Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационная деятельность предприятий




 

Инновация – нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.

Инновационная деятельность предприятия –это система мероприятий по использованию научного, научно- технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства.

Одной из главных целей развитых стран мира является обеспечение долговременного экономического роста и высо­кого уровня жизни населения.

Экономический рост в рыночной экономике может быть результатом успешной деятельности предприятий всех от­раслей национальной экономики и прежде всего — промышленности.

Развитые страны на протяжении последних двух с лиш­ним веков в процессе технологической эволюции прошли 5 волн, каждая из которых сформировала определенный тип технологического уклада. Последний, пятый уклад начал формироваться с середины 80-х годов, его основой стали до­стижения в области микроэлектроники, информатики, био­технологии, генной инженерии, новых видов энергии, осво­ении космического пространства, спутниковой связи и т.д. На этом фоне начался переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети круп­ных и мелких фирм, соединенных электронной связью, осуществляющих тесное взаимодействие в области техноло­гий, контроля качества продукции, планирования инвести­ций, организации доставок «точно в срок».

Важнейшей проблемой современного этапа развития эко­номики России является коренное изменение подходов к инновационной деятельности.

Инновационная политика в промышленности России яв­ляется составной частью государственной инвестиционной политики и представляет собой интегрированную совокуп­ность инвестиционных программ отраслей и предприятий промышленности, которая:

• направлена на обеспечение высоких темпов развития предприятий товарной специализации промышленно­сти со стабильными или возрастающими объемами реализации;

• ориентирует на освоение производства перспективных
наукоёмких товаров, имеющих гарантированный сбыт, соответствующие требованиям потребителей по каче­ству, ценам, конкурентоспособности и другим параметрам;

• предусматривает повышение технологического уровня производства на основе внедрения современной техники, разработанной, как правило, на российских пред­приятиях или приобретаемой по лицензиям.

Инвестиционно-инновационная политика строится на сле­дующих основных принципах:

•обоснование конечных экономических и социальных целей и эффективности технического перевооружения и развития материально-технической базы промышлен­ных предприятий;

• использование для производства продукции современных технологий и техники, которые для основной массы промышленных предприятий обозначают создание нового технологического уклада, соответствующего
мировому уровню;

• формирование замкнутого цикла производства конечной продукции на российских предприятиях по верти­кальной технологической специализации, обеспечивающее увеличение рабочих мест и насыщение рынков России отечественной продукцией.

Действительная новизна продукта или процесса должна всегда приводить к росту экономического эффекта от его ис­пользования. Новизна бывает абсолютная, относительная и частичная. Новизна считается абсолютной в том случае, если отсутствуют аналоги конкретному новшеству. Новизна будет относительной, если касается новшества, впервые вне­дряемого на данном предприятии, но уже применявшегося на других предприятиях. Частичная новизна — это обновле­ние какого-либо элемента, узла изделия.

По степени новизны выделяют инновации базисные, улуч­шающие и псевдоинновации.

Базисные инновации реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники.

Улучшающие инновации связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распростра­нения и стабильного развития научно-технического цикла.

Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.

По роли в воспроизводственном процессе инновации клас­сифицируют на потребительские и инвестиционные, по сте­пени сложности (или по масштабу) — на сложные (синтети­ческие) и простые инновации.

По причинам возникновения инновации делят на два вида: реактивные и стратегические.

Реактивные инновации направлены на выживание фир­мы, они появляются как реакция на радикальные иннова­ционные преобразования, осуществляемые конкурентами.

Стратегические инновации носят упреждающий харак­тер и направлены на получение значительных конкурент­ных преимуществ в перспективе.

По характеру применения различают:

• продуктовые инновации, которые направлены на производство и использование новых продуктов и услуг;

• рыночные инновации, открывающие новые сферы применения продуктов и позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках;

• инновации-процессы, нацеленные на новые технологии, организацию процесса и управление;

• социальные инновации, ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур;

• комплексные инновации, представляющие единство нескольких видов изменений.

Понятие «инновация» может применяться к тем новше­ствам, затраты на создание и внедрение которых окупаются в нормативные сроки. Период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называют жизнен­ным циклом инноваций.

Жизненный цикл инноваций охватывает 4 этапа, после­довательность которых можно видеть на рис.1.


 

На первом этапе осуществляются фундаментальные ис­следования в научных организациях, в результате которых формируются новые научные познания.

Для второго этапа характерны прикладные и эксперимен­тальные исследования, имеющие практическую направлен­ность. На данном этапе велика вероятность получения отри­цательных результатов, поэтому разработки новшеств носят нередко рисковый характер.

На третьем этапе подготавливается конструкторско-технологическая документация, а промежуточные результаты инноваций представляются опытными образцами новых из­делий, опытным использованием новых технологий.

Четвертый этап — коммерциализация новшества — про­должается от момента запуска его в производство до появле­ния на рынке в качестве товара.

Жизненный цикл товара завершается исчезновением это­го товара с рынков сбыта. Зависимость объема продаж от жизненного цикла товара графически представлена на ри­сунке 2.

 

Время

 

 

Внедрение Рост Зрелость Упадок Исчезновение

Рис. 2. Зависимость объема продаж от жизненного цикла

Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций, т.е. самофинансирование, заемные средства, привлеченные сред­ства, прочие смешанные или нетрадиционные источники, внебюджетные фонды, бюджеты различных уровней.

Инновационный путь развития экономики, определенный принятыми на государственном уровне решениями, предус­матривает создание эффективных механизмов взаимодействия науки и производства, поддержки инновационного бизнеса, в том числе малого. Все этапы единого цикла «научные идеи — новые технологии — производство имеющей платежеспо­собный спрос новой продукции» призваны обеспечить про­движение российской экономики по девяти приоритетным направлениям:

1. Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника.

2. Космические и авиационные технологии.

3. Новые материалы и химические технологии.

4. Новые транспортные технологии.

5. Перспективные вооружения, военная и специальная техника.

6. Производственные технологии.

7. Технологии живых систем.

8. Экология и рациональное природопользование.

9. Энергосберегающие технологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.