КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 16. Туристские предприятия
Понятие и основные функции туроператора. Туроператор — субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) и туристского рынка, активно осуществляющий (на основе статьи закона о финансовых гарантиях туроператоров) деятельность по планированию, разработке, продвижению и реализации туристского продукта с коммерческими целями. Функции, выполняемые туроператорами, детально рассмотрены в работе Д.С. Ушакова. Рассмотрим их ниже с сокращениями и авторскими комментариями. Основная задача туроператора - планирование предстоящего тура, т.е. создание упорядоченного по времени, отвечающего требуемому и ценному для туриста составу и качеству графика предоставления заявленных услуг. Не менее значима присущая только туроператорам функция ценообразования на туристском рынке. Возможности каждого туроператора в сфере ценообразования различны и определяются рядом субъективных и объективных факторов. Прежде всего, это объемы работы туроператора. Большое количество регулярно отправляемых туристов может позволить туроператору увеличивать размеры блоков мест в отелях и транспортных средствах, а в конечном счете даже открывать собственные представительства на популярных курортах. Крупные туроператоры становятся законодателями цен на туристских рынках. Другие факторы, влияющие на ценообразование: наличие у оператора крупной агентской сети, эксклюзивных договоров с поставщиками услуг, определенные связи и уникальные права на представительство, использование новейших технологий работы и др. Функция продвижения турпродукта - важнейшая форма маркетинговой активности туроператора. Именно благодаря маркетинговой деятельности туроператоров прочим субъектам туристского рынка (туристам, турагентам, конкурентам, поставщикам услуг, органам власти) становится известно о динамике изменений конъюнктуры туристского рынка (цены, ассортимент туров, формы сотрудничества, внедрение новых технологий продаж, продвижения). При этом применяется большое количество маркетинговых инструментов - PR, реклама, стимулирование сбыта, выставочно-ярмарочная деятельность. Информативная функция современных туроператоров заключается в том, что в ходе разработки, продвижения и реализации туров туроператор распространяет на рынке всевозможные данные (например, об отличительных чертах туров, туристском потенциале курортов и туристских центров, о культуре и традициях местного населения, процедуре оформления документации и др.), зачастую малоизвестные либо вообще неизвестные ранее, полученные в результате кропотливой работы с вторичными источниками информации или в ходе командировок и ознакомительных поездок. Новаторская функция туроператоров - стремление любой коммерческой организации к выживанию в изменяющихся рыночных условиях. Для этого требуется мониторинг конъюнктуры туристского рынка и своевременная модификация существующего или создание принципиально нового турпродукта, максимально отвечающего имеющимся потребностям туристов, многоуровневая продажа которого не потребует кардинальных структурных изменений в работе агентской сети. Существует негласное правило, что новый турпродукт всегда, должен быть направлен на удовлетворение потребностей определенного сегмента туристского рынка, имеющего тенденцию если не к динамичному росту, то как минимум к стабильности своей емкости. Также новый продукт должен иметь возможности для последующей своей модификации, поскольку именно это его качество позволит туроператор оставаться лидером по продажам этого направления - в будущем в условиях конкурентной борьбы. В любом случае борьба туроператоров за клиентов, их коммерческие интересы только способствуют расширению (количество предлагаемых туристских направлений) и большей глубине (количество видов туров в одном туристском направлении) туристского ассортимента. Будучи предприятиями с довольно крупным оборотом денежных средств, со значительным штатом работников, туроператоры не могут не выполнять бюджетообразующей функции. Операторы, занимающие лидирующее положение на региональном туристском рынке, обеспечивают солидные денежные поступления в бюджеты этих регионов или государств за счет налоговых сборов и валютных поступлений. Кроме того, туроператоры способствуют созданию огромного количества рабочих мест в гостиничной индустрии, ресторанном бизнесе, сфере досуга и развлечений, транспортных перевозок и др. Интегрирующая функция туроперейтинга состоит в его способности прямо или косвенно определять принципы внешней политики стран, их приоритеты и курс на мировой внешнеполитической арене. Являясь не только формой внешнеэкономических связей, но и эффективным средством культурного, социального, научного обмена, международный туризм зачастую способен сделать больше, чем дипломатические переговоры на самом высоком уровне. Из числа функций, приобретенных туроператорами совсем недавно, характерных в большей степени для постиндустриальных экономических систем, можно выделить операторское лобби. Его смысл имеет много общего с политическим толкованием этого термина. Тур- операторы получили реальную возможность оказывать давление на прямо или косвенно зависящие от его функционирования предприятия других сфер экономики. Среди направлений туроператорского лобби, прежде всего, можно выделить поставщиков туристских услуг. Туроператор определяет направления деятельности отелей, авиакомпаний, предприятий питания, предоставления туристских услуг и работ. В свою очередь предприятия-поставщики туристских услуг, понимая свою зависимость от туроператоров, идут им на всяческие уступки-скидки, модернизацию и введение новых услуг и форм обслуживания и др. Туроператорское лобби подстегивается также и ростом конкуренции между туристскими регионами, их стремлением завоевать симпатии и внимание со стороны крупных операторов, стать одним из направлений их работы. Власти многих регионов упрощают паспортно-визовые формальности, участвуют в совместных рекламных кампаниях, частично возмещают стоимость чартерных перевозок при условии их рентабельной загрузки, гарантируют полную безопасность и максимальный комфорт пребывания. Таким образом, туроператор в современном мире стал гарантом предоставления потенциальных клиентов многим предприятиям инфраструктуры туристской индустрии, что вполне заслуженно позволило ему превратиться в реальную силу, оказывающую давление как на функционирование зависимых предприятий, так и на политику властей. Вместе с тем туроперейтинг в определенной степени концентрирует и выполнение некоторых негативных функций, к коим следует отнести отмывание денег, легализацию переводов денег за рубеж, организацию незаконной эмиграции населения, нарушение потребительских прав туристов, элементарный обман и т.п. Вследствие этого во всем мире определен перечень условий, выполнение которых необходимо для осуществления туроперейтинга. Прежде всего, это признание его лицензируемым видом деятельности и определение государственного органа, имеющего разрешительные полномочия. Требования лицензирующего органа (а им могут быть министерства и ведомства, отделы и комитеты, лицензионные палаты, органы исполнительной власти) зависят от законодательства соответствующего государства или местности, но их условно можно разделить на три блока: - предоставление документов, подтверждающих законность образования юридического лица - соискателя туроператорской лицензии. Прежде всего, это сведения об учредителях юридического лица, организационно-правовой форме, размерах уставного капитала, имуществе фирмы; - подтверждение наличия в штате соискателя определенной доли работников, имеющих опыт работы в туризме, либо соответствующее образование, что служит гарантией качества предоставляемых операторских услуг в дальнейшем; - наличие или перспективы приобретения соискателем договорной базы для дальнейшего туроперейтинга. Следует сказать, что у нас туроперейтинг с недавнего момента относится к нелицензируемым видам деятельности Учитывая также степень рискованности туроперейтинга, связанной с работой самого оператора, производителей и поставщиков туристских услуг, форс-мажорными обстоятельствами, и возможность нарушения прав туристов со стороны фирмы в ходе работы, нанесения туристам морального вреда, законодательством многих стран мира (а теперь и нашей страны) в качестве требований к туроперейтингу установлены размеры финансовых гарантий туроператоров. Это определенная денежная сумма, вносимая туроператором либо в качестве депозита в банк, либо в форме гарантий финансовых организаций, которая служит финансовым резервом для покрытия незапланированных расходов туроператора. Размер такой суммы составляет от 100 тыс. до 500 тыс. дол. Эта сумма производит отсев непрофессиональных и «подставных» туроператоров на рынке, тем самым снижая конкуренцию и риск обмана. Таким образом, туроператор занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает цены на туры по этим маршрутам, продает туры напрямую туристам или через посредников — туристских агентов. Туроператор обеспечивает туристам разнообразие выбора туристских услуг и одновременно упрощает заказ обслуживания в других городах и местностях, беря эти функции на себя. Туроператоры выполняют специальную роль в туристской индустрии. Они приобретают туристские продукты, формируют пакеты услуг и продают их прямо или косвенно различным пользователям с целью получения прибыли. Туроператор может продавать услуги раздельно, выступая в этом случае как посредник (например, продажа экскурсионных, транспортных, гостиничных услуг). Итак, на туристском рынке действуют туроператоры и турагенты, которые вступают в органическое взаимодействие между собой. Результат этого взаимодействия — турпродукт, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов. Однако турагенты выполняют и свои специфические функции, которые будут рассмотрены нами далее. Основные отличия туроператора от турагента представлены в таблице 1. Таблица 1.
Как считает Е.Н. Ильина, функции туроператора включают: - изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы; - составление перспективных программ обслуживания, туров и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов; - взаимодействие с поставщиками услуг на туры на договорной основе (гостиницы, предприятия питания, транспортные предприятия, экскурсионные фирмы и музеи, предприятия бытового обслуживания, местные власти, дирекции парков, досуговых учреждений, заповедников и др.); - расчет стоимости тура, транстура и определение цены с учетом рыночной ситуации; установление тарифов и цен на свои услуги по комплектации туров разного состава, классности и др.; - обеспечение туристов, путешествующих по маршрутам туров, всеми необходимыми материалами рекламно-сувенирного характера, специальным снаряжением и инвентарем; - подготовка, подбор и назначение на маршруты кадров, выполняющих функции контакта с туристами, координации и контроля над выполнением программ обслуживания (гидов-экскурсоводов, сопровождающих, инструкторов, аниматоров и др.); - рекламно-информационная деятельность для продвижения своего туристского продукта к потребителям; - продвижение и реализация туров потребителям через систему турагентств - агентскую сеть; - контроль над надежностью и качеством обслуживания; - постоянная оперативная связь с туристами во время обслуживания, решение возникающих вопросов. Туроператор на туристском рынке занимает позицию между производителями услуг и их потребителями. Его задача — продвижение услуг отдельных производителей до потребителей в виде комплексного туристского продукта, причем как основных услуг (пакет тура), так и дополнительных, т.е. потребляемых на месте за наличный расчет.
3. Классификация и виды туроперейтинга и туроператоров. Поскольку туроперейтинг весьма разнообразный и разнонаправленный вид приложения человеческого труда, возникает потребность классифицировать как его самого, так и туроператоров по различным признакам. Детальная классификация туроператоров и туроперейтинга приводится по работе Д.С. Ушакова с некоторыми дополнениями и корректировкой. Прежде всего, основываясь на географии туроперейтинга, можно выделить аутгоинговых, инкаминговых и инсайд-туроператоров. Аутгоинговый туроператор (отправляющий, инициативный) специализируется на разработке, продвижении и реализации выездных международных туров, т.е. путешествий граждан своей страны за ее пределы (рисунок 5). Это наиболее сложный, требующий приложения наибольших усилий и капиталовложений вид туроперейтинга. Сложность аутгоинга заключается в необходимости детального изучения продаваемого направления и получении исчерпывающей информации о самых разных аспектах. Рисунок 5. Схема работы инициативного туроператора. Вторая причина наивысшей сложности аутгоинга - необходимость деловых контактов с зарубежными партнерами (отели, meet-компании, экскурсионные и транспортные организации), требующая от персонала, кроме знания иностранных языков, учитывать иследующие факторы: - часовые пояса - разница во времени приводит к неоперативности выполнения заявок; - особенности организации работы населения страны-реципиента (перерывы, выходные, праздники и т.д.); - уровень развития средств связи в стране-реципиенте; - психологические и социальные особенности работников зарубежных партнеров (уровень их ответственности, оперативности, профессионализма и др.); - географическая удаленность партнеров, затрудняющая организацию командировок, информационных туров и вынуждающая операторов верить партнерам на слово; - довольно пессимистические перспективы и высокая стоимость издержек возможных судебных разбирательств туроператора с зарубежными партнерами. В зависимости от активности сотрудничества аутгоингового туроператора и авиакомпаний (а они - ведущие поставщики туристских услуг на рынке) можно классифицировать международных туроператоров на флайтеров и нон-флайтеров. Флайтер - аутгоинговый туроператор - активный фрахтователь воздушных судов, принадлежащих местным авиакомпаниям. Иначе говоря, туроператор получает возможность организации чартерных рейсов и соответственно возможность не только предварительно оплатить чартер, но и реализовать максимальное количество путевок или авиабилетов на заказанный рейс, чтобы обеспечить его максимальную рентабельность. В зависимости от форм сотрудничества флайтеров с авиакомпаниями можно также выделить абсолютных и относительных флайтеров. Абсолютный флайтер - туроператор, первым приобретающий по договору чартера воздушное судно полностью, т.е. обязующийся по согласованию с руководством авиакомпании и наземными службами аэропорта полностью оплатить и осуществить полет под полную собственную ответственность. Эта форма типична для крупных туроператоров. Относительный флайтер - более мелкий туроператор, объемы продаж и рыночные возможности которого не позволяют ему гарантировать «подъем» чартерного авйарейса собственными силами. Он консолидирует свои усилия в рамках пула — временно создаваемого объединения, существующего для достижения определенной общей цели его участников, разделяя между собой салон самолета на блоки кресел. Наконец, нон-флайтеры - аутгоинговые туроператоры, форма работы которых не подразумевает фрахт воздушных судов ни на каких условиях. Отказ международного туроператора от участия в организации чартеров может иметь ряд причин: - туроператор работает по направлениям, на которых отлажены недорогие и максимально удобные регулярные авиарейсы; - туроператор предоставляет VIP-отдых в немассовых и непопулярных направлениях - невозможность загрузки целого лайнера или блока мест; - туроператор вообще не занимается организацией авиатуров, предлагая железнодорожные, автобусные туры и морские круизы; - туроператор не имеет финансовой или рыночной возможности для организации чартерных авиарейсов. Также аутгоинговых туроператоров в зависимости от форм их сотрудничества с зарубежными курортами можно классифицировать на презентативных и репрезентативных. Репрезентативная форма сотрудничества аутгоингового туроператора с иностранным курортом заключается в доверении наземного обслуживания своих туристов иностранному партнеру - meet-компании (принимающей стороне, инкаминговому туроператору). Презентативная форма - высшая стадия развития туроперейтинга, характеризующаяся наличием у туроператора представительства на курорте (частного лица, отделения, филиала). Но это удовольствие дорогостоящее и его могут себе позволить только туроператоры, плотно сотрудничающие с данным курортом. В отличие аутгоинга инкаминг (принимающий или рецептивный туроперейтинг) - функция туроператора по разработке, продвижению и организации туров на территории собственной страны для иностранных граждан. Инкаминг напрямую связан с аутгоингом, обеспечивая последнему прием, размещение, организацию досуга туристов в местах их временного пребывания. Именно инкаминг для властей страны наиболее приоритетное направление туроперейтинга, поскольку от его развития напрямую зависит объем валютных поступлений в экономику страны-реципиента, ситуация на рынке рабочей силы, уровень развития инфраструктуры. Организация въездного туризма также требует от туроператора определенного уровня профессионализма и опыта работы для эффективного преодоления следующих проблем. 1. Проектирование и планирование турпродукта должно подразумевать возможности своей модификации в зависимости от особенностей потребностей приезжающих туристов. К ним следует отнести обычную стыковку тура под время прибытия и отправления туристов, количество дней, проводимых туристами, а также возможные модификации тура, необходимые для максимального удовлетворения потребностей туристов. 