Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №1 Человек и его деятельность




Модуль 1. Человек как социальный субъект. Общество и его развитие.

Человек – представитель человечества. Человечество – совокупность индивидов.

Индивидхарактеристика человека как типичного (унифицированного) представителя своего рода; комплексное определение человека как психобиологического существа. Не следует отождествлять с индивидуальностью и индивидуумом. Индивидуальностьхарактеристика уникальных социально-психологических особенностей индивида. Из них наиболее значимыми являются: темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация, способности, направленность.

Темпераментхарактеристика индивида, определяющая психодинамические особенности реагирования на основе соотношения основных процессов ВНД (процессов возбуждения и торможения). Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. В реальной действительности не бывает чистого темперамента.

Характериндивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе; 2) к другим людям; 3) к деятельности в сочетании с волевыми качествами; 4) к вещам.

Эмоцииинтегральные реакции психики на воздействие факторов внешней и внутренней среды, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности, интенсивности, специфическими двигательными реакциями и психосоматическими изменениями.

Воля сознательная целенаправленная мобилизация потенциала психики и организма для преодоления препятствий на пути удовлетворения потребностей.

Мотивация относительно устойчивая и уникальная система мотивов (внутренних побуждений к действию).

Направленность личностисвойство личности как социального субъекта, в котором выражена общая динамика (целеустремленность, ценностная ориентация и т.д.). Формы направленности личности(по К.К. Платонову): мировоззрение, убеждение, идеал, интересы, склонности, желания, влечения.

Способности индивидуально-психологические особенности личности, выражающие относительно высокий потенциал успешного усвоения какого-либо вида деятельности.

Индивидуумчеловек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера.

Личностьхарактеристика индивида как уникального субъекта социокультурной жизни, что предполагает социализацию [1] индивида и способность выполнять социальные роли в соответствие с его уникальным социальным статусом и соответствующими социальными ожиданиями.

Выполнение социальных ролей происходит в процессе деятельности. Деятельность – разновидность осознанного поведения человека как системы мотивированных действий. Не следует отождествлять с действием – актом (элементом) самой деятельности. Участие в деятельности превращает человека в субъект.

Виды деятельности относительно объекта: практическая, когнитивная и эстетическая.

Практическая деятельность направлена, прежде всего, на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.

Когнитивная (познавательная) деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.

Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.