Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переход к рыночным отношениям (с 1990 г.)




Перестройка, предпринятая М.С. Горбачевым, и ее роль в дискредитации и развале плановой системы управления.

Суть перестройки, так же, как и время, в течение которого она должна быть произведена, толком не знал даже ее инициатор, так как всякий раз Горбачев давал ей разные характеристики. Все свои мероприятия, связанные с изменениями в управлении обществом, он называл перестройкой. Что же касается управления экономикой, то здесь он начал свою «перестройку» с шумом политической кампании, получившей краткое название «ускорение» и по существу направленной на повышение темпов социально – экономического развития СССР.

В советской экономике это была третья подобная кампания, хотя назывались они по-разному. Третья попытка «ускорения», предпринятая Горбачевым, была составной частью его перестройки и оказалась самой кратковременной. Горбачеву не удалось даже остановить неуклонное ухудшение социально-экономического положения, а экономический кризис в эпоху его перестройки еще больше обострился. Все это, как известно, завершилось развалом народного хозяйства СССР и ликвидацией советской политической системы. Как ни парадоксально, роковую роль в этом событии сыграла погоня за высокими темпами роста советской экономики.

Таким образом, в сфере управления экономикой в годы горбачевской перестройки следует выделить 3 этапа:

ускорение социально-экономического развития (1986 – 1987 гг.);

радикальная экономическая реформа (1988 – 1989 гг.);

В течение первых двух этапов сохранялась прежняя затратная система управления экономикой, что приводило к дальнейшему обострению экономического кризиса. Накручивание «липового» объема производства в рублях, искусственное завышение цен, перевыполнение планов по выгодным дорогим изделиям и срыв зданий по дешевым вело к:

разбалансированию потребительского рынка. Поскольку ежегодно в народное хозяйство накачивались десятки миллиардов рублей фонда зарплаты за липовый объем производства в рублях, создавался дефицит на все и вся;

увеличению эмиссии денег, которая к 1990 г. возросла до 18 млрд. руб. против 4 млрд. руб. в 1985 г., т.е. возросла в 4,5 раза;

росту дефицита государственного бюджета, который к 1990 г. достиг уже 10 % валового национального продукта;

росту внешней задолженности, которая в конвертируемой валюте увеличилась за годы перестройки в несколько раз.

Все это дискредитировало плановую систему управления экономикой и объективно содействовало ее развалу. Третий этап горбачевской перестройки в сфере управления экономикой связан с переходом к рыночным отношениям.

 

2. «500 дней», которые растрясли СССР

Согласно договоренности над программой перехода к рынку параллельно работала комиссия под руководством С. Шаталина, которая подготовила программу «500 дней», содержащую подробный перечень мероприятий, необходимых для перехода от плановой системы управления к рыночному регулированию экономики. В начале сентября 1990 г. Верховный Совет РСФСР, в принципе одобрил эту программу и рекомендовал ее правительству к реализации, однако союзное правительство возражало против этой программы, называя ее «методом шокотерапии». В итоге был принят компромиссный вариант перехода к рынку, по-разному оцененный в союзных республиках, большинство из которых уже объявили о своей независимости и стремились к экономической самостоятельности.

После августовского путча 1991 г. процесс обретения союзными республиками политической и экономической самостоятельности приобрел необратимый характер. Важную роль в этом сыграла программа «500 дней», главной целью которой была срочная ликвидация плановой системы и создание условий для рыночного регулирования экономики путем стихийных цен, образующихся под воздействием спроса и предложения. Такое определение цели программы подтвердил и Шаталин, когда японские корреспонденты, критически оценив «500 дней», утверждали, что для установления рыночных отношений России потребуется не 500 дней, а минимум 40 лет.

Программа «500 дней» была одобрена Верховным Советом России, ряда других союзных республик, и позитивное отношение к ней Президента СССР Горбачева было общеизвестно. Поэтому она послужила теоретическим «обоснованием» практической ликвидации единого народнохозяйственного комплекса СССР. Блицкриг развала плановой системы управления, намного опередивший формирование рыночных структур, является одним из решающих факторов глубокого и продолжительного кризиса экономики в России и других странах Содружества Независимых Государств, которое образовалось после распада СССР.

 

3. Ускорение формирования рыночных структур и новых форм управления в 90 – гг.

Импульсом ускорения рыночных преобразований в России, как и в других бывших советских республиках Советского Союза, послужил августовский путч 1991 г. Последовавшая после него цепкая реакция объявлений республиками независимости и первенства республиканских законов над союзными была фактической ликвидацией единой системы управления народным хозяйством СССР.

