Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философы Древней Греции о воспитании

1. Демокрит.

2. Сократ и его ученики.

3. Платон.

4. Аристотель.

1. Взгляды древнегреческих философов на воспитание оказали весьма существенное влияние на развитие педагогической мысли в последующие эпохи.

Демокрит (460 - 370 до н. э.) - один из первых философов Древней Греции, занимавшихся проблемами воспитания; считал, что воспитание ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать".

Педагогические идеи Демокрита можно сформулировать следующим образом:

· хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмом";

· родителям важно посвятить себя воспитанию детей;

· процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека;

· важным в образовании является не количество полученных знаний, a воспитание интеллекта;

· естественно прибегать к принуждению учащихся, а также формировать у них стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности.

2. Софисты стремились к воспитанию политически активных граждан полиса.

Основным они считали преподавание красноречия - риторики и объясняли это тем, что человек, овладевая искусством риторики, приобретает умение завоевывать мнение большинства, а, следовательно, угадывает смысл общего блага.

Самый известный представитель философии софистов - Сократ (469 - 399 до н. э.).

Педагогические суждения Сократа:

• главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование;

• человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине;

• счастье - в устранении противоречия между личным и общественным бытием;

• задача наставника - в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика ("повивальное искусство");

• самопознание - наиболее верный путь проявления способностей человека. Сократ придавал особое значение природной предрасположенности и связывал природные способности человека с правом на образование.

Сократ был одним из родоначальников диалектики как метода установления истины путем постановки наводящих вопросов - сократического метода. Его главное дидактическое достижение - диалектический спор (' 'майевтика").

Ученики Сократа, высказывавшие интересные мысли о воспитании:

Ксенофонт (430 - 355 до н. э.) - автор первого античного педагогического романа "Воспитание Кира". Полагал, что образование должно быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан; первооснова нравственного воспитания - формирование чувства справедливости;

Антисфен (450 - 360 до н. э.) - считал, что в воспитании необходимо прежде всего приближаться к миру реальных явлений, приучать воспитанников преодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага, причем основным методом воспитания должен быть пример наставника.

3. Платон (428/427 - 348/347 до н. э.) также был учеником Сократа, что отразилось и на его взглядах по проблемам воспитания и образования молодежи. Платон основал философскую школу - Академию (387), которой сам руководил.

Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диалогам.

По мысли философа, в идеальном аристократическом государстве-полисе воспитание детей в семье и школьное обучение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах.

Платону принадлежит заслуга осмысления целей и содержания школьного образования.

Содержание школьного образования раскрыто во многих произведениях Платона:

• в "Протагоре", "Федоне", "Государстве", "Пире", "Федре" рассматривается сущность воспитания;

• в "Теэтете" излагается теория познания;

• в "Меноне" высказывается идея о познании как припоминании того, что душа знала до своего земного воплощения;

• в позднем сочинении "Законы" образование трактуется как то, что ведет с детства к добродетели, заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершённым гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же начальствовать.

Проблема отбора и передачи научных знаний у Платона связана с его учением о "мире идей" - особом интеллектуальном мире, по сути дела - мире человеческого знания. По мнению Платона, идеи - вечны, а вещи - лишь тени мира идей, которые отражаются в мире вещей и не являются истинно существующими.

В соответствии со своим учением о мире идей Платон предлагал окружить ребенка впечатляющими образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе смутные воспоминания об идеальном мире.

4. Аристотель (384 - 322 до н. э.) - ближайший ученик Платона; развивал как философские и педагогические идеи учителя, так и свои собственные.

Около двадцати лет был участником афинской Академии, а затем был приглашен царем Филиппом Македонским для воспитания его сына Александра. Вернувшись в Афины, создал собственное учебное заведение - Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет.

Аристотель

• ставил наставника на самую высокую ступень в обществе;

• полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, душой животной и душой разумной;

• идеал счастья - блаженство - видел прежде всего в напряженной работе по постижению основ мироздания.

Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия. Взгляды Аристотеля на воспитание и образование по его трактату "Политика":

• он придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию;

• допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца, однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов;

• считал, что мальчиков с 7 лет должно воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование;

• предлагал начинать воспитание школьника с "заботы о теле", а затем заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воспитание и образование в Древней Греции | Воспитание и образование в эпоху эллинизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 5074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.