Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночная структура и виды рынков




Глава 5. Рыночная организация хозяйства

Рынок – одно из величайших достиже­ний цивилизации, но возникновение и становление рынка – это не результат достижений разума, а следствие длительного исторического развития.

Рынок, как развитая система отношений товарного обмена, представляет систему отдельных взаимосвязанных рынков – элементов «большого» рынка, организованных в структуру по схеме 6.1. Левая часть схемы содержит классификационные признаки рынков, а правая – рынки, входящие в данную классификационную группу.

 

  Экономи­ческое назначение   • товары и услуги • средства производства • научно-технические разработки • фондовые
   
       
  Товарные группы   • товары производственного назначения • товары народного потребления • продовольственные товары • факторы производства
   
       
  Территориальный признак   • внутрирегиональные • межрегиональные • республиканские • межреспубликанские • международные
   
       
  Степень ограничения конкуренции   • монопольные • олигопольные • свободные • смешанные
   
       
  Характер продаж   • оптовая торговля • розничная торговля • биржи • государственные закупки
   
       
  Соблюдение законности   • легальные, официальные • нелегальные, «теневые», «черные»
   
       
Схема 6.1. Структура рынка

Современный рынок пронизывает все сферы экономической жизни общества, но, как свидетельствует практический опыт, для своего эффективного функционирования он требует создания совокупности институтов, или инфраструктуры рынка, которая включает ряд обязательных элементов.

Во-первых, сюда входит законодательная система, которая организует правовое регулирование рынка, устанавливая «правила игры», и охраняет интересы субъектов рыночных отношений. Эта система основана на Гражданском кодексе, который исполняет роль экономической конституции.

Во-вторых, органы государственного регулирования и контроля: налоговая система; совокупность государственных учреждений, проводящих финансовую и кредитно-денежную политику; органы эпидемиологического, санитарного, экологического контроля и пр.

В-третьих, к рыночным институтам относятся различные общественные организации, например, ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Расширяя сферу действия гражданского общества, они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности действий рыночных агентов.

В-четвертых, для нормальной работы рыночной систе­мы необходимо общее устройство хозяйственной жиз­ни. Оно включает средства коммуникации, торговые предприятия, банки, биржи, склады, информационное обеспечение, юридическую поддержку и многое другое. Всё это связывает производителей, торговых посредников и покупателей в единый чётко действующий механизм. Такая целостность придаёт рынку способность к саморегулированию. Компоненты рыночного механизма настраиваются, приспосабливаясь к ценам, которые изменяются по определенным законам. Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков, которые представлены на схеме 6.2.

 

  Рынки товаров и услуг   • товары потребительского назначения (продовольственные и непродовольственные); • услуги: бытовые, транспортные, коммунальные; • жильё и здания непроизводственного назначения.
   
       
  Рынки факторов производства   • недвижимость; • орудия труда; • сырьё и материалы; • энергетические ресурсы; • полезные ископаемые.
   
       
  Рынки финансов   • инвестиционные; • кредитные; • ценных бумаг; • валюты денег.
   
       
  Рынки интеллектуальных продуктов   • инновации; • изобретения; • информаци­онные услуги; • произведения литературы и искусства.
   
       
  Рынки рабочей силы   движение трудовых ресурсов в соответствии с • уровнем образования; • профессией; • квалификацией.
   
       
  Региональные рынки   • местные: внутренние, национальные; • внешние: международные.
   
Схема 6.2 Виды рынков



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.