Новый этап углубления и ускорения формирования рыночных отношений в России был объявлен на V съезде народных депутатов РСФСР, состоявшемся в октябре-ноябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на съезде с Обращением к депутатам и к народу, в котором, в частности, говорил о наличии уникальной возможности за несколько месяцев стабилизировать экономическое положение и начать процесс оздоровления. Реальные результаты, по его убеждению, должны быть получены уже к осени 1992 г. Он предложил систему мер, в центре которых были разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования. Съезд одобрил предложенную программу и удовлетворил просьбу Ельцина о предоставлении ему чрезвычайных полномочий сроком на 1 год, в течение которого он обещал «стабилизировать экономическое положение».

Коренным поворотом в переходе от планового управления экономикой к рыночному регулированию является либерализация цен со 2 января 1992 г., получившая название «шоковая терапия»

За короткий срок в стране были созданы коммерческие структуры, которые и ныне служат базой для рыночных отношений (коммерческие банки и различные биржи), многочисленные акционерные общества разнообразных типов, фирмы и корпорации как местного, так и федерального масштаба деятельности. С 1992 г. проводится реорганизация колхозов и совхозов, осуществляется перераспределение земель. Перерегистрировано более 24 тыс. колхозов и совхозов, или 95% их общего количества. Основной организационно – правовой формой хозяйствования стали товарищества различных типов. На базе реорганизованных колхозов и совхозов создано более 300 акционерных обществ открытого типа, 400 подсобных хозяйств предприятий и организаций.

Следует отметить, что одной из коренных специфических особенностей российской экономики, как и ряда других новых государств, образованных вместо бывших союзных республик СССР, является исключительно высокий уровень монополизации всех отраслей и сфер общественного воспроизводства на базе общенародной собственности. Поэтому для формирования рыночных структур и регуляторов первостепенное значение приобретают преобразование отношений собственности и образование новых форм управления.

Активное создание инфраструктуры для рыночного регулирования по ряду объективных и субъективных причин вызвало резкое ухудшение социально- экономического положения населения страны. Вместо обещанной стабилизации экономики к осени 1992 г. и 2-3 кратного повышения цен спад производства составил почти 20%, а цены на предметы первой необходимости выросли от 60 до 250 раз. В среднем потребительские цены на товары и услуги выросли в 13 раз, а денежные доходы – в 5, 7 раза.

Поэтому на 7 съезде народных депутатов в декабре 1992 г. состоялась острая полемика, вызванная проводимой экономической политикой. Работа правительства была признана неудовлетворительной. Гайдар был освобожден от занимаемой им должности и.о. главы правительства. Новым премьер-министром был избран В.С. Черномырдин, которому досталось весьма сложное наследство. Как выходить из возникшего глубокого кризиса? Продолжать «шоковую терапию», которая порождает пороки дикого капитализма – хаос, анархию, безработицу и обнищание, - или вводить государственное регулирование и контроль за экономическими процессами?
Такая дилемма стояла перед Черномырдиным и возглавляемым им правительством. После некоторых колебаний Черномырдин, видимо, не без серьезного влияния своего окружения, продолжил курс «шоковой терапии», что вело к дальнейшему спаду производства и ухудшению социального положения населения.

Принятие в декабре 1993 г. новой Конституции заложило основы для президентского правления в России. Согласно новой Конституции основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент; он назначает Председателя правительства с согласия Думы и представляет ей для обсуждения кандидатуру председателя Центробанка. Все остальные должности исполнительной власти Президент назначает по своему личному усмотрению.

Исключительно важным для развития менеджмента и маркетинга как философии бизнеса в России имеет принятый в 1995 г. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития Российской Федерации». В ст. 1 этого Закона, в частности, говорится, что государственное прогнозирование социально – экономического развития РФ представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты такого прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

История менеджмента свидетельствует о том, что фундамент единого народнохозяйственного комплекса складывался на про­тяжении веков образования и развития Российской империи. Она свидетельствует и о том, что многие выдающиеся деятели, внесшие в свое время достойный вклад в организацию россий­ской государственности и управления экономической жизнью, по идеологическим соображениям надолго были преданы заб­вению. Ныне также временно (поскольку рано или поздно исто­рия внесет свои коррективы) предаются забвению имена и дела тех, кто на российских руинах после первой мировой и граж­данской войн создавал вторую супердержаву мира, внес реша­ющий вклад в разгром гитлеровской Германии и Японии и в исторически короткий срок восстановил народное хозяйство.

История учит, что развитие менеджмента в России и на За­паде проходило кардинально противоположными путями: в России оно шло сверху вниз, а на Западе — снизу вверх. В начале 90-х гг. эти пути пересеклись: российский менеджмент направлен рез­ко вниз, к истокам, откуда началось восхождение Запада, а за­падный — к вершинам, на которых мы находились прежде, но не смогли их обустроить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 4498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.