Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы, создаваемые ТНК в принимающих странах




Серьезные претензии предъявляются к ТНК и в принимающих странах.

Важнейшая из этих претензий – доминирующая роль ТНК в национальной экономике. Например, даже в такой большой стране, как Канада, 60% капитала в перерабатывающей промышленности принадлежит или контролируется иностранцами. Причем 40% – американскими компаниями. Тем более это верно применительно к малым странам.

Обычно отмечают следующие отрицательные аспекты зарубежного доминирования в национальной экономике других стран:

- филиалы ТНК зачастую не желают экспортировать производимую продукцию в страны, являющиеся недружественными с точки зрения правительства страны базирования. Возможно также, что экспорту будет препятствовать прямой запрет (эмбарго), существующий в стране базирования;

- стремление ТНК получать кредиты за рубежом при наличии жестких внутренних условий финансирования;

- использование полученных кредитов в других государствах, если процентные ставки в принимающей стране являются низкими;

- игнорирование национальных традиций в потреблении, агрессивная реклама товаров, характер которых не соответствует вкусам местного населения или противоречит сложившимся обычаям.

Еще одним негативным последствием деятельности ТНК в принимающих странах является переправка в страну базирования финансовых ресурсов, предназначенных для НИОКР. Это препятствует технологическому развитию принимающей страны. Данная проблема весьма актуальна для развивающихся стран и переходных экономик.

ТНК также зачастую используют внутренние ресурсы принимающей страны (как финансовые, так и человеческие), которые могли бы быть применены местными предприятиями, препятствуя таким образом развитию последних. Через ТНК интенсифицируется процесс «утечки мозгов».

В случаях, если ТНК действуют в сырьевых отраслях, распространенными являются претензии к ним в связи с низкими ценами, уплачиваемыми за используемые природные ресурсы, применение капиталоинтенсивных технологий, неподходящих и невыгодных для стран с избытком неквалифицированной рабочей силы, одностороннюю, «монокультурную» ориентацию национальной экономики.

В значительной мере перечисленные выше претензии к ТНК являются справедливыми, в особенности, если речь идет о развивающихся странах. В связи с этим многие страны пытаются регулировать ТНК, чтобы смягчить отрицательные и стимулировать положительные эффекты их деятельности. Применяются повышенные ставки налогообложения, если в местных филиалах ТНК низка доля национального капитала. Могут определяться отрасли экономики, в которых допускается деятельность ТНК. В некоторых развивающихся странах разрешено образование только совместных предприятий, что предполагает равное участие местного и зарубежного капитала. Разрабатываются правила, регулирующие использование технологии, обучение и использование местной рабочей силы, осуществление природоохранных предприятий и т.п. Правда, следует иметь в виду, что чрезмерная «зарегулированность» чревата сокращением притока иностранного капитала в будущем.

Попытки регулировать деятельность ТНК, выработать своего рода кодекс их поведения в принимающей стране предпринимаются и различными международными организациями: ЕС, ОЭСР, ЮНКТАД. Последняя из них разработала рекомендации для филиалов ТНК и правительств принимающих стран по налаживанию связей с местными предприятиями (табл. 4.5 и 4.6).

 


Таблица 4.5

Меры иностранных филиалов по налаживанию и углублению связей с местными предприятиями

Налаживание новых связей Передача технологии Подготовка кадров Обмен информацией Финансовая поддержка
1. Публикация объявлений о потребностях в поставщиках и о требованиях в отношении цены и качества, которым должны удовлетворять фирмы. 2. Посещения производственных объектов поставщиков и проверка качества.   Товарная технология: предоставление фирменных ноу-хау, касающихся производства товаров; передача образцов товаров и технологических спецификаций; техническое консультирование поставщиков для оказания им помощи в освоении новых технологий; предоставление информации о характеристиках и качестве товаров для оказания помощи поставщикам в их улучшении; сотрудничество в области НИОКР. Технология процесса: предоставление поставщикам машин и оборудования; техническая поддержка в области планирования производства, управления качеством, проведения инспекций и испытаний; посещение производственных объектов поставщиков для консультирования по вопросам планировки, организации операций и качества.   формирование " кооперационных клубов" Для взаимодействия с поставщиками по техническим вопросам.   оказание помощи работникам в создании их собственных фирм. Помощь в организационных вопросах и в вопросах управленческих ноу-хау:   Помощь в управлении товарно–материальными запасами (а также в использовании систем поставок “с колес ” и иных систем).   Помощь во внедрении систем гарантий качества.   Разъяснения основ новой практики, такой как сетевое управление или методы финансирования и закупок   организация на базе филиалов учебных курсов для персонала поставщиков;   предоставление доступа к программам внутренней подготовки на базе филиалов или за рубежом;   направление групп экспертов на объекты поставщиков для организации подготовки кадров на месте;   содействие обмену знаниями и опытом между поставщиками. неформальный обмен информацией по бизнес - планам и будущим потребностям;   предоставление информации по годовым заказам на закупку;   Предоставление конъюнктурной информации.   Поощрение поставщиков к вступлению в деловые ассоциации. установление специальных или выгодных цен на продукцию поставщиков;   оказание помощи поставщикам в организации нормального движения средств за счет авансовых закупок и платежей, оперативного осуществления расчетов и предоставления иностранной валюты.   Долгосрочная финансовая помощь путем предоставления капитала; гарантии по банковским займам; создание фондов для финансирования оборотного капитала или удовлетворения других потребностей поставщиков; финансирование инфраструктуры; целевое финансирование определенных проектов с поставщиками; а также лизинг.

 

Источник: UNCTAD, World Investment Report 2001.

 

Таблица 4.6

Меры правительств по налаживанию и углублению связей

 

Предоставление информации и помощь в поиске партнеров Модернизация технологии Подготовка кадров Финансовая помощь
Предоставление информации:   Распространение проспектов и брошюр.   Постоянное обновление электронных баз данных.   Организация семинаров, выставок и миссий для распространения информации о налаживании связей. Помощь в поиске партнеров:   Выполнение функций честного брокера на переговорах.   Оказание поддержки в проведении аудита.   Консультирование по субподрядным соглашениям.   Спонсирование ярмарок, выставок, миссий и конференций.   Организация совещаний, Посещений производственных объектов. передача технологии в качестве одного из требований, предъявляемых к иностранным инвесторам;   партнерские связи с иностранными филиалами;   создание стимулов для сотрудничества в области НИОКР;   стимулы, устанавливаемые странами базирования. поощрение создания ассоциаций поставщиков;   сотрудничество с частным сектором в организации системы центролизованного обслуживания, в том числе в области подготовки кадров;   поддержка учебных программ частного сектора;   сотрудничество с международными учреждениями. правовая защита от недобросовестной договорной практики и иных видов недобросовестной деловой практики;   поощрение сокращения задержек платежей с помощью налоговых мер;   ограничение задержек платежей в законодательном порядке;   гарантии погашения отсроченных платежей;   непрямое финансирование поставщи-ков через их покупателей;   налоговые льготы или скидки с налогов и иные фискальные льготы для фирм, предоставляющих долгосрочное финансирование поставщикам;   совместное финансирование программ развития с частным сектором;   непосредственная роль в предоставлении финансовых средств местным фирмам;   обязательное перечисление средств от иностранных филиалов местным поставщикам; меры стран базирования;   двухэтапные кредиты;   использование ОПР.

 

Источник: UNCTAD, World Investment Report 2001.

 


Разрабатывая перечень мер, представленных в таблицах 4.5 и 4.6, эксперты ЮНКТАД исходили из того, что взаимодействие местных и иностранных фирм способно решить ряд проблем, возникающих в результате деятельности ТНК, и, тем самым, снизить негативное воздействие ТНК на национальные экономики, усилив в то же время позитивные эффекты. Сами перечисленные меры являются результатом анализа международного опыта эффективного и взаимовыгодного сотрудничества филиалов ТНК с местными фирмами и правительствами. Обобщая выгоды, возникающие в результате такого сотрудничества, эксперты ЮНКТАД отмечают, что «такого рода связи обеспечивают выгоды для иностранных филиалов и отечественных поставщиков, а также в целом для экономики страны, где они формируются. Для иностранных филиалов закупки у местных поставщиков могут обеспечить снижение производственных издержек в принимающих странах, где они заведомо ниже, и позволить повысить уровень специализации и гибкости при более четкой адаптации технологии и продукции к местным условиям. Наличие развитых в технологическом отношении поставщиков может открыть иностранным филиалам доступ к внешним технологическим и кадровых ресурсам и тем самым обеспечить подпитку их собственных инновационных усилий. Прямым результатом влияния таких связей на отечественных поставщиков, как правило, является рост их производства и занятости. Эти связи способны также послужить каналом для обмена знаниями и навыками между сотрудничающими фирмами. Плотная сеть связей может внести вклад в повышение эффективности производственной деятельности, рост производства, наращивание технологического и управленческого потенциала, а также в диверсификацию рынков для участвующих в ней фирм. И, наконец, для принимающей страны в целом такие связи могут послужить стимулятором экономической активности, а там, где местные ресурсы замещают импортируемые, улучшить состояние платежного баланса. Укрепление позиций местных поставщиков может, в свою очередь, привести к перетоку осязаемых и неосязаемых активов в остальную часть экономики принимающей страны и способствовать динамичному развитию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.