление. Декарт в отличии от Бэкона и Спинозы в основании бытия выделял две самостоятельные субстанции: материальную и духовную. Они существуют параллельно, независимо друг от друга, поэтому философию Декарта называют Дуализмом.

Проблемы познания мира наиболее основательно рассматривались Бэконом, Декартом, Локком, Беркли, Юмом. Локк известен в истории философии тем, что все качества материальных явлений разделил на два вида: первичные качества(величина, фигура, движение) – это объективные, существующие до познания, независимо от сознания характеристики предметов: и вторичные качества(звуки, запахи, цвета и так далее) – это качества порождаемые контактом предмета с органами чувств человека.

Бэкон по праву считается основателем учения о решающей роли опыта, эксперимента в познании мира. Ему принадлежит знаменитое высказывание «Знания – сила». Истинному познанию бытия по его мнению мешают присущей человечеству предвзятой идеи, ложные представления. Их можно объяснить четырьмя причинами: 1. Несовершенством органов чувств человека. 2. Привычкой к поклонению авторитетам. 3. Неправильным употреблением слов. 4. Преклонением перед традиционными учениями.

В философии Беркли утверждалось, что вещи – это комбинации ощущений. Существовать – это значит быть воспринимаемым. А в философии Юма высказывалось сомнение в возможности познания мира, его причинных связей. Взгляды этих философов являются идеалистическими.

Декарт, известный как математик и физик, много занимался исследованием методов познания. Он высоко ценил роль мышления, разума, и сформулировал знаменитый тезис «Мыслю, - следовательно, существую».

Гоббс известен в истории, как один из основателей учения о естественном праве человека. И о договорном происхождении государства. Сначала люди жили в условиях войны всех против всех. Ему принадлежит известное выражение «Человек человеку волк». Чтобы преодолеть такое состояние люди договорились и учредили над собой государство – власть Монарха, который обязан заботиться о благе поданных. Такую договоренность стали называть общественным договором, а учение о нем – теорией общественного договора.

Составить пятнадцать вопросов и ответов.

 

1.) Какой период является самым значимым в истории философии?

1.) Самым значимым в истории философии периодом является эпоха возрождения.

2.) Что закладывается в этот период?

2.) В этот период закладываются основы капиталистического производства.

3.) Что приходит на смену аскетической религиозной идеологии?

3.) На смену аскетической религиозной идеологии приходит гуманизм с высокой ценностью, светской, полнокровной земной жизни человека.

4.) Какие проблемы в период эпохи возрождения были в центре внимания философов?

4.) В центре внимания эти философов находились три группы проблем. 1. Вопросы, связанные с устройством природы, её структуры, закономерностями развития, о космосе. 2. Тема человека и его строения, его общих качеств и места в мире. 3. Проблемы идеального государственного устройства общества.

5.) В трудах каких философов наиболее ярко представлены учения о природе?

5.) Философское учение о природе наиболее ярко представлено в работах Галилея, Бруно, Кузанского.

6.) О чем были эти учения о природе?

6.) Они учили о материальной основе мира, о бесконечной множественности миров, об объективных законах, которым подчиняется развитие природы.

7.) Как мыслителями рассматривался человек?

7.) Человек рассматривался мыслителями возрождения как высшая ценность, а его благо, счастье и достаток представлялись как высшая цель и задача государства.

8.) Что мнению философов того времени должно было быть необходимым для формирования совершенного человека?

8.) Для формирования совершенного человека необходимо идеальное государственное устройство, поэтому в работах представителей возрождения значительное место занимали проблемы власти, государства, управления.

9.) Чем характеризуется философия нового времени?

9.) Философия нового времени характеризуется бурным развитием естественных наук (математика, физика, механика, химия, физиология), что определялось потребностями становления капиталистического общества и охватывало практически весь семнадцатый век.

10.) Какими именами была представлена философия нового времени?

10.) Эта эпоха представлена именами выдающихся философов Франции, Германии, Англии и Голландии: Бэкон, Гоббс, Локк, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм.

11.) Какие проблемы больше всего интересовали философов нового времени?

11.) Основные проблемы, интересовавшие философов этой эпохи в основном относились к учению о бытии и учению о познании: субстанция мира и её свойства, соотношение материального и духовного бытия, методы познания и уровни познания, причины заблуждений.

12.) Как Бэкон понимал субстанцию мира?

12.) Бэкон понимал субстанцию как материю обладающую движением, временем и пространством.

13.) Какие самостоятельные субстанции в основании бытия выделял Декарт?

13.) Декарт в основании бытия выделял две самостоятельные субстанции: материальную и духовную. Они существуют параллельно, независимо друг от друга, поэтому философия Декарта называют Дуализмом.

14.) Что утверждалось в философии Беркли и Юма?

14.) В философии Беркли утверждалось, что вещи – это комбинации ощущений. Существовать – это значит быть воспринимаемым. А в философии Юма высказывалось сомнение в возможности познания мира, его причинных связей. Взгляды этих философов являются идеалистическими.

15.) Чем в истории известен Гоббс?

15.) Гоббс известен в истории, как один из основателей учения о естественном праве человека и о договорном происхождении государства.

 

Европейская философия 18 века.

Европейский век принято называть веком просвещения. Так как мыслители этого времени считали, что путем образования, просвещение, воспитание можно существенно улучшить нравы и образ жизни людей, само общественное устройство. Эта философия духовно подготовила общество к Великой Французской Революции 1789 года. Она разрушила феодальный устой общества и создала условия для развития новых буржуазных отношений. Эпоха просвещения известна такими философами, как Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Монтескье. Больше всего их волновали проблемы человека и общественного устройства. Исключение составлял труд Гольбаха «Система природы», где развернута материалистическое учение о мире и его свойствах.

В работах Дидро, Гельвеция, Ламетри получило развитие учение о человеке, его чувственных и духовных качествах, о его уме, как способности преодолевать предрассудки и получать истинные знания. Ламетри используя достижения современной ему механики и физики, пытался представить человека, как механическо образование. Он это сделал в труде «Человек – машина».

Развивая учение об обществе философы просвещения критиковали абсолютную монархию, разрабатывали концепцию гражданского общества, основанного на принципах свободы, равенства и братства. В работах Монтескье абсолютизировалась роль географического фактора, природная среда определяет дух народов и законы общественной жизни. Значительное внимание философы просвещения уделяли критике религии. Доказывая преимущество знания по сравнению с верой. Благодаря их деятельности была издана знаменитая энциклопедия «Наук, искусств и ремесел».

Составить семь вопросов и ответов.

 

1.) Как принято называть европейский век?

1.) Европейский век принято называть веком просвещения.

2.) Какая философия духовно подготовила общество к Великой Французской Революции 1789 года?

2.) Мыслители этого времени считали, что путем образования, просвещения, воспитанием можно существенно улучшить нравы и образ жизни людей, само общественное устройство.

3.) Какими философами известна Эпоха Просвещения?

3.) Эпоха Просвещения известна такими философами, как Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Монтескье.

4.) Что больше всего волновало этих философов?

4.) Больше всего их волновали проблемы человека и общественного устройства.

5.) В чьих работах получило развитие учение о человеке?

5.) В работах Дидро, Гельвеция, Ламетри получило развитие учение о человеке, его чувственных и духовных качествах, о его уме, как способности преодолевать предрассудки и получать истинные знания.

6.) Что критиковали философы просвещения, развивая учение об обществе?

6.) Развивая учение об обществе философы просвещения критиковали абсолютную монархию, разрабатывали концепцию гражданского общества, основанного на принципах свободы, равенства и братства.

7.) Что абсолютизировалось в работах Монтескье?

7.) В работах Монтескье абсолютизировалась роль географического фактора, природная среда определяет дух народов и законы общественной жизни.

 

 

Немецкая классическая философия.

Конец 18 – первая половина 19 века, ознаменованы крупнейшими достижениями выдающихся немецких философов, Канта, Фихте, Шеллинг, Гегеля, Фейербаха. Им принадлежит заслуга в формировании целостной картины мира и в разработке диалектического метода и его познания. При различии позиций они вместе с тем стремились дать целостное представление об устройстве бытия, о развитии его низших форм в высшее. Кант разработал космогоническую теорию, согласно которой вселенная из состояния хаоса под воздействием сил притяжения и отталкивания пришла в упорядоченное состояние. Оно представлено различными небесными телами. Кант стремился упорядочить и жизнь людей, поэтому сформулировал знаменитый категорический императив: «Поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом».

В философии Гегеля была развернута внутренняя логика движения абсолютного духа. От его чистого бытия к природе, а затем к человеческому обществу. Гегель продемонстрировал действия диалектических законов: Закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количества в качество и закона отрицания отрицания.

Если диалектика предполагает непрерывное бесконечное развитие любого явления и мира в целом, то диалектика Гегеля по его мнению является завершенной, что противоречило принципам диалектики. Поэтому его философия идеалистической, а метод диалектическим. Поэтому ряд философов считают это главным недостатком философского учения Гегеля.

Фейербах в ряду немецких философов представлял материалистическое направление, он рассматривал материю как объективное начало мира, глубоко анализировал такие свойства материи, как движение пространства и время, он разработал материалистическую теорию познания, высоко оценивал роль органов чувств в познании. Высоко ценил человека, подверг резкой критике основы христианской религией. Разработал основные принципы гуманизма.

Все представители немецкой классической философии большое внимание уделяли разработке философских категорий, таких как: Материя и сознание, рассудок и разум, бытие и небытие, количество и качество, абсолютное и относительное, истинное и ложное и так далее.

Составить семь вопросов и ответов.

1.) Чем ознаменован конец 18 и первая половина 19 века?

1.) Конец 18 – первая половина 19 века, ознаменованы крупнейшими достижениями выдающихся немецких философов, Канта, Фихте, Шеллинг, Гегеля, Фейербаха.

2.) Какая заслуга принадлежит этим философам?

2.) Им принадлежит заслуга в формировании целостной картины мира и в разработке диалектического метода и его познания.

3.) Что они стремились дать людям?

3.) Они стремились дать целостное представление об устройстве бытия, о развитии его низших форм в высшее.

4.) Какую теорию разработал Кант?

4.) Кант разработал космогоническую теорию, согласно которой вселенная из состояния хаоса под воздействием сил притяжения и отталкивания пришла в упорядоченное состояние.

5.) Что было развернуто в философии Гегеля?

5.) В философии Гегеля была развернута внутренняя логика движения абсолютного духа.

6.) Как рассматривал материю Фейербах?

6.) Фейербах в ряду немецких философов представлял материалистическое направление, он рассматривал материю как объективное начало мира.

7.) Чему также большое внимание уделяли представители немецкой классической философии?

7.) Все представители немецкой классической философии большое внимание уделяли разработке философских категорий, таких как: Материя и сознание, рассудок и разум, бытие и небытие, количество и качество, абсолютное и относительное, истинное и ложное и так далее.

 

 

Марксистская философия.

В начале 40 годов 19 века возник Марксизм, как идеология рабочего класса. Основателями марксизма являются Маркс и Энгельс. Марксизм состоит из трёх частей: Философии, политической экономии и теория научного социализма. В этих частях три вида классовой борьбы, между рабочим классом и буржуазии: Идеологическая, экономическая и политическая. Сущность экономического учения марксизма составляет теория прибавочной стоимости, она раскрывает суть эксплуатации наемного труда предпринимателями.

Суть политического учения марксизма сформулирована в теории научного социализма. Маркс и Энгельс разработали учение о пяти экономических формациях в развитии человечества: Первобытной общиной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. В коммунистической выделяют две фазы – социализм и коммунизм. Социализм рассматривается как общество, основанное на общественной собственности, на отсутствии эксплуатации человека человеком. На распределении доходов по количеству и качеству труда. На всестороннее развитие каждого члена общества.

Теоретической и методологической базой и теорией социализм и политэкономии является марксистская философия в форме диалектического и исторического материализма. Марксистская философия является материалистической, то есть за основу всего существующего она понимает материю, как объективную реальность. Марксистская философия учитывает исторический опыт развития диалектического метода и включает в себя все основные законы, принципы и категории диалектики. Марксистская философия с материалистической точки зрения объяснила не только природные явления, но и развитие человеческого общества.

Популяризацией и развития марксизма в России занимались Плеханов, Ленин и особенно отечественные мыслители периода строительства социализма в СССР.

Составить семь вопросов и ответов.

 

 

1.) Когда возник Марксизм?

1.) В начале 40-х годов 19 века возник марксизм, как идеология рабочего класса.

2.) Кто являются основателями марксизма?

2.) Основателями марксизма являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

3.) Из каких частей состоит марксизм?

3.) Марксизм состоит из трёх частей: Философии, политической экономии и теория научного социализма.

4.) В чем суть политического учения марксизма?

4.) Суть политического учения марксизма сформулирована в теории научного социализма.

5.) В чем сущность экономического учения марксизма?

5.) Сущность экономического учения марксизма составляет теория прибавочной стоимости, она раскрывает суть эксплуатации наемного труда предпринимателями.

6.) Какой является марксистская философия?

6.) Марксистская философия является материалистической, то есть за основу всего существующего она понимает материю, как объективную реальность.

7.) Кто занимался популяризацией марксизма в СССР?

7.) Популяризацией и развития марксизма в России занимались Плеханов, Ленин и особенно отечественные мыслители периода строительства социализма в СССР.

 

Русская философия.

Философская мысль в России базировалась на древнерусских летописях и трактатах 11 – 17 веков. В этот период значительное внимание уделялось философскому толкованию религиозно – православного учению и осмыслению места русского народа в мировой цивилизации. При этом философская проблематика всегда органически сочеталась с художественно-образным освоением мира с искусством.

Значительное развитие философская мысль России получает в 18 веке. К религиозно – философским и художественно – философским проблемам добавились проблемы философского осмысления природы (Михаил Васильевич Ломоносов) и человека (Александр Радищев).

В 19 веке складываются крупные философские течения и школы, учения и концепции, представленные именами Чаадаева, Хомякова, Герцена, Чернышевского, Лаврова, Михайловского, Бакунина, Данилевского, Леонтьева, Федорова, Соловьева и других. Философская проблематика обогатилась учениями о культуре и цивилизации. Об особых путях развития России, о роли народных масс и личностей в истории, о способах и формах познания природы, о человеке и его месте в мире. Особое место в истории русской философии занимают произведения великих художников – мыслителей Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого.

Философская мысль России особенно бурно развивалась на рубеже 19 – 20 веков. Она представлена работами Лосского, Ильина, Бердяева, Розанова, Франка, Флоренского, Шестова, Трубецкого. Они продолжали осмысливать традиционные проблемы русской философии, а также большое внимание уделяли вопросам познания цели и смысла жизни человека, свободы и ответственности личности, соотношение божественного и земного в человеке. Эти исследования продолжали Циолковский и Вернадский. Вместе с тем они основательно разрабатывали проблемы космоса и роли разума человека во вселенной.

Философия двадцатого века.

Представлена многочисленными и разнообразными концепциями. Философское лицо 20 века определяют такие философские направления, как позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, неотанизм, технократизм и так далее. Каждое из направлений представлено всемирно известными философами, создавшими свои школы. Позитивизм – основатель Огюст Конт. Он выделил в истории человеческой мысли три этапа: теологический, метафизический и позитивный. Позитивный этап – это такой этап, когда все явления мира люди объясняют не идеей Бога и разума, а на основании опыта, эксперимента, положительно данных науке. Факты – эксперимент – вот основания для философских заключений. Каждая наука – сама себе философия, она не нуждается в умозрительных принципах и основаниях. Позитивизм рассматривается как философия, отрицание философии.

Прагматизм. Его основатель – Бентам. Он ввел принцип утилитарности, полезности как основание оценки всех явлений жизни. Прагматизм в качестве истины утверждает принцип полезности: истинно то, что выгодно, что приносит пользу. Поскольку у каждого человека существуют свои критерии полезности, поэтому каждый прав по-своему. Отсюда основной принцип прагматизма – плюрализм истин. Экзистенциализм. Его основатель – Кьеркегор. Экзистенциалисты за исходное принимают переживания человека, его противоречивое отношение к непокорному бытию. Смысл жизни они видят или в бунтарском противодействии действительности или в уходе от нее (самоубийство, пассивность, игра со смертью). Экзистенциализм находит себе почву среди молодежи, студенчества, художественной интеллигенции. Неотанизм. Это направление восстанавливает средневековое учение Фомы Аквинского. Неотанизм является официальной философией Ватикана. Сущность неотанизма заключается в утверждении о необходимости доказательства бытия Бога, всей системы наук, в том числе и философии. К традиционным доказательствам неотанисты добавляют современные данные науки – закономерность, упорядоченность мира. Все это говорит о том, что Творец, Целеполагатель, Композитор Мира существует. В связи с современными данными науки неотанисты активно модернизируют религии в соответствие со светскими концепциями.

Технократические направления.

Особое внимание в 20 веке философы уделяют факторам, определяющим эволюцию и структуру общества. Как противостояние психологическим и географическим концепциям объяснения мира сформировались различные технократические концепции. Теория стадий роста, теория единого индустриального общества, теория конвергенции, теория постиндустриального общества и теория информационного общества.

Суть этих теорий заключается в абсолютизации роли технического фактора в развитии человечества. Они полагают, что развитие общества однозначно определяется научно – техническим прогрессом, новыми техническими системами и технологиями. При этом забывается роль социальных отношений, политика правовых институтов, то есть того, что японцами названо человеческим фактором.

Не надо забывать, что техника является средним звеном в общественной жизни. Ее создает и использует человек, следовательно от уровня культуры создателя техники и от уровня культуры потребителя техники зависит развитие общества.

Современные представители технократизма особое внимание уделяли компьютерной технике и процессам компьютерной революции, которая радикально изменила не только производство, но и систему отношений межу людьми само отношение человека.

Подготовка к контрольной работе по теме история философской мысли.

 

Философское осмысление бытия.

Бытие и небытие. Учение о мире, о бытии составляет онтологию философии. Противоположность бытия и небытия рассматривалась на всем протяжении истории философии. Уже Демокрит связывает с бытием атомы и противопоставляет им пустоту. У Аристотеля бытие выступает как актуальное, а небытие как потенциальное. Переходы бытия и небытия друг в друга анализируют Гераклит, Парменит, Зенон.

Более поздняя философия все свое внимание сосредоточило на изучении бытия и его форм. К этой проблеме возвращается и немецкий философ Гегель. В мире постоянно происходит переход бытия в небытие и наоборот. Понятие становления выражает единство возникновения и уничтожения. При возникновении бытие превращается в небытие, а при уничтожении бытие превращается в небытие. Понятие начала у Гегеля и выражает диалектическое единство бытия и небытия. Когда что-то начинается его еще нет, но оно уже есть, то есть постепенно уничтожается небытие и нарастает бытие. В современной философии понятия бытия и небытия, жизни и смерти рассматривается в основном представителями философии экзистенциализма. Они связывают эти понятия с переживаниями человека, его установки, образом чувств и повседневного поведения. Важность исследования бытия в контрасте с небытием исторически определялась прежде всего смысло - жизненным значением этого вопроса: человек живет, его жизнь есть бытие, а каковы границы бытия (что было «до» и что будет «после»)? Все известные учения о загробной жизни о загробной жизни человека как бы раздвигали границы земного, преходящего бытия человека и вселяет надежду на вечное бытие или в духовной форме (христианство) или в материальной форме (идея Сансары).

Идея бесконечного продления бытия, преодоления небытия и сегодня широко обсуждается или в форме учения о «жизни после смерти» или в форме учения о бессмертии человека. Но проблема бытия и небытия является не только индивидуально жизненно важной для общего и научно – философского осмысления мира, для понимания его динамики превращений потенциального в актуальное, возможного в действительное. Эти понятия выражают три времени существования любого явления: настоящее (актуальное), прошлое и будущее (потенциальное).

Мироздание и его основы.

Бытие внутреннее организовано и состоит из бесконечного числа различных элементов, начал, форм, видов. Человечество давно задумывалось о первоначале всего существующего: из чего все состоит и во что все превращается. Самым простым учением о первоначале бытия стало учение у четырех стихиях, из сочетания которых все и состоит: земля, вода, воздух, огонь. Так считали многие древневосточные и античные философы. Сделать это было несложно, потому что с этими стихиями каждый человек встречался повседневно. При этом разные философы расставляли разные акценты. Фалес полагал, что все состоит из воды, водного начала в его разных состояниях. Гераклит за основу всего существующего принимал огонь, огненное начало. Анаксимен утверждал, что все состоит из воздуха в разных состояниях концентрации. Ксенофан говорил – из земли все возникает и в землю все возвращается. Второй шаг был сделан теми философами, которые пытались преодолеть обыденные представления о четырех стихиях и внести некое общее и единое первоначало. Анаксагор вводит понятие гомеомерий – мельчайшей материальной частицы, из которой все состоит и при помощи которой все организуется в порядок. Анаксимандр за первоначало принимает апейрон – нечто беспредельное, вечно меняющееся и создающее все разнообразие тел, предметов явлений. И наконец Левкипп и Демокрит вводят понятия атома как мельчайшей неделимой частицей мира, все объявляется состоящим из атомов, которые двигаясь в мировом пространстве соединяются между собой в тела. Атомистические понятия о мире сохранялись почти до конца 15 века. На этом настаивали Гассенди, Ньютон, Менделеев. Были открыты многочисленные элементарные частицы, но все равно человеческая мысль в тех или иных вариациях стремится найти тот первый кирпичик, из которого все состоит. Таким образом внизу в основании мироздания находятся атомы, элементарные частицы с их квантово – механическими свойствами. Это микромир.

Различные комбинации атомов образуют многочисленные тела с их электромагнитными свойствами. Эти свойства изучают квантовая механика и классическая физика, неорганическая и органическая химия. Развитие неживой природы привело к возникновению жизни растений и животных. Их изучает комплекс биологических наук – ботаника, зоология, экология и так далее. Это мир больших масс и медленных движений – это макромир. И наконец, неживая и живая природа земли включена в бесконечный мировой космос с его многочисленными галактиками, звёздами, планетами и возможно неземными цивилизациями. На современном этапе человек постепенно проникает все дальше космоса. Это мегамир. Мир гигантских масс и супер скоростей.

1. Составить 10 вопросов и ответов на 3.

2. Составить схему мироздания, творчески отобразив ее.

 

 

1.) Из чего состоит бытие?

1.) Бытие внутренне организовано и состоит из бесконечного числа различных элементов, начал, форм, видов.

2.) О чем еще давно задумывалось человечество?

2.) Человечество давно задумывалось о первоначале всего существующего: из чего все состоит и во что все превращается.

3.) Что было самым простым учением о первоначале бытия?

3.) Самым простым учением о первоначале бытия стало учение у четырех стихиях, из сочетания которых все и состоит: земля, вода, воздух, огонь.

4.) Что полагал Фалес?

4.) Фалес полагал, что все состоит из воды, водного начала в его разных состояниях.

5.) Что утверждал Анаксимен?

5.) Анаксимен утверждал, что все состоит из воздуха в разных состояниях концентрации.

6.) Кто ввел понятие атома?

6.) Левкипп и Демокрит ввели понятие атома, как мельчайшей неделимой частице мира, все объявляется состоящим из атомов, которые двигаясь в мировом пространстве соединяются между собой в тела.

7.) До какого времени сохранялось атомистическое понятие о мире?

7.) Атомистические понятия о мире сохранялись почти до конца 15 века. На этом настаивали Гассенди, Ньютон, Менделеев.

8.) Что такое микромир?

8.) Внизу в основании мироздания находятся атомы, элементарные частицы с их квантово – механическими свойствами.

9.) Что такое макромир?

9.) Различные комбинации атомов образуют многочисленные тела с их электромагнитными свойствами. Развитие неживой природы привело к возникновению жизни растений и животных. Их изучает комплекс биологических наук – ботаника, зоология, экология и так далее. Это мир больших масс и медленных движений.

10.) Что такое мегамир?

10.) Неживая и живая природа земли включена в бесконечный мировой космос с его многочисленными галактиками, звёздами, планетами и возможно неземными цивилизациями.

 

 

Материя и движение.

В философии выработано свое концептуальное представление о единой основе всего существующего. Оно связано с понятием материи. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности. Быть материальным – значит существовать объективно, независимо от сознания человека и человечества. В этом смысле и дерево, и атом и электрон, и вакуум, и техника – это материальные образования, разные конкретные формы материи.

Исторически в известном нам мире сложились три крупных типа материальных систем: абиотическая (неживая природа), биотическая (живая природа), социальная (человеческое общество). Они характеризуются своими общими атрибутами или свойствами: своим пространством, своим временем, своим движением, своим отражением, своей структурой.

Способом существования любой материальной системы является движение. Движение – это тоже философская категория для обозначения любого изменения вообще. Деформация тела, растяжение пружины, подъем столбика термометра, революции и эволюции и так далее – все это разные виды движения.

Если движение характеризует изменчивость, мобильность, динамичность любой материальной системы, то покой как противоположность движению характеризует устойчивость постоянства. Любая материальная система всегда находится в двух состояниях и в движении, и в покое.

Принято выделять следующие виды движения: 1. Механическое. Связано с пространственно – структурными изменениями. 2. Физическое. Связано с электромагнитыми изменениями. 3.Химическое. Связано с преобразованиями вещества. 4. Биологическое. Связано с жизненными функциями и циклами. 5. Социальное. Связано с культурно – историческими процессами в обществе.

Пространство и время.

Пространство и время являются основными формами существования материи. Время характеризует длительность существования систем. Порядок смены событий. Оно течет в одном направлении от прошлого к настоящему и будущему. Обладает одномерностью, необратимостью, измеряется одной величиной (секунда, минута, час, год, столетие, тысячелетие).

Пространство характеризует протяженность системы, порядок сосуществования явлений. Протяженность как собственное и внутреннее пространство обладает трёхмерностью (длина, высота, ширина) и обратимостью. Внешнее пространство системы выражается такими обыденными понятиями как выше, ниже, ближе, рядом, около и тому подобное.

Время и пространство кроме различных свойств обладает общими: объективность, абсолютность и относительность, прерывность и непрерывность, конечность и бесконечность, связь материи и движения.

Задание составить десять плюс пять тестовых заданий. Материя 10, пространство 5.

 

 

1.) Какое представление о единой основе всего существующего выработано в философии?

А.) Информационное

Б.) Концептуальное

В.) Физическое

2.) С чем связано это представление?

А.) С понятием материи

Б.) С понятием человеческой жизни

В.) С понятием социального положения человека в обществе

3.) Быть материальным – значит существовать…

А.) Субъективно

Б.) В одиночестве

В.) Объективно

4.) Какие крупные типы материальных систем сложились в исторически известном нам мире?

А.) Социальная, асоциальная, биологическая

Б.) Абиотическая, биотическая, социальная

В.) Моральная, аморальная, социальная

5.) Что является способом существования любой материальной системы?

А.) Движение

Б.) Покой

В.) Поведение

6.) Деформация тела, растяжение пружины, подъем столбика термометра, революции и эволюции и так далее – все это разные виды…

А.) Характера человека

Б.) Покоя

В.) Движения

7.) Что характеризует покой?

А.) Устойчивость постоянства

Б.) Психологическую устойчивость

В.) Устойчивость движения

8.) В скольких состояниях находится любая материальная система?

А.) В четырёх

Б.) В двух

В.) В пяти

9.) Какой вид движения связан с пространственно – структурными изменениями?

А.) Физический

Б.) Химический

В.) Механический

10.) С чем связан социальный вид движения?

А.) С преобразованиями вещества

Б.) С культурно – историческими процессами в обществе

В.) С жизненными функциями и циклами

 

 

11.) Что является основными формами существования материи?

А.) Бытие и небытие

Б.) Пространство и время

В.) Люди и животные

12.) В каком направлении течет время?

А.) От настоящего к прошлому

Б.) От будущего к настоящему

В.) От прошлого к настоящему и будущему

13.) Чем обладает протяженность как собственное и внутреннее пространство?

А.) Трёхмерностью

Б.) Двухмерностью

В.) Четырёхмерностью

14.) Что характеризует протяженность системы и порядок сосуществования явлений?

А.) Время

Б.) Пространство

В.) Постоянство

15.) Что обладает одномерностью, необратимостью, измеряется одной величиной (секунда, минута, час, год, столетие, тысячелетие) ?

А.) Пространство

Б.) Бытие

В.) Время

 

Вселенная. Ее происхождение и развитие.

В нечеловеческую реальность обозначают разные понятия: материя, космос, природа, универсум, вселенная, мир. В некоторых понятиях фиксируется настоящее бытие: материя, природа, вселенная, мир. Понятие универсума можно отразить как настоящее, так и прошлое и будущее. То есть актуальное и потенциальное бытие. Но прошлое и будущее мы можем знать только через настоящее. Таким внечеловеческим фактором является природа. Однако природа существует не только на земле, но и в космосе, за пределами земного пространства. И здесь чаще всего используется понятие вселенная. Вселенная – это земная и внеземная природа. А природа – это реальность, не зависящая от человека. Человек же в ходе своей жизни создает вторую природу - искусственную природу, технику, технический мир. Проблема происхождения вселенной давно волнует и философию, и науку. Высказано множество гипотез: о божественном происхождении всего существующего; о большом взрыве в космосе; с образованием планет и земли; об откалывании от солнца больших масс вещества с образованием в последующем планет, в том числе и Земли и другие. Астрономия, космология, астрофизика и другие науки продолжают накапливать конкретный материал для научных обобщений.

В системе природы как во вселенной существуют абиотические и биотические системы. Абиотические системы включают в себя литосферу, гидросферу и атмосферу. Биотические системы включают в себя флору и фауну. Если литосферу, гидросферу и атмосферу объединить общим понятием экосфера, а флору и фауну обобщить общим понятием биосфера, то можно сказать, что вся природная среда человека состоит из экосферы и биосферы.

Одной из центральных проблем здесь является проблема происхождения жизни. Проблема превращения неживого в живое. Здесь тоже существует несколько гипотез: теологическая (все живое создано Богом), космологическая (жизнь занесена на Землю из космоса), эволюционная (жизнь есть следствие развития неживых систем). Наиболее распространенным подходом является. Исходя из этого ученые отмечают, что в неживых системах действуют два типа закономерностей – жесткие, однозначные динамические (Ньютон) и гибкие, многозначные, вариативные, статистические (Больцман). Если доминируют динамические закономерности, то тело сохраняет свои свойства, если статистические – то тела получают возможность вариативного поведения, что в конечном счете и привело к созданию примитивных форм жизни. Неживая природа изучается рядом естественных наук, которые создают физическую картину мира природы. Исторически сформировались три её формы: 1. Механическая картина мира. Она основана на классической механике, представленной в частности законом Ньютона. 2. Электродинамическая. Основанная тоже на классической электродинамике 19 века. 3. Квантово – полевая картина мира. Основанная на достижениях теории относительности квантовой механики треллятивистской физики. Традиционное философское понимание неживой природы основано на принципах атомистики, а углубляется, поскольку в философских концепциях учитывалось единство атомов и пустоты, вещества и эфира, пространства и времени, определенности и неопределенности, диалектической дополнительности, полярности. Современная квантово – полевая картина мира нисколько не противоречит, например диалектика материалистической концепции.

Живая природа также изучается рядом естественных наук, которые создают биологическую картину мира. Исторически здесь можно выделить три её формы: 1. Преформистская картина мира. Она абсолютизировала однозначную заданность и стабильность живых видов, что нашло закрепление в Линнеевской классификации живых систем. 2. Эволюционная картина мира, основанная на биологическом учении Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. 3. Генетическая картина мира, основанная на достижениях современной общей и молекулярной генетики.

Эволюция этих биологических картин мира природы не противоречит философскому диалектико – материалистическому пониманию живой природы, хотя и углубляет его.

Природа и общество.

Эволюция неживой природы привела к возникновению живой природы. В системе живой природы действуют два типа механизмов функционирования: 1. Жесткие. Генетически заданные модели поведения (безусловные рефлексы). 2. Вариативные. Модели поведения, связанные с приспособлением живых организмов к меняющейся среде (условные рефлексы).

Если доминируют жесткие модели поведения, то биологический остается стабильным и не меняется. Если доминирует вариативное поведение, то живой вид меняется, совершенствуется, преобразуется в нечто высшее. Именно это вероятно и является объективным основанием превращения живого в социальное, организмов в человека, биологического в общественное. В этом главный ответ на вопрос о происхождении человека и человеческого общества.

В ходе эволюции природы в универсуме возникает принципиально новое образование – человеческое общества. Со своим единичным носителем – человеком. Человек – это дитя природы, и в нём, как в снятом виде существуют все свойства живой и неживой природы. Можно сказать, что человек это и организм, и тело, но в нём формируются и спецэфические человеческие качества: труд, сознание, общение, язык.

Тем не менее человеческое общество искусственной деятельностью человека продолжает эволюцию природы. На базе экосферы и биосферы создается ноосфера. Ноосфера – это вторая искусственная природа, это очеловеченный мир, это техника и общество. Ноосфера включает в себя техносферу и социосферу. Техносфера – это вся совокупность технических систем общества. Социосфера – это люди с их способностями, деятельностью, отношениями, социальными институтами. На базе ноосферы формируется история человечества с её циклами, этапами, формациями, фазами и так далее. В ходе истории человеческое общество регулярно взаимодействует с природой. Можно выделить три этапа отношений природы и общества: 1. Этап, когда природа всей своей мощью подавляло человека, и тогда природа выступала господином, а человек – рабом. 2. Этап, когда человека, благодаря своему разуму и технике стал подчинять себе природу. Человек стал господином, а природа – рабом. 3. Этап, когда экологический кризис показал, что первые две позиции приводят к деградации и природы, и человека. Поэтому необходимо двигаться к гармонии отношений, к единству природы и общества, а не к конфронтации. В этом заключается диалектическое решение проблемы.

Задание. Составить 20 вопросов и ответов.

 

1.) Как мы можем узнать прошлое и будущее?

1.) Прошлое и будущее мы можем знать только через настоящее.

2.) Какое определение можно применить к понятию «Вселенная»?

2.) Вселенная – это земная и внеземная природа.

3.) Где существует природа?

3.) Природа существует не только на земле, но и в космосе, за пределами земного пространства.

4.) Какую природу человек создает в ходе своей жизни?

4.) Человек в ходе своей жизни создает вторую природу - искусственную природу, технику, технический мир.

5.) Какие системы существуют в системе природы как во Вселенной?

5.) В системе природы как во Вселенной существуют абиотические и биотические системы.

6.) Что включают в себя абиотические системы?

6.) Абиотические системы включают в себя литосферу, гидросферу и атмосферу.

7.) Что включают в себя биотические системы?

7.) Биотические системы включают в себя флору и фауну.

8.) Какие гипотезы превращения неживого в живое существуют?

8.) Теологическая (все живое создано Богом), космологическая (жизнь занесена на Землю из космоса), эволюционная (жизнь есть следствие развития неживых систем).

9.) Кем изучается неживая природа?

9.) Неживая природа изучается рядом естественных наук, которые создают физическую картину мира природы.

10.) Какие три формы неживой природы сформировались?

10.) Исторически сформировались три её формы: 1. Механическая картина мира. 2. Электродинамическая. 3. Квантово – полевая картина мира.

11.) Кем изучается живая природа?

11.) Живая природа также изучается рядом естественных наук, которые создают биологическую картину мира.

12.) Какие три формы живой природы можно выделить?

12.) Исторически можно выделить три её формы: 1. Преформистская картина мира. 2. Эволюционная картина мира. 3. Генетическая картина мира.

13.) К чему привела эволюция неживой природы?

13.) Эволюция неживой природы привела к возникновению живой природы.

14.) Какие два типа механизмов функционирования действуют в системе живой природы?

14.) В системе живой природы действуют два типа механизмов функционирования: 1. Жесткие. 2. Вариативные.

15.) Если доминируют жесткие модели поведения, то…

15.) Биологический вид остается стабильным и не меняется.

16.) Если доминирует вариативное поведение, то…

16.) Живой вид меняется, совершенствуется, преобразуется в нечто высшее.

17.) Что возникает в универсуме в ходе эволюции природы?

17.) В ходе эволюции природы в универсуме возникает принципиально новое образование – человеческое общество, со своим единичным носителем – человеком

18.) Что еще можно сказать об устройстве человека?

18.) Можно сказать, что человек это и организм, и тело, но в нём формируются и спецэфические человеческие качества: труд, сознание, общение, язык.

19.) Что такое ноосфера?

19.) Ноосфера – это вторая искусственная природа, это очеловеченный мир, это техника и общество.

20.) Какие три этапа отношений общества и природы можно выделить?

20.) 1. Этап, когда природа всей своей мощью подавляло человека, и тогда природа выступала господином, а человек – рабом. 2. Этап, когда человека, благодаря своему разуму и технике стал подчинять себе природу. Человек стал господином, а природа – рабом. 3. Этап, когда экологический кризис показал, что первые две позиции приводят к деградации и природы, и человека.

 

 

Философия и религия.

Сущностные характеристики религии.

Религия – это сфера духовной жизни общества, группы, индивидов. Это способ практически духовного освоения мира. В качестве таковой она представляет собой: 1. Проявление сущности общества. 2. Аспект жизнедеятельности человека. 3. Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения. 4. Отражение действительности. 5. Общественная подсистема. 6. Феномен культуры.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вирішення проблеми запобігання змінам клімату має включати комплекс технічних, адміністративних її економічних заходів | Формування наукових засадсоціальної допомоги

Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1375; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.301 сек.