КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реформа системы управления экономикой 1965 г. и ее недостатки
В деятельности Хрущева, произведшего позитивные изменения в системе управления экономикой, было и негативных моментов, особенно в последние годы нахождение его у власти, когда его культ личности уже по многим параметрам приближался к сталинскому. Это особенно ярко проявилось в неистовой борьбе Хрущева с травопольной системой земледелия и попыткой всюду наращивать выращивание кукурузы. Кое-где стали строить новые предприятия и развивать серьезную базу исходя из местных интересов; Обнаружились попытки создания замкнутого хозяйства внутри экономического района; межхозяйственные поставки выполнялись, прежде всего, для «своих» предприятий без учета интересов «чужих». Нельзя не отметить и изменения, произведенные Хрущевым в политике строительства жилья. В настоящее время много пишут о «хрущобах» в негативном плане, что совершенно неоправданно. Строительство жилья в сталинское время находилось в крайне плачевном состоянии. Около новых современных предприятий для людей строились, как правило, бараки по «проектам» довоенных, а порой и дореволюционных времен. В то же время в Москве строились десятки образцово-показательных домов. Хрущев подверг резкой критике строительство таких домов, где 1 м. полезной площади стоил в десятки раз дороже, чем в обычных. Был избран наиболее дешевый скоростной вариант строительства жилья, рассчитанного на 30 – 40 лет, с перспективой строительства более комфортабельных домов в условиях развитой экономики.
После Н.С. Хрущева высший партийный пост занял Л.И. Брежнев, а правительство возглавил А.Н. Косыгин, бывший первый заместитель Хрущева, который официально занимал и пост председателя Совета Министров СССР. Уже через месяц после отправки Хрущева на пенсию были восстановлены сельские райкомы партии и отменено его решение о разделении обкомов партии на промышленные и сельские. В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято решение о проведении реформы по улучшению системы управления экономикой, в связи, с чем были изданы следующие постановления правительства: «Об улучшении управления промышленностью»; «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования»; О передаче дополнительно на решение Советов Министров союзных республик вопросов хозяйственного и культурного строительства»; «Об утверждении Положения о социалистическом государственном производственном предприятии». Предлагая меры по совершенствованию планирования и усилению экономического стимулирования, А.Н. Косыгин утверждал, что показатель объема валовой продукции не ориентирует предприятия на выпуск изделий, действительно необходимых народному хозяйству и населению, и во многих случаях препятствует улучшению ассортимента и качества продукции. Вместо показателя «валовая продукция» предложено использовать в планах предприятий показатель «объем реализованной продукции». Выполнение заданий по реализации продукции заставит предприятия уделять больше внимания ее качеству, поскольку предприятие, выпускающее продукцию низкого качества, будет испытывать затруднения в ее реализации и, следовательно, не сможет выполнить план. При существующем же порядке оценки деятельности предприятия по выпуску валовой продукции такое предприятие считалось бы выполнившим план. Совершенствование экономического стимулирования включало улучшение системы ценообразования и улучшение системы оплаты. Оно проводилось, с одной стороны, путем централизованного увеличения ставок заработной платы и складов, с другой стороны — за счет более широкого использования части доходов предприятия для материального стимулирования. С этой целью на предприятиях были образованы фонды экономического стимулирования: 1. Фонд материального поощрения. Отчисления в этот фонд производятся в результате увеличения объема реализованной продукции, повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции, повышения качества продукции и других экономических показателей. Средства фонда могут использоваться на премирование рабочих, инженерно-технических работников, служащих и других категорий работников по устанавливаемым премиальным системам. 2. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Средства этого фонда используются на строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских дошкольных учреждений, профилакториев, столовых и буфетов на предприятиях, а также для долевого участия предприятий в совместном строительстве жилых домов и объектов культурно-бытового назначения. 3. Фонд развития производства создается за счет амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных производственных фондов; прибыли (экономии от снижения убыточности); выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества, числящегося в составе основных фондов, за вычетом расходов, связанных с его ликвидацией. Средства этого фонда могут использоваться для финансирования нецентрализованных капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации оборудования, обновлению основных фондов, приобретению грузового транспорта, предназначенного для технологических целей, совершенствованию организации производства и труда, включая, в частности, приобретение счетных и пишущих машин и других средств механизации управленческого труда. Тем не менее, темпы роста объема производства и национального дохода хотя и снизились, но по сравнению с Западом оставались высокими. В то же время уровень материального благосостояния, который был и ранее ниже, чем в развитых странах, неуклонно снижался — и это вполне закономерно, так как реформа вопреки ожиданиям не способствовала интенсивному развитию советской экономики. Почему? На этот вопрос однозначного ответа не существует. Причин, объективных и субъективных, немало, и они заслуживают самостоятельного рассмотрения. Одной из них было то, что решение намеченных реформой задач было непоследовательным и не доводилось до конца. Реформа, например, намечала расширение самостоятельности предприятий и сокращение числа утверждаемых им показателей — на практике же число последних возросло, а самостоятельность еще больше была ограничена; реформой предусматривалось прекратить частые изменения утвержденных планов, а также изменения отдельных показателей плана без соответствующего уточнения других показателей, а на практике количество изменений утвержденных планов резко возросло. Годовые планы уменьшались с целью повышения возможности их выполнения. Корректировки планов приняли всесоюзный размах и вольно или невольно порождали «плановую анархию». Примерно такая же ситуация сложилась и с выполнением, а точнее, невыполнением, договорных обязательств. Снизилась ответственность транспортных организаций за своевременную доставку и сохранность грузов. К сожалению, перечень мероприятий, намеченных, но не реализованных на практике в ходе реформы, можно продолжить. Более того, некоторые важные положения реформы вообще были преданы забвению — например, создание заинтересованности у коллективов предприятий в принятии более высоких плановых заданий и всемерное повышение качества продукции как одна из главных задач. Повышение качества продукции и принятие более высоких плановых заданий противоречили интересам предприятий и отраслей. С целью расширения самостоятельности предприятий плановым органам было предложено повысить уровень технико-экономического обоснования планов путем разработки и внедрения в планирование прогрессивных нормативов и балансовых расчетов — балансов производственных мощностей и нормативных сроков их освоения, нормативных режимов работы оборудования, норм расхода материалов, сырья, топлива и электроэнергии, нормативов трудовых и денежных затрат. Однако вместо нормативного планирования на практике еще шире стали применяться «среднепотолочные» методы округления на базе «достигнутого уровня». Расход ресурсов на единицу продукции в погоне за объемом в рублях зачастую планировался выше фактического уровня в предшествующем периоде. Вместо намеченного приближения цен к уровню общественно необходимых затрат на практике прочно укоренялся затратный принцип ценообразования на базе индивидуальных затрат. Еще хуже была ситуация с выполнением целей реформы в сфере материально-технического снабжения. Намечаемые прямые длительные связи между производителями и потребителями не были осуществлены. Задание «организовать оптовую торговлю средствами производства» было сорвано. Не было установлено и рационального сочетания коллективных и общественных интересов. В ходе реформы вместо показателя «валовая продукция» был введен новый оценочный стоимостной показатель — «объем реализованной продукции». Этот показатель имел определенные достоинства по сравнению с валом, но сохранял основные недостатки последнего, добавляя к ним свои собственные. Что же представляет собой объем реализованной продукции, или просто реализация? Реализация — это проданная валовая продукция, за которую деньги уже поступили на расчетный счет предприятия. Однако если объем валовой продукции будет небольшим, то откуда возьмется большая реализация? Поэтому погоню за объемом реализации нельзя отделять от погони за валом. К тому же важно отметить, что объем реализованной продукции исчислялся в текущих ценах, а темпы измерения роста объема производства и производительности труда надо определять в неизменных ценах, следовательно, снова надо было использовать валовую (товарную) продукцию. Поэтому одной из важнейших причин невыполнения принципиальных положений реформы 1965 г. является сохранение затратных измерителей экономического роста и повышение их роли в оценке работы хозяйственных звеньев всех уровней экономической пирамиды. Положение еще больше обострялось в связи с использованием принципа планирования от достигнутого уровня: чем выше полученные результаты, тем выше план на предстоящий период. Поэтому внедрение достижений научно-технического прогресса, позволявших выпускать более дешевые изделия аналогичного назначения, было просто противопоказано. Дорогие новинки внедрялись, а дешевые отвергались под любыми, порой самыми благовидными, предлогами. Следующей серьезной причиной, тормозящей интенсификацию производства, было сохранение порочного метода определения фонда зарплаты от объема валовой (товарной) продукции. Такой «порядок» планирования фонда зарплаты способствовал тому, что одобренный в тот период ЦК КПСС щекинский метод: больше продукции с меньшим числом рабочих! — перестал применяться. Изначально щекинский эксперимент основывался на «трех китах»: стабильный на ряд лет план производства, как бы замороженный на тот же срок фонд зарплаты и свободное право распоряжаться ее сэкономленной частью для поощрения работников за интенсификацию труда. Такие гарантии щекинские химики имели в самом начале становления метода. Потом началась обычная корректировка планов и фондов, и щекинцы, имея лучшие в отрасли производственные показатели, оказались в крайне затруднительном финансовом положении. Достигнутая к концу года экономия фонда зарплаты сокращала «базу» для нового плана, и фонд на каждый последующий год оказывался урезанным. В годы 9-й пятилетки фонд зарплаты был уменьшен на 3 млн. руб. Округленно-уравнительный принцип планирования фонда зарплаты приводил к тому, что сокращение численности людей автоматически уменьшало и фонд зарплаты. Объясняя, почему заводы не избавляются от прогульщиков, директора поясняли, что прогулы не оплачиваются, в связи, с чем накапливается определенная сумма для поощрения хороших работников, а при увольнении прогульщиков они «уносят» с собой и среднюю зарплату. И, наконец, еще одной серьезной причиной неудач реформы было сохранение принципа определения расхода материальных ресурсов на тысячу (миллион) рублей валовой продукции (принципа «миллионника»). Чем больше материальные затраты, тем «законнее» основания для получения более высокой цены. Неуклонный рост расхода материальных ресурсов на единицу изделия и на единицу мощности, скажем, трактора, автомобиля, маскировался опережающим ростом цены. Поэтому повышение материалоемкости конкретных видов продукции в отчетах выглядело как снижение последней. В постановлении о реформе 1965 г. записано, что при подготовке новых оптовых цен надо исходить из необходимости «возмещения всем нормально работающим предприятиям издержек производства и получения ими прибыли в размерах, обеспечивающих, как минимум, плату за производственные фонды и создание устанавливаемых настоящим постановлением фондов предприятия». А что значит «нормально работающие»? Такое безразмерное определение издержек производства привело к забвению норм расхода материалов и нормативной трудоемкости, а в конечном счете к игнорированию трудовой теории стоимости. Практически цены устанавливались на базе индивидуальных затрат. Расход материальных и трудовых ресурсов на единицу одинаковых изделий на отстающих предприятиях был значительно выше, чем на передовых. Расточительство стало нормой. К «нормальному» расточительству, порожденному сохранением и усилением господства «свергнутого» вала, следует добавить и собственные пороки нового показателя — объема реализации. Наиболее серьезным из них было ухудшение платежной дисциплины. Новый показатель вызвал цепную реакцию неплатежей в народном хозяйстве. В план объема реализованной продукции включались лишь те суммы, которые уже поступили на расчетный счет предприятия за поставленную заказчикам продукцию. Довольно частыми бывали случаи, когда завод согласно договору поставлял своему партнеру продукцию, а у того не было денег для оплаты; поставщик, не получивший своевременно деньги за свою продукцию, не мог рассчитаться со своими поставщиками, а те — своими, т.е. образовывалась цепочка срыва платежей. В конце месяца все, начиная с директора и кончая специальными гонцами в разные концы нашей необъятной Родины, занимались «выколачиванием» денег. Наряду со снабженцами-толкачами, специализировавшимися на отоваривании выделенных фондов и нарядов, появились толкачи образца 1965 г. по сбору денежных долгов. (Использование этого опыта ныне представляется весьма актуальным.) Указанные недостатки с годами становились все более явственными, а их негативные последствия приводили к возрастающему расточительству. В печати все более активно начали появляться критические отзывы о затратной системе управления экономикой.
17. Экономическая реформа 1979 г.: благие цели и негативный итог Экономическая реформа 1979 г. по своему замыслу должна была способствовать интенсификации советской экономики, но по уровню реализации уступала всем подобным попыткам. В июле 1979 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества». Придавая особое значение экономической реформе, ЦК КПСС выпустил специальное постановление, в котором отмечалось, что в соответствии с установками XXV съезда КПСС необходимо нацелить всю управленческую и плановую деятельность на повышение эффективности производства и качества работы, достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов, на более полное удовлетворение растущих общественных и личных потребностей*. В чем принципиальное отличие этой реформы от всех предыдущих? Во-первых, в ней было предложено измерять экономический рост не по валовой, а по чистой (нормативной) продукции, которая исключает повторный счет прошлого труда и заинтересованность производителей в повышении материалоемкости продукции. Во-вторых, рост производительности труда рекомендовалось исчислять по чистой (нормативной) продукции или другому показателю, более точно отражающему в отдельных отраслях изменения в затратах труда. В-третьих, фонд зарплаты предполагалось определять по нормативам на рубль продукции по показателю, применяемому для измерения производительности труда. В-четвертых, при оценке выполнения предприятиями задания по выпуску продукции в натуральном выражении предлагалось учитывать только изделия, поставляемые по договорам и нарядам-заказам. В-пятых, реформа предусматривала конкретные изменения в системе управления на макро - и микроуровнях и распространялась на все отрасли хозяйства. В постановлении предусматривалось, что в процессе разработки планов предприятия и объединения со сбытовыми организациями вместе с потребителями и поставщиками должны определять номенклатуру и ассортимент продукции для заключения хозяйственных договоров. Предполагалось, что такой порядок поможет обеспечить сочетание стоимостных и натуральных показателей, а также ликвидировать так называемый воздушный вал. Для устранения подобной несправедливости в постановлении предусматривалось разрабатывать пятилетние и годовые планы объединений и предприятий на основе экономических и инженерных расчетов, не допуская определения заданий только на базе достигнутых показателей. С этой целью министерствам и ведомствам было предложено в 1979—1980 гг. составить паспорт на каждое объединение (предприятие) с указанием наличия и использования производственных мощностей, коэффициента сменности, организационно-технического уровня и специализации производства и др. Новая реформа коснулась и вопросов корректировок планов. Нередко руководители объединений и предприятий в декабре просили вышестоящие хозяйственные органы снизить им план, т.е. подогнать его под фактическое выполнение, чтобы не лишать коллектив 13-й зарплаты и не уменьшать фонды экономического стимулирования. В 1979 г. только Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения изменяло план объема реализованной продукции для 134 из 157 объединений и предприятий отрасли, в том числе для 44 — в декабре; для 102 объединений и предприятий была произведена корректировка заданий по производительности труда. Постановление предусматривало обеспечить стабильность утвержденных планов, не допускать корректировки их в сторону снижения, подгонки под фактическое выполнение. Руководящие работники министерств, с разрешения которых производились такие изменения, должны были привлекаться к дисциплинарной и материальной ответственности, а работники объединений и предприятий — лишаться премии. Преимущества целевых комплексных программ хорошо известны в мировой практике менеджмента. В постановлении было предусмотрено разрабатывать в качестве важнейшей составной части государственных планов целевые комплексные научно-технические, экономические и социальные программы, а также программы развития отдельных регионов и территориально-производственных комплексов. С целью улучшения сбалансированности планов и комплексного обеспечения производства необходимыми ресурсами большое внимание в постановлении уделялось более рациональному сочетанию отраслевого и территориального планирования и управления. Были намечены меры для обеспечения выполнения заданий по всем наименованиям продукции. Разумеется, оперативный учет выполнения плана в натуральном выражении — дело непростое. Чтобы показатель реализованной продукции стал более действенным, объективным, в него внесены 2 принципиальных изменения. В объем реализованной продукции должна была включаться стоимость только тех видов продукции, которые предусмотрены хозяйственными договорами и заказ-нарядами. Недовыполнение заданий по отдельным видам номенклатуры и ассортимента приводило к срыву плана по реализованной продукции, так как перевыполнение заданий по выгодным для поставщика, но не предусмотренным договорами и нарядами изделиям учитываться не должно. Устранялся еще один существенный недостаток этого показателя — цепная реакция неплатежей, вызываемая его применением. Для предотвращения этого предусматривалось, что при отсутствии у заказчика средств на оплату продукции, поступившей согласно договору, ее оплачивают Госбанк или Стройбанк с отнесением 5-процентного кредита за счет покупателя, который он обязан погасить в 60-дневный срок. После истечения этого срока кредитование продолжается с повышенным процентом. Большинство мероприятий, намеченных экономической реформой 1979 г., полностью соответствовало сущности применяемого на Западе менеджмента. К сожалению, они оказались нереализованными. После Косыгина — инициатора этой реформы — и Брежнева, при котором намечалось ее проведение, даже те министерства и предприятия, которые в течение нескольких лет в порядке эксперимента работали по-новому, постепенно возвращались к старому «порядку», который был более привычным. Все новое было связано с риском, и порой немалым. «Застой» в полном смысле этого слова не создавал условий для творческой инициативы. Принятие постановления о новой реформе в 1979 г. не было случайным. После подготовительной работы, на которую отводилось 2 года, с 11-й пятилетки (1981 — 1985 гг.) все народное хозяйство должно было работать по-новому. Но эта реформа осталась нереализованной. Новый глава правительства Н.А. Тихонов в своем докладе «Об основных направлениях развития народного хозяйства в 11-й пятилетке» об экономической реформе 1979 г. не обмолвился ни единым словом. Господство затратной системы управления экономикой продолжалось, что приводило к дальнейшему ухудшению и обострению социально-экономической ситуации.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |