Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древний Китай. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае


2. Древнекитайские школы.

3. Содержание и принципы обучения.

4. Особенности образования в Ханьскую эпоху.

5. Идеи Конфуция в области образования.

1. Наиболее обстоятельным источником по системе обучения в Китае является "Ли цзи" - книга о ритуале и обычаях, составленная в IV - I вв. до н. э. и пользовавшаяся высоким авторитетом в Ханьскую эпоху (конец III в. до н. э. - начало III в. н. э.). (Императорская династия Хань, по которой названа эпоха, правила в Китае с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.).

Древние школы существовали как в отдельных кланах, так и в более обширных общинных и административных объединениях - уездах, областях и провинциях.

Участие государства в деле образования всегда было заметным: при Ханьской династии была создана сеть государственных начальных школ, и число учащихся в них составляло несколько десятков тысяч.

Дети аристократии обучались в дворцовых школах.

В середине I тысячелетия до н. э. много было и частных школ с платным обучением на дому. Первая в Китае частная школа была организована Конфуцием (Кун-цзы).

2. В Китае развился настоящий культ учености и нравственной регламентации. Основной целью обучения признавалось воспитание нравов на примере древних образцов.

Выбору учителя придавалось огромное значение, поскольку учитель считался, прежде всего, воспитателем ученика; к нему следовало относиться с чрезвычайным почтением. Наставник олицетворял старших как в семье, так и в государстве.

Обучение начиналось, как правило, с 7 лет, когда девочки и мальчики переставали "есть вместе и сидеть на одной циновке".

Во II - I вв. до н. э. официальной идеологией стало конфуцианство и в основу образования был положен канон конфуцианских книг - "Четве-рокнижие", "Пятикнижие".

Канон включал древние песни ("Шицзин"), книги хроник, по философии и гаданию, своды изречений об этике, государстве, семье.

Начальное образование продолжалось около 7 лет и состояло прежде всего в изучении письма (несколько тысяч иероглифов), а также языка, стиля, стихосложения.



Дальнейшие этапы включали заучивание наизусть древних текстов, их комментирование и составление подражаний.

Заучивание канонов имело не только образовательное, но и воспитательное значение - ученики воспринимали моральные правила конфуцианства как аксиомы.

К детям относились как к маленьким взрослым, требуя от них безусловной дисциплины и почтительности. Бамбуковая или деревянная палка были обычным средством воспитания.

"Великую науку" представляли так называемые шесть искусств:

· этика и ритуал,

· каллиграфия,

· счет,

· музыка,

• умение стрелять из лука и управлять колесницей.

В "Ли цзи" сформулированы четыре основных принципа обучения:

· учить вовремя, пресекая дурное, пока оно не обнаружилось;

· учиться, пока не упущено время;

· соблюдать последовательность в учении, не разбрасываясь;

· учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны.

В "Ли цзи" обобщен опыт школ великих философов середины I тысячелетия до н.э. и особое внимание уделялось возникновению связи между учителем и учениками, когда учитель "ведет, но не тянет, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца". В этом случае между учителем и учеником возникало согласие, учиться было легко, ученик начинал думать.

Однако практически система образования в Китае к концу эпохи древности приобретала все более официальный схоластический и принудительный характер.

3. В Ханьскую эпоху осуществлялась огромная работа по редактированию древних литературных текстов, составлению словарей и библиографических справочников.

Создавались и специальные пособия для школ, например, для изучения иероглифики - связные тексты, где ни один иероглиф не повторялся.

В Ханьскую эпоху возникла и экзаменационная система, окончательно развившаяся в средневековье:

- молодые люди, выдержавшие экзамены на знание 9 тысяч иероглифов, получали государственные должности;

- отличившиеся в сложных экзаменах на знание конфуцианских текстов попадали в императорскую канцелярию.

Таким образом, наиболее способные люди даже из простонародья могли поступить на чиновную службу. Еще со времен Конфуция в качестве идеала восхвалялся тип ученого, который

• живет в чрезвычайной бедности, сверяя свое поведение с обычаями древности,

• не боится говорить правду даже императору,

• с трудом поступая на службу, в отставку уходит с легкостью.

4. На основе собственной педагогической практики и обобщения прежнего опыта в области образования Конфуций высказал много ценных идей, которые в течение длительного периода времени были широко распространены в Китае и составили основу китайской традиционной системы классического образования:

• развитие человека зависит от образования, а потому каждый должен стремиться к совершенствованию и повышению образовательного уровня;

• главная цель образования - воспитание всесторонне развитого в нравственном отношении человека;

• обучать и воспитывать надо всех людей;

- каждый человек в обществе должен занимать свое положение по отношению к правителю, родителям, братьям, друзьям, подчиненным;

• правильность взаимоотношений людей в обществе зависит oт их воспитания, которое должно культивировать гуманность и добродетель;

• воспитанный человек отличается вежливостью и воспитанностью.

• в основе образования - морально-нравственное воспитание;

• моральное воспитание включает гражданское воспитание, знание этикета, обрядов, норм поведения человека;

• принцип компромисса, осуществляемый путем координации разнообразных отношений людей в обществе;

• процесс обучения должен быть связан с размышлением.

 

 


Тема 3. Воспитание в Античном мире.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Школа и воспитание в Древнем Египте и Месопотамии | Воспитание и образование в Древней Греции

Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. II. Вехи развития политической мысли
  2. Английский мыслитель Герберт Спенсер: обоснование структурно –функциональной эволюции общества
  3. В педагогической психологии
  4. Виды, методы, порядок предоставления социально-педагогической и психологической помощи.
  5. Вклад В.И. Вахтерова и П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической теории
  6. Возникновение и развитие зарубежной политической мысли.
  7. Воспитание и школа в Древнем Риме.
  8. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ.
  9. Д.з. - Подготовка презентаций: Политические идеи русских мыслителей. Мыслители прошлого о политике и её роли в жизни людей.
  10. Д.з. - Подготовка презентаций: Политические идеи русских мыслителей. Мыслители прошлого о политике и её роли в жизни людей.
  11. Действительность бесконечно разнообразна, сравнительно со всеми, даже и самыми хитрейшими, выводами отвлеченной мысли, и не стремится к раздроблению. Ф. И. Достоевский

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.