Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности, ресурсы, выбор




Лекция №2. Базовые экономические понятия

Экономическая наука прежде всего изучает экономические потребности и способы их удовлетворения. В зависимости от того, являетесь ли вы пессимистом или оптимистом, можно выбрать одно из двух определений экономических потребностей. С точки зрения пессимиста, под экономическими потребностями (economic needs) обычно понижается недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития лич­ности, фирмы и общества в целом. Оптимисты предпочитают оп­ределять экономические потребности как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Именно экономические потребности выступают как внутрен­ний побудитель активной деятельности человека. Потребности под­разделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к кото­рым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные — могут. Деление экономи­ческих потребностей на первичные и вторичные исторически ус­ловно, соотношение между ними с развитием общества изменяется.

 

Рассмотрим потребительскую "корзину" среднего россиянина. Как справедливо писали великие юмористы И. Ильф и Е. Петров, "статистика знает все". Если довериться ей, то за последнее время корзина существенно возросла, однако реальные доходы граждан России сократились за это время. В струк­туре минимальной потребительской "корзины" основными статьями являются продукты питания (59,9%), услуги (11,4%) и налоги (9,1%). Наиболее быстрыми темпами росли затраты на услуги и культурно-бытовые расходы, медленнее всего — расходы на одежду и обувь.

С ростом богатства общества в семейном бюджете граждан сокращается доля расходов на питание, растет доля услуг и това­ров длительного пользования.

Средства, удовлетворяющие потребности называ ются благами (goods). Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воз­дух), другие — в ограниченном размере.

Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

Экономические блага делятся на долговременные, предпола­гающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электро­приборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимо­дополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не толь­ко многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Примерами комплементар­ных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут быть разделены на на­стоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (про­изводственные).

Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, т.е. труда, совершаемого при средних общественно-нормальных усло­виях производства и средней интенсивности труда. Согласно нео­классическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, спо­собных данную потребность удовлетворить. При этом предполага­ется, что любая потребность может быть удовлетворена нескольки­ми благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

Для получения недостающих потребительских благ, как пра­вило, нужны косвенные экономические блага — ресурсы.

Экономические ресурсы (или факторы произ­водства) (economic resources)это элементы, используемые для производства экономических благ. К важнейшим из них в современном обществе относятся зем­ля, труд, капитал (в том числе его организация), предприниматель­ская способность и информация. Под предпринимательской спо­собностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.

Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные спо­собности, человека, имеющиеся в его распоряжении средства про­изводства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.

Наличные ресурсы, которые мы хотим использовать, как пра­вило, ограничены; во всяком случае, их меньше, чем необходимо для удовлетворения наших потребностей при данном уровне обще­ственного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относитель­на. С развитием общества, как правило, она преодолевается. Одна­ко на каждый данный момент времени ограниченность экономичес­ких ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и пол­ное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наи­лучшему их использованию. В этой связи перед экономической нау­кой встает двойная задача — объективная и субъективная, или, выражаясь другими словами, позитивная и нормативная.

Экономическая наука носит как позитивный, так и норматив­ный характер. Поскольку экономическая наука анализирует пове­дение участников экономических процессов, постольку она носит позитивный, отражающий объективную реальность характер. Эти участники, подчиняясь ограничениям, которые накладывают при­рода и общество, обладают свободой действия. Тем не менее конеч­ный результат их деятельности объективен, не зависит от воли и сознания отдельных индивидов. Более того, такой результат далеко не всегда оптимален, что связано как со сложившимися в обществе институтами, так и с иррациональностью отдельных действий хо­зяйствующих субъектов. Поскольку экономическая наука носит нормативный характер, то есть стремится найти наилучшие фор­мы организации производства, постольку она создает своего рода идеальную модель человеческой деятельности в сфере экономики.

Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, в известной мере взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производствен­ной функции. В наиболее общем виде она выглядит следующим образом: Q = f (Fl,F2,...,Fn), где Q— объем производства; F],F2,...,Fn — используемые производственные ресурсы.

Множественность экономических целей при ог­раниченности ресурсов ставит проблему эконо­мического выбора (economic choice)выбо­ра наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потреб­ностей при данных затратах. Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для кого про­изводить, т. е. как определить условия и направления использова­ния ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом не только пытается зафиксировать то, что есть, но и разрабатывет наилуч­шие варианты решения возникших проблем. В последнем случае возникает проблема рационального ведения хозяйства (econo­mizing): все общество как бы участвует в игре со строго опреде­ленными и заранее всем известными правилами подобно партии в бридж. При этом обычно предполагается, что субъектом хозяйства выступает "homo economicus" — разумный (рациональный) инди­вид, хорошо обученный, имеющий глубокие общие и профессио­нальные знания, а также большой практический опыт ("человек-компьютер"). Его целью является достижение максимальных ре­зультатов при данных затратах ресурсов или минимизация затрат при достижении намеченной цели. Такая предпосылка довольно нереальна, так как существующая статистика слишком неточна, методы анализа довольно грубы, а информация о реальной дея­тельности хозяйствующих субъектов весьма ограничена. Тем не менее теория оптимизации служит своеобразным руководством к рациональной деятельности. В экономической теории предполага­ется, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимиза­ции: потребитель — удовлетворения своих потребностей, фирма — прибыли, профсоюз — доходов его членов, государство — уровня народного благосостояния или, согласно теории общественного вы­бора, престижа политиков.

В реальной действительности люди всегда стал­киваются с альтернативными издержками. Про­изводство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен подсчитать не только буду­щие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор. Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым при­шлось пренебречь (пожертвовать), называются альтернативны­ми издержками (opportunity costs), издержками неиспользован­ных возможностей или вмененными издержками.

Рассмотрим условный пример. Путешествие из Санкт-Петер­бурга в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом (с учетом времени поездки в аэропорт). Стоимость проезда поездом 100 рублей, самолетом — 250 рублей. В путешествие отправляются трое: Абрамов, Борисов и Венгеров. Часовая ставка оплаты труда Абрамо ва — 20 рублей в час, у Борисова — 30, у Венгерова — 50. Каким видом транспорта поедут эти люди? 100 рублей в данном случае — неизбежные затраты: какой бы из имеющихся в наличии транс­порт ни выбрать, меньше затратить не удастся. Поэтому дополни­тельными (предельными) затратами являются 250—100=150 рублей. Неизбежные потери времени составляют 3 часа, дополнительные (предельные) потери равны 8—3=5 часам. Предметом анализа яв­ляется сопоставление этих 150 рублей и 5 часов времени. Абрамов за эти 5 часов заработает лишь 100, его альтернативные издержки (100) меньше, чем дополнительные затраты на покупку авиабиле­тов (150). Следовательно, для него рациональнее (выгоднее) поехать поездом. Часовая ставка Борисова — 30. В результате полета само­летом он сэкономит 5 часов, за которые может заработать 150 руб­лей. Следовательно, экономия времени дает возможность вернуть затраченную на авиабилет сумму. Поэтому ему с точки зрения ра­ционального поведения все равно, ехать ли поездом и потерять 5 часов времени или лететь самолетом и "отработать" перерасход ресурсов.

Что же касается Венгерова, то очевидно, что для него, как говорил Б. Франклин, "время — деньги", так как за 5 часов он сможет заработать 250 рублей, что значительно больше дополни­тельных затрат на авиабилет. Итак, с точки зрения рационального поведения: Абрамов поедет поездом, Венгеров полетит самолетом, а Борисову все равно. Этот простейший случай дает прекрасный пример принятия экономических решений. Они принимаются, ког­да дополнительные (предельные) выгоды должны быть не мень­ше дополнительных (предельных) издержек:

MB ≥ МС,

где MB (marginal benefit) — предельные выгоды, МС (marginal cost) — предельные издержки.

 

Производственные возможности (production) - возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при дан­ном уровне развития технологии. Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей. Поясним это на условном примере. Допустим, что в обществе производятся лишь два блага: зерно и ракеты. Если общество использует свои ресурсы для производства только зерна, то оно производит его 5 млн. т; если же только для производства ракет, то их производит­ся 6 штук. При одновременном производстве обоих благ возможны следующие сочетания (см. рис. 2—1). Из таблицы видно, что всякое увеличение производства ракет (с 0 до 6 штук) снижает производ­ство зерна (с 5 млн. до 0 т), и наоборот. Линия АБВГДЕЖ, которую называют кривой производственных возможностей (production possibility curve), показывает альтернативные варианты при

полном использовании ресурсов. Все точки, расположенные внут­ри фигуры ОАЖ, означают неполное использование ресурсов, на­пример точка К (одновременное производство 2,5 млн. т зерна и трех ракет). И наоборот, любая производственная программа, ха­рактеризуемая точками за пределами фигуры ОАЖ, не будет обеспечена наличными ресурсами (например, точка И). Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму (вогнута к началу координат). Это означает, что, изменяя структуру

5 6
Возмож- Зерно Ракеты
ности (млн. т) (шт.)
А 5,0  
Б 4,8  
В 4,5  
Г 3,9  
Д 3,0  
Е 1,8  
Ж    

Таблица производственных возможностей

 

Рис. 2—1. Кривая производственных возможностей

 

Зерно (млн.т.)

Ракеты (шт.)


производства, например, в пользу ракет, мы будем в большей мере использовать в производстве ракет сравнительно малоэффектив­ные для этого ресурсы. Поэтому каждая дополнительная ракета требует все большего сокращения производства зерна (и наобо­рот). Производство первой ракеты вызвало сокращение производ­ства зерна на 0,2 млн. т, второй — на 0,3 млн., третьей — на 0,6 млн. т и т.д. Этот пример наглядно иллюстрирует закон убывающей производительности (подробнее см. гл. 5). Кривая произ­водственных возможностей исторична, она отражает достигнутый уровень развития технологии и степень использования имеющихся ресурсов. Если увеличиваются ресурсы или улучшается техно­логия, площадь фигуры ОАЖ растет, кривая АБВГДЕЖ сдвигается вверх и вправо.

 

 

 

Если процесс происходит равномерно, то кривая АЖ симметрично смещается до положения А'Ж' (см. рис. 2—1). Если происхо­дит одностороннее увеличение эффективности технологии производ­ства одного из благ, то сдвиг носит асимметричный характер (см. рис. 2—2). При одностороннем расширении производства зерна кривая АЖ смещается до положения А^, при увеличении производства ракет — до положения АЖГ Кривая производственных возможнос­тей может быть использована для характеристики структурных сдви­гов между промышленностью и сельским хозяйством, общественны­ми и частными благами, текущим и будущим потреблением (потре­бительскими и инвестиционными товарами и услугами) и т.д.

В условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, однако в различных экономических системах она решается по-разному. В традиционном обществе выбор зависит от традиций и обычаев, в командной экономике — от воли правящей элиты, в рыночном хозяйстве — от рыночной конъюнктуры.

Отрицательный наклон указывает на наличие обратной зависимости между переменными X и Y. Потому что увеличение переменной X приводит к уменьшению переменной Y.

Тип зависимости между двумя переменными можно определить по наклону кривой. Наклон определяется как смещение во время движения, или как изменение значения переменной Y при увеличении значения переменной X на единицу. Если мы имеем дело с восходящей кривой (т.е. наклон положительный), значит, две переменные на­ходятся в прямой зависимости; они обе возрастают или убывают. Если на графике представлена нисходящая кривая (т.е. наклон отрицательный), то зависимость между двумя переменными обратная.. Кроме того, иногда мы встречаемся с особыми разновидностями графиков: временными рядами, отражающими изменение определенных переменных во времени; точечными графиками, показывающими изменение пары переменных; графиками с несколькими кривыми, показывающими две или больше взаимосвязи на одном рисунке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.