2. Инкам-туры требуют приложения усилий туроператоров для продвижения турпродукции на зарубежных туристских рынках. Инкам-туроператор должен донести до зарубежных потенциальных туристов информацию о своей стране, особенностях и уникальности ее туристского потенциала, убедить их в необходимости и безопасности ее посещения и т.д. Вместе с тем инкаминг активно поддерживается государством как серьезный источник иностранных валютных поступлений. 3. Инкам-туроперейтинг в значительной степени зависит от имиджа страны-реципиента в мире. Особенно большое влияние на имидж страны оказывает политическая обстановка в регионе и география терроризма, а также уровень преступности, распространение опасных заболеваний, качество местных пищевых продуктов и др. 4. Инкаминг также имеет ряд преимуществ перед аутгоингом. Прежде всего это большие возможности в процессе планирования туров, так как туроператор прекрасно владеет информацией о туристском потенциале своей страны и состоянии инфраструктуры туризма. Туроператор может легко наладить контакты с различными предприятиями транспорта, размещения, питания, экскурсионного обслуживания и др. При этом издержки инкам-туроператора будут значительно более низкими по сравнению с аутгоингом. Кроме того, инкаминговый туроператор находится в непосредственной близости от туристов в ходе реализации туров и имеет возможность контролировать ситуацию, моментально разрешить возникающий конфликт, избежать • нестыковок и накладок. Наконец, инсайдинг - вид туроперейтинга, планирующий, продвигающий и реализующий внутренний турпродукт, т.е. туры по территории своей страны для своих сограждан. Инсайд-туроперейтинг базируется на туристском потенциале своей страны и ориентирован на удовлетворение туристских потребностей своих сограждан. Инсайдинг также активно поддерживается государством, так как не приводит к оттоку денежных средств и влияет на экономику регионов. Следует также заметить, что инсайдинг - это самый дешевый, но и наименее прибыльный вид туроперейтинга. Одновременно он значительно облегчает и удешевляет процедуру установления договорных отношений, нужную для планирования и ценообразования тура; снимает необходимость оформления и распространения информации о местах пребывания на туристском рынке; не требует организации информационных туров и активной рекламы и пропаганды. Добавить еще следует и то, что туроператор одновременно может быть и инициативным, и рецептивным, и инсайдинговым. Так, фирма «Ювента-тур» занимается отправкой российских туристов в любую страну мира, приемом иностранных туристов (этнический, ностальгический, образовательный туризм), а также комплектует и продает туры по территории России для соотечественников. Следовательно, фирма - и инициативный, и рецептивный, и инсайдинговый туроператор одновременно. Профиль работы туроператора - доминирующие в его ассортименте виды или географические направления туров, т.е. виды или направления туров, доля которых в объеме продаж туроператора максимальна, их продажа обеспечивает основную долю прибыли туроператора. В реализации этих туров туроператор достиг наивысшего мастерства и профессионализма, с ними потребитель идентифицирует оператора на рынке. Каждый оператор - специалист в организации конкретного вида туров или в работе с тем или иным географическим направлением. Профиль работы туроператора может различаться по направлениям, которые при этом бывают популярными и непопулярными. Популярные направления работы оператора: он организует регулярные групповые поездки в течение всего туристского сезона (например, в Египет, Турцию, Италию, Францию). Непопулярные же направления отличаются тем, что туры в них либо индивидуальные, либо нерегулярные в течение всего турсезона (к примеру, поездки в Таиланд, Малайзию, на Сейшельские, Канарские острова). Кроме того, направления работы туроператора зависят от колебания туристской активности в течение года: они могут быть сезонными (туры в Анталью, Сочи, Домбай) или полисезонными (круглогодичными) - туры в санатории, автобусные туры по Европе, туры «Классическая Италия», «Средневековая Франция» и др., Опять же в зависимости от направления работы профиль туроператора может быть: сильно концентрированным - оператор специализируется на работе с ограниченным количеством отелей на определенном курорте (распространен среди операторов, имеющих оплаченные блоки мест в ряде гостиниц); концентрированным - туроператор специализируется на работе со многими отелями узкого перечня курортов (распространен среди туроператоров, имеющих стабильные договорные отношения с поставщиками услуг либо небольшие квоты мест во многих гостиницах курортов); рассеянным - туроператор в принципе предлагает большой перечень курортов в нескольких странах (работа по разовым заявкам). Наконец, направление работы туроператора может быть дорогим и недорогим. Дороговизна того или иного направления определяется географической удаленностью дестинации, уровнем жизни населения принимающего региона. В зависимости от профиля работы туроператоров можно условно разделить на монопрофильных («специалистов») и многопрофильных («универсалов»). Монопрофильные операторы специализируются на одном направлении или предлагают туры одного вида. Достоинства монопрофильности: - достижение высокого профессионализма в организации данного вида туров или работе с определенным направлением; - максимальная информированность работников туроператора и высокое качество их работы; - возможность идентификации туроператора на рынке как организатора именно этого вида туров или работающего именно в этом направлении; - возможность получения аккредитации в посольствах стран, на работе с которыми специализируется туроператор; - возможность получения помощи со стороны властей курортов, с которыми сотрудничает туроператор, - проявление туроператорского лоббизма; - более низкий в сравнении с многопрофильными операторами размер капиталовложений. Но у монопрофильных операторов есть и явные недостатки: рост зависимости от поставщиков услуг; небольшая гибкость предлагаемых туров; необходимость постоянной их модификации вследствие устаревания продукта; формирование стереотипа профильности у потребителя (идентификация оператора с профилем) — переквалификация приводит к недоверию, появлению сложностей в ломке стереотипов и др. Аналогичную классификацию туроператоров по видам деятельности предлагает Е.Н. Ильина. Она так разделяет всех туроператоров: операторы массового рынка, продающие турпакеты с использованием чартерных авиарейсов в места массового туризма; специализированные операторы, которые специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (страна, вид туризма и др.). В свою очередь, они могут быть туроператорами: - специального интереса (например, организация экологических и сельских туров, приключенческий туризм, сафари); - специального места назначения (например, поездки в США, Италию, Турцию); - определенной клиентуры (например, молодежь, семейные пары, бизнесмены, пенсионеры); - специальных мест размещения (например, дома отдыха, пансионаты, турбазы, санатории); - использующими определенный вид транспорта (поезда, самолеты, автобусы, морские и речные суда). Классифицируют также туроператоров и по размерам. Различаются крупные, средние и мелкие. К крупным туроператорам относятся предприятия, услугами которых пользуются более 100 тыс. человек в год, а их оборот составляет более 35 млн. дол. В группу средних входят предприятия с клиентурой от 30 тыс. до 100 тыс. человек в год. К категории мелких относятся предприятия, обслуживающие за год менее 30 тыс. туристов. По региону деятельности туроператоры подразделяются на местных, региональных, межрегиональных и международных. Различают их также по экономическим функциям. Не все предприятия при организации туров стремятся получить в первую очередь максимальную прибыль. В этой группе выделяются коммерческие туроператоры, чья цель - максимизация прибыли, некоммерческие (общеполезные), их цели - образовательные, воспитательные, полезность, и предприятия «черного туризма», занимающиеся туристской деятельностью непостоянно, по обстоятельствам. Также туроператоры делятся на истинных ипосредников. Туроператор «истинный» формирует тур путем заключения прямых договоров с производителями услуг за границей или в другом регионе своей страны. Как правило, он работает натуристов-индивидуалов (эксклюзив-туры). Туроператор-посредник имеет партнера за границей, т.е. рецептивного туроператора. Схема работы туроператоров представлена на рисунке 6. Рисунок 6. Схемы работы туроператора-посредника и истинного туроператора. 1. Основные технологии операторского бизнеса. 2. Особенности и процедуры агентского бизнеса. 3. Технологии взаимоотношений туроператора с турагентами.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 7532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |