Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы внутрифирменного планирования

Принцип единства (холизма)

Сущность и принципы планирования.

Лекция 11 Задачи и виды планирования

Раздел 4 Планирование на предприятии

 

 

Планирование – умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Планирование помогает ответить на следующие вопросы.

1. Где организация находится в настоящее время (экономическая позиция предприятия), каковы итоги и условия ее деятельности?

2. Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?

Планирование – это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйствующего объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

План предприятия имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц.

В плане предельно четко и подробно указываются:

1) цель деятельности предприятия и его структур на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей с указанием конкретных видов выпуска продукции и характера работы;

2) средства достижения цели;

3) методы и сроки увязки средств и целей;

4) этапы и сроки выполнения работ;

5) исполнители плана по срокам и видам работ;

6) методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

План должен быть увязан с экономикой внутри предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, положением на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.

4 основных принципа планирования: единство, непрерывность, гибкость, точность, еще один принцип – принцип участия.

Предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер.

Понятие ²система² означает:

1) существование совокупности элементов,

2) взаимосвязь между ними,

3) наличие единого направления развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели.

1) Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

2) Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (отдела маркетинга, производственного отдела, финансового).

3) Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов экономической организации становятся возможными в рамках интеграции на вертикальном уровне (то есть на основе единства в рамках управленческой иерархии, например: организация в целом Þ продуктовое подразделение Þ цех Þ бригада).

Координация плановой деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в том, что:

- деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если планирование не связано с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня;

- всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений.

Интеграция плановой деятельности предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных планов подразделений, т.е. разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует исходя из общей стратегии фирмы, а каждый отдельный план является частью более высокого подразделения и организации в целом.

Сочетание принципов координации и интеграции дает принцип холизма.

Принцип непрерывности.

Заключается в том, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла – разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

Принцип гибкости.

Заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Планы обычно содержат так называемые резервы или «надбавки безопасности», «подушки».

Принцип точности.

Заключается в том, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Принцип участия.

Означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает.

1) Преемственность стратегического и текущего планов предусматривает, что состав текущих планов или разделов бизнес-плана должен повторять основные разделы стратегии фирмы. Количество плановых показателей в разделах бизнес-плана должно быть больше, чем в разделах стратегии фирмы.

2) Социальная ориентация плана предусматривает решение наряду с техническими и экономическими проблемами проблем обеспечения соответствия международным требованиям показателей экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров и функционирования фирмы, а также показателей социального развития коллектива.

3) Ранжирование объектов планирования по их важности необходимо осуществлять для рационального распределения имеющихся ресурсов.

Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе фирмы.

4) Адекватность планируемых показателей реальной действительности обеспечивается:

а) увеличением при прогнозировании альтернативных планируемых показателей количества учтенных факторов;

б) снижением ошибки аппроксимации или повышением точности прогнозов.

5) Согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента обеспечивается анализом динамики факторов внешней среды и исследованием влияния этих факторов на планируемые показатели.

6) Вариантность плана обеспечивается разработкой не менее трех альтернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего выполнение запланированной цели с наименьшими затратами на ее разработку и реализацию.

7) Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении ФСА).

8) Принцип экономической обоснованности плана заключается в том, что окончательный выбор варианта планируемых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов.

9) Автоматизация системы планирования требует применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации на стадиях ЖЦО планирования, быструю разработку, надежное хранение и передачу информации лицу, принимающему решение.

10) Принцип обеспечения обратной связи системы планирования предполагает возможность лица–потребителя планов представлять предложения об изменении (корректировке) планов.

 

В зависимости от степени неопределенности в планировании

1) Детерминированные системы планирования (действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации, следовательно, события в таких системах имеют полную определенность. Характерны для планирования на уровне подразделений).

2) Вероятностные (стохастические) системы (действуют в непредсказуемой среде и предполагают нехватку информации, следовательно, события в таких системах не имеют полной определенности).

а) Планирование, основанное на системе жестких обязательств (пример – планирование контракта с хорошо знакомым, проверенным партнером)

б) Планирование под личную ответственность (приемлемо для ситуации полной неопределенности). В этом случае менеджер не может быть вообще в чем-либо уверен и действует на свой страх и риск, берет всю ответственность на себя. Такой вид планирования характерен для небольших, вновь созданных фирм.

в) Планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам. Является промежуточным между первыми двумя. С одной стороны, оно сталкивается с постоянной неопределенностью в деятельности фирмы, с другой стороны, учитывает возможные варианты действий в неопределенной среде.

. В зависимости от временной ориентации идей планирования

1) Реактивное планирование (возврат к прошлому) опирается на предшествующий опыт и осуществляется снизу вверх.

2) Инактивное планирование (инертность). Отличительная черта – удовлетворение настоящим. Основные цели – выживание и стабильность производства. Правило: "Планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей".

3) Преактивное планирование (упреждение) ориентировано в основном на будущие изменения, на поиск оптимальных решений. Преактивисты положительно относятся к технике и научным, в т.ч. экономико-математическим методам планирования. Планирование осуществляется сверху вниз.

4) Интерактивное планирование предполагает взаимодействие прошлого, настоящего и будущего. Оно основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности участников организации. Предполагает, что будущее подвластно контролю. Цель интерактивного планирования – проектирование будущего. Интерактивное планирование – это скорее идеальное построение, чем практическая модель менеджмента. Способом отношения фирмы к своему будущему является адаптация.

1) Технико-экономическое планирование – разработка целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия.

2) Оперативно-производственное планирование – последующее развитие и завершение технико-экономических планов.

Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей.

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных идеалов.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Адаптивная структура | Тактическое планирование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.