Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в праве




Изменениям в государственном строе соответствовало и развитие правовой системы.

Конституция СССР 1936 г. приблизила государственный строй к системе парламентского типа, хотя, конечно, и не довела эту идею до конца. Законодательные органы более четко отделялись от исполнительных, хотя двойственное положение Президиума Верховного Совета практически нарушало законодательную монополию Верховного Совета. Законодательство проводило идею четкого отделения суда от исполнительной власти. Однако на практике создавались административные органы, наделенные, как уже отмечалось, судебными полномочиями.

Источники права. Укрепление законодательных органов, их авторитета подняло престиж и самого закона. Если раньше даже термин "закон" применялся редко, заменяясь словами "постановление", "декрет", то теперь он прочно входит в правовую терминологию. Вместе с тем появляется новый тип правового акта - Указ Президиума Верховного Совета, имеющий, как уже отмечалось, особую правовую природу.

В Конституции об указах говорится односложно, как бы мимоходом. Ни цели их издания, ни назначение не раскрываются. Совершенно ясно только одно: указ не равняется закону, не может его изменять, дополнять или заменять, поскольку издание законов есть прерогатива исключительно Верховного Совета. Однако довольно скоро сложилась практика, в соответствии с которой указы Президиума Верховного Совета СССР все чаще стали по существу равняться законам. И со временем их становилось больше, чем новых законов, притом по весьма важным вопросам.

Повышение роли Коммунистической партии в управлении государством отразилось и на системе источников права. Партийные документы, особенно решения ЦК ВКП(б), имеют на практике силу законов. Особое место они занимают, например, в колхозном праве. Возникает также практика принятия совместных партийно-государственных нормативных актов - постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б), предварительно утверждаемых Политбюро ЦК. И вообще все важнейшие постановления Совнаркома заранее санкционируются Политбюро, хотя председатель СНК и его заместители сами были членами этого партийного органа <*>.

На развитии права отражается и централизаторская тенденция, возникшая еще в предыдущий период. Все большая сфера общественных отношений регулируется общесоюзным законодательством, вытесняющим республиканские законы. Республики прямо применяют общесоюзные законы либо вносят в свое законодательство изменения или дополнения, полностью повторяющие общесоюзные нормы.

Конституция 1936 г. предусмотрела известную централизацию в деле кодификации. Предполагалось создание общесоюзных уголовного, гражданского, процессуальных кодексов, которые, однако, так и не были подготовлены. Наиболее крупной и, по существу, единственной кодификационной работой стало создание новых конституций.

Победа социализма, естественно, отразилась и на системе права. Окончательно сложились две новые отрасли, которые раньше существовали лишь в зачатке, - хозяйственное право и колхозное право.

Характерной чертой законодательства данного периода явилось усиление его жесткости, порой даже жестокости. Это касалось не только таких отраслей права, как уголовное и уголовно-процессуальное, но и трудового, колхозного, семейного права.

Много сложностей и противоречий было в таком важном деле, как становление законности. С одной стороны, государство принимало очевидные меры к ее укреплению, в 1932 г. было издано даже специальное постановление ЦИК и СНК СССР "О революционной законности", направленное преимущественно против беззаконий, выявившихся в ходе коллективизации. О режиме законности говорилось и в Конституции, и в Законе о судоустройстве. Немало делалось также для того, чтобы на практике законы действительно соблюдались.

Вместе с тем существовала целая сфера, в которой беззакония, принявшие чудовищные формы, развивались в это время в громадных размерах. Это касалось деятельности органов НКВД, которые вышли, по существу, из-под всякого партийного и государственного контроля и выполняли лишь волю правящей верхушки, что причинило громаднейший ущерб как миллионам советских граждан, так и самому Советскому государству. Вина за это ложится как на высших руководителей партии и государства, прежде всего, на самого Сталина, так и на лиц, стоявших во главе ОГПУ-НКВД: Г. Ягоду, Н. Ежова, Л. Берию. Особенно следует отметить Ежова, на короткое правление которого приходится пик репрессий, получивший в народе название ежовщины. Этого деятеля, который, по мнению специалистов, был "преступно некомпетентен" <*> в вопросах государственной безопасности, кажется, меньше всего интересовало дело, важнее было истребить побольше ни в чем не повинных людей, в том числе высокоценных для страны и государства.

Финансовое право. Проведение коллективизации, индустриализации, культурной революции, строительство Красной Армии требовали колоссальных расходов.

Важным мероприятием, обеспечивающим мобилизацию средств, явилась налоговая реформа 1930 - 1931 гг. Прежде всего, большое количество разнообразных налогов и сборов, взимаемых с предприятий, было заменено всего двумя обязательными платежами в бюджет: налогом с оборота для всех социалистических предприятий и отчислением от прибыли государственных.

Налог с оборота взимался после реализации произведенной продукции. Оптовая база, продав ее, возвращала определенный процент промышленному предприятию, другую часть забирала себе за услуги, а третью, которая по некоторым товарам (например, по водке) достигала 90% и более, зачисляла в бюджет. Процент налога с оборота зависел, конечно, от степени рентабельности предприятия.

Отчисления от прибыли взимались тоже в фиксированном определенном проценте, но таким образом, что с предприятия снималась почти вся прибыль, за исключением лишь расходов, необходимых на развитие производства и социально-бытовые нужды работников. Отчисление от прибыли касалось только государственных предприятий, поскольку государство, будучи их собственником, имело право распоряжаться и прибылью. С кооперативных предприятий этот налог не взимался, ибо там был другой собственник. Налогообложение их производилось по-другому.

Налоговая реформа упростила взаимоотношения государства и промышленности. Но самое главное - она позволила сконцентрировать все важнейшие доходы в руках Союза. В этих условиях была изменена система распределения доходов между Союзом, союзными и автономными республиками, а также местными Советами. До сих пор последние черпали значительную часть средств из различных местных налогов и сборов. В связи с их отменой эти средства республики и области стали получать за счет отчисления определенной доли от общегосударственных поступлений. Такой порядок был закреплен специальным Постановлением ЦИК и СНК СССР 21 декабря 1931 г.

Концентрация средств в руках Союза позволила Центру больше помогать отсталым республикам. По Закону о бюджете, принятому в 1932 г., в бюджеты РСФСР и УССР отчислялось 5% средств, поступающих от налога с оборота предприятий союзного значения, расположенных на их территории, в бюджет Узбекистана - 40%, а в бюджеты Таджикской и Туркменской ССР - 100%.

Политика укрепления местных Советов, особенно сельских, проводимая в связи с коллективизацией, отразилась и на финансовой системе. В 1930 г. повсеместно были введены сельские бюджеты, что создавало для сельских Советов самостоятельную финансовую базу.

Было установлено, что за услуги МТС колхозы должны расплачиваться натурой, зерном, которое поступало на государственные заготовительные пункты. Колхозы не только имели право, но и обязывались заключать договоры с МТС.

