КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Державне регулювання торговельної діяльності
Розглянемо загальну організаційно-управлінську структуру торгівлі (рис.).
Рис. Організаційно-управлінська структура торгівлі в Україні
Управлінський аспект у сфері торгівлі складний. Якщо на макрорівні й у масштабах області розвиток й функціонування торгівлі координується і якось управляється, то на низовому рівні, де розташована основна маса підприємств, торгівля, по суті не керована. Адже більшість міст і райцентрів не мають спеціального координаційного органу торгівлі або він надзвичайно обмежений у повноваженнях. Анализ сложившихся структур сферы товарного обращения показывает, что новые системообразующие элементы, действующие в настоящее время на рынке, сформировались в сложных условиях переходного периода при отсутствии адекватного хозяйственного механизма, способного в достаточной мере обеспечить взаимоувязку интересов товаропроизводителей, предприятий оптовой и розничной торговли, потребителей товаров. В силу функциональных возможностей и экономико-правового статуса торговые организации не в состоянии решить задачи, возложенные на них обществом. Значительные структурные изменения в системе управления торговлей как единой отраслью в ходе экономических реформ негативно повлияли на состояние потребительского рынка, так как во многом была утрачена возможность координации деятельности по товарному наполнению рынка и движению товаропотоков. Эффективного функционирования предприятий различных форм собственности в рыночных условиях, а также обеспечения социальных приоритетов с точки зрения общественного развития можно достичь при помощи регулирования процессов, происходящих в сфере товарного обращения, что органично присуще развитому рыночному механизму. Регулирование товарного обращения осуществляется в форме сочетания государственного регулирования как целевого воздействия на все уровни управления, вплоть до самых нижних, и внутрисистемного саморегулирования предприятий оптовой и розничной торговли. Необходимость государственного регулирования на рынке потребительских товаров определяется такими факторами, как:
Существуют экономические, административные, организационные методы государственного регулирования товарного обращения, что обусловлено спецификой переходного периода. Однако в соответствии с рыночными законами хозяйствования основным методом является экономический, т.е. непосредственное или косвенное воздействие на товарное обращение как систему с помощью различных экономических инструментов. Непосредственная форма воздействия связана с государственным управлением формированием товарных ресурсов (прежде всего по социально значимым товарам первой необходимости и товарам массового спроса). Прямое воздействие государства на формирование товарного обеспечения происходит путем установления определенных объемов закупок и поставок товаров в первую очередь для государственных нужд, являющихся обязательными к исполнению для предприятий любых форм собственности, и обеспечения некоторых объемов поставок и реализации товаров в целях поддержания необходимого уровня потребления товаров населением. Федеральные продовольственные фонды создаются по основным продовольственным товарам (зерно, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, рыботовары, сахар, растительное масло, картофель и овощи) для удовлетворения потребностей военнослужащих и приравненных к ним категорий потребителей, частичного обеспечения города Киева и на другие государственные нужды. Государство принимает непосредственное участие в установлении хозяйственных связей, а также сохраняет в собственности ряд предприятий сферы товарного обращения, обеспечивающих общегосударственные интересы (например, оптовые предприятия, обеспечивающие товародвижение продукции, имеющей стратегическое значение: накопительные склады для снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, холодильники и объекты складского хозяйства для формирования федеральных фондов, оптовые предприятия, осуществляющие хранение мобилизационных запасов и резервов правительства, и др.). Государство в лице уполномоченных на это органов координирует деятельность всех участников процесса по формированию товарных ресурсов и стабилизации положения на потребительском рынке, том числе: поставки товаров по федеральным фондам и фондам для иных государственных нужд; завоз товаров по межправительственным соглашениям из стран СНГ; закупки по импорту за счет централизованно выделяемых валютных средств. Эта работа осуществляется на основе соглашений, которые определяют механизм взаимодействия государства и коммерческих структур различных форм собственности и сфер деятельности по выполнению целевых государственных программ, а также разграничивают функции и определяют права и обязанности сторон по деятельности на рынках определенных групп товаров. Косвенное воздействие государства на товарное обращение происходит путем применения экономических рычагов стимулирования промышленных и торговых предприятий, использования кредитно-финансовой системы, тарифов на услуги (например, на перевозку грузов), влияния на ценовую политику предприятий. К участию в реализации социально значимых программ привлекаются предприятия, которым обеспечивается финансовая поддержка через предоставление целевых или льготных кредитов, они получают также определенные налоговые льготы, что способствует пополнению собственных оборотных средств. В то же время оптимальное сочетание экономических, административных и организационных методов регулирования товарного обращения определяется на региональных уровнях в соответствии с особенностями хозяйствования субъектов системы. Местные органы власти вправе решать вопросы о предоставлении целевых кредитов и формировании заказа на товары массового спроса и социально значимые товары, об освобождении от уплаты налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет, местных налогов и сборов, коммунальных платежей при закупках, накоплении и реализации этих товаров. Возможно также установление обязательного ассортиментного перечня для оптовых и розничных предприятий, действующих в регионе. При этом обязательны контроль за качеством реализуемых товаров, ассортиментом, соблюдением правил торговли, выполнением условий договоров и норм законодательных актов и применение установленных законами санкций к предприятиям-нарушителям. 2. Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления процесса, включающего смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную.
[1] Самуэльсон, П. Экономика. М., 1997.Т.1.- С.45.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |