КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы и формы государственного регулирования
ТЕМА 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ Основные понятия Рынок Товар Цена Спрос Индивидуальный и рыночный спрос Величина спроса Закон спроса Предложение Величина предложения Индивидуальное и рыночное предложение Закон предложения Эластичность спроса и предложения Рыночное равновесие Равновесная цена Рыночный механизм регулирования Дефицит Избыток «Невидимая рука» рынка
Ограниченность рыночного саморегулирования в решении многих важных экономических и социальных задач требует, чтобы недостатки рыночной стихийности восполнялись целенаправленным государственным регулированием. В процессе эволюции государственного регулирования можно выделить несколько этапов. Долгое время (XVII в. - середина XIX в.) буржуазное государство играло роль «ночного сторожа», т.е. ограничивалось обеспечением самых общих условий производства (прежде всего, используя экономическое законодательство), не вмешиваясь активно в сам производственный процесс. Начиная с конца XIX в., экономика достигает такой степени сложности, что стихийное рыночное саморазвитие начинает грозить острыми социально-экономическими потрясениями. Поэтому возникает система постоянного и активного участия государства в управлении экономикой. В современном хозяйстве государство выполняет три основные экономические функции, необходимые для сохранения рыночной системы: 1.Защита конкуренции, борьба с монополизмом. 2. Стимулирование экономического роста путем сбалансированного и стабильного развития различных секторов экономики (структурная политика). 3 Целенаправленное перераспределение доходов и богатства для обеспечения социальной справедливости. Иными словами, государство стремится «очеловечить» рыночный механизм, сделать его приемлемым для подавляющего большинства граждан. Вековой опыт государственного регулирования позволил накопить обширный набор методов и форм воздействия на рыночное хозяйство.
Государство может, с одной стороны, вмешиваться в экономику прямо и непосредственно. Прямое вмешательство государства в рыночное хозяйство осуществляется посредством экономического законодательства и государственного предпринимательства. С другой стороны, государство может воздействовать на экономику опосредованно, косвенными методами: с помощью налогов, кредитов и т.п. В реальной действительности прямые и косвенные методы регулирования взаимопереплетаются, используются комплексно и потому очень часто сливаются друг с другом. Рассмотрим основные формы государственного регулирования экономики. 1. Экономическое законодательство слагается из следующих основных компонентов. Антимонопольное законодательство. Его задача-максимум - предотвращение формирования монополий, задача-минимум - снижение негативных последствий от их деятельности. Законодательство о собственности. Государство определяет объекты и субъекты отношений собственности, объем правомочий собственников, гарантирует защиту их прав. Субъекты различных форм отношений собственности в принципе должны пользоваться равной защитой. Налоговое законодательство. Законодательство о налогах призвано отражать основные приоритеты национальной налоговой политики. Для оптимального функционирования экономики налоговое законодательство обязательно должно быть стабильным. Законодательство о труде и социальной защите. Речь идет о регулировании взаимоотношений между предпринимателями, наемными работниками и государством (как верховным арбитром).
Законодательство об охране природы. Его главные задачи определить предельно допустимые нормы вторжения в экологическуюсреду, а также меры ответственности за нарушение этих норм. Законодательство о защите прав потребителей. Оно определяет права потребителей - физических лиц, потребляющих, приобретающих, либо имеющих намерения приобрести товары и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли, и механизм их реализации. 2 Государственное предпринимательство - это организация деятельности предприятий, находящихся в государственной собственности. В государственный сектор рыночного хозяйства входят прежде всего предприятия тех отраслей, которые производят общественные блага: инфраструктура (транспорт, связь), военная промышленность. Кроме того, государство прямо и непосредственно берет под свой контроль естественные монополии - те отрасли производства, в которых конкуренция принципиально невозможна (газоснабжение, производство электроэнергии и т.д.). Хотя в целом в рыночном хозяйстве государственное предпринимательство не может стать главной формой, в названных отраслях оно играет огромную, часто преобладающую роль. В отличие от частного бизнеса, для государственных предприятий максимизация прибыли не является основной целью их деятельности. 3 Социальная политика направлена на обеспечение определенного стандарта благосостояния с целью поддержания экономической и социальной стабильности в обществе, стимулирования экономического роста. Составной частью социальной политики является материальная поддержка наиболее «слабых» групп населения. 4. Бюджетно-финансовая (фискальная) политика направлена на сбор и эффективное использование средств государственного бюджета Результатами этой деятельности должны стать, во-первых, обеспечение бездефицитности (или минимизация дефицита) госбюджета и, во-вторых, эффективное распределение финансовых ресурсов по различным программам, отраслям и регионам. 5. Денежно-кредитная (монетарная) политика осуществляется с целью регулирования массы денег в обращении. Бюджетно-финансовая политика и денежно-кредитная политика настолько тесно взаимосвязаны, переплетены, что в последнее время всё чаще используется понятие «смешанная фискально-монетарная политика».
Централизованное планирование как форма государственногорегулирования. При осуществлении государственного регулирования экономики необходимо добиваться планомерности - сознательного регулирования важнейших экономических пропорций в соответствии с избранными приоритетами. Ключом к достижению планомерности является комплексная централизованная плановая деятельность. Различают следующие виды танов: 1) планы развития экономики в целом: годовые, пятилетние и т.д.; 2) программно - целевые планы, рассчитанные на осуществление каких-либо преобразований в отдельных сферах экономики (Программа приватизации, Программа конверсии). Все виды плановой деятельности можно осуществлять двумя методами: 1) директивное планирование - планы-приказы, предназначенные для обязательного выполнения (прежде всего, по отношению к государственным предприятиям); 2) индикативное планирование - планы-рекомендации, участие в которых необязательно, но стимулируется и поощряется государством. В развитых странах мира плановая деятельность государства есть важный элемент экономической политики. При этом планирование носит преимущественно программный характер и осуществляется в основном индикативными методами.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |