КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древний Китай. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае
2. Древнекитайские школы. 3. Содержание и принципы обучения. 4. Особенности образования в Ханьскую эпоху. 5. Идеи Конфуция в области образования. 1. Наиболее обстоятельным источником по системе обучения в Китае является "Ли цзи" - книга о ритуале и обычаях, составленная в IV - I вв. до н. э. и пользовавшаяся высоким авторитетом в Ханьскую эпоху (конец III в. до н. э. - начало III в. н. э.). (Императорская династия Хань, по которой названа эпоха, правила в Китае с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.). Древние школы существовали как в отдельных кланах, так и в более обширных общинных и административных объединениях - уездах, областях и провинциях. Участие государства в деле образования всегда было заметным: при Ханьской династии была создана сеть государственных начальных школ, и число учащихся в них составляло несколько десятков тысяч. Дети аристократии обучались в дворцовых школах. В середине I тысячелетия до н. э. много было и частных школ с платным обучением на дому. Первая в Китае частная школа была организована Конфуцием (Кун-цзы). 2. В Китае развился настоящий культ учености и нравственной регламентации. Основной целью обучения признавалось воспитание нравов на примере древних образцов. Выбору учителя придавалось огромное значение, поскольку учитель считался, прежде всего, воспитателем ученика; к нему следовало относиться с чрезвычайным почтением. Наставник олицетворял старших как в семье, так и в государстве. Обучение начиналось, как правило, с 7 лет, когда девочки и мальчики переставали "есть вместе и сидеть на одной циновке". Во II - I вв. до н. э. официальной идеологией стало конфуцианство и в основу образования был положен канон конфуцианских книг - "Четве-рокнижие", "Пятикнижие".
Канон включал древние песни ("Шицзин"), книги хроник, по философии и гаданию, своды изречений об этике, государстве, семье. Начальное образование продолжалось около 7 лет и состояло прежде всего в изучении письма (несколько тысяч иероглифов), а также языка, стиля, стихосложения. Дальнейшие этапы включали заучивание наизусть древних текстов, их комментирование и составление подражаний. Заучивание канонов имело не только образовательное, но и воспитательное значение - ученики воспринимали моральные правила конфуцианства как аксиомы. К детям относились как к маленьким взрослым, требуя от них безусловной дисциплины и почтительности. Бамбуковая или деревянная палка были обычным средством воспитания. "Великую науку" представляли так называемые шесть искусств: · этика и ритуал, · каллиграфия, · счет, · музыка, • умение стрелять из лука и управлять колесницей. В "Ли цзи" сформулированы четыре основных принципа обучения: · учить вовремя, пресекая дурное, пока оно не обнаружилось; · учиться, пока не упущено время; · соблюдать последовательность в учении, не разбрасываясь; · учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны. В "Ли цзи" обобщен опыт школ великих философов середины I тысячелетия до н.э. и особое внимание уделялось возникновению связи между учителем и учениками, когда учитель "ведет, но не тянет, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца". В этом случае между учителем и учеником возникало согласие, учиться было легко, ученик начинал думать. Однако практически система образования в Китае к концу эпохи древности приобретала все более официальный схоластический и принудительный характер. 3. В Ханьскую эпоху осуществлялась огромная работа по редактированию древних литературных текстов, составлению словарей и библиографических справочников.
Создавались и специальные пособия для школ, например, для изучения иероглифики - связные тексты, где ни один иероглиф не повторялся. В Ханьскую эпоху возникла и экзаменационная система, окончательно развившаяся в средневековье: - молодые люди, выдержавшие экзамены на знание 9 тысяч иероглифов, получали государственные должности; - отличившиеся в сложных экзаменах на знание конфуцианских текстов попадали в императорскую канцелярию. Таким образом, наиболее способные люди даже из простонародья могли поступить на чиновную службу. Еще со времен Конфуция в качестве идеала восхвалялся тип ученого, который • живет в чрезвычайной бедности, сверяя свое поведение с обычаями древности, • не боится говорить правду даже императору, • с трудом поступая на службу, в отставку уходит с легкостью. 4. На основе собственной педагогической практики и обобщения прежнего опыта в области образования Конфуций высказал много ценных идей, которые в течение длительного периода времени были широко распространены в Китае и составили основу китайской традиционной системы классического образования: • развитие человека зависит от образования, а потому каждый должен стремиться к совершенствованию и повышению образовательного уровня; • главная цель образования - воспитание всесторонне развитого в нравственном отношении человека; • обучать и воспитывать надо всех людей; - каждый человек в обществе должен занимать свое положение по отношению к правителю, родителям, братьям, друзьям, подчиненным; • правильность взаимоотношений людей в обществе зависит oт их воспитания, которое должно культивировать гуманность и добродетель; • воспитанный человек отличается вежливостью и воспитанностью. • в основе образования - морально-нравственное воспитание; • моральное воспитание включает гражданское воспитание, знание этикета, обрядов, норм поведения человека; • принцип компромисса, осуществляемый путем координации разнообразных отношений людей в обществе; • процесс обучения должен быть связан с размышлением.
Тема 3. Воспитание в Античном мире.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |