КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эскалация
Анализируя ход криминальных инцидентов, можно обратить внимание на несколько ключевых, на наш взгляд, механизмов эскалации. Прежде всего сам «переговорный процесс» в этих конфликтах обычно очень краток и, главное, представляет собой столкновение непримиримых позиций, т.е. характеризуется бескомпромиссностью. (Попытки договориться и найти взаимно приемлемое решение в таких случаях обычно отсутствуют, каждое требование или просьба вызывает решительный отказ или ответное конфликтное действие. А ведь известно, что определенные уступки в ходе переговоров часто служат тем средством, которое может затормозить конфликт. Кроме того, попытки высказать свою позицию в конфликте, как правило, предпринимаются с нескрываемой враждебностью. Это проявляется в тоне, которым высказывается требование или отказ, в агрессивной позе или выражении лица. Таким образом, «переговорное сообщение», предназначенное для прояснения позиции стороны, становится фактором, углубляющим сложившуюся проблемную ситуацию и переводящим ее в план личного противостояния, конфликта амбиций, самооценок, физических «Я». В этом смысле самую провокационную роль играют угрозы. Предназначенные принудить другую сторону уступить притязаниям, они являются типичным и универсальным «бескомпромиссным» средством. Но в формулу угрозы включены возможные санкции за неподчинение требованию. А они предполагают посягательство на более существенные интересы противника и тем самым открыто сигнализируют о проявляемой враждебности. Именно в связи с этим многие «объектные» или «безобъектные» конфликты переходят на следующую ступень эскалации. Существенную роль в интенсификации конфликта играют конфликтные действия «утилитарного» предназначения, промежуточные, тактические элементы конфликта – толчки, отталкивания, а также другие различные «легкие» формы насилия, применяемые сторонами для того, чтобы отдалить противника от пространственного «эпицентра» конфликта. Эти действия по своему результату выходят за рамки своего функционального предназначения и, будучи примененными для того, чтобы разрешить в пользу одной из сторон возникающую относительно частную проблему, на самом деле сигнализируют о проявляемой враждебности и вызывают ответную персонально направленную атаку. Борьба переходит в «личностный план». Помимо названных механизмов в ходе конкретного криминального инцидента, как и в ходе длящегося конфликта, особое значение имеет накопление отрицательных воздействий, приводящее к «взрывным» изменениям в конфликтной динамике. Постоянноесоздание помех, например, или продолжающееся нереагированиена просьбы или требования формирует у противника впечатлениео неуважительном и враждебном отношении к его личности, а этотакже продвигает конфликт по витку спирали, приводя к пронализированному столкновению. Наконец, распространенной причиной интенсификации криминальных инцидентов являются разнообразные ошибки восприятия, социально-перцептивные искажения. Как известно, любой человек в ситуации взаимодействия поступает в соответствии с тем образом ситуации, противника, его действий, который складывается у него в настоящий момент. Искажения этого образа способны вызвать неадекватные действия и модифицировать ситуацию – как правило, в худшую сторону. В конфликте такие искажения часто связаны с преувеличением чужой враждебности и интенсивности (оскорбительности) действия. Бывают случаи, когда простое замечание воспринимается как оскорбление, а неосторожное действие – как предумышленное. Подобное восприятие вызывает контрдействие иного «стартового» уровня и влечет за собой ответное не менее интенсивное действие. Искажениям восприятия способствует состояние алкогольного опьянения, они также связаны с особенностями склада характера, с общей тревожностью и подозрительностью личности. Особо следует сказать о тех случаях, когда конфликт не является спонтанным проявлением случайно сложившихся противоречий, а возникает вследствие сознательной провокации одной из сторон. Такие случаи достаточно распространены в уголовно-правовой практике и обычно связаны с квалификацией действий одной из сторон как хулиганских. Распространены случаи приставания к находящимся с другим мужчиной женщинам ради того, чтобы затеять драку с этим мужчиной. Широко известны примеры хулиганского поведения, начинающегося с просьбы закурить или дать немного денег. Цель провокатора – любая отрицательная ответная реакция провоцируемого, отказ, несогласие, как бы «обосновывающее» затем его враждебность и хулиганские действия. Преступник разрабатывает своеобразный «мини-сценарий» взаимодействия, где уже определена участь жертвы. К особому типу конфликтов с применением насилия следует отнести ритуализированные формы конфликтных столкновений, так называемые честные драки[17]. Они «генетически» восходят к широко практиковавшимся в прошлом дуэлям или кулачным боям. Подобный тип насильственного взаимодействия сопряжен с определенными правилами, в частности с теми или иными запретами и ограничениями, например «драться один на один», «до первой крови» и т.п. Эти правила могут быть более жестокими и допускать серьезные ранения или даже смерть одной из сторон. Подобные ритуализированные формы конфликтов представляют собой стадию конфликтного процесса, переход к которой происходит в результате соглашения участников. В целом можно сказать, что криминальные конфликты различны по формам своего протекания и конкретным механизмам динамики или их сочетаниям. Эти различия зависят от многих факторов, таких, как особенности личности сторон-участников, их возрастные и половые особенности, окружение, временные и пространственные факторы и т.п. Безусловно, механизмы развития длящихся конфликтов с множеством «скрытых» пружин развития сложнее. Но все они имеют ряд общих причин как субъективного, психологического, так и объективного свойства. Комплекс психологических причин криминальных конфликтов связан прежде всего с опытом формирования личности и общей культурой поведения. И главное здесь, на наш взгляд, – неумение идти на компромиссы, гипертрофированное «чувство врага», связанное с повышенной подозрительностью и ранимостью, а также нормы поведения, предписывающие возмездие за нанесенный ущерб. Традиции мести и насыщенность человеческой культуры образцами насильственного поведения самым роковым образом проявляются в общении конкретных субъектов. Повседневная жизнь создает множество поводов и объективных причин для разногласий, приобретающих криминальный характер в основном благодаря психологическим причинам. Бытовая неустроенность, дефицит тех или иных товаров и услуг, нехватка денег или иные препятствия к нормальному существованию создают кратковременные или постоянные очаги фрустрации, которые не только вызывают повышенную раздражительность людей, но и формируют конкретные межличностные проблемы, становящиеся причинами конфликтов.
2. Криминализация общественных отношений: понятие, причины. Главным звеном в исследуемом словосочетании является понятие «криминализация». Это понятие достаточно широко используется теоретиками уголовного права. Так, А.В. Наумов понимает под криминализацией «законодательное признание определенных деяний преступными и наказуемыми, т.е. установление за их совершение уголовной ответственности»; А.И. Долгова определяет криминализацию как «процесс и результат установления уголовной наказуемости деяний»; В.Н. Кудрявцев отмечает, что «криминализация – общее понятие, охватывающее как процесс, так и результат признания отдельных видов деяний преступными и уголовно наказуемыми»; А.И. Коробеев полагает, что криминализация это «процесс выявления общественно опасных форм индивидуального поведения, признания допустимости, возможности и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и фиксация их в законе в качестве преступных и уголовно-наказуемых»; Н.А. Лопашенко предлагает понимать криминализацию как «отнесение того или иного общественно-опасного деяния к разряду преступных деяний с установлением за него уголовной ответственности». Анализ вышеуказанных и иных определений позволяет сделать вывод о том, что криминализация деяний (применительно к уголовно-правовой сфере) есть результат оценки государством изменения общественных отношений, выявление новых наиболее опасных форм посягательств на них и установление уголовной ответственности за совершение последних путем внесения соответствующих изменений в Уголовный Кодекс. При этом изменения могут вноситься не только в Особенную часть в виде новых составов преступлений, введения новых обязательных признаков того или иного состава, исключения основания освобождения от уголовной ответственности и проч., но и в Общую часть Уголовного кодекса путем снижения возраста уголовной ответственности, отмены обстоятельств, исключающих преступность деяния, исключения оснований освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания и проч. По мнению автора, криминализация общественных отношений может быть рассмотрена в широком и в узком смыслах. Так, в узком смысле под криминализацией общественных отношений следует подразумевать процесс и результат совершения деяний, запрещенных УК РФ под угрозой наказания, гражданами и представителями власти. Результатом криминализации общественных отношений, рассматриваемой в этом значении, является рост преступности, под которой обычно понимают исторически изменчивое социальное явление, представляющее собой систему преступлений, совершаемых в соответствующем государстве (регионе) за тот или иной период времени. В широком плане криминализация общественных отношений представляет собой деяния, которые наносят ущерб обществу, государству, которые являются, по своей сути, потенциально криминальными отношениями, но не запрещены при этом УК РФ под угрозой наказания. Примерами таких деяний могут служить укрывательство преступлений небольшой и средней тяжести и тяжких преступлений, занятие проституцией, которые не признаются сегодня таковыми; либо совершение правонарушений ненадлежащим субъектом (к примеру, лицом, не достигшим установленного законом возраста юридической ответственности) и проч. Эти отношения в совокупности с уголовно противоправными и образуют сущность криминализации в широком понимании, которую можно определить как процесс и результат совершения членами общества (гражданами и представителями власти) потенциально противоправных, собственно противоправных, в том числе, преступных деяний. Эту мысль точнее всего, по нашему мнению, выразил Ю.Д. Блувштейн, отметив, что законодатель может признавать или не признавать хищением уклонение от уплаты налогов, но нет никаких оснований полагать, что с изменением правовой оценки этой объективно существующей категории человеческих поступков, такое поведение не перестанет порождать социально вредные последствия. Автор полностью разделяет приведенную точку зрения. Криминализация общественных отношений в процессуальном значении означает заражение общественных отношений, искажение привычных нормальных ценностей, рост в обществе криминального и криминализованного поведения, результатом чего является рост преступлений и правонарушений. Процесс криминализации современного российского общества, общественных отношений, а также их отдельных составляющих (экономики, личности и др.) в ее процессуальном значении неоднократно становилась предметом монографических и диссертационных исследований представителей юридических, социологических, экономических и прочих наук. Точкой отсчета начала процесса интенсивной криминализации большинство исследователей признают начало 90-х годов XX века. В ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в 2005 году В.В. Путин признал, «что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада, к тому же, перекинулась на саму Россию. 1. Распространение незаконного захвата собственности и прочих способов противоправного личного обогащения в периоды «застоя» социалистического этапа развития, перестройки и начала реформ (70-е - конец 80-х гг.); 2. Применение мер политического характера, направленных на легализацию и защиту криминальных капиталов. Этот период она характеризует началом откровенного использования официальных структур, в том числе различных средств массовой информации, в интересах нелегального (теневого), в том числе преступного бизнеса; открытым подавлением недовольства населения РФ, снижением мощности государственного противодействия преступности путем беспрерывного реформирования правоохранительных органов, их явно недостаточного финансирования и т.д.; развития теневой юстиции; переходом постоянно растущей части населения к сотрудничеству с представителями организованной преступности и растерянного, пассивного отношения к ним оставшейся части граждан (конец восьмидесятых — начало девяностых годов). 3. Следующим этапом признается глобализация частного присвоения национальных богатств России и вывоза капиталов за границу; а также увеличение значения противоправного, криминального контроля в регионах и отраслях экономики, криминализацию государственной власти. Она отмечает, что «скупка все большей части СМИ или их деятелей новыми крупными собственниками, введение ими своей цензуры; ориентация правоохранительных органов на активизацию борьбы с уличной и иными видами преступности без успешного противостояния лидерам организованных преступных формирований и их экономической криминальной деятельности, коррупции; выработка населением собственных механизмов выживания и реагирования на преступность, включая и противоречащие закону. Одновременно отмечалось расширение транснационального характера преступной деятельности и подмена эффективного международного сотрудничества в борьбе с преступностью односторонним усилением деятельности спецслужб ряда других государств на территории России (середина и вторая половина девяностых годов). При этом криминологи, отслеживая преступность, систематически давали развернутые оценки процессам ее развития и публиковали свои рекомендации, проекты законов, которые оставались невостребованными». Последнее замечание является существенным для вопроса институционализации правовой политики. Действительно, криминологи уже длительное время указывают на необходимость принятия некоторых законов, которые оказали бы существенное влияние на правовую политику государства. В первую очередь должен быть прият закон о криминологической экспертизе законов, проект которого разработан российской криминологической ассоциацией. В целом криминализация общественных отношений как процесс характеризуется постепенным вытеснением легитимных и легальных экономических отношений их криминальными аналогами и разновидностями. Криминализация общественных отношений в результативном аспекте представляет собой особые социальные явления, представляющие собой итог генезиса преступности в целом, преступного бизнеса и иной преступной деятельности, что позволяет выделить следующую ее характеристику. Криминализация общественных отношений - всегда негативное явление или процесс, результатами которого выступают криминальное общество, криминальная экономика, криминальная личность, криминальная власть и т.п. Криминальное общество - социально-криминологический феномен, «…подструктуру «большого общества», которая существует наряду и во взаимодействии с так называемым «легалистским» или официальным обществом, однако формируется и функционирует на основе тех противоречащих Конституции, закону отношений, норм, систем социального контроля, которые создаются лидерами организованной преступности в процессе развития организованной криминальной деятельности и широкого социального обеспечения криминальных интересов». Криминальное общество, являясь, по сути своей, альтернативой официально признаваемому, основанному на одобряемой государством, законными институтами гражданского общества, религией системе ценностей и отношений, фактически представляет собой одну из подструктур человеческого общества в целом. При этом оно находится в непрерывном взаимодействии с легалистским или «официальным» обществом. Эти антагонистические подструктуры человеческого общества окружены и подпитываются либо, наоборот, подтачиваются маргинальной средой. Линии взаимодействия между указанными частями общества многочисленны и многоплановы. Долгова А.И. утверждает, что членами криминального общества можно считать не только непосредственных субъектов преступлений, но и тех лиц, которые обслуживают специфические потребности таких субъектов за счет криминальных средств (в том числе, и члены семей лиц, совершивших преступления). Она заявляет о «криминальной пораженности» как минимум трети населения, что свидетельствует о критическом криминологическом неблагополучии в стране на рубеже XX- XXI веков. Наступление криминального общества на здоровую часть социума влечет за собой различные негативные последствия, к которым могут быть отнесены: криминализация различных сфер жизнедеятельности общества; рост преступности; криминогенность социальных условий, в которых происходит формирование личности и ее потребностно-мотивационная системы, а также выработка тех или иных способы решения возникающих проблем, исполнение принятые решения и сокрытие, оправдывание результатов преступной деятельности; увеличение числа граждан, желающих и умеющих решать насущные проблемы криминальными средствами и удобно себя чувствующими в криминальном мире; сокращение количества населения, активно не приемлющего преступность и ее возможные проявления. Другим результатом криминализации общественных отношений автор считает появление криминальной власти. Власть, поведение которой в период криминализации общественных отношений следует, как минимум, охарактеризовать как неадекватное, заслуживает особого внимания. Она, казалось бы, должна была оградить общество и экономику от криминала, «однако в специфических условиях российской трансформационной экономики уполномоченные государственные институты оказались не только неспособны к выполнению подобной приоритетной миссии, но и фактически явились одним из базовых криминогенных факторов». Российская элита активно включилась в процесс криминального обогащения (посредством доступа к государственным ресурсам (нефть, газ, металлы и др.); внешних займов, попадавших в руки немногочисленных олигархов; огромных кредитов под низкие проценты; номенклатурной приватизация предприятий; рэкета и проч.). В результате первых экономических реформ переходного периода незаконные доходы составили 80% ВВП России, и сосредоточились в руках руководителей государственных предприятий и начинающих дельцов в области торговли и финансов. При этом власть не только не противодействовала расширенному воспроизводству преступных доходов, но и сформировала в целом действенный механизм их перераспределения в собственных интересах. Потери российской экономики от разрастания коррупции по некоторым оценкам достигают 20 млрд. долл. США в год; причем более 6 млрд. тратится только на взятки чиновникам (по некоторым данным 70% российских чиновников берут взятки). Аккумулируя перечисленные явления, процессы, причины, особенности, мы предлагаем определить криминальную власть как подструктуру государственно-политической власти, которая характеризуется коррумпированностью, безответственностью, осуществляемая лицами с криминализованным сознанием, использующая криминальные технологи. Следующим итогом криминализации общественных отношений автор считает криминальную экономику. Тенденции криминализации экономики наблюдаются практически во всех ее отраслях. Наиболее уязвимыми перед преступной экспансией оказались кредитно-финансовая, внешнеэкономическая сферы, потребительский ранок и др.. Криминальная экономика неоднократно подвергалась теоретическому осмыслению, следствием чего явилась разработка понятийного аппарата. Приведем несколько определений. А.