Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольного законодательства





Антимонопольное законодательство и государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением

Тема 11. Законодательство о противодействии монополистической деятельности и поддержании конкуренции

 

Основные термины:репрессивная функция; созидательная функция; доминирующее положение субъекта хозяйствования; товарный рынок; монополистическая деятельность; конкуренция; государственная монополия; естественная монополия; чрезвычайная монополия; индивидуальная монополистическая деятельность; коллективная монополистическая деятельность; предварительный контроль; последующий контроль; недобросовестная конкуренция.

 

Правовое регулирование обеспечения добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках Республики Беларусь осуществляется с помощью системы антимонопольного законодательства, включающего в себя нормы гражданского, административного и уголовного права. Его состав определен следующими актами:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст.ст. 1029, 1030). В главе 68 «Недобросовестная конкуренция», определена деятельность субъектов хозяйствования, признающаяся недобросовестной конкуренцией и меры ответственности за осуществление недобросовестной конкуренции;
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь (ст.ст. 244-250) [27]. Настоящий кодекс содержит некоторые аспекты, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, установлением или поддержанием антимонопольных цен, ограничением конкуренции и другие нарушения;
  • Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10 декабря 1992г. (в ред. Закона от 2 декабря 2002г.) (далее – Закон о монополистической деятельности) [38]. Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках Республики Беларусь, определены настоящим Законом о монополистической деятельности. Нормы Закона применимы только в тех случаях, когда действия и соглашения, заключаемые между субъектами хозяйствования, могут привести к ограничению конкуренции и влекут для других отрицательные последствия;
  • Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях» от 16 декабря 2002г. [39]. В нем закреплены правовые основы регулирования общественных отношений, возникающих в сферах деятельности субъектов естественных монополий на товарных рынках Республики Беларусь;
  • Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов,занимающихдоминирующееположение на товарных рынках Республики Беларусь, утверждено постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусьот 7 июля 2000г. №13, в соответствии с ним ведется реестр субъектов занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь [119];
  • Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17 октября 2002г. № 229, определяет правила выявления субъектов занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь [121];
  • Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах, утверждена постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000г. №9 [120]. Настоящей Инструкцией осуществляется регулирование ценообразования субъектов занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь.
  • Инструкция по выявлению монопольных цен, утверждена постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000г. №10 [121];
  • Инструкция по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, утверждена постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 27 марта 2000г. №5 [119]. Реорганизация хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, является одной из мер государственного антимонопольного регулирования, ее действие направлено на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и развитие конкуренции. Порядок реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, осуществляется в соответствии с данной Инструкцией.

Для проведения государственной антимонопольной политики, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, Закон о монополистической деятельности предусмотрел создание специальных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление надзора и контроля в этой сфере, таковым являлся изначально Комитет по антимонопольной политике при Совете Министров Республики Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 1992г. №251 [88]. В настоящее время его функции переданы департаменту ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, положение о котором утверждено постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16 августа 2002г. №194 [125]. На местах, для реализации своих полномочий в области антимонополистической деятельности, создаются территориальные антимонопольные органы, подведомственные антимонопольному органу.



Функциями антимонопольных органов являются: реализация в соответствие с законодательством государственных мер по обеспечению условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков; содействие и развитие добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей; деятельность по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; деятельность по принятию мер обеспечивающих исполнение антимонопольного законодательства; формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и др..

Руководствуясь нормами Закона о монополистической деятельности, деятельность государственных органов в данной сфере условно можно подразделить на два вида: репрессивную и созидательную.



Репрессивная функция – осуществляется в виде предварительного и текущего контроля за деятельностью предпринимателей. Например, за правонарушение на нарушителя налагается штраф.

Созидательная деятельность включает в себя контроль за формированием рыночных отношений на основе добросовестной конкуренции и развитии предпринимательской деятельности.

Закон о монополистической деятельности ограничивает полномочия антимонопольных органов, они могут давать предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, требовать восстановления в первоначальное положение, отменять неправомерные акты органов управления в адрес субъектов хозяйственной деятельности. Однако, не могут принимать решение о взыскании убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства, отменять акты органов власти и управления, вследствие их недействительности и др..

 

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Государственные реформы Александра I в начале XIX века. Кодификация российского законодательства
  2. Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании
  3. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный нарушением экологического законодательства
  4. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
  5. Действие налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц
  6. За нарушение законодательства в области экологического мониторинга устанавливается административная ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
  7. Законодательство субъектов РФ в системе налогового законодательства
  8. История брачного законодательства
  9. История развития законодательства об ответственности за половые преступления
  10. История развития законодательства об ответственности за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
  11. История развития законодательства об ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.