Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По теме 2.2. Формы и методы экологического воспитания дошкольников




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

№ 2

№ 1

Рекомендуемая литература.

Тема 2.2. Формы и методы экологического воспитания дошкольников

Раздел II Методика экологического воспитания дошкольников

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 0313 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Дата проведения:

Длительность: 2 часа

Группа: 704-3

 

ПЛАН.

  1. Классификация и общая характеристика форм, методов ознакомления детей с природой и экологического воспитания.
  2. Отличие методов экологического воспитания от традиционных методов дошкольной педагогики.
  3. Критерии выбора методов ознакомления детей с природой и экологического воспитания (в сравнении с критериями выбора общепедагогических методов).

1. Дошкольная педагогика. Учебные пособия для студентов педагогических учебных заведений.

2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997 – с.150

3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение, 1992.

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников» - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей – М.: Издательский центр «Академия», 2002

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999 – с.470-510

7. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду – М.: Издательский центр «Академия», 2000

 

1. Одним из условий эффективностипедагогического процесса в ДОУ, в том числе и экологического воспитания и ознакомления детей с природой является использование различных форм, методов и приемов его организации.

Что такое «метод обучения»?

Метод (в педагогике) [7; 86] – целенаправленная система действий воспитателя и детей, соответствующих целям обучения,

содержанию учебного материала, самой сущности предмета, уровню умственного развития ребенка.

Методы обучения [3; 94] - способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений, навыков, а также отношения к окружающему миру.

Какие вы можете назвать методы и приемы экологического воспитания и ознакомления детей с природой?

Существуют различные точки зрения на классификацию форм, методов и приемов обучения. Мы рассмотрим две точки зрения на классификацию форм и методов экологического воспитания и ознакомления детей с природой.

Что такое «классификация»? Классификация (И.П. Подласый)- упорядоченная по определенному признаку система чего-либо (в данном случае форм и методов обучения).

Формы организации процесса ознакомления детей с природой в ДОУ
учебное пособие под редакцией П.Г. Саморуковой
Занятие Труд в природе
Экскурсия, прогулка в природу Наблюдения за природой, элементарная поисковая деятельность
Методы ознакомления детей с природой в ДОУ
Наглядные Практические Словесные
Наблюдение Игра Рассказы воспитателя и детей
Рассматривание картин Элементарные опыты Беседы
Демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов   Моделирование Чтение художественных произведений о природе
Элементарная поисковая деятельность (учебное пособие под редакцией П.Г. Саморуковой)- совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, повседневной жизни, игре, труде, в процессе познания мира.
Формы организации процесса экологического воспитания детей в ДОУ
С.Н. Николаева
Экологические занятия Экологические праздники и досуги
Экскурсии, походы на природу Природоохранные акции (акции– социально значимые мероприятия, которые проводятся в ДОУ его сотрудниками и детьми (возможно участие родителей)
Методы экологического воспитания детей в ДОУ
Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ Наблюдение Метод моделирования
Словесно-литературный метод Игра
Развивающая экологическая среда в ДОУ  
Другие виды деятельности детей, имеющие место в процессе экологического воспитания
Практическая деятельность Создание изопродукции Общение с природой
Экспериментирование Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания  

Задание для студентов. Сравните подходы С.Н. Николаевой и П.Г. Саморуковой к классификации форм и методов экологического воспитания и ознакомления детей с природой. На их основании представьте собственное видение классификации форм и методов экологического воспитания. Примечание. Можно это задание предложить студентам в качестве домашнего.

2. Существует различные классификации форм, методов и приемов обучения в педагогике. Критерием традиционной классификации методов обучения является источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного процесса к ним присоединился еще один – книга. А в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе видеометод в сочетании с новейшими компьютерными системами.[6; 474-507]

Какие вы знаете формы, методы и приемы обучения детей?

Рассмотрим несколько точек зрения на классификацию форм и методов обучения детей дошкольного возраста.

Методы воспитания детей дошкольного возраста (Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П.)
1 группа – методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов) 2 группа – методы организации деятельности, общения, опыта, поведения 3 группа – методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
Диспут. Лекция – не для детей дошкольного возраста Приучение – направлено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые формы поведения Поощрение
Беседа Упражнение Наказание
Рассказ Создание воспитывающих ситуаций  
Пример    
Разъяснение    
Методы воспитания детей дошкольного возраста (традиционный подход)
Наглядные Практические Словесные
Рассматривание картин Упражнение Рассказ
Демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов Игра Беседа
  Продуктивная деятельность Чтение художественной литературы
Формы воспитания детей дошкольного возраста (традиционный подход)
Занятие
Экскурсия
Прогулки
Игра

Задание для студентов. Сравните формы и методы экологического воспитания и традиционную классификацию форм и методов воспитания детей дошкольного возраста. Укажите их специфику.

Составными частями метода являются методические приемы. В зависимости от специфики предмета, темы, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся подход к их определению может быть различен, т.е. выделение групп форм, методов и приемов условно (между ними возможны взаимопереходы). Например, труд может рассматривать и как форма и как метод; игра - как форма, метод и прием обучения. В процессе экологического воспитания и ознакомления детей с природой используются следующие методические приемы: дидактические игры, сравнение, обследование, показ, указания, инструкция, вопросы к детям и др.

Задание для студентов. Дополните перечень методических приемов экологического воспитания и ознакомления детей с природой, исходя из специфики направления работы.

3. Как же из всего многообразия форм и методов обучения (воспитания) детей выбрать те, что позволят эффективнее организовать работу? Существуют их критерии отбора. Каковы же они? На что ориентируется педагог при выборе форм, методов и приемов работы с детьми и, вообще, с обучающимися?

 

Критерии выбора методов обучения
И.П. Подласый [6; 507-510] Щербакова Е.И. [7; 88-92]
1. Закономерности и принципы обучения, вытекающие из условий выбора методов - цели и задачи обучения;
2. Содержание и методы определенной науки, предмета, темы, в частности - содержание формируемых знаний на данном этапе;  
3. Цели и задачи обучения - возрастные и индивидуальные особенности детей;
4. Учебные возможности детей (возрастные, уровень подготовленности, особенности группы обучающихся) - наличие необходимых дидактических средств, оборудования;
5. Внешние условия (географические, производственное окружение) - личное отношение воспитателя к методам;
6. Возможности педагога (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения) - конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др

 

Задание для студентов. Исходя из представленных точек зрения на критерии отбора методов обучения, предложите критерии экологического воспитания и ознакомления детей с природой.

Таким образом, видно, что существует некая специфика методов экологического воспитания и ознакомления детей с природой по сравнению с традиционными методами воспитания дошкольников, а формы организации - схожи. Наиболее рационально, как показывает опыт, практика педагогической деятельности, сочетание разнообразных методов и приемов обучения.

 

1. Каковы формы и методы ознакомления детей с природой (по П.Г. Саморуковой)?

2. Каковы формы и методы экологического воспитания дошкольников (по С.Н. Николаевой)?

3. В чем вы видите отличие форм и методов экологического воспитания дошкольников от общепедагогических?

4. Ориентируясь на критерии выбора общепедагогических методов, определите критерии выбора методов экологического воспитания и ознакомления детей с природой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.