А. Крылов определяет криминальную экономику как сложную систему незаконных социально-экономических отношений и материально вещественных процессов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. А.Г. Корчагин дает несколько иное толкование криминальной экономики, утверждая, что она есть «специфический уклад, способ хозяйствования, который призван обеспечить определенную, относительно небольшую по численности группу лиц сверхдоходами от преступной деятельности, доходами от использования «прорех» в законодательстве». Однако авторское понимание криминальной экономики основывается на идеях и определениях, высказанных В.М. Есиповым и развитых А.К. Моденовым. Криминализованные общественные отношения представлены преимущественно легальными (некриминальными) структурами и субъектами. Криминализованные отношения непосредственно связаны с проникновением в общество криминальных отношений. При этом противозаконные деяния совершаются субъектами наряду с законными. Так, к примеру, некоторыми бизнесменами наряду с законными используются противозаконные (не связанные с насилием) методы получения прибыли и присвоения экономических благ. Экономические преступления совершаются такими субъектами в рамках и под прикрытием законной предпринимательской деятельности в качестве своеобразного противоправного инструмента в экономической борьбе. Другим примером может послужить фактическое занятие предпринимательской деятельностью государственными служащими, осуществляемое через подставных лиц (часто членов семьи), в обход установленных п.3) ч.1 ст.17 Закона «О государственной гражданской службе», п.3) ч.2 ст.7 Закона «О службе в таможенных органах» и др. запретов. Во многих странах Европы распространена практика законодательных запретов осуществления предпринимательской деятельности не только для служащих, но и для их семей. Однако российские правоттворцы игнорируют позитивный зарубежный опыт, продолжая посредством права осуществлять политику, которую навряд ли можно назвать правовой. Вторая группа отношений - нелегальные, или собственно криминальные отношения, представлены нелегальными структурами, деятельность которых запрещена государством (преступные сообщества, террористические и экстремистские организации, вооруженные банды и др.). С точки зрения права содержание отношений такого рода составляет преступная деятельность. По форме эти отношения представляют нелегальную (противозаконную) деятельность. По последствиям эту деятельность можно определить как социально деструктивную, в основном паразитирующую на людских пороках: проституция, террористическая и экстремистская деятельность, наркобизнес и т.п. Субъекты, составляющие эту группу отношений, в отличие от предыдущей группы, и вовсе действуют неправовыми методами, используя неправовые средства, оказывая очевидно деструктивное воздействие на процесс формирования правовой политики государства.
Декриминализацию общественных отношений следует понимать как приоритетную во многом корреспондирующую с общим вектором развития российского общества и государства проблему. Для наполнения конкретным содержанием (меры, принципы, приоритеты и проч.) правовой политики по вопросу декриминализации общественных отношений считаем необходимым сформулировать авторское определение такой декриминализации (заметим при этом, что официальное и научное толкование анализируемого понятия отсутствует в действующем нормативном массиве и правовой теории). Под декриминализацией общественных отношений мы предлагаем понимать процесс оздоровления общественных отношений, который должен включать в себя как минимизацию преступных проявлений, так и противодействие потенциально криминальному поведению субъектов в различных сферах жизни общества и государства (экономике, политике, социальной сфере и др.), и его результаты. Суть декриминализации общественных отношений состоит в формировании правомерного поведения, которое, как известно, имеет два основных аспекта: формирование законопослушного поведения и формирование активного правового поведения (более подробно этот вопрос будет рассмотрен во второй главе исследования), являющемся одним из самостоятельных направлений правовой политики современной России. Достижению декриминализации общественных отношений в предложенном понимании как цели правовой политики РФ должны способствовать следующие актуальные задачи: Минимизация преступности (в том числе, и преступной коррупции). Минимизация потенциально криминального поведения различных субъектов российской действительности (личности, предпринимателей, должностных лиц и проч.). В свою очередь правовая политика российского государства по достижению каждой из этих задач должна реализовываться по нескольким параллельным направлениям, соответствующим определенным сферам жизни общества и государства (в политической сфере, в сфере экономики, в социальной сфере и т.п.). Оговоримся, что более детальная характеристика правовой политики по вопросам декриминализации общественных отношений (в том числе, и в отдельных сферах государственно-общественной жизни) будет дана в заключительном параграфе диссертационной работы. В рамках данной части исследования считаем достаточным остановиться лишь на общих положениях декриминализации общественных отношений как цели правовой политики. Ранее отмечалось, что рост преступности, криминализация власти есть проявление ее легитимации, утраты ею народного авторитета. Следует согласиться с наблюдением А.З. Нурутдинова, что «существует диалектика взаимодействия между качеством демократических институтов и качеством противодействия коррупции. С одной стороны – укрепление демократических институтов – эффективная составляющая стратегии противодействия коррупции. С другой стороны, запуск специального антикоррупционного инструментария – это серьезный шаг в сторону укрепления демократических учреждений». Именно поэтому борьба с правонарушениями призвана стать одним из ведущих направлений практической реализации принципа законности, характеризующего как правовое государство, так и правовую политику. Автор разделяет позицию Н.И. Матузова, А.В. Малько и К.В. Шундиков, обозначенную ими в проекте Концепции правовой политики: поистине правовое государство есть государство, характеризующееся наряду с общепринятыми его признаками и полной декриминализацией общественных отношений, в котором осуществляется идеальная правовая политика. Такое государство и анализируемые его составляющие (правовая политика, декриминализация общественных отношений) есть некая абстрактная теоретическая модель, к достижению которой должно стремиться в своем развитии современное российское государство. В заключение предположим, что ближайшей задачей законодателя должно стать формирование правовой политики как правового института. И лишь затем, уже на стадии апробирования основных идей об использовании правовых средств в правовой сфере, можно будет судить о приближении к обозначенной цели – декриминализации общественных отношений. Эти предполагаемые процессы и будут свидетельствовать о становлении в Российской Федерации правового государства, которое закреплено в ч.1 ст.1 Конституции РФ. правовая политика по вопросам криминализации и декриминализации общественных отношений есть целенаправленная, основанная на нормах права, планомерная деятельность субъектов гражданского общества и органов государственной власти в сфере правового регулирования правомерного и противоправного поведения, сущность которой заключается в выработке и практической реализации правовых идей о предупреждении и борьбе с криминализацией общественных отношений, которая должна осуществляться в правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, правореализационной, информационно-воспитательной, организационно-технической и иных формах. При этом заметим, потто понятия «государственная политика», «правовая политика» и «правовая политика по вопросам криминализации и декриминализации общественных отношений» соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Предположительно можно выделить два основных направления данного вида правовой политики РФ: профилактика криминализации общественных отношений; борьба с криминализацией общественных отношений. Профилактика криминализации общественных отношений означает своевременное осуществление обществом и государством предупредительных мер, направленных против причин, условий и факторов ее возникновения и роста и имеющих в качестве основной цели декриминализацию (оздоровление) общественных отношений. В.В. Путин подчеркнул на заседании Госсовета 29 июня 2006 г., что "и зарубежный, и наш собственный опыт показывают, что именно на этапе профилактики можно эффективно противодействовать практически всем видам преступлений. И что особенно важно - оградить от втягивания в криминальное болото молодежь и людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации". Борьба с криминализацией общественных отношений как направление правовой политики по данному вопросу представляет собой совокупность оперативных правовых мер, мероприятий, осуществляемых обществом и государством и направленных на борьбу с уже получившими распространение проявлениями криминализации общественных отношений. Особенность данного направления заключается в непосредственном воздействии на участниковкриминализованных (криминальных и потенциально криминальных) общественных отношений любыми законными способами, приемами и средствами, в том числе и при помощи правового принуждения, с целью прекращенияих неправомерной деятельности, разрушения между ними криминальных связей и восстановления нормальных общественных отношений, т.е. их декриминализация. Цель правовой политики РФ по данному вопросу – декриминализация общественных отношений. Задачи правовой политики РФ по данному вопросу: выработка и научное обоснование среднесрочных и краткосрочных программ правового развития правовой политики по данному вопросу; устранение пробельности российского законодательства, обусловливающей криминализацию общественных отношений, и повышение степени согласованности в системе нормативно-правовых актов; совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих декриминализацию общественных отношений; формирование полномасштабной и эффективной системы профилактики и борьбы с криминализацией и декриминализацией общественных отношений; обеспечение эффективной защиты прав, свобод и законных интересов граждан; соблюдение законности при профилактике и борьбе с криминализацией и декриминализацией общественных отношений; обеспечение надлежащего состояния общественной безопасности; совершенствование профилактической деятельности; осуществление целенаправленной социально-правовой профилактики правонарушений; повышение заинтересованности граждан в борьбе с преступностью, криминализацией общественных отношений; надлежащее информационное освещение борьбы с преступностью; совершенствование кадровой работы правоохранительных и иных государственных органов; расширение международного сотрудничества в борьбе криминализацией общественных отношений. Принципы российской правовой политики по вопросам криминализации и декриминализации общественных отношений - основополагающее идеи, установки (исходные положения), это идеи, установки, составляющие нравственную и организационную основу формирования, осуществления и развития правовой политики РФ по указанным вопросам, позволяющие в своей совокупности выстроить идеальную модель декриминализованных общественных отношений. К таким принципам следует отнести: Принцип демократизма, являющийся своеобразным индикатором соответствия принимаемых мер интересам народовластия, свободы и равенства всех членов общества. Данный принцип имеет тесную связь с принципом приоритета общественных интересов в деятельности субъектов, осуществляющих государственную власть и правовую политику. Он призван обеспечить приоритет воли всего общества в деятельности органов и институтов государственной власти. Следующим принципом является принцип непрерывности, постоянного совершенствования государственного механизма Принцип непрерывности борьбы с криминализацией общественных отношений вытекает из социальной опасности самой сути анализируемого явления (процесса), которая требует от общества и государства принятия комплекса мер, направленных на искоренение всех его проявлений. Принцип гласности борьбы с криминализацией общественных отношений будет способствовать реализации информационно-воспитательной функции, формированию в обществе системы взглядов и принципов негативного характера по отношению к криминализации общества, власти, экономики, криминальных методов, способов и т.д. Принцип законности предполагает веление борьбы с криминализацией общественных отношений посредством правовых норм и существующих формальных механизмов. Органы государственной власти, на которые возлагается основная работа в данном направлении, должны действовать в строгом соответствии с предписаниями нормативных актов, что позволит избежать неоправданного насилия и произвола со стороны власти. Принцип справедливости, общеправовой морально-этический (нравственный) принцип современного российского права, его социальную ценность сложно переоценить, т.к. лежащий в основе российского законодательства и науки принцип справедливости, во многом определяет направление их дальнейшего развития. Принцип обеспечения четкой необходимой и достаточной правовой регламентации общественных отношений предполагает эффективное функционирование органов государственной власти, субъектов предпринимательской деятельности и иных общественных отношений. Это позволит более четко определить официальный статус, компетенцию указанных субъектов, обеспечить четкую правовую регламентацию, создание правовых механизмов государственного и общественного контроля, придать общественному взаимодействию цивилизованные рамки. Принцип научной обоснованности должен стать основой правовой политики по вопросам криминализации и декриминализации общественных отношений. Принцип социально-политической обусловленности принцип легитимности как основа правовой политики современной России по исследуемым вопросам – потребность времени. Следует отметить, что силы государства и гражданского общества готовы к борьбе с криминалом и жаждут ее. В целом следует помнить, что «убежденность в справедливости законов становится социально-психологической особенностью граждан. Не страх наказания, не слепое подчинение закону, а высокий его престиж – главная особенность правовой ориентации населения». Прав А.А. Зелепукин, отмечающий, что недостаточный учет законодателем глубинных процессов социально-экономического развития приводит к принятию казуистичных законов-однодневок, нацеленных на решение сиюминутных задач и требующих постоянного изменения, или же напротив – законов-деклараций, содержание которых сводится к определению задач и целей и остутсвию регламентирующих правовых норм. Принцип приоритетности прав и основных свобод человека и гражданина означает, что одним из основополагающих направлений правовой политики РФ по вопросам криминализации и декриминализации общественных отношений является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина, а также для защиты последних Учет общественного мнения, нравственно-ценностных устоев и культурных традиций общества – еще один из принципов правовой политики РФ.Заслуживает внимания суждение Б.С. Волкова о том, что недостаточный учет морального аспекта может свести на нет предупредительную роль уголовно-правовой политики, являющейся неотъемлемой частью правовой политики. Еще в 50-е гг. ХХ века М.И. Калинин отмечал, что «судебный приговор не должен резко расходиться с мнением и правовым чувством народа на данное преступление и данное наказание, ибо в противном случае он не окажет воспитательного и политического влияния». Должное внимание при формировании и осуществлении правовой политики РФ по вопросам криминализации и декриминализации общественных отношений следует уделять и особенностям российского правового менталитета. Правовой менталитет является неотъемлемым, глубинным и устойчивым компонентом национальной политико-правовой реальности,под ним понимается совокупность (система) «правовых архетипов и представлений, устойчивых, привычных образцов, форм и стиля юридического мышления, которые в разных социумах, этносах, типах цивилизаций и т.п. имеют собственное содержание, различным образом сочетаются, но всегда лежат в основе восприятия компонентов национальной государственности…, определяют специфику правового поведения индивида, тех или иных социальных, профессиональных групп, государственных органов и должностных лиц». Следующий принцип – принцип согласованности с международными стандартами правового регулирования при учете национальных интересов. Заслуживает внимания и принцип прогнозирования. Прогнозирование и концепция правовой политики по вопросам декриминализации общественных отношений находятся в диалектической взаимосвязи: с одной стороны, важно учитывать реальную перспективу развития событий, а с другой концепция сама по себе есть инструмент прогнозирования. Планомерность и поэтапность как принципы правовой политики по декриминализации общественных отношений предполагают принятие на государственной уровне общей концепции правовой политик, а также разработку и принятие на уровне РФ и ее отдельных субъектов программ по борьбе с криминализацией и декриминализации общественных отношений. Реалистичность, ориентация на достижимые результаты как принцип правовой политики должны ориентироваться на устоявшееся в науке суждение о том, что преступность, «негативная часть правовой жизни и правовой активности в полной мере неистребима», поэтому ель правовой политики РФ – минимизация преступности и коррупции. Комплексный подход к решению проблем – следующий принцип правовой политики РФ по исследуемым вопросам – предполагает объединение сил государства и гражданского общества в борьбе с криминализацией, декриминализацию общественных отношений по нескольким направлениям (декриминализация власти, общества, экономики, сознания и др.), разработку и внедрение для этих целей целого комплекса социально-государственных мер и мероприятий. М.М. Бабаев, раскрывая содержание комплексного подхода к предупреждению преступности, составляющей суть криминализации общественных отношений, справедливо отмечает, что он должен включать в себя: сочетание общесоциального и специального предупреждения; сочетание мер общей и индивидуальной профилактики; охват всех сфер жизнедеятельности, использование всех основных сфер и источников воспитательного воздействия (семья, школа, СМИ и др.); использование взаимодополняющих и взаимосвязанных мер экономического, организационно-управленческого, идеологического, правового, культурного и иного характера; сочетание мер ранней и непосредственной профилактики, совместное участие в предупреждении преступлений всех субъектов профилактики, охват всей совокупности проблемных объектов, планирование профилактической деятельности[1] и др. Четкое определение принципов правовой политики РФ – важная задача современности, т.к., по справедливому замечанию В.А. Рудковского, «правовая политика в реальной действительности часто бывает малоэффективной, ненаучной, недальновидной и т.д., т.е. несоответствующей ее организационным принципам»[2]. Коррекция указанного недостатка – одна из перспектив правовой политики РФ по вопросам криминализации и декриминализации общественных отношений.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |