![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 5. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена, конкуренция
Рис. 1. Экономический кругооборот Лекция 4. Рынок: содержание, функции, типология, инфраструктура Cмешанная экономика Современная рыночная (смешанная) экономика имеет следующие отличительные признаки: 1. Многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от индивидуальной до корпоративной). 2. Ускоренное создание производственной и социальной инфраструктуры под воздействием научно-технической революции. 3. Более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы. В развитой рыночной экономике значительно изменяется хозяйственный механизм. На уровне отдельных фирм плановые методы присутствуют в форме маркетинговой системы управления. На макроуровне осуществляется государственное регулирование экономики. Вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм. Вопросы использования ресурсов решается крупными компаниями посредством стратегического планирования.
1. Сущность и предпосылки возникновения рынка 2. Основные виды рынков. Функции рынка. 3. Преимущества и недостатки рынка. 4. Инфраструктура рынка. 5. Субъекты современного рыночного хозяйства и их экономические цели. Модель экономического кругооборота
1. Рынок – это форма организации общественного производства, обеспечивающая взаимодействие производства и потребления посредством ценового механизма. Рынок функционирует на основе принципа возмещения затрат и их сопоставления с получаемым доходом. В развитых странах рынок представляет собой социально-экономический механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями. Предпосылки возникновения рынка – общественное разделение труда, специализация, экономическая обособленность товаропроизводителей. Важной характеристикой рынка являются трансакционные издержки, частично определяющие границы рынка и целесообразность присутствия фирмы на рынке. Обратите внимание, что трансакционные издержки не связаны с производством продукции; они создаются в сфере обмена или предшествуют ему. В состав этих издержек входят затраты на поиск информации (например, о ценах), ведение переговоров, заключение контрактов, издержки измерения (например, качества приобретаемой техники), издержки оппортунистического поведения (обман, нарушение условий контракта). Основные элементы рыночного механизма – спрос, предложение, цена, конкуренция.
2. О сновные признаки классификации рынков: · по экономическому назначению (рынок товаров, рынок ресурсов); · по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой рынок); · по отраслевой принадлежности (рынок мяса, рынок автомобилей рынок нефти, рынок зерна и т.д.); · по степени насыщенности (насыщенны и ненасыщенный); · по степени развития конкуренции (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия, олигополия). Основные функции рынка: информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая, санирующая. Информационная - посредством постоянно изменяющихся цен и процентных ставок за кредит рынок дает предпринимателям информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок. участникам используя информацию о ценах, процентных ставках за кредит, Посредническая - в нормальной рыночной экономике с развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика, а продавец - выбрать наиболее подходящего покупателя. Ценообразующая. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда с общественно необходимыми. Различные продукты и услуги, поступающие на рынок, содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Однако рынок признает только общественно необходимее затраты, которые согласен оплатить покупатель. Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Важную роль в регулировании имеет соотношение спроса и предложения. Если цена увеличивается, то это сигнал к расширению производства, При уменьшении цены действует сигнал к сокращению производства. Таким образом, стихийные действия предпринимателей приводят к установлению соответствующих экономических пропорций. 3. Преимущества и недостатки рынка. Преимущества: 1) эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство тех товаров, которые действительно необходимы обществу. Трудно представить насыщенность современного рынка черно-белыми телевизорами, пишущими машинками, патефонами и граммофонами.. 2) -Возможность его успешного функционирования при наличии ограниченной информации (например, о цене и издержках производства); 3) Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям. Например, повышение цен на энергоносители сопровождается разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий); 4) Свобода выбора потребителей и предпринимателей. Потребители сами делают выбор: какой товар они хотят приобрести. Предприниматели, в свою очередь, независимы в принятии решений о покупке ресурсов, заключении контрактов, найме работников, выборе поставщиков и т.д. 5) Оптимальное использование результатов научно-технического прогресса: внедрение новых технологий, выпуск новых товаров. 6) Способность к удовлетворению разнообразных потребностей. Недостатки: 1) рынок не способствует сохранению невозобновимых ресурсов; 2) рынок не имеет механизма защиты окружающей среды (после нас хоть потоп), поэтому лишь соответствующее законодательство может побудить предпринимателя проводить природоохранные мероприятия); 3) рынок не обеспечивает социальные гарантии, стабильную занятость, не гарантирует право на труд и доход; 4) Рынок не всегда может обеспечить эффективное использование ресурсов. Выделяются следующие «провалы» рынка: 4.1. нежелание обеспечить выпуск общественных благ (;перекладывается на государство). Общественные блага - это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление); 4.2. Неспособность регулирования внешних эффектов, т.е. издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в цене). Пример отрицательного внешнего эффекта: строительство плотины в верховьях реки (в низовьях реки будет меньше рыбы). Положительный внешний эффект - развитие образования (выигрыш получают все, включая государство); 4.3.проблема монополии. 4.4. наличие ассиметричной (неполной информации ). Провалы рынка компенсирует государство, используя регулирующие функции. 4. Инфраструктура рынка -это совокупность институтов, служб. предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Основные элементы инфраструктуры: · биржи и их организационно оформленное посредничество · аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества · кредитная система и коммерческие банки · эмиссионная система и эмиссионные банки · система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости · информационные технологии и средства деловой коммуникации · налоговая система и налоговая инспекция · система страхования коммерческого и хозяйственного риска и страховые компании · специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства массовой информации · торговые палаты и другие общественные, добровольные и государственные объединения деловых кругов · таможенная система · профсоюзы работающих по найму · коммерческо-выставочные комплексы · система высшего и среднего экономического образования · аудиторские компании · консультативные компании · общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности · специальные зоны свободного предпринимательства Функции инфраструктуры: · облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов · повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе их специализации; · организационное оформление рыночных отношений; 5. Экономический кругооборот – это движение экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов. Основные субъекты рыночной экономики – домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на экономические ресурсы, предлагая потребителям товары и услуги.
4. Эластичность спроса и предложения.
В математике под эластичностью понимается отношение процентного изменения функции к процентному изменению независимой переменной. Для функции рыночного спроса в качестве аргументов (независимых переменных) будут: цена данного товара; цены других товаров и доход потребителя. Следовательно, э ластичность спроса – это реакция покупателя на изменение цены данного товара, цен на другие товары и доход. Соответственно выделяют прямую и перекрестную эластичность спроса по цене, а также эластичность спроса по доходу.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |