КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Катализаторы
Состав катализаторов оказывает существенное влияние на избирательность реакций, поэтому соответствующим подбором катализаторов удается осуществлять управление процессом гидроочистки моторных топлив в довольно широких пределах. В промышленности для данных процессов широко применяются алюмокобальтмолибденовые (АКМ) или алюмоникельмолибденовые (АНМ) катализаторы. При выборе катализатора необходимо помнить, что хорошие результаты гидроочистки сырья при определенном режиме не означают, что такие же. результаты получатся при работе на другом сырье или в других условиях. Катализатор, пригодный для гидроочистки средних дистиллятов, может оказаться непригодным для гидроочистки прямогонного бензина. Даже при гидроочистке средних дистиллятов разного происхождения результаты гидроочистки на одном и том же катализаторе будут неодинаковы. Поэтому катализатор должен пройти обязательную промышленную проверку на конкретном виде сырья, причем по результатам испытаний выбирается катализатор со степенью обессеривания 90—95%. Промышленный алюмокобальтмолибденовый катализатор обладает весьма высокой избирательностью. Реакций разрыва связей С—С или насыщения ароматических Колец в его присутствии практически не протекают. Он обладает высокой активностью в реакциях разрыва связей С—S и высокой термической стойкостью, вследствие чего имеет длительный срок службы. Важным преимуществом данного катализатора является стойкость к потенциальным каталитическим ядам. Кроме того, этот катализатор обладает приемлемой активностью в реакциях насыщения непредельных соединений, разрыва связей углерод — кислород и практически используется для гидроочистки всех нефтяных фракций. Алюмо-никель-молибденовый катализатор менее активен в реакциях насыщения, непредельных соединений, зато более активен в отношении насыщения ароматических углеводородов азотистых соединений (на 10— 18% выше, чем с АКМ). Вместе с тем он быстро теряет высокую первоначальную активность. Причины потери активности катализаторов могут быть следующие: Повышенная температура. Стремление увеличить скорость реакции повышением температуры может привести к нежелательным реакциям, протекание которых трудно контролировать, в результате чего катализатор дезактивируется и при этом снижается выход целевых продуктов за счет образования газа и кокса. Для «свежего» катализатора (особенно для АКМ) важно правильно определить первоначальную температуру в реакторе. Обычно она находится в пределах 350—370 °С. Изменение состава катализатора. Например, при, 760 °С активная окись никеля на окиси алюминия превращается в неактивный алюминат никеля, происходит спекание катализатора и уменьшается его активная поверхность. Потеря активного компонента катализатора. При температуре около 600 °С испаряется окись молибдена. Недостаточная скорость десорбции образующихся продуктов на поверхности катализатора при недостаточном парциальном давлении водорода. В условиях гидроочистки моторных топлив температура и парциальное давление водорода и сероводорода являются определяющими параметрами для сохранения катализатора в той или иной сульфидной форме. В зависимости от значения указанных параметров никель и молибден будут в различной степени насыщены серой, что отразится на их каталитической активности. Установлено, что наивысшей активностью обладают дисульфид молибдена и смешанный сульфид никеля. Катализатор АНМ нуждается в предварительном осернении, а для катализатора АКМ это требование не обязательно, В промышленных процессах гидроочистки моторных топлив достаточно присутствие в водороде незначительных количеств (доли процента) сероводорода для превращения соответствующих металлов в сульфиды низшей валентности. В табл. 13.1 приведена характеристика основных отечественных катализаторов, применяемых в процессе гидроочистки моторных топлив. Данные катализаторы имеют одно и то же суммарное количество гидрирующих компонентов и одинаковую относительную активность по обессериванию, равную 95%. Алюмокобальтмолибденовый катализатор, предназначенный для процесса гидроочистки нефтепродуктов, используется в виде гранул неправильной цилиндрической формы: таблетки-гранулы обладают Таблица 13.1. Характеристика основных отечественных катализаторов, применяемых в процессе гидроочистки моторных топлив
прочностью, которая достаточна для эксплуатации в реакторах гидроочистки с насыпью катализатора в большом слое. Насыпная масса свежего катализатора в уплотненном слое может колебаться в пределах 640—740 кг/м3. Катализатор вполне устойчив в окислительных или восстановительных средах при температурах до 550—600 °С, однако длительное пребывание в тех же условиях в атмосфере водяного пара может привести к снижению активности и прочности катализатора. Изменения в свойствах катализатора в присутствии водяного пара происходят вследствие старения и сокращения активной поверхности окиси алюминия, а отчасти, и повышения летучести и потери окиси молибдена. Свежий катализатор выпускается и применяется в окисной форме. Катализатор имеет синюю окраску, оформован в виде гранул-таблеток диаметром и высотой 4—5 мм неправильной цилиндрической формы или черенкообразных экструдатов соответствующего диаметра. В последнем случае диаметр черенков, выраженный в миллиметрах, вводится в маркировку катализатора, например АКМ-3, АКМ-2. Алюмоникельмолибденовый катализатор изготавливается по той же технологии, что и алюмокобальтмолибденовый, с заменой кобальта на никель. Стоимость такого катализатора на 25% ниже, чем АКМ. Практика показала, что отдельные партии АНМ катализатора получаются с многочисленными макро- и микротрещинами, число которых не нормируется в ТУ. Эти партии катализатора, загруженные в промышленный реактор, быстро теряют механическую прочность, что приводит к повышению перепада давления в реакторах и практически полному разрушению катализатора. Длительное пребывание в атмосфере водяного пара может привести к разрушению катализатора. Алюмоникельмолибденовый катализатор на силикатном носителе (АНМС) имеет тот же состав гидрирующих компонентов, что и АНМ катализатор. Получается добавлением к окиси алюминия (носителю) 5—7% двуокиси кремния. При этом увеличиваются механическая прочность и термостабильность катализатора, незначительно улучшается гидрирующая активность. При длительном воздействии водяного пара прочность катализатора снижается. Катализатор выпускается в виде гранул-таблеток диаметром и высотой 4—5 мм. Все катализаторы гидроочистки устойчивы к отравлению. Несколько снижает активность катализатора присутствие окиси углерода, которая может поступать в реактор со «свежим» водородсодержащим газом. В условиях гидроочистки иод воздействием водорода окись углерода гидрируется до метана, что увеличивает расход водорода на реакцию. Для достижения максимальной эффективности работы катализатора не рекомендуется допускать содержание СО в водородсодержащем газе выше 0,1% (об.).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |