Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние затраты и внешние эффекты




Кругообороты благ и доходов. Номинальные и реальные величины

 

С позиций рынка макроэкономика представляет собой гигантскую рыночную сделку, размер которой определяется размером производства всей страны в рамках определенного временного периода. Механизм макрорынка для всех рыночных сделок одинаков и не зависит от объемов и пространственно-временных масштабов. Для макроэкономики принципиально важно решить главную проблему, чтобы гигантский акт купли-продажи, во-первых, вообще состоялся, а во-вторых, чтобы все произведенное было предложено к продаже, а все предложенное раскуплено.

В случае если не вся произведенная продукция предложена или раскуплена, неизбежна потеря использованных ресурсов. Так, если совокупный спрос превысит совокупное предложение, то будет невозможно удовлетворить часть платежеспособных потребностей. И, наоборот, если предложение превысит спрос, то часть произведенного продукта не будет реализована. Таким образом, любое несоответствие величины спроса и предложения представляет собой диспропорцию в экономике, которую необходимо преодолеть. Как правило, непростое преодоление этого несовпадения образует механизм экономического роста, т.к. оно вскрывает изменения структуры потребностей общества, которые являются движущим мотивом изменения структуры производства.

 

Процессы производства и потребления некоторых видов товаров и услуг сопровождаются внешними эффектами, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в них.

Внешние эффекты (externalities - экстерналии) – это выгоды или издержки, не отраженные в ценах товаров, сказывающиеся на всех третьих лицах, не участвующих в рыночных отношениях. Они могут возникать как в производстве, так и в потреблении данного товара. В зависимости от характера воздействия на издержки и выгоды, а также влияния на объемы производства их делят на отрицательный и положительный внешний эффект. Чтобы более четко разграничить эти близкие понятия, отрицательные внешние эффекты называют внешними затратами, а положительные – просто внешними эффектами.

Отрицательный внешний эффект (негативная экстерналия) – это внешние издержки на некоторые ресурсы, не нашедшие отражения в цене изготовленной продукции. Это означает использование неучтенных ресурсов без необходимой их оплаты. Классическим примером является сбрасывание сточных вод химкомбинатом в водоем, в котором ведется промысловый лов рыбы. Чем больше сточных вод попадает в водоем, тем меньше будет в нем рыбы, снизятся ее питательные свойства и качество, сократится улов. Наносимый окружающей среде вред создает отрицательный внешний эффект производства. Он возникает потому, что у химического предприятия нет стимула учитывать внешние дополнительные издержки, которые выражаются в убытках рыбаков и всех других пользователей водоема. Поскольку внешние затраты не отражаются в рыночных ценах, они могут стать причиной экономической неэффективности экономики в целом.

Положительный внешний эффект (позитивная экстерналия) – это выгода, не отраженная в цене продукции и представляющая собой производство определенного блага без соответствующей его оплаты. Поэтому положительные внешние эффекты могут привести к слишком малому его объему. Классическим примером в этом случае являются люди, которые заботятся о своем здоровье. Здоровый человек более активен и трудоспособен, может принести больше пользы всему обществу, экономит общественные средства на здравоохранение. Другой пример. Организация занимается озеленением и благоустройством прилегающей территории. При этом оно вкладывает в это дело определенные ресурсы в виде саженцев деревьев, цветов, скамеек, мусорных урн и прочего. Выгоду получает не только данная организация, но все общество в целом, т.к. это способствует улучшению экологии, оздоровлению среды жизнедеятельности человека. Но эти выгоды обществом не оплачиваются, т.е. отсутствует дополнительный стимул к их проведению, что в целом сокращает потенциально возможный их объем.

Субъекты рыночного производства и потребления при определении их объемов не принимают во внимание неизбежно присутствующие внешние затраты и эффекты. Это влечет за собой нарушение баланса производимой продукции, т.к. продукции, которая сопровождается отрицательными внешними эффектами, выпускается больше необходимого, а продукции, сопровождающейся положительными внешними эффектами, выпускается меньше необходимого. Такие несоответствия оборачиваются неэффективностью структуры выпускаемой продукции и отраслевыми перекосами в экономике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.