Названные мероприятия коснулись преимущественно юридических лиц. Но в это же время была проведена реформа, затронувшая и непосредственно граждан. Это так называемая конверсия государственных займов. За предшествующее десятилетие было выпущено много разнообразных государственных займов. Обращение с ними стало сложным и затруднительным. Проведенная конверсия означала обмен облигаций всех прежних займов на один новый. Это упростило обращение граждан с облигациями, а также, что было гораздо важнее, несколько отсрочило погашение их, сохранив в обороте государства столь необходимые ему средства. Конверсия не означала прекращения выпуска новых займов. Они выпускались регулярно, но значительно реже, чем до сих пор, примерно по одному займу в год.

Гражданское и хозяйственное право. К онституция 1936 г. закрепила имущественные отношения, сложившиеся к этому времени. Она четко зафиксировала систему форм собственности, реально существующую в обществе.

Ведущей формой собственности признавалась социалистическая. Она, в свою очередь, подразделялась на государственную и колхозно-кооперативную.

Государственная считалась высшей формой собственности, общенародной, т.е. принадлежащей всему обществу. В законодательстве был закреплен принцип единства государственной собственности. Это означало, что любой ее объект - земля, предприятие, транспорт и т.д. - принадлежит государству в целом. Каждое госпредприятие в отдельности не является собственником машин, материалов, помещений. Они выделяются ему лишь в управление. Соответствующие государственные органы - наркоматы, СНК - в любой момент были вправе передать имущество одного предприятия другому, и притом безвозмездно. Само предприятие не могло без разрешения передавать кому-либо даже ненужное и демонтированное оборудование.

Другая форма социалистической собственности - колхозно-кооперативная. Ее субъектами являлись колхозы, предприятия промкооперации и т.п., т.е. достаточно многочисленные группы граждан. В силу этого имущественные отношения между кооперативами строились на основе возмездности. Так же они строились и с государством, т.е. государство передавало кооперации любое имущество за плату, и кооперативы, соответственно за плату, продавали свое имущество.

Конституция вводила понятие личной собственности граждан - имущество, предназначенное для обеспечения их личных потребностей. Допускалась и мелкая частная собственность - единоличников и кустарей. Если личная собственность граждан не могла использоваться для извлечения доходов, носила чисто потребительский характер, то частная предполагала возможность извлечения дохода, являющегося средством существования собственника. Закон выдвигал два необходимых требования к частной собственности: она должна быть мелкой и, главное, исключающей применение наемного труда - эксплуатацию человека человеком. Таковы были основы вещного права.

Что касается права обязательственного, то здесь следует отметить преимущественное развитие так называемых хозяйственных договоров, т.е. договоров между государственными предприятиями, среди которых ведущее место занимали подряд и поставка. В условиях построения социализма договоры между гражданами, чисто гражданские договоры, занимают все меньшее место в обороте, зато договоры между государственными и вообще социалистическими предприятиями теперь преобладают в сфере имущественных отношений, гражданские правоотношения вытесняются хозяйственными, хозяйственное право теснит гражданское право.

Когда страна перешла к нэпу, перед промышленностью была поставлена задача рентабельного, безубыточного производства. С течением времени понятие "хозрасчет" включило в себя и полную имущественную самостоятельность предприятий, которые должны были организовать производство по возможности прибыльно, чтобы обеспечить накопления для социалистического расширенного воспроизводства. Однако для социалистической экономики прибыль не является самоцелью. Советское государство заботилось о том, чтобы производились не самые прибыльные, а самые нужные обществу товары и предметы. Поэтому промышленное производство развивалось под контролем государства, по плану.

Советское государство стремилось сочетать творческую инициативу хозяйственных руководителей и трудовых коллективов с централизованным плановым руководством. Лучшим средством для этого было регулирование хозяйственных договоров. В связи с этим проводится ряд мероприятий, направленных на упорядочение договорной системы. Основная цель их - сохраняя инициативу снизу, обеспечить плановое руководство сверху, направить промышленность на выполнение первоочередных задач.

В 1931 г. ЦИК и СНК СССР обязали хозяйственные органы оформлять заказы и поставки договорами. К началу каждого хозяйственного года, когда проводилась договорная кампания, издавались специальные постановления, регламентирующие порядок заключения договоров. Устанавливаются формы договоров - генеральные и локальные. Генеральные договоры заключаются между центрами двух систем, например между каким-то промышленным наркоматом и торговым ведомством. На основе генерального договора заключаются локальные - между конкретными поставщиками и потребителями. Исходя из общих принципов, установленных генеральным договором, локальные договоры определяют конкретные условия, на которых должны производиться поставки или выполняться подряды.

Усиливается внимание к договорной дисциплине, поскольку теперь выполнение договора означает одновременно и выполнение плана. В 1933 г. на это обратил особое внимание СНК СССР. Постановление правительства требовало, чтобы в договорах обязательно указывались последствия их неисполнения: пеня, неустойка, штраф, взыскание убытков. При этом санкции не освобождали от обязанности выполнить договор. Закон запрещал включать в договоры пункты об освобождении сторон от исполнения обязательства в силу "не зависящих от них обстоятельств". Запрещались также односторонний отказ от исполнения договора, одностороннее расторжение или одностороннее изменение его условий.

Важное место в развитии хозяйственного права занимает кредитная реформа, внесшая существенные изменения в договор займа, заключаемый хозяйственными организациями. Она также имела цель усилить плановое руководство, контроль государства в кредитных отношениях.

Предоставление хозяйственной самостоятельности предприятиям при нэпе привело к допущению так называемого коммерческого кредитования. В этом случае одна хозяйственная организация могла свободно кредитовать другую, что обычно проводилось в форме отсрочки платежа за поставленную продукцию или в форме авансирования за еще не поставленную. Такой заем мог оформляться векселем, который поступал в оборот, т.е. получивший вексель мог расплатиться им с другим контрагентом, а тот передать его третьему и т.д. Следовательно, вексель становился платежным средством наряду с деньгами. Такая система если и не исключала, то резко снижала возможность неплатежей. В то же время коммерческий кредит позволял предприятиям свободно маневрировать, чтобы достигать нужного экономического эффекта. Директор того или иного предприятия мог выделять деньги на те цели, которые он считал первоочередными.

Теперь это было запрещено. Все дело кредитования сосредоточивалось в Государственном банке, который на основе плана давал деньги взаймы нуждающимся предприятиям и организациям, контролировал всю их финансовую деятельность. Все расчетные операции хозорганов были теперь сосредоточены в банке, где у них имелись расчетные счета. Были установлены четкие формы таких операций, проводимых под контролем банка.

Основной формой расчета стал акцепт. При нем расчетные отношения строятся следующим образом. Организация, поставляющая товар другой или оказывающая ей возмездную услугу, направляет в банк, где имеется расчетный счет плательщика, платежное требование. Банк оплачивает это требование при согласии (акцепте) со стороны плательщика и, конечно, если на его счете имеются средства. Такая форма расчета позволяет заказчику проверить количество и качество товара или работы и в соответствии с этим оплатить товар или услуги.

Была предусмотрена и другая форма расчетов - аккредитивная. Она применялась к неисправным плательщикам, когда кредитор имеет основания не доверять клиенту. В этом случае заказчик должен заранее перевести в банк поставщика определенную сумму - выставляет аккредитив. Кредитор предъявляет платежное требование, которое банк оплачивает по предъявлении документов об отгрузке товара клиенту. Здесь, следовательно, оплата производится еще до получения товара клиентом. Эта форма употреблялась редко, но опять же гарантировала оплату поставляемой продукции или услуги.

Важное изменение следует отметить в развитии договора купли-продажи. Поскольку нэп шел к концу, в 1932 г. законом было запрещено открытие магазинов и лавок частными торговцами. Закон требовал "всячески искоренять перекупщиков и спекулянтов, пытающихся нажиться за счет рабочих и крестьян". То, что при капитализме считалось нормальным предпринимательством, при социализме стало рассматриваться как преступление.

В это же время государство обратило большое внимание на улучшение работы кооперации, которая являлась главной формой организации снабжения населения, главной формой организации экономической смычки между городом и деревней.

Семейное право. Громадные людские потери, принесенные гражданской и мировой войнами, послевоенным голодом, надо было восполнять. Естественным путем этого было повышение рождаемости. На решение именно данной проблемы и было направлено Постановление ЦИК и СНК СССР, принятое 27 июня 1936 г. "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах".

Постановление предусматривало материальные меры поощрения рождаемости: увеличился размер пособия по уходу за ребенком; учреждались пособия матерям, имевшим шестерых детей, при рождении каждого последующего ребенка; матерям, имевшим десятерых детей, устанавливалось единовременное пособие в размере 5 тыс. руб. при рождении последующего ребенка и начиная со второго года и на протяжении четырех лет выплачивалось ежегодное пособие в размере 3 тыс. руб., т.е. достаточно заметной суммы. Предполагая последствия этих мер, законодательство предусматривало и расширение сети родильных домов, яслей и детских садов.

Имея целью повышение рождаемости, закон установил, однако, норму, которая заведомо не могла дать нужного эффекта, - это запрещение абортов. Против такой меры выступал еще В.И. Ленин, считавший решение вопроса иметь детей или нет "азбучным демократическим правом гражданина и гражданки". Ограничивая свободу личности, запрещение абортов приводило в то же время к эффекту, прямо противоположному тому, на который рассчитывало постановление. Женщины, по тем или иным причинам не желавшие иметь ребенка, шли на криминальные аборты, проводимые часто случайными людьми, в антисанитарных условиях, нередко калечились и даже погибали. А в тех случаях, когда такой аборт не удавалось сделать, на свет появлялся нежеланный ребенок, попадавший с самого начала в неблагоприятную эмоциональную обстановку.

Заботясь о повышении рождаемости, государство одновременно приняло меры и по улучшению воспитания детей. Эта проблема встала во весь рост в связи с коллективизацией и индустриализацией страны. Бывшие беспризорники - жертвы революции и гражданской войны - теперь уже стали взрослыми людьми. Но появилось новое поколение детей, оставшихся без внимания родителей. Активное включение все большего числа женщин в сферу материального производства вынужденно оставляло без материнского надзора большую массу малолетних. Крушение прежних моральных устоев, так или иначе скреплявших семью, порождало легкомысленное отношение к браку, безотцовщину, что предопределяло трудности воспитания детей. Все эти обстоятельства подняли новую волну беспризорности и безнадзорности, вызвавшую беспокойство государства и заставившую его принять меры. В 1936 г. в соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) органам милиции было разрешено штрафовать родителей за озорство и уличное хулиганство их детей. Повысилась требовательность к опекунам, использующим подопечных в корыстных целях. Заботе о воспитании детей служило и усиление уголовной ответственности за неуплату алиментов. Очевидно, что всего этого было все же недостаточно для решения острой проблемы.

Полагая, что в воспитании детей необходимо участие семьи, законодатель принимает меры к ее укреплению. Чтобы как-то уменьшить число легкомысленных браков и разводов, были введены некоторые усложнения в процедуру развода: требование обязательной явки обоих супругов в загс, отметка о разводе в паспорте, увеличение пошлины за оформление развода, возраставшей в зависимости от числа разводов у данного лица (за третий и следующие разводы - 3 тыс. руб.).

Трудовое право. Индустриализация страны требовала все большего числа кадров. Начинал ощущаться дефицит рабочей силы. В таких условиях государство вынуждено было позаботиться о пополнении армии рабочих и специалистов. Определенные резервы для этого открывала коллективизация. Коллективный труд сам по себе был более производителен, чем индивидуальный. Повышение производительности труда в сельском хозяйстве обеспечивалось и развертывающейся механизацией. В такой обстановке деревня могла высвободить определенную часть работников для промышленных предприятий и строек. Все это обусловило создание системы организованного набора рабочей силы по договорам с колхозами и колхозниками.

Но деревня могла дать только неквалифицированную рабочую силу, впрочем, и городскую молодежь надо было обучать рабочим профессиям. Возросла и потребность в технической интеллигенции. Эти проблемы решались созданием широкой сети учебных заведений - от всякого рода краткосрочных курсов и профтехшкол до техникумов и вузов. В 1940 г. был сделан серьезный шаг в деле подготовки рабочих кадров - создание учебных заведений трудовых резервов, ремесленных и железнодорожных училищ, школ фабрично-заводского обучения (ФЗО). Для обучающихся в них были созданы по тем временам хорошие материальные условия, включая бесплатное питание, форменную одежду и т.п.

Молодые специалисты, оканчивающие учебные заведения, получали гарантированное право на работу по специальности. В то же время у них появлялась обязанность отработать определенный срок на предприятии или в учреждении, куда они будут распределены. Государственное распределение специалистов позволило планово обеспечить кадрами в первую очередь те объекты, которые особо нуждались в этом.

Индустриализация в нашей стране сопровождалась внедрением в производство новейшей техники. Условия труда на разных предприятиях в этой обстановке нивелировались. Такое положение позволило перейти к новым принципам определения заработной платы. Теперь она стала устанавливаться не коллективными договорами, а единым для всей страны законодательством. Это не привело, однако, к уравниловке. Законодательство выделило отдельные ведущие отрасли промышленности, где уровень заработной платы должен был быть более высоким. В связи с некоторым повышением цен на продовольствие, проведенным при отмене карточной системы, были повышены заработная плата рабочим и служащим, стипендия и пенсия.

Дифференцированно подходит законодательство к работникам в зависимости от их личного трудового вклада. Развиваются меры поощрения хороших работников, материальные и моральные. Создаются невыгодные условия для летунов, лодырей и иных недобросовестных рабочих и служащих. Позже к нарушителям трудовой дисциплины были приняты особенно жесткие меры. В декабре 1938 г. впервые устанавливается зависимость размера пособий по временной нетрудоспособности от стажа непрерывной работы. Однако такой удар по "летунам" оказался недостаточным, и в 1940 г., накануне приближающейся войны, были приняты более крутые меры. Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 июня был вообще запрещен самовольный переход с одной работы на другую. За такой уход устанавливалась уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. Уголовная и дисциплинарная ответственность предусматривалась также за прогулы и опоздания на работу. Указ решительно и строго выполнялся. За первый же месяц его действия было возбуждено 100 тыс. дел о нарушении трудовой дисциплины, а за полтора последующих - 900 тыс. На одной из фабрик до апреля 1941 г. за прогулы было наказано 12,8% всех работающих.

В условиях ликвидации безработицы и складывающегося дефицита рабочей силы огромное экономическое значение имело привлечение к производительному труду женщин. Для национальных районов оно имело и особое политическое значение, ибо было важным средством раскрепощения женщин. В связи с этим в национальных районах принимаются особые меры вовлечения женщин в промышленность и в социалистические сельскохозяйственные предприятия. Так, в Азербайджане в 1931 г. были изданы постановления правительства, возложившие на ведомства обязанность немедленно выявить профессии и должности, на которых возможно применение женского труда, и принять меры к замещению их женщинами. Специальным постановлением 1932 г. руководителям сельскохозяйственных предприятий Азербайджана предписывалось достигнуть определенного уровня применения женского труда.

В конце периода были существенно изменены такие важные институты трудового права, как рабочее время и время отдыха. Упомянутым Указом от 26 июня 1940 г. были восстановлены 8-часовой рабочий день и 7-дневная рабочая неделя (с одним выходным днем).

Колхозное право. Проведение сплошной коллективизации потребовало существенных изменений в колхозном праве. Прежде всего, был решен вопрос о форме коллективных хозяйств. Если раньше допускались самые разнообразные формы производственной сельскохозяйственной кооперации, причем высшей считалась коммуна, то Постановление ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. установило, что основной формой колхоза теперь должна стать сельскохозяйственная артель.

Артель позволяла оптимально сочетать интересы коллектива и каждого колхозника, общественное производство с личными потребностями колхозного двора. В ней обобществлялись основные средства производства: земля, машины, тягловый скот, крупный продуктивный скот. В то же время в собственности колхозного двора оставались по определенной норме орудия производства, скот и другое имущество, необходимое для ведения личного подсобного хозяйства. В 1933 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли специальное постановление о помощи бескоровным колхозникам в приобретении коров, для чего выделялись громадные средства из казны, идущие для кредитования колхозников, которым предоставлялись рассрочка погашения долга и другие льготы.

Колхозному двору выделялся в пользование и небольшой приусадебный участок, необходимый для ведения подсобного хозяйства. Для некоторых отсталых национальных районов была, однако, временно сохранена и другая форма колхозов - товарищество по совместной обработке земли, как переходный этап для постепенного приобщения масс к идее коллективизации.

В партийных документах провозглашался принцип добровольности, хотя это было в большой мере декларацией. По идее, гражданин мог вступить в колхоз, мог и выйти из него. В последнем случае он, однако, не получал обратно прежний участок земли, вошедший в состав обобществленного фонда, который законодательством признавался неуменьшаемым. Вышедший из колхоза мог просить о предоставлении ему земли из государственного фонда в другом месте. Такое положение вытекало из того, что собственником земли считалось государство, которое вправе распоряжаться ею по своему усмотрению в интересах общества. Была тут и практическая целесообразность: участок выходящего из колхоза мог оказаться в середине колхозных земель, что создавало бы большое неудобство в землепользовании. Выходы из колхозов имели место в 1930 г., когда были допущены перегибы в коллективизации. Позже эта проблема полностью потеряла свою актуальность.

Примерным уставом сельскохозяйственной артели, утвержденным Президиумом ЦИК и СНК СССР 1 марта 1930 г., было установлено, что членами колхоза не могут быть кулаки и лишенцы.

Все работы в колхозе должны были производиться силами колхозников. Применение наемного труда допускалось только в том случае, когда колхозу нужен был специалист (например, агроном) или когда не хватало своих сил для срочных работ (например, при уборке урожая, которому грозит гибель из-за погодных условий).

Законодательство подчеркивало, что оплата труда в колхозах, распределение доходов должны производиться не по уравнительному принципу, как это было ранее в коммунах, а по определенным нормам в соответствии с количеством и качеством труда. Это стимулировало хорошую работу, укрепляло колхозы и материальное благосостояние колхозников. По решению VI съезда Советов в качестве единицы измерения труда в колхозах был установлен трудодень.

Высшим органом управления колхозом считалось общее собрание колхозников. Государственное руководство колхозным строительством осуществлялось через райколхозсоюзы, вступление в которые для артелей было обязательным.

В 1930 г. колхозам и колхозникам были предоставлены большие льготы. Их освобождали на два года от большей части налогов, списывали недоимки, оказывали другую помощь финансами, а также семенами.

Центральный Комитет ВКП(б) рекомендовал, чтобы во всех колхозах были созданы в качестве основной производственной единицы бригады, за которыми закреплялись средства производства и определенный контингент работников.

Развитие широкой сети машинно-тракторных станций поставило вопрос о формах их взаимоотношений с колхозами. В 1935 г. был принят новый Примерный устав сельскохозяйственной артели, обобщивший опыт колхозного строительства за прошедшие годы. Новый Устав закрепил сельхозартель как единственную форму колхозов, коммуны и ТОЗы теперь уже не предусматривались. Устав подчеркивал, что земля является государственной собственностью и закрепляется за артелью в бессрочное пользование, т.е. навечно. Подтверждался принцип неуменьшаемости общественных земель колхоза. Устанавливался размер приусадебных участков колхозников.

Основной производственной ячейкой сельхозартели считалась, как и прежде, бригада.

Если оказалось возможным в общем заставить крестьян объединиться в колхозы, то труднее было заставить их там работать. Довольно скоро ловкие крестьяне научились, оставаясь членами колхоза, в то же время фактически превращаться снова в единоличников. Они мало, а то и совсем не работали в общественном хозяйстве, своим основным средством существования сделали приусадебные участки, которые для этих целей самовольно расширялись за счет общественных земель. Для борьбы с таким явлением в 1939 г. было издано постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания". В этом объемном документе важны два момента. Прежде всего, обращалось внимание на необходимость приведения размеров приусадебных участков колхозников к нормам, предусмотренным Примерным уставом сельхозартели. Такая норма составляла в основной массе случаев от 1/4 до половины гектара на участок, понижаясь иногда (поливные земли) до 1/10 га и повышаясь кое-где до 1 га. В дальнейшем за нарушение таких норм устанавливалась уголовная ответственность колхозников и руководителей хозяйств. Уже само ограничение приусадебного участка не позволяло крестьянину жить только за счет доходов от него. Но постановление предусмотрело и другой способ принуждения колхозников к общественному труду. Колхозам было рекомендовано установить обязательный минимум трудодней (от 60 до 100 в различных районах). За невыполнение минимума предлагалось исключать из колхозов с изъятием приусадебного участка.

В Постановлении предусматривались также меры для организации переселения крестьян из малоземельных областей в многоземельные.

Той же цели - переместить усилия крестьян с приусадебного участка на общественное поле - служил и новый Закон о сельхозналоге, принятый также в 1939 г. По Закону, сельхозналогом, причем достаточно большим, облагалось все, что могло давать какую-то продукцию на приусадебном участке. Облагалось также то, что ничего не производило, но могло производить, например, плохо родившие плодовые деревья. В результате крестьянину порой было выгоднее вырубить сад, чем платить за него налог. На практике так и получалось: в южных районах было вырублено громадное количество садов.

По такому же принципу в 1940 г. было решено взимать с колхозов обязательные поставки продукции. Однако здесь установленный принцип играл прогрессивную роль. Обязательные поставки исчислялись не по произведенной продукции, а по количеству закрепленной за колхозами земли. Это стимулировало колхозы рациональнее использовать земли, получать с них наибольшие урожаи. То есть чем больше колхоз производил, тем больше оставалось ему.

Уголовное право. В данный период продолжают действовать крупные общесоюзные и республиканские законы, принятые в 20-х гг. Конечно, в них, особенно в республиканские кодексы, вносится довольно много изменений, касающихся отдельных вопросов. Новые уголовно-правовые нормы содержатся как в специальных актах, так и в неспециальных, посвященных более широкому кругу проблем. При этом обновление уголовного права осуществляется почти исключительно за счет общесоюзного законодательства, которое обычно тут же отражается в республиканских кодексах.

Что касается норм Общей части уголовного права, то здесь следует отметить некоторые внешне не заметные, но фактически важные новеллы. Мы помним, что уже Кодекс РСФСР 1926 г. допускал возможность в одном, и не очень распространенном, случае объективное вменение. Теперь этот же принцип вводится по очень важным делам и применяется в широком масштабе. 8 июня 1934 г. Положение о преступлениях государственных было дополнено статьями об измене Родине, где, в частности, предусматривалось, что совершеннолетние члены семьи изменника - военнослужащего, даже если они не знали о преступлении, приговариваются к лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на пять лет. Этот закон породил даже особую категорию ЧСИРов (членов семьи изменников Родине), которые и по закону, и сверх него подвергались разного рода ограничениям и притеснениям. Идея закона была как будто бы правильной: изменник должен подумать, собираясь совершить преступление, не только о себе, но и о своих близких. Однако очевидно, что ежели человек, несмотря ни на что, все-таки шел на такое деяние, то ему была безразлична судьба даже близких людей. Следовательно, ни общая, ни частная превенция здесь не достигалась, а проявлялась лишь бессмысленная жестокость.

Другим изменением норм Общей части являлось снижение возраста привлечения к уголовной ответственности. Постановлением ЦИК и СНК СССР, принятым в 1935 г., устанавливалось, что к ответственности за определенные тяжкие преступления (убийство и покушение на него, телесные повреждения, кража и т.п.) могут привлекаться лица, достигшие 12 лет от роду. Закон предусматривал, что к ним могут применяться все без исключения меры наказания, даже в том числе, следовательно, и расстрел. Здесь, правда, возникла коллизия закона, поскольку общая норма о расстреле не допускала его применения к несовершеннолетним. У нас нет сведений о фактическом использовании столь страшной меры наказания в отношении малолеток. Думается, что у редкого судьи поднялась бы рука приговорить к смертной казни 12-летних мальчишку или девчонку. Проблему решил циркуляр Прокуратуры СССР, подтвердивший неприменение к несовершеннолетним смертной казни <*>.

Важным изменением было удлинение предельных сроков наказания. До 1937 г. максимальный срок лишения свободы составлял 10 лет. В 1937 г. он был резко увеличен - до 25 лет, за совершение государственных преступлений. Закон изображал такую реформу как проявление гуманности: до сих пор у суда была альтернатива - 10 лет лишения свободы или расстрел. Теперь же вместо расстрела можно было приговорить просто к более длительному сроку лишения свободы.

Что касается Особенной части уголовного права, то прежде всего стоит отметить развитие законодательства о государственных преступлениях. Наиболее значительным в этом отношении является уже упоминавшееся Постановление 1934 г. "О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) статьями об измене Родине", в обиходе обычно называвшееся законом об измене Родине. Оно предусматривало самые высокие меры наказания, по преимуществу расстрел.

Среди преступлений против порядка управления заслуживает особого внимания изменение знаменитой ст. 107 УК РСФСР и аналогичных статей кодексов других республик, связанное с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1932 г. "О борьбе со спекуляцией", которое требовало "всячески искоренять перекупщиков и спекулянтов". Статья 107 была теперь сформулирована по-новому: "Скупка и перепродажа частными лицами в целях наживы (спекуляции) продуктов сельского хозяйства и предметов массового потребления". При этом санкция за данное преступление была резко повышена - вместо одного года лишения свободы теперь полагалось не менее пяти лет.

Важно отметить и усиление наказания за хулиганство. Если в УК РСФСР 1926 г. за него назначалось не более двух лет лишения свободы (и это за злостное хулиганство), то в 1935 г. санкция была повышена соответственно до пяти лет тюрьмы. Одновременно было запрещено ношение холодного оружия (кинжалов, финских ножей и т.п.), кроме тех случаев, когда оно является принадлежностью национального костюма.

Индустриализация страны привела к резкому расширению объемов промышленного производства. Однако очень скоро возникла проблема не только количества, но и качества выпускаемой продукции. В связи с этим уже в 1933 г. ЦИК И СНК СССР резко подняли уголовную ответственность за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции, предусмотренную еще в 1929 г. Причем закон называет такого рода действия тяжкими противогосударственными преступлениями. Еще больше такая ответственность была повышена Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1940 г., который тоже называл эти преступления противогосударственными. Правда, санкции за них были все же не такими, как за государственные преступления, но тем не менее директорам, главным инженерам и начальникам ОТК грозило лишение свободы сроком от пяти до восьми лет. Нельзя не отметить, что законодательство тем самым заботилось об интересах потребителей, как промышленных, так и частных, как предприятий, так и граждан.

Среди преступлений против личности можно отметить группу деяний, связанных с семьей и половыми отношениями. Борьба за повышение рождаемости, как уже отмечалось, привела к запрещению абортов, а это породило изменение и дополнение уголовных кодексов. Так, ст. 140 УК РСФСР установила уголовную ответственность врача или иного лица, производящего аборт, кроме случаев, когда это вызвано медицинской необходимостью, а ст. 140-б наказывает и саму абортистку - в первый раз общественным порицанием, во второй раз довольно крупным штрафом. Очевидно, та же самая идея борьбы за рождаемость привела к восстановлению уголовной ответственности за гомосексуализм, ранее, до революции, запрещенный лишь каноническим правом. Правда, закон, принятый в 1934 г., предусматривал лишь один вид гомосексуализма, притом только мужского - мужеложство. В соответствии с Законом 1934 г. была установлена уголовная ответственность за злостный неплатеж средств на содержание детей, а также оставление детей родителями до совершеннолетия без всякой поддержки.

Среди законов, карающих за имущественные преступления, следует отметить знаменитое Постановление ЦИК и СНК СССР "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности", в обиходе обычно именуемое просто по дате - 7 августа 1932 г. Постановление резко повышало уголовную ответственность за это преступление, доводя ее даже до высшей меры наказания. Сама по себе санкция была достаточно жесткой, но главный недостаток закона состоял в том, что он не дифференцировал ответственность. По существу, за хищение социалистической собственности, которое рассматривалось как государственное преступление, предусматривалась лишь одна мера социальной защиты - расстрел, и только при смягчающих обстоятельствах допускалось снижение ее до 10 лет лишения свободы. Размер похищенного и иные признаки не принимались во внимание. Следовательно, даже за малюсенькую кражу можно было заработать по крайней мере громадный срок лишения свободы. Так бывало иногда, когда, скажем, деревенские мальчишки настригали в колхозном поле колосьев зерновых, чтобы подкормить семью. Не случайно данный закон иногда называли законом о колосках. Правда, скоро выяснилось, что закон плохо работает, поскольку милиция и иные лица, охранявшие народное добро, зная, какая мера наказания грозит задержанному воришке, просто делали вид, что не замечают хищения.

Исправительно-трудовое право с тановилось все менее исправительным и все более трудовым. Дело в том, что расстрелы не могли, конечно, перевоспитать осужденного, и даже громадные сроки лишения свободы, оставлявшие малую надежду на освобождение, тоже не стимулировали перевоспитание. Главной целью наказания фактически становилось лишь использование заключенных на массовых и тяжелых работах, куда затруднительно было привлечь рабочую силу на условиях обычного найма. Надо сказать, что в 30-х гг. стала, по существу, проводиться в жизнь старая идея великого утописта Томаса Мора, который полагал, что в идеальном государстве тяжелые и неприятные работы будут осуществляться энтузиастами или преступниками. В 30-х гг. в нашей стране действительно господствовал трудовой энтузиазм, особенно среди молодежи. Комсомольцы построили мощный промышленный центр - Комсомольск-на-Амуре, участвовали в других грандиозных стройках. В то же время несколько севернее Комсомольска возникла громадная империя под названием "Дальстрой", использовавшая многотысячные массы заключенных для строительства рудников, добычи золота и других драгоценных металлов, лесоразработок и т.п. Труд заключенных, как всякий подневольный труд, был не всегда рентабельным и во всяком случае мало производительным. Но система позволяла перебрасывать большие массы людей туда, где это требовалось, создавать для них минимум условий труда и отдыха, пренебрегать тяжелыми климатическими и вообще природными условиями. Думается, что все эти обстоятельства сыграли свою роль, когда массовые расстрелы 1937 г. были заменены долгосрочным лишением свободы. Перелом этот исторически увязывается с заменой наркома внутренних дел Н. Ежова Л. Берией. Однако вряд ли эта проблема решалась на уровне наркомов.

В отличие от уголовного права, в исправительно-трудовом мы видим существенные изменения нормативной основы, на смену Исправительно-трудовому кодексу РСФСР 1924 г. пришли новые законы.

Тем не менее либеральный характер законодательства и практики в первой половине 30-х гг. еще сохраняется. В 1930 г. было издано общесоюзное Положение об исправительно-трудовых лагерях, предназначенных для особо опасных преступников. К ним относились три категории осужденных: к первой категории - заключенные из трудящихся (рабочие, крестьяне и служащие), пользовавшиеся до вынесения приговора избирательными правами, осужденные впервые на сроки не свыше пяти лет и не за контрреволюционные преступления, ко второй - те же лица, но осужденные на сроки свыше пяти лет, к третьей - все нетрудовые элементы и лица, осужденные за контрреволюционные преступления. Классовый, вернее социальный, принцип пока, как видим, сохраняется. В лагеря направлялись осужденные на срок не ниже трех лет или осужденные особым постановлением ОГПУ.

К заключенным применялись три вида режима: первоначальный, облегченный и льготный. На облегченном режиме заключенные могут отлучаться из лагеря, получать премии. А на льготном - даже занимать административно-хозяйственные должности в управлении лагерями и по производству работ, последнее не относится к нетрудовым элементам и лицам, осужденным за контрреволюционные преступления. Работа в учреждениях, на предприятиях и промыслах должна была производиться в соответствии со специальностью и квалификацией заключенных.

К осужденным, которые проявят усердным отношением к труду и хорошим поведением признаки исправления, могли применяться различные меры поощрения. На практике дело доходило иногда и до очень серьезных поощрений, не предусмотренных Положением. Так, в 1933 г. по окончании строительства Беломорско-Балтийского канала ЦИК СССР за трудовой героизм, проявленный на работе, снял судимость с 500 заключенных, восстановил в политических правах, а группа заключенных даже была награждена орденами. Аналогичные поощрения были применены в 1938 г. к строителям канала Волга - Москва.

К заключенным в лагерях, пользовавшимся до вынесения приговора избирательными правами и обнаруживающим исправление, могло быть применено условно-досрочное освобождение с поселением в районе данного лагеря на не отбытый срок заключения или без поселения.

Осужденные могли подвергаться и дисциплинарным взысканиям: выговорам, ограничению или лишению права получения передач (посылок), ограничению или лишению права переписки и т.д. Что касается исправительно-трудовых колоний, то в 1930 г. в связи с ликвидацией наркомвнуделов союзных республик они были переданы в ведение наркоматов юстиции, в составе которых были созданы главные управления исправительно-трудовых учреждений. Порядки в них с 1933 г. стали регулироваться новыми исправительно-трудовыми кодексами. ИТК РСФСР предусматривал различные места и способы лишения свободы, но основными из них стали колонии различных видов. Сохранялся принцип направления в места лишения свободы по социальному положению. "Классово враждебные" и лица, совершившие тяжкие преступления, направлялись в колонии массовых работ в отдаленных местностях, а злостные нарушители режима общих колоний - в штрафные колонии.

Важное место в Кодексе отводилось регулированию принудительных работ без лишения свободы. Отменялись бесплатные работы и допускалось использование осужденных по месту их основной деятельности.

Обе системы мест лишения свободы - лагеря ОГПУ и колонии Наркомюста - были переданы образованному в 1934 г. НКВД СССР и полностью вышли из-под контроля местных Советов.

С середины 30-х гг. исправительно-трудовое законодательство и особенно практика его применения начинают ухудшаться. Фактически исправительно-трудовые кодексы, не будучи отменены, перестают применяться, подменяясь ведомственными инструкциями. В 1939 г. было отменено применение условно-досрочного освобождения.

Уголовно-процессуальное право. Оно развивается противоречиво. Принимаются меры к укреплению законности в деятельности органов дознания и следствия, суда и прокуратуры, но все это касается общеуголовных преступлений. Если судят мелкого воришку, а тем более крупного, то в более или менее строгом соответствии с процессуальным законом. По-другому, однако, происходит дело, когда репрессия касается лиц, обвиненных в совершении государственных преступлений. Правда, здесь тоже нужно отметить определенную динамику. До середины 30-х гг. и по этим делам, в принципе, соблюдается закон, к тому же в основном общий для всех родов преступлений. Иначе начинают действовать карательные органы с 1934 г.

Прежде всего, происходит ухудшение процессуального законодательства по делам о государственных преступлениях. В 1934 г., в день убийства С.М. Кирова, издается закон, упрощающий процессуальные формы для некоторых государственных преступлений. ЦИК СССР установил, что по делам о террористических организациях и террористических актах следствие должно заканчиваться не более чем за 10 дней, обвинительное заключение обвиняемому должно вручаться за сутки до рассмотрения дела в суде, дела должны слушаться без участия адвоката и прокурора, кассационное обжалование приговоров, как и подача ходатайства о помиловании, не допускается, приговоры к высшей мере наказания исполняются немедленно по их вынесении.

Совершенно очевидно - все эти меры резко сокращали процессуальные гарантии для обвиняемых и подсудимых, что расширяло возможность вынесения необоснованных приговоров, которые нельзя уже было исправить.

В сентябре 1937 г. подобные меры были распространены и на дела о вредительстве и диверсиях. Правда, с некоторым смягчением. Новое постановление ЦИК СССР допустило все-таки ходатайство о помиловании, но при отклонении его приговор приводился в исполнение немедленно.

Жесткие условия, в которые ставились следователи, часто приводили к тому, что они старались добиться признания обвиняемого в совершении преступления любой ценой, полагая в то же время признание царицей доказательств. Даже столь не щепетильный юрист, как А.Я. Вышинский, в 1937 г., выступая на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б), заявил о недопустимости такого подхода к следствию. Он отметил, что основной недостаток в работе следователей НКВД и прокуратуры - стремление "построить следствие на собственном признании обвиняемого" <*>.

При всей жесткости названных законов главная беда была, однако, не в них. Куда хуже было применение репрессий вообще без суда - уже упоминавшимся особым совещанием, а также "тройками" и "двойками". В этих органах отсутствовали всякие процессуальные гарантии. А именно по пути использования названных органов и пошла репрессия с середины 30-х гг.

4.Изменения в государственной системе и праве в период Великой отечественной войны. § 1.

Следует отметить три важнейшие группы изменений.

Прежде всего, это расширение прав союзных республик, произведенное в 1944 г. Верховным Советом СССР. Союзным республикам разрешалось создавать свои войсковые формирования, в соответствии с чем Наркомат обороны становился союзно-республиканским, т.е. в республиках должны были организовываться собственные наркоматы обороны, подчиненные НКО СССР. Закон не вызвал полной перекройки армии, раздела ее по республиканскому принципу, однако национальные воинские формирования были созданы прежде всего из представителей прибалтийских народов. Возникли и некоторые другие национальные формирования, но ни одно из них не стало республиканской армией. Да и наркоматы обороны в республиках практически созданы не были. Тем не менее национальные формирования сыграли заметную роль в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Другой Закон, принятый в тот же день, 1 февраля 1944 г., предоставлял республикам право внешних сношений. Соответственно Наркомат иностранных дел также преобразовывался в союзно-республиканский. Этот Закон был реализован в большей мере, чем первый, однако тоже не полностью, поскольку его осуществление зависело не только от Союза, но и от других государств, которые воспротивились выходу всех 16 союзных республик на международную арену. Реально были признаны субъектами международного права только Украина и Белоруссия. В частности, именно эти республики вместе с Советским Союзом были приглашены в апреле 1945 г. на международную конференцию в Сан-Франциско, где была создана ООН, и вошли в число ее учредителей. Впоследствии эти республики активно участвовали в работе ООН.

Украина и Белоруссия вступили также в двусторонние отношения с соседними государствами. Например, уже в сентябре 1944 г. Украина подписала соглашение с Польшей о взаимном обмене гражданами (оптации). Что касается остальных союзных республик, то их международная деятельность практически не развернулась. В республиках были созданы собственные наркоминделы, но они имели скорее декоративный характер. Правда, их работники неизменно участвовали в разного рода специальных общесоюзных делегациях, выезжавших за границу.

В науке обстоятельно не исследован вопрос о причинах принятия названных законов. Обычно в литературе они объясняются развитием национальных отношений в нашей стране, позитивными сдвигами в жизни народа. Вряд ли, однако, это было единственной причиной. Имеет хождение и предположение, что расширение прав союзных республик понадобилось именно для того, чтобы провести их в состав ООН.

Ровно за два месяца до принятия упомянутых законов закончилась Тегеранская конференция руководителей трех великих держав. Громадные победы Красной Армии под Сталинградом и на Курской дуге, освобождение Киева и неуклонное продвижение наших войск на Запад предвещали не столь далекое окончание войны. Поэтому на Тегеранской конференции среди других обсуждался вопрос и о послевоенном переустройстве мира, в том числе о создании международной организации, которая должна прийти на смену изжившей себя Лиги Наций. Для Советского Союза, предвидевшего, что и в ООН - этой новой организации - он может оказаться в меньшинстве, было важно вывести на международную арену своих членов - союзные республики. Наделенные теперь широкими правами, они вполне могли претендовать на это. Следует отметить большую дальновидность руководства страны, принявшего такие меры более чем за год до образования ООН.

Думается, что расширение прав союзных республик имело еще одну политическую цель. С начала 1944 г. советские войска развернули широкое наступление на разных фронтах. Освобождались все новые территории западных союзных республик. В этих условиях имело смысл воодушевить их население идеей реального расширения суверенных прав, тем более что кое-где развивались сепаратистские настроения. Например, на Украине уже в первые дни прихода оккупантов во Львове было создано "украинское национальное правительство" во главе с Ярославом Стецко. Правда, немцы его тут же ликвидировали. Однако в западных районах республики получило развитие достаточно серьезное сепаратистское движение <*>. Расширение суверенных прав союзных республик должно было удовлетворить интересы определенных кругов их населения, стимулировать всеобщий народный подъем на борьбу с фашизмом.

Вместе с тем во время войны была проведена серия акций, которые нельзя расценить иначе, как позор для Советского государства и его национальной политики. Имеется в виду принудительное выселение некоторых народов с места их постоянного проживания и упразднение автономии этих народов. Первыми еще в 1941 г. пострадали немцы Поволжья, а также другие советские немцы, проживающие в различных областях в Европейской части страны. Сталин заподозрил их в потенциальной готовности помогать врагу и счел целесообразным переселить в Сибирь, Киргизию и Казахстан. Автономная республика немцев Поволжья была упразднена.

В 1943 - 1944 гг., уже после освобождения соответствующих районов от оккупантов, такая же судьба постигла крымских татар, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев и некоторые другие небольшие народы юга России. Надо признать, что среди них оказалось немало активных пособников оккупантов. А, скажем, крымские татары даже создали целые воинские части, воевавшие на стороне немцев. В Чечне, где немецкая разведка еще с мирного времени имела связи, были подняты настоящие антисоветские восстания, причем в самые тяжелые для страны моменты - во время битвы под Москвой и Сталинградского сражения. Документально подтверждено, что оккупанты, заигрывая с горцами, собирались после войны их физически уничтожить, поскольку на деле относились к ним с глубоким презрением, скрываемым до поры до времени.

Круг предателей был известен органам НКВД, и, конечно, фашистские пособники заслуживали самого сурового наказания. Но, вместо того чтобы привлечь к ответственности действительных изменников, Сталин и Политбюро ЦК партии приняли решение репрессировать целые народы. Беспримерная акция была совершена. Все названные народы были принудительно выселены в Среднюю Азию и Казахстан, а их автономии упразднены. Выселение привело к определенным человеческим жертвам.

Следует отметить, что Советский Союз не был оригинальным в этих мероприятиях. В феврале 1942 г. подобные же меры принял президент США Ф. Рузвельт по отношению к своим гражданам японской национальности. 120 тысяч их было не просто выселено из западных штатов, но и заключено в специальные концентрационные лагеря, расположенные в отдаленных пустынных местностях. Американские президенты только через полвека извинились перед оставшимися в живых японо-американцами <*>.

Среди позитивных изменений в организации государственного единства СССР, произошедших в это время, следует отметить некоторое расширение территории.

В 1944 г. к Советскому Союзу присоединилось одно маленькое государство - Тувинская Народная Республика. Эта республика за 20 с небольшим лет своего существования прошла с нашей помощью большой путь экономического, политического и культурного развития. Однако чем дальше, тем больше тувинский народ чувствовал, что его отделенность от СССР мешает прогрессу республики. Поэтому в августе 1944 г. высший орган власти ТНР - Малый Хурал - принял Декларацию о вхождении Тувинской Республики в состав СССР. В октябре 1944 г. Президиум Верховного Совета принял ТНР в состав Советского Союза. Республика была преобразована в автономную область в составе РСФСР.

В ноябре 1944 г. Красная Армия освободила от немецко-венгерских оккупантов Закарпатскую Украину, которая до 1939 г. входила в состав Чехословакии, а потом была передана Гитлером фашистской Венгрии. Трудящиеся освобожденного Закарпатья обратились к СССР с просьбой включить область в состав УССР, 26 ноября в городе Мукачево состоялся первый съезд народных комитетов Закарпатской Украины, образовавшихся еще в ходе боев против фашистов. Съезд единогласно принял Манифест о присоединении Закарпатья к Советской Украине. В 1945 г. в Москве был подписан договор между Чехословакией и СССР, по которому Закарпатская Украина переходила в состав УССР. По договору с Польшей был произведен обмен территорией: Белостокская область отошла к нашему соседу, а район с центром в городе Владимир-Волынский - к Украине. Это означало завершение воссоединения всех украинских земель в одном государстве.

Некоторое расширение территории Советского Союза произошло в результате его победы над фашистской Германией и империалистической Японией. Советский Союз добился существенного изменения восточных границ Германии в пользу Польши. В состав Литвы включили Клайпеду (Мемель), отобранную у нее немцами, как помним, в начале 1939 г. К Советскому Союзу перешла часть Восточной Пруссии, включая Кенигсберг, переименованный вскоре в Калининград. По договору с Финляндией к Советскому Союзу отошел старинный русский город Печенга, в результате чего у нас появилась общая граница с Норвегией.

После победы над Японией нашей стране были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова.

Советское право в целом не претерпело во время войны коренных изменений. Тем не менее военная обстановка заставила внести в него определенные конкретные коррективы.

В соответствии с нормами международного права на оккупированной германскими войсками территории должно было действовать советское право. Однако немцы, как известно, не считались с международными нормами во всем, поэтому практически ни один советский гражданин не мог считать себя защищенным советскими законами на территории, захваченной врагом.

Гражданское и хозяйственное право. Советское гражданское право с его акцентом на приоритет права социалистической собственности, на защиту имущественных интересов государства в годы войны оказалось в значительной части вполне приспособленным для решения особых задач военного времени. Больше того, некоторые принципы гражданского и хозяйственного права именно в условиях войны помогли обеспечить налаживание военной экономики, мобилизацию всех средств на разгром врага. Весьма важную роль здесь сыграл такой принцип советского права, как принцип единства государственной собственности - ведущей формы собственности в СССР.

Где бы и в чьем бы ведении ни находилось то или иное государственное имущество, государство всегда могло использовать его для своих потребностей, с соблюдением, конечно, им самим установленных правил распоряжения этим имуществом, прибегая в одних случаях к административному акту, роль которого в военной экономике возросла, а в других - к гражданско-правовой сделке, в частности к договору.

Чтобы увеличить выпуск военной продукции, перебазировать промышленность на восток, а позже и восстановить предприятия на освобожденной территории, приходилось широко прибегать к перераспределению основных фондов. Расширение прав хозяйственных наркоматов, проведенное уже в начале войны, позволило упростить порядок передачи предприятий, сократить количество участвующих в ней инстанций.

Часто возникавшая потребность увеличения выпуска той или иной оборонной продукции требовала добавочных средств, которые в мирное время могли быть получены предприятием извне в порядке перераспределения лишь через те органы, которым оно было подчинено. Расширение прав наркоматов в годы войны упростило и этот порядок.

Правовой механизм передачи продукции в собственность потребителя основывался, как и ранее, на плановых актах и договорах. Но в годы войны формы планирования изменились, и, как уже указывалось, главной формой планирования стали квартальные, месячные и декадные планы. Хозяйственные связи регулировало в основном оперативное, текущее планирование.

Там, где действовали договорные связи, условия войны требовали их строжайшего соблюдения, твердой договорной дисциплины. Но и четко выраженной была тенденция к сокращению гражданско-правовых договорных отношений в пользу отношений властных, административно-правовых. Это было особенно заметно в случаях передачи военной продукции, стратегических материалов - металла, угля, сланцев, нефти и т.п. Такого рода передача оформлялась не договорами, а плановыми заданиями и другими административными актами.

Наркоматам предоставлялось право распределять и перераспределять материальные ресурсы, излишки материалов и оборудования, списывать убытки предприятий. Был упрощен порядок регламентации капитального строительства, сокращен объем необходимых проектных документов, допускались мотивированные отступления от проектов и смет. Право пуска объектов в строй предоставлялось самим наркоматам с последующим уведомлением СНК СССР. Были также расширены права руководителей предприятий.

Не забывались и гражданско-правовые методы защиты прав и законных интересов советских граждан. Такие чрезвычайные методы регулирования в гражданско-правовой сфере, как реквизиция, применялись сравнительно ограниченно (реквизиция лодок в месте переправ, тягловой силы в прифронтовой зоне, временная сдача радиоприемников и т.п.).

Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и членов их семей. Были приостановлены в судах все дела о выселении из жилых домов лиц, призванных в ряды армии и флота, и членов их семей. За всеми военнослужащими сохранялась жилая площадь, квартирная плата с них не взималась. Для членов их семей был установлен льготный размер квартирной платы. Временные жильцы, занимавшие жилплощадь военнослужащего, обязаны были ее освободить по его возвращении. Они подлежали выселению в административном порядке без предоставления другого жилья.

Особый жилищно-правовой статус имели рабочие и служащие предприятий, эвакуированных во время войны на восток. Они получали здесь новую жилую площадь, а их прежнее жилье поступало в распоряжение соответствующих советских органов и предоставлялось в первую очередь рабочим и служащим оборонных предприятий. Другие же граждане, возвратившиеся из эвакуации, застав свои комнаты и квартиры занятыми, имели право требовать в судебном порядке выселения новых жильцов. Их иски удовлетворялись при соблюдении трех условий: эвакуация должна была быть надлежащим образом оформлена, квартирная плата эвакуированными своевременно вносилась, а лица, проживающие на их жилой площади, вселены были туда не в связи с разрушением дома, в котором они раньше жили.

Во время войны были усовершенствованы нормы советского наследственного права. Массовая гибель людей потребовала расширения круга наследников по закону и установления очередности призвания наследников. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. "О наследниках по закону и по завещанию" ввел две новые категории наследников по закону: трудоспособных родителей, а также братьев и сестер. Наследники по закону были разделены на три очереди: к наследникам первой очереди были отнесены дети, в том числе и усыновленные, супруг, нетрудоспособные родители и другие нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении покойного. При отсутствии этих наследников призывались наследники второй очереди - трудоспособные родители, а если их не было - наследники третьей очереди - братья и сестры наследодателя. Наследство должно было делиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли.

Каждый




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.161 сек.