Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Рыночные структуры




Надеюсь, вы не забыли основные признаки классификации рынков (по экономическому назначению, по географическому положению, по отраслевой принадлежности, по степени насыщенности, по степени развития конкуренции). Рассмотрим более подробно последний признак. Прежде всего следует отметить, что р ыночная конкуренция – это борьба за ограниченный спрос потребителя, которую ведут фирмы на доступных им сегментах. Степень развития конкуренции во многом определяется возможностями фирмы воздействовать на рынок. Чем ниже влияние фирмы на рынок тем более конкурентным считается рынок.

По степени развития конкуренции выделяют следующие рыночные структуры (модели рынка) чистую (совершенную) конкуренцию, чистую монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию.

Рыночная структура - это совокупность элементов, определяющих функционирование рынка: число фирм в отрасли, размер этих фирм, условия спроса и предложения, барьеры входа (выхода) в отрасль (из отрасли) и т.д..

Отличительные признаки рыночных структур представлены в таблице

Таблица

Общая характеристика рыночных структур*

Типы рыночных структур** Показатели
Число фирм в отрасли Характер продукции Барьеры входа в отрасль и выхода из нее Контроль отдельной фирмы над ценой
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная отсутствуют отсутствует
Монополистическая конкуренция Много мелких фирм Дифференцированная невысокие Небольшой
Монополия Одна Уникальная Высокие высокий
Олигополия Несколько крупных фирм Однородная или дифференцированная Высокие Высокий в случае тайного сговора

*Предполагается, что на рынке присутствует достаточное количество покупателей

** Приведенный в таблице перечень рыночных структур не является исчерпывающим. Помимо вышеназванных, существуют такие рыночные структуры, как монопсония (на рынке имеется только один покупатель); двусторонняя монополия (один продавец – один покупатель); дуополия (на рынке представлены только две фирмы).

Для всех рыночных структур действуют следующие правила:

индивидуальные затраты трудаотдельной фирмы не могут превышать общественно необходимые затраты

фирма должна закрыться, если выручка от реализации продукции меньше общих переменных издержек. Аналогично: если цена меньше средних переменных издержек.

Чтобы определить объем производства, при котором фирма получает максимальную прибыль, следует использовать равенство: MC = MR (предельные издержки равны предельной выручке).

 

Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими условиями:

однородность продукции;

малые размеры и многочисленность субъектов рынка;

отсутствие барьеров входа-выхода;

доступность информации;

отсутствие трансакционных издержек;

отсутствие контроля фирмы над ценой.

Пример: рынок зерна, рынок акций, оказание ремонтных услуг.

Кривая рыночного спроса на продукцию отрасли имеет обычный наклонный вид.

 

Рис. 1. Спрос на продукцию отрасли на рынке совершенной конкуренции.

 

Для фирмы, напротив, спрос на продукцию является абсолютно эластичным и представлен горизонтальной линией. Это означает, что кривая спроса совпадает с рыночной ценой.

Так как отдельная фирма не в состоянии оказывать влияние на цены, то задача сводится к определению объема выпускаемой продукции, который должен обеспечить максимальную прибыль.

Решения в краткосрочном периоде

Как известно, в краткосрочном периоде часть ресурсов является фиксированными, а часть - переменными. Поэтому менеджер должен принимать соответствующие решения, изменяя только ресурсы, находящиеся под его контролем (сырье, материалы, работники)

Возможны три варианта поведения:

· производство ради максимизации прибыли. Вспомним правило рыночных структур, определяющих условия максимизации прибыли.

Фирма получает максимальную прибыль при таком объеме производства, когда предельная выручка = предельным издержкам (MC = MR). Однако в условиях совершенной конкуренции предельная выручка равна цене, поскольку фирма продает дополнительную единицу продукции по одинаковой цене. Следовательно, действует правило: Фирма получает максимальную прибыль при таком объеме производства, когда цена = предельным издержкам (Р = MС). При этом, безусловно, цена превышает и средние издержки производства фирмы (они определяются как общие издержки в расчете на единицу продукции или ATC).

 

· производство ради минимизации убытков. Возможна ситуация, когда цена ниже АТС, т.е. налицо убыток. Из курса экономической теории нам известно еще одно правило рыночных структур, которое рекомендует фирме продолжать деятельность даже при наличии убытка. Это возможно, если цена больше средних переменных издержек. В данном случае фирма может оплатить все переменные издержки и погасить часть постоянных (например, арендную плату, процент за кредит и т.д.).

· прекращение производства. Решение принимается, если цена ниже средних переменных издержек.

 

Решения в долгосрочном периоде

 

В долгосрочном периоде фирма изменяет все факторы производства, а в отрасли возможен вход-выход других фирм. Задумаемся: в каком случае фирмы заинтересованы войти в отрасль? Конечно, если другие компании получают краткосрочную прибыль. Результат вхождения новых фирм - увеличение предложения отрасли. Если же компании в краткосрочном периоде несут убытки, то они покидают рынок. Это продолжается до тех пор, пока рыночная цена не установится на уровне, при котором все компании будут получать нулевую экономическую прибыль.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.